Отсутствие информации - это тоже информация . 13 глава




Эти два фильма стоят рядом как дилогия: такие разные дети, такие разные судьбы, такие разные слезы. Съемки лайфа требуют особой тщательной работы оператора. Здесь важны не только детали и образ. Здесь всегда важен звук. Пишется-то все одновременно. Оператор при съемках лайфа становится автором, режиссером, оператором и звукорежиссером в одном лице. Вот почему я настаиваю на том, что журналист ни на минуту не должен «бросать» своего оператора. Он просто обязан помогать ему во всем и не терять его ни на секунду из поля зрения. Надеюсь, вы поняли, что скрывается за этими терминами. Люфт - это достаточно просто. Камера всегда пишет живой звук, и, поверьте мне, даже если вы специально не снимали люфт, он почти всегда есть на вашей пленке. Вот рабочий включает станок, раздается характерный звук. Оставьте этот звук на несколько секунд, потом приглушите его и начинайте свой комментарий за кадром. Несколько секунд работы станка - это уже люфт, но качество самих съемок, когда за кадром живой звук, должно быть на самом высоком уровне. Если звук станка, то как минимум станок должен быть в кадре, иначе ничего не будет понятно. А вот лайф - это уже сложнее. Настоящий лайф воспринимается зрителями так, будто на площадке нет и никогда не было ни журналиста, ни оператора. Есть жизнь как она есть. Но журналист и оператор не могут раствориться в воздухе, значит, надо суметь полностью переключить внимание с себя и камеры на что-то другое, что увлечет человека и заставит забыть обо всем. Самый лучший способ переключить внимание героя - дать ему возможность заняться делом. Особенно если это дело для него привычное и любимое. Тогда ему становится почти безразличны присутствие съемочной группы и «страшная» камера в руках оператора. ¦ Однажды мы решили в утренний канал «Жаворонок» на нижего родском ТВ ввести новую рубрику: «Рецепты от бабы Гали». Герои ню нашли почти случайно после просмотра сюжета районной сту дии телевидения о замечательной, бойкой старушке, которая всегда рада гостям. Возникла идея: пусть эта бабушка учит нас готовить простую русскую еду: блины, оладьи, щи, пельмени, холодец, соле ную капусту. Баба Галя быстро согласилась. Каков же был мой ужас как продюсера, когда съемочная группа показала первый рабочий ма териал! Одетая в немыслимые одежды (что-то черное, кружевное, явно, по мнению героини, очень нарядное) с завитыми и начесанными волосами баба Галя перед камерой стала невольно «играть Макаре- вича». Она очень длинно и скучно (в отличие от того же Макареви- ча) объясняла, как выбрать муку, а затем неестественными движе ниями принималась готовить. Это был брак. Баба Галя, как говорится, была нам нужна «жи вой». Но как этого добиться? Вторая попытка стала успешной. 159

Оператор предложил героине месить тесто так, как это она дела ет обычно. Он немного обманул ее, сказав, что просто репетирует, а не снимает, и специально заклеил красную лампочку на камере, на которую во время первой съемки баба Галя смотрела с ужасом. Зая вив нам, что, когда она месит тесто, обычно поет, наша баба Галя начала мурлыкать свои любимые песни, а по ходу невольно объяснять прямо на камеру, почему тесто бывает хорошим, а почему нет. Это было замечательно! ¦ Иногда человеку достаточно занять руки, чтобы он расслабился. А иногда журналисту надо действовать методом провокации и предлагать показать что-то необычное в доме или попросить достать альбом с фотографиями и разглядывать их с удивлением: «Как, это вы? Не может быть!?» «Разогревшись» и погрузившись в воспоминания, человек сам начнет листать альбом и рассказывать свою жизнь. Очень хорошо обычно работает прием, который я называю «экскурсовод». Попросите вашего героя показать вам любимое место отдыха, любимое место в городе, за столом, любимую книгу на полке. Человек сам начнет говорить с яркими деталями, стараясь увлечь вас каким-либо предметом, любовью к городу или книге. ¦ Невозможно забыть сюжет о мальчике-беспризорнике, который по принципу «экскурсовод» снял мой ученик Алексей Семенов (самый молодой обладатель национальной премии «ТЭФИ»). Он предложил 10-летнему Мишке показать свой Нижний. Что мы увидели? Вокзал, «где нас гоняет милиция», люк, «где можно залезть вниз и немного погреться», наконец дом, «где живет дядька, который вкусно кор мит и покупает шмотки за "траханье"». Сюжет продолжался не более трех минут и был показан очень давно, но помнят его все, кто смотрел. ¦ У каждого журналиста есть свои секреты, как сделать удачный лайф. Надо искать, пробовать. Без этого на современном телевидении вам не добиться успеха. Не случайно в последнее время так популярны реалити-шоу. Зритель хочет видеть жизнь как она есть. Ему не нужны наши комментарии, особенно интересно зрителю как бы подглядывать за людьми, оказавшимися в сложной ситуации: как они реагируют на проблему, плачут или, наоборот, замыкаются в себе. ¦ Телешоу «Последний герой» имеет огромный рейтинг не толь ко у нас, но и во всем мире. А вы когда-нибудь думали о том, что все страсти и слезы записываются на камеру и на «необитаемом» острове рядом с героями находятся более десятка реальных и сы тых телевизионных операторов, которые крупным планом, то есть очень близко, записывают супероткровенные диалоги героев. Если вы профессионал, вы должны задавать себе такие вопросы: поче му люди на острове не боятся камеры и не реагируют на нее? Лич но мне кажется, что они слишком увлечены, чтобы отвлекаться на 160

это. Объяснение тому - сама по себе необычная обстановка остро ва, голод и лишения, игра и необходимость остаться последним ге роем, наконец привычка, которая появляется уже на второй-третий день, ведь камеры повсюду. Все это воспринимается как непременное условие и декорации игры. Думается, что мало кто из участников игры, будучи на острове, всерьез задумывался о телевизионной вер сии событий. К тому же камеры снимают много, буквально все под ряд. Догадаться, что из этого останется, а что уйдет навсегда, не возможно (редактор проекта «Последний герой-1» Ирина Кемарская говорила мне, что результат три минуты полезного материала из одного часа съемок считался большой удачей). Конечно, нельзя сравнивать условия дорогостоящего шоу со съемками обычного информационного сюжета. Но кое-что из этого опыта полезно осознать. Например, тот факт, что игра увлекает людей полностью. Предложите вашим героям какую-либо игру, и вы увидите, что это правило - для всех. ¦ Однажды я видела сюжет, где репортер предложил золотодо бытчикам поменяться с ним местами. Это была игра. Один человек из бригады, которого назвали самым разговорчивым, пытался с ми крофоном в руках рассказать нам, как добывается золото. В это вре мя корреспондент, засучив рукава, отмывал - в прямом смысле сло ва - золотой песок и делился своими впечатлениями. Зритель вздох нул с облегчением, когда в конце сюжета каждый занял свое место и микрофон снова оказался в руках репортера. Во время показа это го сюжета на фестивале «ТЭФИ-Регион» зал аплодировал, потому что идея была хороша, а прием, который мы называем лайфом, полу чился сам собой. ¦ Особенно хорошо методом игры отвлекать от камеры детей. Здесь, как говорится, сам Бог велел. Чтобы окончательно увлечь вас идеей работы в стиле лайф, приведу еще один пример. ¦ О ветеранах Великой Отечественной войны много говорят и сни мают. Чаще всего подобные сюжеты появляются 9 мая, в День По беды. В другое время ветераны войны обычно используются в каче стве героев для проблемных сюжетов о пенсиях, ветхом фонде и дру гих социальных проблемах. В этих случаях медали и ордена участни ков и ветеранов войны помогают журналистам заострить проблему и показать черствость чиновников. Но меня в данном случае интересует День Победы. Вы вздрогнули? Вы тоже представили себе огромное количество одинаковых сю жетов на эту тему, которые повторяются из года в год? Бабушки и дедушки с орденами и медалями на парадных пиджаках сидят на фоне ковров, висящих на стене (это всегда вызывает особое изумле ние иностранцев: почему ковры на стене?), и за чашкой чая, к кото рым они не притрагиваются, рассказывают нам в сотый раз о сол датской дружбе и фронтовых подвигах. На самом деле они мало что 161

помнят и этот рассказ - всегда повторение определенного клише, которое однажды было использовано, а теперь с некоторыми вариа циями повторяется из года в год. Попытки самых активных и ретивых журналистов как-то повернуть разговор и добиться лайфа достойны уважения, но, как правило, обречены на провал, если это делается ради «живинки», а не всерьез. Тофик Шахвердиев пошел другим путем. Он узнал, что накануне празднования 50-летия Дня Победы в Москву приглашаются участ ники того самого первого Марша Победы, который состоялся в мае 1945 года. Пожилые люди приезжают в Москву из разных концов страны, причем их селят в загородном доме отдыха и в течение трех дней муштруют с целью добиться слаженности в колонне. Думаю, что такая информация вряд ли сильно заинтересовала многих тележурналистов и документалистов. Что тут особенного? Что тут интересного? А вот Шахвердиев срочно купил на последние день ги маленькую цифровую камеру Саnon. И не прогадал. Получился тро гательный и щемящий душу фильм «Марш Победы». Собственно, сам марш по Красной площади наших ветеранов занимает в этом филь ме не более 20 секунд. Еще столько же - военная хроника со взрывами и гибелью солдат. Еще столько же - Марш Победы 1945 года. Тоже хроника и тоже 20 секунд, что вместе всего одна минута. Но продолжительность фильма - 45 минут. Что же лежит в его основе? Почему зрители плачут и, затаив дыхание, ловят каждое слово тех самых бабушек и дедушек, которые в наших информационных сюжетах говорят вяло и стандартно? Ответ прост: фильм дает ощущение полной достоверности и трагикомизма ситуации. Смех и слезы - это не только Гоголь, это высшая планка любого произведения искусства. Мы видим, как старательно под дождем наши старики маршируют. Крупным планом камера показывает их дешевые ботинки, старо модные туфельки, которые уверенно вышагивают по команде тако го же седого, как они, инструктора. «Левая рука, правое плечо» - ко мандует он, а они все путают, сталкиваются, извиняются и сно ва старательно маршируют по мокрой Москве, рискуя подхватить простуду, которая может оказаться последней. А вечером они тан цуют в доме отдыха. И как танцуют! Вкладывая всю душу, изящ но, галантно, страстно и невинно одновременно. А потом они под бирают себе костюмы для участия в марше и подтрунивают друг над другом: «Живот-то спрячь, лысину закрой». Ключевыми словами этого фильма стали две фразы, которые буквально вырвались из уст старика с лихими казачьими усами: «Почему мы должны перед ними маршировать? Это они должны маршировать перед нами». ¦ Ну что тут добавить? Маленькая полубытовая камера, купленная в последний момент замечательным режиссером, сделала богатыми 162

и зрителей, и самого режиссера. Фильм увенчан многими наградами, в том числе и международными. Получился портрет поколения, потому что точно были выбраны: герои, место и принцип съемок. Посмотрите этот фильм, и тогда вам не нужно будет объяснять, что такое лайф. Экшн (от англ. action - действие) - неожиданное действие, ко торое снято от начала и до конца в реальном времени. Самый простой и понятный пример - когда вы проводите съемки криминального события, а должностное лицо подходит к оператору и закрывает камеру рукой, запрещая вам снимать. Вот оно, неожиданное и яркое действие, снятое от начала и до конца. Ужасно, когда падает самолет или вертолет во время выставок или показов, но наша профессия вполне цинична. Тот оператор, который заснял падение вертолета от начала и до конца, имеет шанс стать знаменитым. Я уверена, что профессиональный оператор имеет какое-то особое чутье на экшн. Он чуть-чуть предвосхищает событие. Только в этом случае он сумеет снять это событие и снять его грамотно. Экшн - это не всегда кровь, смерть и криминал. В программе «Сам себе режиссер» на телеканале «Россия» многие любители домашней видеосъемки демонстрируют замечательные варианты съемок в стиле экшн. Вот кто-то садится мимо стула, вот партнер роняет балерину, а вот собачка несется за кошкой, но вопреки нашим ожиданиям, догнав, начинает старательно вылизывать ей ушки. Запомните, экшн - это всегда неожиданность. В Голливуде это, как правило, пистолет или выстрел, который подстерегает мирную парочку. А в жизни это такое событие, которое вызывает яркие эмоции: смех, ужас, восторг, возмущение. И чем лучше это будет снято и чем неожиданнее это будет для зрителя, тем выше цена успеха. Я не советую специально гоняться за экшном, но надо всегда быть готовым снять это. Интершум и значение звукового ряда Помню, однажды в Центре «Практика» выступал известный журналист и продюсер Александр Любимов и всех удивил высказыванием о том, что звук не менее важен, чем картинка. Он сказал, что ребята из телекомпании «ВИД» очень увлеклись этим открытием, и показал несколько свежих работ, где действительно пронзительно точный и необычный звук в сочетании с картинкой давал невероятный результат. Таким звуком может быть полная тишина. Только имейте в виду: тишина - это тоже звук, образ тишины может создать скрип валенок по снегу или неожиданный стук дятла по дереву. Тишина воспринимается как антитеза внезапному звуку. Если вы хотите записать тишину 163

просто как механическое отсутствие звуков в вашей монтажной комнате, то услышите шум магнитофонов, и это не будет тишиной. В хороших студиях вместе с архивом по видео всегда есть архив по звуку. И это не только музыка в привычном понимании, это также шум ветра, дождя, скрип половиц, журчание реки, пение птиц. Все то, что обычно хранится в архивах киностудий. Можно спросить: зачем? Как известно, камера имеет встроенный микрофон, и это означает, что если оператор снимает ручеек, то мы автоматически имеем звук журчания этого ручейка. А теперь представьте себе, что кто-то окрикнул оператора в момент съемки, он что-то ответил или под ногами хрустнула ветка - и вот уже звук испорчен, а картинка осталась. Конечно, «родной» звук всегда точнее и лучше, чем записанный где-то и когда-то. Оператор всегда должен помнить, что одновременно он должен быть немного звукорежиссером и звукооператором. ¦ Как-то мне довелось плыть на теплоходе по Волге вместе с гол ландской съемочной группой. У нас была с ними одна и та же задача: подготовить фильм об экологии Волги. Мы с оператором Михаилом Сладковым делали это по заказу российского канала (включая серию репортажей для «Вестей»), а голландцы - для своего национального голландского телевидения. Так вот: нас было двое, их было шестеро. Мы с оператором вдвоем занимались всем сразу, у них - каждый делал свое дело. Звукорежис сер с огромной записывающей «метелочкой» и профессиональным магнитофоном отдельно писал звук волны, шум сбросов и т. д. Асси стент оператора устанавливал штатив и готовил камеру, админи стратор договаривался об интервью и т. д. Мы потом видели этот фильм. Это был очень хороший фильм - убеди тельный, интересный, понятный. У нас получилось, может быть, и не хуже по эмоциям, но картинок было значительно меньше и чувствова лась поспешность и небрежность как в съемках, так и в монтаже.¦ К сожалению, до сих пор во многих региональных компаниях звук не считается необходимым атрибутом качества телевизионного продукта. До сих пор можно увидеть, как едет трактор по полю под народную музыку в стиле балалайка. Даже интершум не всегда остается на пленке. Запомните, запись интершума на одной дорожке - непременное условие профессиональной работы. Станок должен гудеть, трактор - рычать, речка - шептать волнами. Уровень интершума в момент сведения звука надо выбирать грамотно. Плохо, если интершум забивает слова журналиста, и очень плохо, если его не слышно вообще. Не оставляйте все на усмотрение режиссера монтажа, говорите ему о своих предпочтениях. Если же вы думаете о звуке уже во время съемок, а не только в монтажной, то у вас все должно получиться. 164

Телевидение создает картины реального мира. Реальный мир всегда имеет свою музыку. Если вы полюбите работу со звуком, вам легко будет освоить люфт и лайф. Отдельно надо сказать о таких сюжетах и программах, в которых звучат музыкальные произведения: концерт с участием оркестра, выступление певца, или народного хора с исполнением частушек. Такая работа требует грамотного подхода со стороны журналиста и оператора. Камеру нельзя выключать - иначе не будет куплета частушки или цельного момента мелодии песни, симфонии. Пусть звук пишется непрерывно, а оператор в это время выбирает крупные и средние планы, нужные детали. Потом при монтаже прописывается звук и выбираются нужные картинки. Не выключайте камеру! Помните о звуке! Не делать этого - очень распространенная и серьезная ошибка. Рабочий материал Часто приходится отвечать на вопросы: каким по времени должен быть рабочий материал, если снимается обычный информационный сюжет? Есть какие-либо стандарты или каждый раз бывает по-разному? Я много лет работала собственным корреспондентом программы «Вести» и хорошо знаю, как дорого в прямом смысле этого слова приходилось платить Российскому телевидению за перегон нашего материала из Нижнего Новгорода, если мы перегоняли рабочий материал, а не смонтированный сюжет. Сейчас, в эпоху Интернета, стало гораздо проще, но требования к точности материала сильно повысились. Есть стандарт. Когда мы были в Германии, в Англии, я специально задавала этот вопрос, чтобы сравнить технологические требования «Вестей» со стандартами Запада. Оказалось, что они примерно одни и те же. Рабочий материал информационного сюжета должен быть не более 15 минут. Учтите: в эти 15 минут входят стендап, интервью (то есть синхроны) и все необходимые картинки. Может быть, многие, прочитав это, ужаснутся. Скажут: это невозможно! Возможно, если не снимать все подряд и не разговаривать с людьми часами, когда надо задать всего один вопрос. Требование ограничить объем рабочего материала - хороший тренинг для корреспондентов новостей. Дело в том, что видеокамера расслабляет. Оператор снимает, кассета крутится, журналист пробует записать один дубль стендапа, потом второй, третий и, чтобы разговорить трудного собеседника, задает на камеру вопросы о семье и погоде. Помните, вы тратите не только свое время и свои нервы. Вы тратите деньги своей компании и ставите в сложное положение оператора, потом монтажера, а прежде всего 165

самих себя. Вам придется все это отсматривать, расписывать по минутам, потом крутить пленку вперед-назад в монтажной. Когда снято 15 минут рабочего материала, как правило, в работу идут все планы, все оказывается необходимым. Если же вы снимаете больше, значит, что-то не так. Значит, вы плохо подготовились к съемкам и подсознательно заставляете оператора и себя работать «про запас», чтобы потом в монтажной выбрать главное. Не получится! Главного так и не будет, если вы заранее не сумели ответить на вопросы: о чем сюжет? что нового я хочу сказать людям? кто конкретно должен ответить на мои вопросы? зачем я должен появиться в кадре и где лучше это сделать? Хороший оператор, прежде чем нажать на рычажок Rec (запись), несколько раз отрепетирует план съемки, что называется, на глазок, без реальной записи на кассету. Плохой оператор не будет бояться снимать все подряд - авось что-нибудь выберут. Может оказаться так, что выбрать-то будет и нечего. Нужный кадр сначала надо увидеть и осознать, потом уже снимать. То же самое касается репортера. Грамотный репортер может сразу с включенной камерой подойти к человеку с нужным вопросом, но в другой ситуации он три часа просидит в кабинете у начальника, чтобы уговорить его на интервью, и уже потом на камеру задаст тот самый важный один вопрос. Нет рецептов на все случаи жизни. Разные темы, люди, разные сюжеты и репортеры. Но требование к съемкам информационного сюжета - не более 15 минут рабочего материала - для профессионалов обязательно. В случае если вы работаете над телевизионным расследованием или готовите спецрепортаж, правила меняются. Вполне возможно, что рабочего материала будет очень много, а вы возьмете из него совсем чуть-чуть, и это нормально. ¦ В качестве иллюстрации к своим словам хочу рассказать историю из своей журналистской практики в те далекие времена, когда я впер вые познакомилась с видеокамерой. Это было в 1985 году. Молодеж ная редакция Центрального телевидения пригласила меня в качестве репортера для работы на Всемирном фестивале молодежи и студен тов в Москве. В то время я уже была автором отдельных программ и сюжетов, которые были показаны по ЦТ, но снимала я их в Горь ком. Все интервью мы могли записывать только на кинокамеру. Это был страшный аппарат, который шумел во время съемки, требовал огромного количества света, но самым неприятным было то, что мы были ограничены самой пленкой. Существовал коэффициент пленки - 1,5:1, в лучшем случае - 2:1, то есть на три минуты эфирного мате риала мы могли снять не более 4,5-6 минут рабочего материала. Ко эффициент 2,5 был возможен только при съемках детей и живот ных, поведение которых непредсказуемо. Многие журналисты, чтобы 166

не попасть впросак, заранее говорили своим героям нужные ответы. Можете себе представить качество таких «интервью»! Я старалась задавать те вопросы, которые меня волновали, но в этот момент испытывала жуткий стресс, потому что пленка крутится, время идет, а человек говорит что-то не то. Еще хуже была ситуация, когда после записи удачного интервью пленка «запа рывалась» в проявке. Я подробно описываю все это, чтобы было понятно, какой восторг я испытала, увидев видеокамеру и узнав, что тихо и беззвучно этот чудо-аппарат запишет на видеоленту все, что я сочту нужным. Тут- то я и расслабилась. И, как потом выяснилось, абсолютно зря. Первое задание мне дал сам Сагалаев: сделать для дневника фести валя короткий репортаж о прибытии делегаций Украины и Белорус сии. Тогда, во времена СССР, организаторов фестиваля гораздо боль ше волновали делегации Америки, Англии, Германии и т. д. Мы поеха ли с оператором Сережей (молодым парнем из Ленинграда, который третий раз в жизни держал в руках видеокамеру) на Белорусский вок зал. Там спокойно, не торопясь он снимал вокзал, затем выход делега ций из вагона, теплые объятия. Потом подключилась я и поговорила практически с каждым, кто приехал. Несколько фраз оказались очень удачными. Мы поспешили назад, так как уже вскоре начиналось мон тажное время. С удивительной кассетой в руке (такой маленькой!) я влетела в аппаратную и наткнулась на Эдуарда Сагалаева. Он радостно улыбнулся: Ну как, сняла? Да! - не менее радостно ответила я и не удержалась, чтобы по хвастаться: - Есть хорошие интервью. Видимо, слово «интервью» его насторожило, и он довольно резко спросил: Сколько минут рабочего материала? 50! - гордо ответила я. Теперь представьте мой ужас, когда он взял кассету из моих рук и отложил ее в сторону со словами: Мы не будем это смотреть, мы не будем это монтировать. Почему? - чуть не заплакала я. Это непрофессионально, - сказал Сагалаев. - Твой сюжет должен занять в дневнике не более полутора минут. На монтаж всего днев ника мы имеем шесть часов. Неужели мы будем терять время, что бы отсмотреть 50 минут каких-то разговоров? И тут в полном отчаянии я предложила дать мне всего 15 минут монтажа. Я надеялась на свою тренированную память. Я примерно помнила, какие именно фразы и на какой минуте мне сказали на вок зале. Я видела, как Сережа снимал объятия, и примерно представля ла, где это можно найти на пленке. Сагалаев ничего не сказал, но шанс мне дал. Я сделала сюжет почти вслепую. Он не был хорошим, но вполне пристойным и вышел в эфир. ¦ 167

Это был настоящий урок телемастерства. С тех пор я всегда учу своих студентов относиться к видеокамере с тем же трепетом, с каким мы относились к кинокамере. Коэффициент полезности съемки вам никто не устанавливает, но вы должны устанавливать его сами. Не снимайте лишнего! Пишите синопсисы! Готовьте тексты стендапов! Каждый ли может стать репортером? Я уже говорила о том, что любой образованный человек должен уметь грамотно изложить информацию на бумаге. Сделать сюжет в новости - это задание, с которого, как правило, начинается жизнь на телевидении для новичков. И это хорошо. Тот, кто прошел через новости, больше начинает понимать и многому учится. Бывает так, что руководство канала приглашает хорошего журналиста из газеты для ведения авторской программы на телевидении. В таких случаях бывает много казусов и много мучений для самого приглашенного и для всей творческой группы. Если человек талантлив, востребован обществом и готов учиться телевизионной специфике, то все преграды можно преодолеть. Но таких преград не будет, если автор-публицист «вырос» из репортера и знает всю телевизионную «кухню» изнутри. Он пишет разговорный текст, он думает о картинке, он помнит о значении звука и вникает во все детали тех сюжетов, которые готовятся для его программы. Многие могут стать грамотными репортерами. Но есть особая категория людей, которые имеют чутье на информацию и всегда почему-то оказываются в нужный час в нужном месте. Иногда возникает ощущение, что им кто-то свыше сообщает о новостях, особенно если это какие-то катаклизмы и происшествия. ¦ В качестве примера хочу упомянуть Александра Цирульникова. Дол гие годы он работал собственным корреспондентом Первого кана ла в Нижнем Новгороде. Он поражал своих коллег чисто репортер ским талантом, потому что никому и никогда не удалось прибыть на место события раньше Цирульникова. Однажды в городе сошел трамвай с рельсов. Погибли люди. Мы даже не удивились, когда узна ли, что именно в это время по мосту навстречу трагедии ехал Ци рюльников и самые первые кадры были сняты на его камеру. Он всег да знал, где и что происходит. Всегда следил за всеми событиями, читал газеты, общался с чиновниками всех мастей. Можно было лю бить или не любить его репортажи, но не признавать удивительно го дара оказываться первым на месте события невозможно. ¦ У меня, например, такого дара нет. Я хорошо это понимала в тот момент, когда приняла предложение работать собкором «Вестей». На место события, если происходило что-то типа пожара или аварии, мы 168

всегда приезжали чуть позже Александра Цирульникова. Но я знала, что могу «переиграть» конкурента в умении собрать и проанализировать информацию. Показать разные точки зрения. У каждого свой конек. Репортеры - разные люди. Конечно, тот, кто приезжает на место событий первым, и есть настоящий репортер. Настоящим репортером надо родиться. Я уверена в этом. Вы и ваш оператор На любом семинаре Центра «Практика» чаще всего со стороны журналистов и репортеров звучит вопрос: как мне наладить отношения с моим оператором? Или жестче: как заставить оператора работать? Мне повезло в жизни, в том числе и с партнерами-операторами, но я не смогу сказать, что такое творческое партнерство - простое дело. Были и конфликты, и споры, и непонимание, и всякие досадные недоразумения (забыл снять нужный кадр, не вовремя выключил камеру, что-то сказал герою, смутив его навсегда). Но, как водится, в случае хорошего результата и удачного сюжета хочется похвалить себя, любимого и талантливого, в случае любой неудачи - свалить вину на ближнего, то есть прежде всего на оператора. На основе многолетнего опыта удачного партнерства с оператором хочу дать журналистам несколько советов. Особенно эти советы будут полезны тем журналистам, которые понимают, что работа в команде требует жертв и усилий, как жизнь в семье, как воспитание ребенка, как работа космонавтов в условиях обязательного тесного общения, не всегда желанного. СОВЕТЫ КАК НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ С ХОРОШИМ ОПЕРАТОРОМ? Уважайте операторов, цените их работу наравне со своей, а может быть, даже и выше. Ведь картинка и все, что с ней связано, чрезвычайно важно для успеха! Это означает, что работа оператора не менее важна, чем ваша собственная работа. В эфире окажется только то, что снято вашим оператором, и снято именно так, как это сделал он, а не так, как вы себе это придумали. Учитесь смотреть вокруг «через камеру». То есть помогайте оператору находить правильные монтажные планы, подсказывайте их. Например, вы находитесь в школе и ждете интервью с директором. Ваш сюжет о недавней драке в этой школе и все нужные синхроны уже отсняты. Звенит звонок, начинается перемена, и в коридор влетает стая детей, которые прыгают, бегают, задевают друг друга. В этот момент ваш оператор перекуривает на улице. Надо немедленно его позвать и указать на шаловливых детей, так как именно этих 169

кадров вам потом может не хватить на монтаже. Картинки - это общая забота журналиста и оператора, и никак иначе. «Втягивайте» оператора в предстоящий сюжет. Чем больше информации о сюжете будет известно оператору, тем лучше он подготовится к съемкам, тем старательнее и ответственнее будет снимать. Не молчите, пока едете в машине, не молчите, пока идете к месту съемок, рассказывайте, советуйтесь с оператором. Это может очень хорошо мотивировать его и поможет найти правильный ракурс. Прислушивайтесь к оператору во время съемок стендапа. Стендап -это прежде всего работа оператора, его зона ответственности, и он понимает в этом лучше журналиста. Во время съемок стендапа журналист как бы помещается внутрь телеэкрана, становится моделью, и чрезвычайно важно, куда и как эта модель идет, как открывается кадр, как делается панорама. Все это может видеть и знать только оператор, поэтому лучше с ним не спорить и сделать все так, как он говорит. Если у вас есть другие идеи, то лучше записать несколько вариантов, а потом представить их на суд режиссеру монтажа или шеф-редактору и выбрать лучший вариант. Мой опыт говорит о том, что в четырех случаях из пяти вариант стендапа, предложенный оператором, был точнее, чем мой. Надо понимать, что оператор учитывает те компоненты, на которые мы просто не обращаем внимания: как падает свет, лезет ли в кадр провод, как одет журналист и т. д. Не бойтесь спорить с оператором и отстаивать свое мнение. Это нормально, но только не за счет качества сюжета. Споры с оператором занимают время и отнимают силы, поэтому в случае принципиального расхождения надо знать ответ на вопрос: кто главный? Вопрос непростой. Это как в семье: кто главный - папа или мама? За сюжет в целом и его качество отвечает журналист, и именно журналист является директором съемочной группы. Это аксиома. Не может быть двух начальников, а то будет как в поговорке: «где два украинца, там два гетмана». Бывают съемочные группы, в которых идут сплошные споры вместо работы и выяснение отношений на радость зевакам. Однако руководить группой не означает приказывать, командовать и заставлять. Таким методом вы никогда не получите хорошего результата. Операторы - люди творческие и независимые. И то, что они в большинстве своем молчуны, ничего не означает. Внутри истинного оператора-художника кипит буря страстей и амбиции не ниже ваших. Для того чтобы выстроить хороший кадр, им действительно требуется время. Это не прихоть и не каприз. Надо понимать законы этой профессии и уважать операторов как истинных творцов-художников. Никогда не забуду, как Вадим Такменев грустно и терпеливо выжидал, пока его замечательный оператор ставил всякие лампы и занавешивал окна в комнате ради того, чтобы снять ровно 10 секунд незначительного эпизода. На подготовку к съемкам ушло около часа, но кадр получился восхитительным. Жаль, что в сюжет он так и не вошел. Зато в другой раз одна деталь, снятая так же безупречно, может сделать сюжет интересным и ярким. 170



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: