Отсутствие информации - это тоже информация . 11 глава




обидно - «слова такие красивые». Особенно сложно будет делать это тем, кто поработал в газете и обладает хорошим слогом. Но законы написания текстов в газете и на телевидении разные. В газете надо описать ситуацию словами, а на телевидении слова нужны только как необходимое дополнение к картинке. Бывают досадные случаи, когда оператор по какой-либо причине не снял то, что нужно журналисту. И тогда журналист пытается за кадром описать то, что не снято. Иногда это совсем не эмоции, а очень важные и интересные факты. ¦ В связи с этим вспоминается один сюжет о хореографическом учи лище. На экране - кадры репетиции, синхроны с юными танцорами и их педагогами. Хорошие синхроны, яркие кадры. Текст за кадром до полняет картинку необходимыми сведениями: в каком году основано училище, кто там работает, сколько учеников и т. д. Хороший голос, короткие фразы - кажется, все на месте. Но вот журналист сооб щает зрителю, что маленьких девочек отбирают особым образом и в первую очередь смотрят на их мам: полные они или худенькие? Склонность к полноте может передаваться по наследству. Девоч кам полненьких мам нельзя идти в балет - могут пострадать здоро вье и психика. Очень важны и очень интересные сведения. Но картинки под эти слова нет! Нет кадров экзаменов, нет вообще ни одной мамы: ни ху денькой, ни полненькой. Слова как бы «провисают», и это уже непро фессионально. ¦ Помните: «Нет картинки - нет сюжета»? В комнате редакторов новостей «4 канала» Екатеринбурга висит огромный плакат с такой надписью. Это имеет отношение не только к сюжету в целом, но и к сюжетным линиям внутри любого сюжета, как в нашем случае с училищем. Но это вовсе не означает, что текст за кадром и картинка должны повторять друг друга полностью. Если под историю об отборе девочек мы покажем реальную маму с ребенком, которого «забраковали» из-за маминой комплекции, то это будет нарушением этики. Связь между текстом и картинкой очень условна, и здесь на первом месте всегда должна быть интуиция, причем даже не авторская, а режиссерская. Хотя автор в момент написания текста должен, как мы уже договорились с вами, прекрасно представлять ту картинку, под которую пишется текст. Но самое главное - этот текст надо проговорить несколько раз внутри себя. Как люди воспринимают текст с экрана? Ушами. Как мы его пишем? Рукой, читаем глазами. А надо писать УШАМИ! Проговаривать внутри себя, убирать неудобные и сложные слова, оставлять главное. Прочитайте еще раз текст Анны Нельсон про Бродского - это прекрасное учебное пособие. Короткие, четкие фразы. Каждое слово - на своем месте. Легко запомнить и пересказать. 135

СОВЕТЫ КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПИСАТЬ ЗАКАДРОВЫЕ ТЕКСТЫ? • Подбирайте особый язык. Есть формула: «Пишем, как говорим. Говорим,как пишем». Это означает, что закадровый текст должен быть написан в стиле разговорного литературного языка. Как это понять? В обычной разговорнойречи мы не договариваем фразы, употребляем много сленга и вводных слов.В общении мы учитываем конкретного собеседника и разговариваем с мамойодним образом, а с другом - совсем иначе. Разговорный литературный языкобращен к самым разным зрителям одновременно. Он должен быть достаточно разговорным, чтобы легко «ловиться на ухо», и достаточно литературным,чтобы быть понятным всем и каждому и сохранять традиции русского языка.Разговорность и суперкраткость не означают косноязычия. Еще раз повторюсь, что журналистский текст должен быть написан для восприятия на слух. Проговаривайте текст внутри себя и проверяйте: Все ли ловится на слух? Что на слух трудно понять? Нельзя ли объяснить это же более простыми словами? Но помните, увлечение излишней «разговорностью» тоже опасно. Надо избегать вводных слов, таких как «вот», «итак», «впрочем», «кажется», «например», «кстати». Чаще всего они бывают лишними, так как не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово журналистского текста должно быть, как говорится, на вес золота. Надо избегать и слишком категоричных определений, таких как «никогда», «навечно», «навсегда», «ни один человек» и т. д. Вы рискуете оказаться неточными, так как мир очень непредсказуем. Не берите на себя лишней ответственности. Как говорится: «Никогда не говори "никогда"». • Умейте ставить точки. Существует правило: в одном предложении должнобыть не более 12 слов. Почти каждое длинное предложение можно превратитьв несколько коротких. И опять вспомним фразу: «Краткость - сестра таланта».Это правило тесно связано с первым. ¦ Приведу пример. Журналист пишет: «Осенью этот водопровод уже однажды ремонтировали, но затем отложили дело до вес ны, и только по специальному распоряжению мэра летом начались строительные работы, которые в свою очередь растянулись до сле дующей осени». Важные сведения? Наверное, да. Но воспринять это на слух невозможно. Сплошная путаница. 136

А теперь об этом же, но другими словами: «Ремонт водопровода на чался прошлой осенью. Не успели. Летом по специальному распоря жению мэра снова взялись за дело. Опять осень. Опять не успели». ¦ Сказано то же самое, только более короткими фразами. Их гораздо легче и произносить, и воспринимать. Иногда это может быть всего одно слово. Но такое слово надо найти, оно должно быть очень точным. Емкие высказывания, как я уже говорила, особенно хороши в начале и в конце сюжета. ¦ Вспоминается последняя фраза корреспондента программы «Ве сти» в одном из репортажей о Чечне: «У этой войны нет тыла. Стреляют в спину». ¦ Надо заметить, что в последние годы наши коллеги, которые работают в газетах, взяли на вооружение разговорный литературный стиль. В таких популярных изданиях, как «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», самые серьезные политические и экономические статьи, аналитические обозрения пишутся понятным, местами даже веселым, «стебным» языком. Я уверена, что здесь не обошлось без влияния телевидения. Очень рекомендую прочитать любой репортаж Андрея Колесникова о поездках Путина в газете «Коммерсантъ». Весело, доходчиво, иногда дерзко, но всегда по делу. Иногда кажется, что Андрей ведет живой репортаж с места событий по принципу: что вижу, о том рассказываю. А рассказчик он блестящий. По слухам, премьер-министру Путину нравится такая вольность. Вероятно, он понимает, что скучные отчеты о поездках никогда не были бы с интересом восприняты широкой аудиторией. • Не перегружайте зрителя фактической информацией. Помните, человеческая память небезразмерна. Особенно трудно запоминать на слух цифры, имена, должности, названия фирм. Прежде чем писать это на бумаге или на экране своего компьютера, хорошо подумайте, насколько это необходимо, особенно в случаях с цифрами. Например, мы слышим: «Завод перерабатывает 50 тысяч тонн нефти за год». Отлично! Но спросите у зрителей: «Это много или мало?» Никто не ответит. Для ответа нужно знать хотя бы, сколько перерабатывалось нефти в прошлом году, как обстоит дело на других заводах с такой же мощностью и т. п. Цифры обязательно должны быть понятными настолько, чтобы их можно было, как говорится, потрогать руками, осознать разумом. Они должны вызвать реакцию зрителя, любую: от возмущения до абсолютного счастья. Или такое сообщение: «Миллион людей сидит в тюрьмах в России». Цифра большая, но мы в состоянии понять, насколько это 137

много, только тогда, когда появляется возможность узнать, что реально в тюрьме сидит один из ста взрослых людей России и по количеству заключенных мы идем впереди планеты всей. Сама по себе цифра «миллион» не дает возможности среагировать на нее. ¦ Помню случай из своей педагогической практики, когда я дала слу шателям задание растолковать несколько цифр на выбор. Одна из цифр касалась так называемого ленинского субботника, на который раньше выходило несколько тысяч человек, а теперь - десятки. Одна студентка взяла и подсчитала, какую именно территорию надо ре ально убрать людям в своем микрорайоне. И оказалось, что одному взрослому человеку, жителю данного микрорайона, надо подмести метлой площадь, равную однокомнатной квартире. Всего-то! Это было очень интересно. На основе несложных арифметических дей ствий получилась прекрасная тема для сюжета, а сам сюжет - яр ким, нестандартным. Вот мужчина и женщина убирают свою ма ленькую квартиру. А вот улица, где грязно и неуютно. Если каждый житель выйдет на улицу и приберется так, как прибирается у себя дома, - город станет другим. При этом расчеты выводились на экран и арифметика стала не проблемой и сложностью для журналиста и зрителей, а, наоборот, интересным компонентом сюжета. ¦ Помните о значении первой и последней фразы в сюжете. При написании закадровых текстов на это всегда надо обращать внимание. Психологически зрителю надо «войти» в сюжет и «включить» полное внимание. На это всегда уходит какое-то время. Первая сильная фраза, всегда короткая, иногда парадоксальная и жесткая - это дверь, открытая в сюжет. Последняя фраза -это почти всегда вывод, квинтэссенция сюжета. Ее зритель должен запомнить. Выбирайте главное. Желание сказать как можно больше - распространенная ошибка многих тележурналистов. Если человек популярен, хорошо знает тему и владеет литературным разговорным стилем, ему кажется, что он все делает правильно. На самом деле так и есть. В одном ошибка - слишком много сведений, слишком много «начинки в пироге, где повидло оказывается вперемежку с мясом и капустой». При написании текста надо проверять себя тем же вопросом: «О чем сюжет?» Выбор бывает мучительным, особенно если тема интересная и оператор - профессионал. Но лучше разделить эту тему на несколько разных сюжетов, чем стараться сделать два или три в одном. ¦ Предположим, к 1 сентября администрации района не удалось за кончить ремонт школы. Вы делаете сюжет об этом. Вам повезло, и оператор успел «подхватить» на камеру эмоции родителей, кото рые вынуждены водить своего первоклассника в школу через квар тал. Он снял на камеру и директора школы, и строителей, которые работают круглосуточно. Синхроны эмоциональные, убедительные. 138

Вы даже нашли виноватых (департамент финансов перечислил деньги на ремонт только в августе). И вот 1 сентября, в День знаний, зритель в программе новостей получает в качестве самой главной новости подробный репортаж о последних днях ремонта школы со многими сюжетными линиями, в том числе с пространным интервью чиновника департамента фи нансов об экономической ситуации в регионе. Интервью, повторяю, интересное и яркое, так как чиновник пойман, что называется, с по личным. Но надо ли было давать все это именно 1 сентября? Не луч ше ли, собрав весь материал, подготовить специальное телевизион ное расследование или серию репортажей об этом горе-ремонте? ¦ Приведу простое сравнение, понятное каждому. Вы приходите в магазин, у вас есть три тысячи рублей. На эти деньги вы можете купить пиджак, который вам нужен для эфира. Но только один. Можете на эти же деньги купить пять кофточек, вполне приличных, только в эфире нельзя работать в этих кофточках. Если вы идете покупать одежду для работы, значит, вам нужен пиджак. Тогда забудьте о других товарах, которые вам нравятся и нужны, но совсем для других целей. Вопрос «О чем я делаю сюжет?» должен стучать у вас в висках все время, пока вы пишете текст. Вот почему я настаиваю на написании синопсисов. Хорошо бы, чтобы ответ на этот вопрос вы искали не после съемок, а еще перед выездом на съемки. Вполне вероятно, что будет намечено несколько вариантов ответа, это допустимо, на съемках всякое бывает и иногда невозможно предположить заранее, кто именно станет героем и какая проблема выйдет на первый план. Но продумать тему сюжета заранее, зафиксировать все на бумаге и перед выездом обсудить с шеф-редактором и оператором - просто необходимо! • Вырабатывайте индивидуальность и узнаваемость своего стиля. Часто творческие люди прикрываются словом «стиль» в те моменты, когда работа сделана откровенно плохо. Право на индивидуальность и свой стиль надо заслужить прежде всего яркой, профессиональной работой и признанием у зрителя. Действительно, есть журналисты на центральном и региональном телевидении, которых можно узнать с первой фразы. Они могут себе позволить нарушить жесткие профессиональные требования, такие как, например, краткость и точность. Они могут быть разговорчивы и цветисты, иногда даже пишут тексты в стихах. Но их знают и любят... Как отличить истинный стиль от профанации? Сложный вопрос. И успех у зрителей - только один из показателей наличия собственного стиля, причем не всегда убедительный. Настоящий стиль всегда опирается на прекрасное знание языка, эрудицию, огромную работоспособность. У вас все это есть? Тогда поздравляю. 139

Примером особого стиля можно назвать стиль Гордона, Дибро-ва или Парфенова. Как только я называю эти имена, вы сразу представляете манеру говорения и стиль этих прекрасных журналистов. Не правда ли? • Используйте в закадровом тексте существительные и сказуемые. Прилагательные, деепричастия, причастные обороты порой бывают совсем не нужны. По сути своей прилагательные описывают картинку, а не дополняют ее. Если оператор не снял теплую, домашнюю атмосферу семьи, то ваши слова за кадром о том, что «в данной семье царит теплая, домашняя атмосфера», положения не спасут. Деепричастия всегда делают фразу длинной и плохо воспринимаются на слух. Учитывайте это. • Избегайте канцеляризмов и прочих лишних слов. Вслед за многозначительностью и пустословием на региональном ТВ (к несчастью, на федеральном зачастую тоже) есть еще одно опасное и весьма распространенное заблуждение - употребление канцелярских слов. Почему я говорю: «заблуждение»? Потому что многие журналисты считают, что выступление по телевидению (в том числе их собственное) - дело ответственное и серьезное. Поэтомуони невольно переходят на официальную дистанцию и соответствующий тон,невольно употребляя обороты: «в настоящее время», «эта проблема является»,«в свете предстоящих событий» и т. д. Казалось бы, всего несколько слов закадром, а уже сразу создается атмосфера доклада, пресс-релиза, отчета, ноникак не разговора со зрителем. Опять повторю: пишите все, что придет в голову, все, что хочется написать, но потом безжалостно вычеркивайте лишние фразы и заменяйте официальные слова на простые. «В настоящее время» не является неправильным выражением, если рассматривать смысл, заложенный в этих словах. Но это штамп, не имеющий отношения к разговорному стилю, поэтому ищите замену. Часто эти слова можно просто вычеркнуть без всякого ущерба для смысла! У меня есть один секрет, которым могу поделиться. Когда на семинарах идет речь о текстах и мои слушатели упорно обращаются к привычным оборотам, я предлагаю провести эксперимент. Он называется «Звонок другу» (как в известной телеигре). Например, журналист предлагает такую фразу для закадрового текста: «Сегодня распахнула свои двери новая школа, которая является в настоящее время лучшей в районе по техническому оснащению». Я прошу автора представить себе, что во время съемок ему на мобильный телефон звонит друг или подружка и спрашивает: «Что ты снимаешь?» «А теперь прочитай нам свой ответ в том варианте, как ты это написал», - прошу я. И опять звучит: «Я снимаю сюжет о том, что сегодня распахнула свои двери новая школа, которая является в настоящее время лучшей в районе по техническому 140

оснащению». Несмолкаемый хохот в аудитории, и сам автор выглядит несколько озадаченным. Все потому, что он никогда не задумывался о возможности пообщаться со зрителем напрямую. Чтение текста за кадром - процесс, который многие журналисты ложно понимают как процесс самовыражения: «Я добыл информацию, обработал ее и зачитал». Процесс усвоения этой информации зрителями не учитывается абсолютно. Упражнение «Звонок другу» сильно меняет ситуацию, потому что при зачитывании своего текста журналист собственным ухом чувствует ложь, фальшь и неоправданность выбранного стиля. Попробуйте сделать это, когда появляются сомнения. Я всегда говорю, что многим журналистам требуется перевод их текста с русского на русский, то есть с русского письменного, канцелярского на русский литературный разговорный язык. Как же можно «перевести» текст про новую школу? Вариантов много, например: «Наконец открылась в нашем районе новая школа. Школа на уровне требований XXI века». Кстати повтор одного и того же ключевого слова - это хороший прием, который можно использовать при написании закадрового текста. Объяснение простое - ухо улавливает текст совсем не так, как глаза. Полезно читать книги и делать упражнения по ораторскому мастерству. Очень многие советы из этих книг помогут вам при написании текстов. То, что я уже называла - «короткие фразы», «живой слог» и т. д., - имеет прямое отношение к искусству «говорения». Отличия между оратором и журналистом, который пишет закадровый текст к своему сюжету, есть и много. Оратор выступает перед определенной аудиторией и видит слушателей глаза в глаза. Журналист обращается ко всем вместе и к каждому в отдельности. Надо уметь думать над каждым словом и не увлекаться эмоциями. Эмоции должны возникнуть у зрителя после того, как он посмотрит ваш сюжет. Желательно, чтобы результат оказался именно таким, на который вы рассчитывали. И все же если журналист не владеет мастерством хорошего рассказчика - вряд ли он сможет проверить свой собственный текст «на ухо». • Приводите факты, а не мнения. Для закадрового текста есть жесткое правило: журналист сообщает факты и только факты. Мнения могут высказать эксперты или участники сюжета. Задача журналиста - разобраться в проблеме, вычленить главное, проверить информацию и донести ее до зрителя. Нет у нас права использовать служебное положение для того, чтобы демонстрировать свое собственное отношение к проблеме! Местоимение «я» надо забыть. Такие сочетания слов, как «я надеюсь», «я думаю», «мне хочется верить» (иногда журналисты предпочитают «я» заменять на «мы», отчего лучше не становится), - недопустимы в информационных сюжетах. 141

• Приводите разные точки зрения о проблеме, затронутой в сюже те. Хорошая информация предполагает стремление к объективности. Полной объективности нет и быть не может, потому что слишком много факторов влияют на журналиста. В том числе воспитание в семье, общий уровень культуры, наличие собственного опыта, наконец, личная неприязнь к кому-либо. Объективности не бывает, но профессия требует некоторой отстраненности личности журналиста от того события, которое будет показано на экране. Рецепт придуман давно - надо дать высказаться всем участникам события, тогда возникнет ощущение правды и благодарность журналисту, который постарался собрать максимум информации из разных источников, доверив зрителю самому делать выбор, на чьей он стороне. Возьмите те же проблемы ЖКХ, тему, которая волею судьбы оказалась самой упоминаемой на региональном телевидении. Десятки, если не сотни, сюжетов об этом делаются с участием только одной стороны - самих жильцов. Конечно, несчастные начальники ЖЭУ и главы районных администраций нередко сами уклоняются от встреч с журналистами. В таких случаях надо дать зрителю возможность убедиться в том, что журналистом были предприняты все попытки дать слово и той, и другой стороне. А теперь предлагаю вам на примере конкретного сюжета, взятого мной из эфира реальной телекомпании, разобрать его достоинства и недостатки. Внимательно читаем текст. Ведущий: Здравствуйте, вы смотрите «Новости». 18 тысяч жителей Кстовского района сегодня пользуются водопроводом по следний день. Уже завтра ни горячей, ни холодной воды в их кранах не будет. Сколько это продлится - неизвестно. Корреспондент: 18 тысяч человек без воды - это ЧП федераль ного масштаба. В прошлом году кстовчане это уже проходили. Ад министрация района - хронический должник «Водоканала», и у по следнего нет другого выхода, кроме как отключать. Елена Курникеева, начальник службы реализации МУП «Во доканал»: Из-за постоянных больших неплатежей мы не можем за платить налоги. Уже начинают арестовывать счета в банке. Мы не можем расплачиваться. «Водоканал» будет отключать устрой ства для подачи воды. Корр.: В прошлом году вода в домах кстовчан появилась после вмешательства МЧС. В этот раз на такое надеяться не приходит ся. Все формальности соблюдены заранее, и право на отключение у «Водоканала» есть. Причем кстовская администрация представите лями «Водоканала» была предупреждена за 2 недели. Однако никакой реакции не последовало. А между тем двухгодичный долг Кстовско го района составляет уже 9 миллионов рублей. После прошлогоднего 142

конфликта никаких выводов сделано не было, долг не только не пога сили, но и накопили новый. Курникеева: Знаем, что жители-то платят. Мы неоднократно предлагали руководителям жилищных управлений, которые заклю чают с нами договоры, чтобы «Водоканал» нижегородский сам со бирал деньги с жильцов. Но они отказываются. Видимо, на чужие деньги жить очень хорошо. Корр.: Так что в этом году компромиссов не будет. Подклю чение - только после проплаты всех 9 миллионов. Как говорится, «утром деньги - вечером стулья». «Водоканал» действительно на ходится в отчаянном положении. Налоговики арестовывают счета, а должники не платят в общей сложности 67 миллионов рублей. На эти деньги предприятие могло бы безбедно жить 3-4 месяца. Среди должников - АО «ГАЗ», АО «Термаль», администрация Борского рай она. Причем в этом последнем случае отключение невозможно. «Во доканал» здесь обеспечивает утилизацию промышленных отходов и канализацию. Курникеева: Если мы отключим свои устройства от приема стоков, то может возникнуть экологическая катастрофа на реке Волга. Стоки, особенно химические, пойдут напрямую в Волгу. Корр.: В арбитражном суде уже лежит исковое заявление к Борской администрации. Не исключается даже возможность на числения пеней. Впервые в практике водоснабженцев. Что самое лю бопытное, ни Бор, ни Кстово не относятся к сфере обязательного обслуживания Нижегородского МУП «Водоканал». Видимо, в оче редной раз практика подтверждает, что ни один добрый посту пок не остается безнаказанным. Так что заложниками возникшего конфликта стали простые кстовчане. Они, кстати, считают, что сейчас главная задача администрации Ктовского района - не допу стить отключения воды. А значит, любыми путями найти средства для погашения долгов. Кстовчанка: У нас же Боляк (бывший мэр г. Кстово. - Авт. ) го ворит, что он для народа все делает. Пусть он и сделает, чтобы не отключали воду, заплатит. Корр.: Столь категоричное мнение разделяют почти все жи тели домов, обслуживаемых ЖЭУ МУП «Ждановский» и «Друж ный». Это, кстати, значительный жилой массив поселков Афони- но, Дружный, Ждановский и Селекция. В большинстве своем люди не знают, да и не хотят знать, где оседают деньги за водоснабжение, 143

которые они платят регулярно. Для них ясно одно: без воды, тем бо лее летом, жить нельзя. Кстовчанки: Без воды как можно жить? Маленькие дети. Надо их кор мить, мыть. Тем более сейчас лето. У нас дети и скотина. Нам вода нужна каждый день. Если у нас воду отключат, я тогда не знаю... Не платить за квартиру, что ли? Мы же платим за нее! Корр.: Вообще-то кстовская мэрия, так же как и «Водоканал», весьма сожалеет о том, что заложниками ситуации остаются ря довые кстовчане. При этом продолжает настаивать каждый на своей правде. «Водоканал» говорит о задолженности кстовской мэ рии в 9 миллионов рублей. Кстовская мэрия - о том, что денег все равно нет и не будет. Вера Григорова, директор департамента ЖКХ Кстовской ад министрации: Жители нам возмещают только 40%, а основное воз мещение идет из бюджета. Корр.: В соответствии с принятым областным бюджетом до ходная часть бюджета района сильно сокращена. И ни область, по мнению кстовской администрации, ни «Водоканал» не хотят понять ситуацию, пойти навстречу району. Григорова: Мы должны более 30 миллионов Нижновэнерго. Мы должны более 2 миллионов Облгазу. То есть долги не только перед «Во доканалом». Не потому, что мы не хотим платить, а нет возможно сти платить. Одними отключениями это положение не исправить. Корр.: Интересно, что кстовская мэрия настолько уверена в своей правоте, что о возможности отключения воды даже не по ставила жителей в известность. Григорова: Ели они нас предупредят, как положено, что они дей ствительно отключают, и будет четко сказано, что они конкретно отключают, где конкретно отключают, какие населенные пункты, какие жилые дома, мы будем принимать меры, и тогда я вам скажу свое решение. Процедура предупреждения об отключении ими прове дена не полностью. Корр.: «Водоканалу», например, вменяется в вину то, что с 13 июня, как это было сказано в уведомлении, подача воды сокраще на не была. Без этой подготовительной процедуры, по мнению мэрии Кстова, отключить воду теперь нельзя. По крайней мере в ближай ший четверг. Таким образом, кстовская администрация большие на дежды возлагает на повторение ситуации прошлого года, когда «Во доканал» вынужден был включить воду уже спустя несколько часов 144

после ее отключения. И кстовская мэрия полностью задолженность так и не погасила. Как будет развиваться ситуация в этот раз, по кажет время. «Водоканал» намерен отключить воду уже в четверг. Вы внимательно прочитали текст? Попробовали его на слух? Какое ваше общее впечатление? Поделюсь своим. Естественно, надеюсь на совпадение наших оценок, хотя это вовсе не обязательно. Достоинства сюжета Собран обширный материал, и автору удалось разобраться в проблеме. Показаны две главные стороны конфликта. Каждая сторона получила в эфире равные возможности для высказывания своей позиции. Закадровый текст написан коротко, ясно, четко без лишних эмоций и канцеляризмов. Взяты хорошие, эмоциональные синхроны у жителей города Кстово. Без них сюжет остался бы спором одних начальников - это было бы грубой ошибкой. Синхроны начальников короткие, точные, явно эмоциональные. Это редкость, когда, по сути, мы имеем два в одном: синхрон - свидетельские показания и эмоциональный синхрон. Недостатки сюжета Сразу бросается в глаза, что сюжет слишком длинный. Более того, в этом сюжете явно есть лишняя сюжетная линия - экология Волги. Тема важная и нужная, но журналист должен был ее оставить для других материалов. Далее нарушено правило «один синхрон - одно появление в кадре». Я понимаю автора сюжета, синхроны ответственных лиц редко бывают столь убедительными и удачными, как это получилось в данном случае. Но все равно надо выбирать. Тем более что ясна и позиция «Водоканала», и позиция мэрии. Вы обратили внимание на огромное количество цифр, которые нельзя запомнить и оценить на слух? В этом смысле этот же сюжет дает нам хороший образец, как надо и как не надо. Когда в подводке ведущего сказано, что «18 тысяч жителей Кстовского района сегодня пользуется водопроводом последний день» - зритель вряд ли среагирует, что называется, сердцем. (Конечно, если он сам не живет в Кстовском районе и не является одним из потенциальных пострадавших.) 18 тысяч - это много или мало? Первая же фраза корреспондента за кадром дает ответ на этот вопрос и подчеркивает проблему: «18 тысяч человек без воды - это ЧП федерального масштаба». Действительно, есть определенные нормативы и ситуации, на которые 145

власти реагируют уже на уровне МЧС. Зритель начинает осознавать остроту проблемы, и это хорошо. Но все дальнейшие цифры усваиваются с огромным трудом и вряд ли останутся в памяти после просмотра сюжета. Попробуйте произвести редакторскую работу над сюжетом с таким условием, что ничего нельзя добавлять, только сокращать. Предлагаю вам свой вариант. Корреспондент: 18 тысяч человек без воды - это ЧП феде рального масштаба. Администрация района - хронический должник «Водоканала». Елена Курникеева, начальник службы реализации МУП «Во доканал»: Из-за постоянных больших неплатежей мы не можем за платить налоги. Уже начинают арестовывать счета в банке. Мы не можем расплачиваться. «Водоканал» будет отключать устрой ства для подачи воды. Корр.: В прошлом году вода в домах кстовчан появилась по сле вмешательства МЧС. В этот раз на такое надеяться не при ходится. Все формальности соблюдены заранее. Право на отключе ние у «Водоканала» есть. Заложниками возникшего конфликта ста ли простые кстовчане. Кстовчанка: У нас же Боляк говорит, что он для народа все де лает. Пусть он и сделает, чтобы не отключали воду, заплатит. Кстовчанки: Без воды как можно жить? Маленькие дети. Надо их кор мить, мыть. Тем более сейчас лето. У нас дети и скотина. Нам вода нужна каждый день. Если у нас воду отключат, я тогда не знаю... Не платить за квартиру, что ли? Мы же платим за нее! Корр.: Кстовская мэрия, так же как и «Водоканал», продолжа ют настаивать каждый на своей правде. «Водоканал» говорит о за долженности кстовской мэрии в 9 миллионов рублей. Кстовская мэ рия - о том, что денег все равно нет и не будет. В. Григорова, директор департамента ЖКХ кстовской ад министрации: Мы должны более 30 миллионов Нижнвэнерго. Мы должны более 2 миллионов Облгазу. То есть долги не только перед «Водоканалом». Не потому, что мы не хотим платить, а нет воз можности платить. Одними отключениями это положение не ис править. Корр.: Таким образом, кстовская администрация большие на дежды возлагает на повторение ситуации прошлого года, когда «Во доканал» вынужден был включить воду уже спустя несколько часов 146



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: