Отсутствие информации - это тоже информация . 5 глава




проводиться с завидной регулярностью, то журналист будет иметь прекрасный архивный материал для последующих выводов и доказательств. Есть понятие плоского и объемного изображения. Так вот, использование материалов на одну тему, снятых в разное время, дает теме объем, позволяет посмотреть на нее с разных точек зрения, и это сразу вызывает ответную, уважительную заинтересованность зрителя. ¦ В Нижнем Новгороде была фантастическая история, связанная, представьте, с тигром. Молодой бизнесмен Володя с детства меч тал о тигренке. Его не интересовали ни кошки, ни собаки. Только ти гры, и все тут. И вот на тридцать лет, скорее в шутку, чем всерьез, друзья подарили ему живого двухмесячного тигренка. Можно себе представить, как он был рад этому подарку. Володя назвал ее Клео патрой и поселил у себя в квартире. Время шло, тигренок вырос в тигрицу. Володя совсем не глупый чело век и понимал, что в своей двухкомнатной квартире он не сможет всю жизнь держать зверя, поэтому целых два года изо дня в день он сражался за организацию в Нижнем Новгороде зоопарка, куда хотел переселить свою Клепу. Володя жил с матерью. Эта женщина совер шила настоящий подвиг. Именно она кормила Клепу и даже после се рьезной травмы, полученной от тигрицы, стояла на стороне сына. Так продолжалось целых два года. В итоге они победили. В одном из парков города был организован настоящий зоопарк, и Клеопа тра стала любимицей всех детей и взрослых. Вскоре ей купили мужа Шерхана, у них появились маленькие тигрята. Володя долго ремонтировал квартиру и восстанавливал бизнес, кото рый рухнул за два года возни с Клепой. Он каждый день ходит в зоо парк. Тигрица помнит и его, и его маму, берет пищу из их рук. ¦ Красивая история, не правда ли? Но она практически потеряна для зрителей, так как ни одна телекомпания не стала делать сериал о жизни молодого человека и его любимого зверя. Были крошечные сюжеты по поводу зоопарка, и те, кто их делал, понятия не имели о том, как был организован этот зоопарк. А ведь могли бы... В разных телекомпаниях и в разных городах бригады умных и амбициозных людей каждый день придумывают проекты. Для чего? Чтобы реализовать свою идею? Да, но это не главное. Чтобы получить «ТЭФИ»? Да, но и это не главное. Чтобы победить конкурента? Да, но и это не главное тоже. Главным было и остается борьба за зрителя - за каждого в отдельности и за всех вместе. Не потерять свою аудиторию, не разочаровать ее, не отпугнуть, а, наоборот, приобрести новых зрителей - из числа тех, кто разочарован телевидением, и тех, кто привык смотреть другие каналы. Продюсеров упрекают в постоянной погоне за рейтингом. Но они бегут за зрителем, плохо, если позади, хорошо бы всегда в лидерах, а за ними и молодые, и пожилые, и совсем маленькие - благодарные и внимательные. Мечта! Но, как ни странно, иногда «мечты сбываются».

ГЛАВА 3 НОВОСТИ - ЛИЦО КАНАЛА Почему люди смотрят новости? Действительно, почему? Этот простой вопрос часто ставит в тупик моих студентов. Первый ответ, который приходит в голову: «Для того, чтобы иметь информацию». Снова спрашиваю: «А зачем? Почему человек добровольно грузит себя информацией, часто негативной?» И вот здесь еще труднее ответить. Самым точным вариантом ответа мне кажется такой: «Мы нуждаемся в информации, чтобы лучше сориентироваться в этой жизни». Известно, что человеку интересен прежде всего он сам. Каждому хочется совершать как можно меньше ошибок. А для этого надо лучше представлять себе мир, в котором мы живем, ситуацию вокруг нас, события, которые могут случиться с нами. Новости - это и есть тот поток реальной ежедневной информации, который помогает ощутить себя участником некоторых процессов, а следовательно, избегать каких-то ошибок и лучше обдумывать свои действия. Чтобы лучше понять этот тезис, попробуйте представить свою жизнь без телевизионных новостей. Для чистоты эксперимента исключите последние известия из газет и радио. Останутся игры, развлечения, просвещение, интересные люди, любовные истории и т. д. Представили это себе? То есть вы не знаете ни международных событий этого дня, ни того, что случилось за день в стране и в вашем городе. При этом вам надо работать или учиться (или и то и другое), принимать какие-то решения, реализовывать свои планы. Это как жизнь без зеркала: что-то с нами происходит, но мы не можем этого ни увидеть, ни осознать, ни приспособиться к новым обстоятельствам. 57

Новости - это то, что люди обсуждают друг с другом, и реакция на ту или другую новость - один из важнейших психологических показателей личности. Кстати, новости часто включают для того, чтобы было о чем поговорить и, как ни странно, для того, чтобы отвлечься от своей повседневности и узнать: а что у других? Это тоже важная функция новостей. Новости как телевизионный жанр «обречены» на успех, даже когда они совсем неудачные и мало соответствуют своему названию. Мне доводилось видеть информационные программы, в которых реально не было новостей, а были расплывчатые сюжеты о земляках, длинные интервью с представителями власти и чтение газет вслух. На вполне доброжелательную критику коллег авторы этих программ возмущались: «Нас любят, нас смотрят, мы имеем высокий рейтинг». Я вполне допускаю, что это так и есть, потому что других новостей на этом региональном телевидении нет и, значит, зрители вынуждены принимать за новости то, что называется новостями. При этом им приходится добывать из этой массы информации то, что им реально интересно и нужно знать. Но все-таки смотрят? Да, смотрят. И все же, если говорить о телевизионном жанре новостей, есть некоторые четкие законы, по которым он строится. Чем хорошая новостная программа отличается от плохой? Самый короткий ответ: всем. Удивительно, но уже через две-три минуты просмотра любой информационной программы можно понять, профессионально это сделано или нет. Начну с самого начала. • МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА Она должна быть как звук пионерского горна - яркая, манящая, с четкой драматургией и обязательным заключительным аккордом. Конечно, есть блестящие примеры такого музыкального решения, прежде всего на федеральных каналах, где существует уже привычная музыка «Вестей», программы «Время» или синглы НТВ. Есть прекрасные примеры лучших региональных программ: «Афонтово» в Красноярске, «Час пик» в Томске и др. Практически везде музыка написана специально под данную программу, естественно, в контакте с дизайнерами, которые делают заставку. Даже цветовое решение заставки должно быть взаимосвязано с ее музыкальным решением. Это трудно описать словами, но попробуйте внимательно поглядеть на экран десять-двенадцать секунд и проанализировать собственные эмоции. Вас позвали смотреть 58

программу? Вас заманили? Вас чуть-чуть взбодрили? Вас порадовали хорошей музыкальной фразой с современной аранжировкой? Значит, все в порядке. К сожалению, на региональном ТВ уделяют мало внимания этим первым секундам. Мне приходилось слышать даже музыку оркестра Поля Мориа в качестве заставки к новостям. А кто-то брал любую «живенькую» музыку, а перед появлением диктора сводил ее микшером на нет. Это непрофессионально. Обратите внимание, что сегодня музыкальная заставка многих новостных программ состоит из двух частей: первая - до появления диктора в студии, а вторая - после его слов «Вы смотрите программу новостей...». Далее музыка меняет ритм и логично заканчивается перед анонсом. Иногда музыка используется во время анонса, но уже другая. Вы должны уметь внимательно замечать эти ритмы, обращать на них внимание - уже не как зрители, а как творцы, деятели, участники производства программы. • ДИЗАЙН ЗАСТАВКИ Однажды после просмотра сорока информационных программ подряд со мной случилось что-то непонятное: перед глазами мелькали часы, телевизионные вышки и тайм-коды. Потом я поняла - это все заставки слились в одну Большую заставку. Конечно, дизайн - дело непостоянное и он может меняться вместе со временем. Есть мода, есть стиль. Законодателями моды и стиля для региональных телекомпаний становятся федеральные каналы. Ничего плохого я в этом не вижу. Лучше иметь хороший образец перед глазами, чем сочинять что-то слабенькое свое. Однако сила региональных компаний в узнаваемости проблем, людей, и даже родного города. А нейтральные вышки, тайм-коды и абстракции дезориентируют зрителя, поскольку такая заставка может быть и во Владивостоке, и в Рязани, и в Хабаровске. На мой взгляд, надо, учитывая моду и стиль, все же искать свою картинку, свой образ. И некоторым это удается. Всем знакома знаменитая «тройка лошадей» - в «Вестях», а если говорить о региональных компаниях, то вспоминается стильная заставка «Афонтова», где есть кадры студии, города, образ ведущего, и все это очень коротко, четко в соответствии с музыкой. Один из законов дизайна заставки - это возможность многоразового просмотра. Это значит, что зритель каждый раз должен находить что-то новое в привычной картинке, но в то же время она не должна быть перегружена деталями. Делая заставку, профессиональный дизайнер всегда должен учитывать оформление студии, стиль ведущих и программы в целом, потому что главный закон профессиональной работы - это закон гармонии. 59

СТУДИЯ Отзвучала музыка, закончилась заставка. В кадре появляются студия и ведущий. Как правило, в первый момент зрители все-таки больше внимания обращают на студию. В последнее время при оформлении студии распространенным стилем стал стиль ньюсрум: на переднем плане ведущий, за ним стоят компьютеры, телевизоры, ходят какие-то люди, идет работа по сбору и подаче информации. Этот стиль принят во всем мире и действительно очень удобен. Сама картинка каждую секунду напоминает зрителю, что новости - дело оперативное, непрерывное, напряженное. И вот, пожалуйста, наша кухня, где все делается только для вас, прямо в эту секунду и даже на ваших глазах. Конечно, когда на ведущих федеральных каналах России в одно время появились практически одинаковые картинки студий новостей, зрители были несколько разочарованы, потом привыкли. Разница, конечно, есть: в крупности плана ведущего, экранах монитора, наконец в наличии или отсутствии заднего живого плана с людьми и компьютерами, но стиль один. Что касается региональных студий, то здесь беда. Плохо, когда пытаются в небольшой комнате построить свой «ньюсрум» и мы видим испуганного диктора, за спиной которого вышагивают специальные люди вокруг одного жалкого компьютера. Или другой вариант: диктор, за ним мелькающие экраны с непрерывно меняющейся картинкой. Все это отвлекает и смешит. Если нет возможности сделать хорошо, то лучше не пытаться повторять заморский или московский образец. В основном авторы и продюсеры местных новостей все же понимают это и сажают ведущего на фоне логотипа студии, большой фотографии ночного города или на рире с нейтральной фоновой картинкой. Однако даже такое простое решение требует грамотной работы осветителя и оператора в студии, потому что основной просчет студийных картинок местных новостей - это слияние диктора и фона. А так как на заднике часто используются геометрические линии или фигуры, то из нашего ведущего во все стороны «лезут рога», или прямо через голову «проходят молнии», или он окружен какими-то столбами и т. д. При этом не надо думать, что возможности студии напрямую связаны с ее размером и стоимостью студийного оборудования. Много раз мне приходилось убеждаться, что в маленькой неказистой комнате хороший оператор может выстроить грамотную композицию кадра и «оторвать» диктора от фона, используя обычные наши «зонтики» и пару фонарей. ¦ Помню, как однажды на занятиях в Центре «Практика» немецкая журналистка Сабина Пройшхофф попросила журналистов и опера торов найти самое подходящее место для диктора непосредственно 60

в учебном классе. Кто-то переворачивал стулья, кто-то двигал сто лы, кто-то ставил цветы на задний план. Все старались. Каково же было удивление слушателей, когда Сабина предложила элементар ный вариант, посадив диктора таким образом, что за его спиной оказался угол комнаты. Этот угол сразу дал необходимый «воздух», сделав пространство трехмерным. Хитро улыбнувшись, Сабина ска зала: «Друзья, угол есть в каждой комнате». ¦ВЕДУЩИЙ Ведущего как элемент студийной картинки всегда разглядывают. И режиссерам, и продюсерам, и самим ведущим надо относиться к этому с пониманием. Телевидение - это все-таки видение. И первые несколько секунд никто из зрителей вообще не вслушивается в содержание речи диктора. Последите за собой: как вы реагируете на новое лицо на экране? Скорее всего, смотрите: как одет, сколько лет, улыбается или нет. А если на экране знакомый ведущий, то все равно первые секунды мы посвящаем обсуждениям: постриглась или нет, в каком сегодня она пиджачке, в каком настроении. Конечно, хорошо, когда в студии есть специальный стилист, который опять же в контакте с дизайнером, оператором, режиссером и в гармонии с общим решениям программы подбирает стиль ведущему. Но в региональных компаниях, как правило, ведущий сам себе стилист. И здесь появляются проблемы. На одном из фестивальных просмотров информационных программ мне пришлось увидеть подряд двадцать девушек в черном. В черном, как известно, появляться в студии вообще нельзя: трудно выставить правильный баланс цвета на камере и т. д. А когда они шли подряд, появилось ощущение парада вдов. При этом кто-то был в кофтах, кто-то в платье, а одна девушка вообще в нарядной бархатной блузке, отделанной перышками. И это в новостях! Есть непреложные правила для ведущего новостей. Одежда должна быть строгой, то есть обязателен пиджак, причем с длинным рукавом даже летом. Цвет должен быть спокойным, галстук - не кричащим, на женщинах минимум украшений, никаких цепей и висячих серег, возможна тонкая нитка жемчуга и серьги типа «гвоздики». Все это не само по себе, а только в гармонии с дизайном студии и с концепцией самой программы. Грим, макияж, прическа - это обязательно. Неопрятная голова диктора - это полное неуважение к зрителям и к самому себе. К сожалению, мне случалось видеть такое и слышать оправдание: «Я была целый день на съемках» или: «У нас нет парикмахера». Эдуард Сагалаев в таких случаях всегда говорил: «Ну что же, отправляйтесь по домам к телезрителям и каждому зрителю объясняйте ситуацию». Действительно, «тираж» телевидения не сравним ни с газетой, ни с радио. И зритель всегда имеет право судить о том, что он видит, и сравнивать одного ведущего с другим. При этом положение регионального 61

телевидения весьма сложное, потому что все программы: и региональные, и федеральные - находятся в одном «ящике». И легким движением руки, используя пульт, зритель переключается с неряшливо одетой и замотанной местной ведущей на блестящую Анну Шнайдер или Екатерину Андрееву. Здесь же замечу, что это отличает телевидение и радио от газет, потому что местная газета печатается отдельно на другой бумаге или в качестве вкладки. Ее можно взять в руки, и поэтому нет такого острого ощущения принципиально разного качества. СОВЕТЫ КАК ВЕДУЩЕМУ НАУЧИТЬСЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО? Научитесь относиться к самим себе как бы со стороны, как к модели, как к картинке или, как это сейчас модно говорить, к лицу канала. То есть совсем не надо требовать соответствия своего стиля в жизни и на экране. Найдите среди своих знакомых и коллег человека с хорошим вку сом. Это может быть человек любой специальности: оператор, скульптор, фотограф, парикмахер, про которого все знают, что у этого человека отличный вкус. И даже имея в кармане совсем немного денег, он или она всегда выглядят изысканно и модно. Приведите этого человека в студию, покажите ему запись своих программ с разными прическами и в разной одежде и сделайте так, как он скажет. Во всяком случае попробуйте. Надо помнить, что мода меняется и вместе с ней меняется облик ведущих и даже их количество! На телеканале «Россия» вслед за НТВ ведущие стали появляться в паре, а не один, как раньше. На экране возникает процесс выстраивания общения между ними, и, естественно, подбор пары для совместного общения со зрителем и между собой - дело очень сложное. Если на НТВ ведущие Пивоваров - Гиль-деева смотрятся гармонично и давно научились «работать» друг на друга, то на телеканале «Россия» двое ведущих сидят рядом, но этим пока заканчивается их общение. Прежде чем перейти на парное ведение, руководителям программы надо готовить ведущих к общению, примерно как космонавтов готовят к совместному полету. / КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Столько уже сказано, а между тем мы находимся всего на пятнадцатой секунде программы. Прозвучала музыка, посмотрели заставку, разглядели студию и ведущего (или двоих). Начинается анонс программы, или шпигель, как его принято сейчас называть. Но прежде чем мы разберем некоторые правила создания шпигеля, самое время упомянуть о концепции. Это очень важный момент. Потому что перед разбором содержания информационной программы 62

надо определиться: а какую, собственно, программу мы хотим сделать? Вы ответите: «Разве новости не подразумевают некую одинаковость?» Оказывается, нет. Если для одного федерального канала главным в показе новостей всегда будут события, то для другого - люди и только через людей события. И даже если зритель не знает об этом, то он это чувствует. Например, канал НТВ - это нечто более остропроблемное и дискуссионное, чем Первый канал. А телеканал «Россия» - наиболее официальный. Так получилось не случайно. Это требования концепции, которая принята учредителями и руководством канала и доведена до каждого сотрудника новостей. Не случайно появился рабочий термин: «не ложится». Тот или иной материал или сюжет может «не лечь» в программу одного канала и вполне уютно устроиться на другом. Я уверена, что многие беды региональных новостных программ происходят от отсутствия какой-либо концепции вообще. Ставится условная задача: находите новости и рассказывайте о них людям. И вот журналисты, режиссеры, операторы пытаются находить и рассказывать. Кто-то делает трехминутный сюжет об интересном человеке, кто-то ведет прямой репортаж с горящей свалки, и все по отдельности нормально. А цельное впечатление отсутствует и программа на глазах разваливается, превращаясь в некий набор случайных материалов. Концепции новостных программ Просмотрев сотни программ, я условно выделила бы три основных стиля новостных программ: классический, домашний и публи цистический. Классический стиль. Это новостная программа, которая придерживается формата новостей федеральных каналов. Достаточно официально, коротко, ясно, ритмично. Основное внимание - событиям сегодняшнего дня. Строгое оформление студии. Строгий стиль ведущего. Так работают не только в программе «Время» или «Вести», но и в телекомпании «Афонтово» в Красноярске, на «4 канале» в Екатеринбурге и на многих других каналах. Домашний стиль. Здесь совсем иной принцип подачи материала. Первым может стать сюжет интересный, необязательно неоперативный, но из серии «Все обсуждают в трамвае». Ведущий держится иначе, говорит больше, может позволить себе прокомментировать тот или иной материал. Сюжеты, как правило, длиннее, чем в первом варианте. Так работают в программе «24» на РЕН ТВ, на Пятом канале в Санкт-Петербурге, «Час 63

пик» в Томске, в телекомпаниях «Волга» в Нижнем Новгороде и «Город» в Казани. 3. Публицистический стиль. Это особая подача информации, когда одно событие, один сюжет становится стержневым для всего выпуска новостей. Более того, именно он становится основой для интерактивного общения со зрителями. Безусловно, сюжет сам по себе острый, интересный, яркий. Когда-то такой стиль общения со зрителем использовался и на федеральных каналах, в наши дни он встречается редко и только в регионах. ¦ Недавний пример - новости телекомпании из г. Волгодонска. Пер вый сюжет выпуска был посвящен тому, что Волгодонск признан са мым красивым и самым чистым городом Ростовской области. Это означает, что город получает премию губернатора и другие префе ренции. Сообщив эту новость, ведущая Дарья Самойлина постави ла вопрос на обсуждение для телезрителей: «Вы согласны, что наш город самый чистый город в области?» Было предложено три вари анта ответа: «да», «нет», «меня это не интересует». Голосование шло в течение всего эфира. В конце выпуска ведущей были озвучены результаты, которые оказались совсем не такими благостными, как хотелось думать начальству. Число зрителей, ответивших на вопрос положительно, оказалось ровно таким же, как и число тех, кто от ветил «нет». Такой результат дает журналисту право продолжать делать сюжеты о неблагополучных дворах, подъездах и дорогах. ¦ Публицистический стиль требует высокой квалификации ведущего. Этот журналист должен быть готов прокомментировать результаты голосования в прямом эфире и сделать это точно, коротко и доказательно. В Нижнем Новгороде в таком стиле делаются итоговые субботние выпуски новостей, которые ведет известный журналист, лауреат «ТЭФИ-Регион» Александр Резонтов. Конечно, любая классификация весьма условна. Есть программы, где сочетается домашний стиль с публицистическим или классический с домашним. Но, на мой взгляд, главное, чтобы авторы программы новостей сами себе задавали вопросы: какой стиль им ближе? какую программу они собираются делать и о чем? что они хотят сообщить зрителям? Выбор концепции, конечно, зависит и от установки, которую дают учредители, и от специфики зрительской аудитории. Вряд ли в маленькой районной студии можно делать классические новости, но домашние или публицистические можно делать вполне. У каждой концепции есть сильные и слабые стороны. Но если концепции нет вообще, это всегда проигрыш. Лично мне на региональном телевидении ближе домашний стиль новостей. Интересно, что в этом стиле работает новый федеральный Пятый канал в Санкт-Петербурге. Именно домашний стиль новостей 64

дает возможность выиграть много очков, используя особую дистанцию близости к зрителям. Мне нравится, когда ведущие новостей спокойно общаются со зрителями и не стремятся делать подводки из одной-двух фраз. И корреспондентам есть где развернуться, потому что формат сюжета не столь строгий и выбор тем не определяется только сегодняшними событиями. Но при этом надо отдать должное тем коллегам в регионах, кто взялся за классический стиль новостей. Подняв планку требований к себе, они вынуждены искать и находить огромное количество событий, оперативно снимать и монтировать, ставя себя в ситуацию невольного сравнения с командами профессионалов из Москвы. ¦ Однажды я подсчитала количество сюжетов в программе ново стей «4 канала» Екатеринбурга: за получасовой выпуск в эфир вы шло 22 сюжета, включая панораму коротких новостей! Но, выбрав публицистический стиль новостей, творческий коллектив оказыва ется в сложном положении, когда каждый день приходится нахо дить новую острую тему и выбирать яркий вопрос к аудитории. При этом невольно попадают в тень все другие сюжеты выпуска, и вряд ли кто из зрителей сможет их вспомнить, настолько главная тема и главный вопрос дня оттесняют все остальное в сторону. ¦ Тем не менее реальность такова, что в небольших городах мало что происходит каждый день. И такая форма обсуждения одного события может быть вполне уместна. Выбор, повторюсь, за вами. Но главное, чтобы выбор этот был сделан и чтобы потом все участники создания программы новостей четко придерживались избранной концепции, как своего рода манифеста. Попробуем выделить основные приметы, а также достоинства и недостатки каждого стиля новостных программ. ПРИМЕТЫКЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫСтрогий, официальный тон ведущего. Строгий стиль дизайна и оформления студии. Подводки короткие, только по делу, никаких комментариев ни до, ни после сюжета. Большая насыщенность информации. Строгая верстка: первым сюжетом, то есть главной новостью дня, становится событие, которое затрагивает наибольшее количество людей. Если среди событий есть ЧП, катастрофа, стихийное бедствие, теракт - эта новость всегда будет первой. Хронометраж сюжета - полторы-две минуты, не более. 65

Новости спорта ведет отдельный ведущий. Показ новостей строится по такому шаблону: общий план студии, затем крупно ведущий, затем анонс и только потом сам выпуск, финал новостей от крупного плана на общий план, затем финальная заставка. Стиль подачи новостей - в хорошем ритме, несколько агрессивно, высокая скорость говорения текста в кадре и за кадром. Можно продолжить список особых примет этого стиля, но, думаю, и самостоятельно легко можно это сделать, поскольку новости федеральных каналов делаются именно так. Насколько подходит он для регионального телевидения? Вопрос сложный. Достоинства классического стиля Зритель получает большой объем информации, имеет возможность сам сформулировать свое отношение к тому или иному событию. Ему ничего не навязывается, он сам может участвовать в создании таких новостей, так как практически все телекомпании, которые работают в классическом стиле в поисках новой информации, дают свои контактные телефоны и электронные адреса. ¦ Неоднократно упоминаемый мною «4 канал» обогнал своих конку рентов (это было в середине 90-х годов) именно за счет «народных» новостей. Корреспонденты оказывались на месте событий раньше милиции и «Скорой помощи». Телефон редакции работал непрерывно. В качестве ответной благодарности весьма грамотно в конце про граммы всегда назывались авторы лучших «народных» новостей. ¦ Недостатки классического стиля Бешеный ритм таких новостей изматывает коллектив редакции. В условиях регионального телевидения каждому корреспонденту приходится делать два-три сюжета в день. Это сложно, поэтому качество нередко «хромает». Дни, когда в городе реально мало что происходит, становится катастрофой, так как избранный стиль, как голодный галчонок, «требует корма и корма». Изнашиваются не только люди, но и техника. Классический стиль новостей требует хорошей технической базы, опытных монтажеров и обходится недешево. ¦ Интересно, что программа «Время», которая безусловно делается в классическом стиле, дает возможность своим лучшим корреспон дентам и комментаторам делать достаточно объемные сюжеты, вплоть до 4-5 минут. ¦ 66

Это новый подход, и он перспективен, так как мозаика коротких сюжетов уже поднадоела зрителю и хочется спокойно посмотреть и послушать интересную историю внутри новостей. Также в последнее время заметны изменения в стиле одежды ведущих классических новостей. В зависимости от времени выхода в эфир - днем, утром, вечером, ночью - появляется и трикотаж, и короткий рукав, что невозможно было представить себе лет пять-шесть назад. ПРИМЕТЫДОМАШНЕГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫСпокойный темп речи ведущего. Стиль студии и ведущего неофициальный, располагает к общению. На «заднике» может быть фотография ночного города. Ведущий может быть в строгой кофточке или рубашке с жилетом. Пиджак и галстук не обязательны, возможен трикотаж. Возможны комментарии ведущего до и после сюжета. Они воспринимаются естественно. Хронометраж сюжетов строго не ограничен и может варьироваться от одной минуты (короткая информация) до 3-3,5 минуты, когда речь идет об интересном человеке или проблемной ситуации. Количество сюжетов в программе зависит от информационной картины дня. Их может быть много (коротких), а может и мало (тогда они длинные, но содержательные). ¦ Когда мы обсуждаем со студентами эту модель, в качестве при мера студенты сразу называют программу Михаила Осокина на РЕН ТВ, с чем я полностью согласна. В подобном стиле работает огромное количество и региональных компаний. Возможно, подобная модель уже используется и у вас. В Нижнем Новгороде так работа ет телестанция «Сети НН». Их новости называются «Информаци онное обозрение "Кстати"». Такое название и сам жанр обозрения дают большую свободу творческой группе в выборе новостей и их по даче. Ведущая одета в красивый трикотажный пуловер с модным вы резом и длинным рукавом. Она показана крупным планом, и ее общение со зрителем идет в особой, обстоятельной манере с полуулыбкой, ко торая гармонирует с названием программы. В такой программе инте ресны не столько сами события, сколько комментарии к событиям. ¦ Достоинства домашнего стиля Это «свое», родное, домашнее телевидение. Ведущий не устанавливает официальных преград между собой и зрителем и работает на личной, а иногда даже интимной дистанции. Такой стиль новостей не означает погони за самими новостями. Здесь широко используется 67

социальная тематика, а материалом становятся склоки, скандалы, которых, к несчастью, всегда хватает. И это всегда интересует зрителя. Недостатки домашнего стиля Трудно остаться объективным в комментариях к подобным сюжетам. Надо уметь приводить разные точки зрения и сохранять положение «над схваткой», что требует особого мастерства от всех творческих работников. Сделав шаг навстречу зрителю, надо уметь всегда выдерживать дружеский тон и избегать соблазна использовать это доверие. К несчастью, я знаю слишком много примеров, когда именно домашний стиль новостей был грубо использован в жестких политических целях. Это за гранью профессии, морали, этики. ПРИМЕТЫПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫСамой яркой и заметной приметой является использование интерактивного опроса. С первых минут программы зритель втягивается в обсуждение острой проблемы, и создается впечатление, что без его мнения картина будет неполной. Стиль студии и ведущего могут быть не так жестко привязаны к стилю новостей. Мне приходилось видеть и официальный стиль, и домашний - выбор остается за творческой бригадой. По верстке и структуре программы всегда выбирается одна главная тема, один сюжет, который, как правило, показывается первым, а затем ставится на голосование в интерактивном режиме. В ходе программы ведущий напоминает о главной теме дня, побуждая людей участвовать в голосовании. Как правило, делается несколько сюжетов вокруг одной главной темы, в том числе опросы, репортажи, очерки. Драматургия выпуска также полностью «завязана» на главной теме, и всегда самым ярким моментом такой программы становится финал с подведением итогов интерактивного обсуждения. Здесь уместен комментарий ведущего программы или приглашенных экспертов. Достоинства публицистического стиля Публицистика подразумевает обсуждение актуальной общественной проблемы и яркую авторскую позицию, которая не является тайной для зрителя. Даже по этому определению ясно, что если тема выбрана правильно и ведущий способен выступить в роли публициста, то смотреть такую программу очень интересно. Как правило, даже на следующий день люди прекрасно помнят, какой вопрос им 68



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: