Щ Если у вас появилась проблема во время ведения эфира, по - ^?] делитесь этой проблемой со зрителем - и вы выиграете. Как это понять? Вы объявили какой-то сюжет, но режиссер медлит. Сюжета на экране нет. Самое плохое, что вы можете сделать (к сожалению, это делают многие), - это в напряженном молчании смотреть на монитор. Каждая секунда такой паузы работает против вас. Профессиональный ведущий, подождав несколько секунд, спокойно сообщает зрителю то, что зритель давно понял сам: «Что-то у нас с этим сюжетом пока не получается. Перейдем к другим сообщениям». Зритель благодарен ведущему, и ему даже как-то приятно, что «вот, и у них бывают всякие накладки. Не только у нас, простых смертных». Интересно, что раньше люди, которые не умели общаться со зрителем спокойно и доверительно в ситуации прямого эфира, практически не имели шанса стать телеведущими. В наше технологичное время - с видеозаписью, телесуфлером, микронаушниками - стало возможным появление в эфире людей, которые добиваются успеха у зрителей, хотя на самом деле панически боятся и не умеют общаться с ними напрямую. Я не знаю, как к этому относиться. Скажу только, что если вы выбрали для себя профессию ведущего эфира, надо сделать все возможное и невозможное для того, чтобы прямой эфир не стал для вас кошмаром и испытанием. Прямой эфир - это и есть телевидение. Мы много раз говорили, что непременное условие профессионального успеха в нашей профессии - это достоверность и занимательность. Прямой эфир сам по себе как технология дает ощущение реалити-шоу. Он не может не быть достоверным - все происходит на наших глазах и в данную минуту. Наконец, занимательность прямого эфира (особенно когда это что-то вроде ток-шоу или «Прожек-торперисхилтон») состоит в том, что в любую минуту любой человек может сказать или сделать что-то такое, что выходит за рамки продуманного заранее сценария. Зритель ждет таких подвохов и острот. Это особая драматургия ожиданий. Обидно и больно видеть, когда настоящий прямой эфир делается так, чтобы «убить все живое». Привычка к видеозаписи - плохая привычка. Профессиональный ведущий старается в момент видеозаписи вести себя и общаться со зрителем так, как будто это прямой эфир. И наоборот, во время прямого эфира профессиональный ведущий спокоен и уверен настолько, как будто есть возможность в любой момент остановить видеозапись. 184
|
Интонация Возможно, это и есть самое главное. Надо всегда помнить, что телевизор стоит у людей в спальне, в гостиной или на кухне. Дома они ходят мимо телевизора в халате, в пижаме, тапочках на босу ногу. Наши зрители заняты воспитанием детей, разговорами по телефону, приготовлением ужина. В этот момент у них работает телевизор, и первое, что привлекает или раздражает, - это интонация ведущего. Если дать несколько определений типа: спокойная, уверенная, ду шевная, то сразу можно вспомнить ведущих, которые говорят иначе. Но многим очень нравится, как они говорят. Тот же Эдвард Радзин-ский - какой напор, какой высокий голос, сколько патетики! И нельзя оторваться. Мы опять возвращаемся к мысли о том, что важно на экране предъявить свою собственную индивидуальность. И действительно обращаться к зрителю, а не к самому себе или к своим ближайшим родственникам. Тогда возможен успех. Интонация ведущего должна соответствовать: личности ведущего; теме программы; менталитету его зрителей; времени выхода в эфир; общему стилю канала-вещателя. Этот список можно продолжить, но я постаралась выделить самое главное. Если отсутствует хотя бы один из этих пунктов, интонация ведущего будет работать не на программу, а против нее. Как связаны интонация и содержание программы? Сначала интонация - потом желание вслушаться - потом содержание. Интонация - это постоянно действующая реклама программы. Или антиреклама. Я уже говорила, что телезритель редко смотрит программу более десяти минут подряд. Пульт от телевизора дает возможность переключать каналы. Остановиться же на какой-то программе заставляет именно интонация ведущего. Зритель становится более внимательным, если через несколько секунд он понимает, что разговор интересен. И тогда он не переключится на другой канал. СОВЕТЫ КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ИНТОНАЦИЕЙ? • Не стремитесь с экрана говорить так, как вы говорите в обычной жизни. Иногда это даже вредит. На экране вы в некоторой степени уже не принадлежите себе. Вы некоторая модель, образ, лицо программы. Если интонация найдена правильно, то вы чувствуете себя комфортно. Вам не надо напрягаться. Это как удобный костюм, который позволяет свободно сидеть, ходить и даже плотно покушать. 185
|
¦ В качестве примера хочу привести знаменитого ведущего Алексан дра Маслякова, который вот уже более сорока лет ведет КВН. Как только мы слышим это имя, в памяти сразу возникает интонация, известная всей стране. Ироничный, уверенный, радостный Алек сандр Масляков, папа российского КВН. Его фанат и организатор. В жизни Александр Васильевич так же харизматичен и обаятелен, но очень скромен и совсем не разговорчив, и интонация в обычном разговоре с людьми у него совсем другая. ¦ Как же быть с требованием предъявить себя? Все нормально. Внутри каждого человека есть много разных людей, и надо определить лучшую «кандидатуру» для публичного появления. Притворяться бесполезно. Есть люди, которые пытаются освоить интонацию, им несвойственную. Зритель это сразу чувствует. Следите за своей интонацией: она должна соответствовать теме и жанру программы. Вспоминаю одну заказную программу на федеральном канале о проблемах ГАИ. Ее ведущей была молодая, боевая девушка, которая радостным голосом сообщала, сколько людей погибло в очередном ДТП. Она не могла говорить иначе - слишком молода, весела, уверена в себе. Таким девушкам надо вести программы на Муз-ТВ или молодежные тусовки. Вполне возможно, что среди юных ведущих можно было найти другую девушку, которая способна была бы интонацией подчеркнуть сопереживание. Но не нашли или не искали. В результате программа просуществовала в эфире недолго. Прислушивайтесь к разговорам вокруг себя: как люди говорят, как слушают, какие словечки стали модными в вашем городе в последнее время? кто из публичных людей региона считается хорошим оратором? Все это надо собирать и анализировать. Успех ведущего невозможен сам по себе, в отрыве от зрителя. Я уже не раз говорила, как важно знать своего зрителя. Именно сво его зрителя, а не зрителя вообще. Интонация ведущего, которая найдет понимание и вызовет восторг у зрителей в городе N, окажется неуместной и фальшивой в городе Х. Существуют национальные особенности аудитории, равно как географические. На севере принято говорить одним образом, на юге - совсем другим. Это хорошо чувствуют те ведущие, кто переехал в другой город и понял, что надо срочно что-то менять, и прежде всего интонацию. Их не понимают, иногда не воспринимают быструю речь, иногда раздражает московское «аканье». Иногда появляется ощущение чужака. Стройте программу с учетом времени ее выхода в эфир. Будет очень странно, если вы вечером говорите с экрана с такой же интонацией, как утром. Продюсер Анатолий Малкин утверждает, что грамотное телевидение надо строить по физиологии: на завтрак - одна интонация, на ужин - совсем другая. Когда человек торопится на работу, его будут раздражать многословие и неспешность ведущего, его длинные многозначительные паузы. Если же ночью в речи ведущего вдруг появится утренняя суета и торопливость, это будет как минимум странно. Вот где нам необходим прямой эфир. Часто 186
|
именно видеозапись может сыграть с ведущим плохую шутку. Ночная программа вполне может записываться утром, а у ведущего - утреннее настроение. Значит, надо проводить тренинг с самим собой и уметь хорошо представлять себе не только своих потенциальных зрителей, но и то реальное физиологическое состояние, в котором они будут воспринимать вашу программу. Опять подчеркну значение командной работы. Очень важно, чтобы оператор, режиссер не только картинкой в студии, светом, но и на словах напоминали ведущему, в какое время программа выйдет в эфир. Прямой эфир избавляет нас от этих забот. На улице ночь. В студии тишина и пустота. Ведущий сам расслаблен и спокоен. Верная интонация приходит как бы автоматически, сама собой. Если вы профессионал, конечно. • Подбирайте свою интонацию с учетом общего стиля канала. Иначе программа выпадет из общей сетки и не найдет своего зрителя. Сложно воспринимать душевную, слезливую программу на жестком информационном канале, где много криминала и так называемой чернухи. В связи с большой конкуренцией на современном телевизионном рынке каналы-вещатели строго позиционируются. Один канал становится семейным, развлекательным, другой ориентирован на продвинутую элитарную часть общества. Третий становится желтым каналом для люмпенов и обывателей. Сказанное выше не значит, что все ведущие какого-либо канала должны иметь схожую интонацию - это невозможно. И все же трудно представить себе интонацию и образ Владимира Познера на канале СТС просто потому, что СТС - развлекательный семейный канал, а Познер - серьезный телевизионный интервьюер и комментатор. Встречается такая ошибка: ведущий эксплуатирует однажды найденную удачную интонацию. Надо помнить, что интонация, безусловно, должна являться определенным брендом ведущего, частью его образа. Именно по интонации узнают ведущего и начинают внимательно слушать или, наоборот, выключают телевизор. Но, оставаясь узнаваемой, интонация ведущего должна меняться в зависимости от меняющихся обстоятельств. Ведущий взрослеет, и бодрая молодежная интонация с прикольными словечками должна быть сброшена, как старая шкурка ящерицы. Ведущий меняет тематику, значит, опять надо искать новые нюансы. На одном и том же инструменте можно играть разные мелодии - и простые, и серьезные. Интонация ведущего - это тоже музыкальный инструмент, на котором вы должны научиться играть профессионально. Будьте готовы к тому, что вам лично кажется совсем чужой и странной та интонация, которая принадлежит вам как ведущему. Надо больше доверять не себе, а своей референтной группе. У каждого она разная: семья, друзья, коллеги, случайные зрители, которые остановили вас на улице. Как ни странно, им виднее. Человек всегда имеет о себе самом иное мнение, чем окружающие люди. Ваш образ и ваша интонация - это уже не вы. И это нормально. 187
Дистанция общения Любой ведущий, прежде чем выходит в эфир, должен определиться, какую дистанцию он устанавливает между собой и зрителем. От этого зависит его интонация и в конечном счете успех или неуспех программы. Иногда дистанцию легко определить. Например, новости - это, скорее, официальная дистанция. Но если вы выбрали концепцию домашних или публицистических новостей, то официальная дистанция и, следовательно, официальная интонация ведущего вряд ли будет правильной и точной. Значит, задача авторов программы - точно определить, в каком жанре они работают и какую концепцию выбирают. Затем определяется правильная дистанция между создателями программы и зрителями. Интонация ведущего должна четко соответствовать этой дистанции. Разные теоретики телевидения давно и плотно работают над смыслом этого понятия - дистанция общения. Я для себя определила три основные дистанции: интимная, или личностная; деловая; официальная. Интимная, или личностная, дистанция наиболее близкая к зрителю, используется в программах о людях. Это может быть документальный фильм или исповедальное интервью*. Главное, чтобы расстояние до сердца зрителя было минимальным. Естественно, интонация ведущего тоже должна быть особая. У зрителя возникает ощущение, что ведущий с экрана обращается лично к нему и только к нему. Более того, он, ведущий, готов поделиться со зрителем своим сокровенным. Иногда для ведения самых серьезных программ приглашаются ведущие, которые работают именно на личностной дистанции и владеют искусством устанавливать особый контакт со зрителем. Ключевое слово для таких ведущих - это искренность. В этой манере работают Дмитрий Дибров, Владимир Познер, Тина Канделаки. Александр Гордон, наоборот, предпочитает держать дистанцию со зрителем не самого близкого порядка. Он не официален, но и не открыт полностью. Эту дистанцию я назвала бы деловой. Понятие дистанции очень тесно связано с интонацией как ведущего, так и программы в целом. Плохо, когда внутри одной программы смешивается воедино официоз и сухость, с одной стороны, и бесшабашная откровенность - с другой. Выбор общего стиля программы * Интервью, цель которого - раскрыть на экране личность гостя про граммы. 188
требует ответа на вопрос: на какой дистанции от зрителя мы себя видим? Конечно, при ответе надо учитывать личность ведущего, который является лицом программы, потенциал творческого коллектива, ну и далее по нашему списку: канал-вещатель, зрители, время выхода в эфир и так далее. Телесуфлер Всем известно, что общение ведущего со зрителями - это общение глаза в глаза. Реально в студии или на точке съемки ведущий смотрит и говорит слова в объектив камеры. Как только он опускает глаза, контакт со зрителем прерывается. Более того, в этот момент зритель ощущает беспокойство и неудобство - лицо с закрытыми глазами крупным планом выглядит странно и неприятно. В прежние времена, когда дикторам вменялось в обязанность выучивать наизусть длинные тексты, многие из них справлялись с этим блестяще. Тем более если это были профессионалы, которые понимали, что разговорная речь допускает паузы, иногда небольшие ошибки, которые тут же с извинением и улыбкой исправляются. Это лучше, чем чтение по бумаге в кадре с опушенными вниз глазами. Когда все же диктор должен был прочитать сложную фамилию или большой объем цифровой информации, то грамотный оператор на общем плане показывал нам всю картинку. Зритель понимал, что такой текст можно только прочитать и нельзя запомнить. В этом случае у него не возникало никакого раздражения, скорее, сочувствие. Теперь представьте себе картину, которую я, к несчастью, наблюдала много раз при просмотре региональных новостных программ. Крупный план девушки-ведущей. После первой фразы на камеру она отводит глаза в сторону и что-то где-то торопливо читает. Мы не видим ни стола, ни листа бумаги с текстом. Возникает ощущение обмана. Что она читает? Почему она боится разговаривать с нами? К тому же зритель давно привык к другому стилю общения ведущих федеральных каналов. В наше время так работать недопустимо. Появление телесуфлеров, казалось бы, полностью решило проблему. Даже в самых маленьких телекомпаниях стараются приобрести эту чудо-технику, которая позволяет ведущим работать на камеру и при этом спокойно читать текст. Но оказывается, что общение напрямую со зрителем без телесуфлера и общение со зрителем через телесуфлер - разные вещи. Зритель это чувствует по тому, как бегают глаза ведущего, по тому, что он больше занят самим процессом чтения, чем процессом сообщения зрителю о событиях. Чтение и рассказ сильно отличаются по интонации, по манере поведения. 189
Как же быть? С одной стороны, телесуфлер необходим, так как дает возможность, не опуская глаз, донести сложную точную информацию с цифрами, фактами, фамилиями. В те времена, когда лучшие ведущие пытались заучить все это наизусть, немало сил и энергии уходило у них на то, чтобы не перепутать все это потом в эфире. Это не могло способствовать легкому и доверительному общению со зрителем. Сегодня ведущие более раскованны и спокойны: у них есть телесуфлер. Осталось только научиться с ним работать. Я знаю, что многие профессиональные ведущие федеральных каналов имеют свои секреты, как работать с телесуфлером. Вот некоторые из них. Не читать все подряд, а делать паузы, как будто подбирая следующие слова или вспоминая их. Паузы, когда вы смотрите прямо в объектив, помогают восстановить контакт со зрителем. Мысленно переставлять в голове те фразы, которые выдает телесуфлер. Речь становится более живой, и зритель чувствует, что ведущий понимает то, о чем говорит. Заводить на суфлер только имена, цифры и названия, то есть именно то, что трудно запомнить. Смысл события надо передавать своими словами или близко к тому тексту, который ведущий сам для себя написал. Главное - несколько раз внимательно прочитать текст перед эфиром и ВДУМАТЬСЯ в смысл каждой фразы. Тогда это будет не бездумное чтение вслух, а интонационно-верная передача важной информации зрителю. Очень важно, чтобы ведущий принимал активное участие в написании «подводок». Свое рукой фраза будет написана так, что ее удобно будет читать. И вообще чужой текст гораздо труднее освоить и сделать своим! Недавно в разговоре с главным редактором программы «Время» и прекрасным телеведущим Кириллом Клейменовым я поинтересовалась, принимают ли участие ведущие Первого канала в написании подводок. И получила в ответ однозначное «да, а как же иначе». Может быть, это и есть одно из важных составляющих успеха новостных программ Первого канала? С другой стороны, недавно на питерском Пятом канале появился Андрей Норкин, которого многие телезрители помнят по работе на старом НТВ. Он каждое утро ведет большой информационный блок и вообще не пользуется суфлером. Перед Норкиным лежат листочки со свежей информацией, и он на глазах у зрителей выбирает, что рассказать зрителю и как прокомментировать данные факты. Очень интересный эксперимент, на который сразу обратили внимание и продюсеры, и, главное, зрители. Уж очень сильный контраст с глянцевыми суфлерными ведущими, которые не делают ни пауз, ни ошибок. 190
Но на такой эксперимент мало кто способен. Повторю: суфлер - отличное подспорье для ведущего, но надо уметь с ним грамотно работать! Попробуйте использовать мои советы. Отлично будет, если вы сделаете внутреннюю запись для просмотра и обсуждения с коллегами. Каждый ведущий имеет свой стиль, свои индивидуальные качества. У всех разная память и разное зрение. Ни в коем случае не отказывайтесь от телесуфлера, если не чувствуете в себе уверенности провести выпуск или программу не опуская глаз для прочтения текста. Тренируйтесь дома. Полезно после чтения небольшой заметки в газете постараться пересказать ее содержание вслух. Это хороший тренинг для памяти и для навыков говорения. Чем больше вы будете работать над собой, тем больше шансов стать хорошим ведущим, и тогда телесуфлер вам будет не помехой, а подмогой. Время - царь и бог на телевидении Тот, кто работает на телевидении, очень четко понимает, что такое время. Время - это деньги в прямом смысле слова, потому что рекламодатель платит за рекламный ролик протяженностью 20 секунд одни деньги, а за минуту - совсем другие. К тому же если этот ролик выходит в прайм-тайм, то это уже очень большие деньги. Но время - это еще и профессионализм. Иногда прекрасный ведущий говорит важные и точные слова и делает всего одну ошибку - говорит чуть дольше, чем требуется. И эта ошибка перечеркивает все его завоевания. Мне доводилось бывать в ситуации прямого эфира, когда режиссер по громкой связи говорил, что я должна уложиться со своим вступлением в 1 минуту 35 секунд. Иногда это бывает 48 секунд. Иногда при озвучивании текста -7 секунд. И каждый раз задача ставится так: сказать единственно верные слова, не торопясь и не растягивая их, выбрать верную интонацию и уложиться во время! Грамотно работать со временем не означает говорить как можно короче. Иногда ведущий говорит не торопясь, со знанием дела, и его слушают открыв рот. А иногда зрителю уже давно все ясно, его мысль уже опередила мысль ведущего. Это очень плохо. Нет единого правила «коротко или длинно» - есть требование четкого соответствия содержания, формы и времени. Это закон телевизионной гармонии. Бывает, что ведущий начинает чувствовать время чуть ли не хребтом. Это трудно объяснить, но это есть. Такое чувство может появиться после долгого и частого пребывания в эфире. Оно может пропасть после вынужденного перерыва, и многие ведущие очень боятся потерять чувство времени. Очень важно, чтобы зрителю все было понятно и интересно, но при этом чуть-чуть «не хватило» ведущего 191
исключительно потому, что он интересен, приятен, востребован. Чтобы хотелось новой встречи, это очень важно. Телевидение - не устану повторять - это привычка, это нескончаемый сериал, вечная тайна. Недосказанность означает стремление у зрителя увидеть этого человека и программу еще и еще раз. В этом секрет успеха. Иногда я ставлю такой эксперимент со своими учениками: даю просмотреть подряд три различных информационных сюжета. После просмотра спрашиваю: сколько времени длились эти сюжеты? Ответы всегда разные, причем если первый сюжет, наиболее профессиональный и динамичный, всегда оценивают короче, чем он есть, то последний, затянутый и попросту скучный, оценивают в несколько раз длиннее. Самое интересное бывает в конце, когда выясняется, что все сюжеты по протяженности абсолютно одинаковы. Зрителю неважно, сколько времени длится рекламный ролик или интересная шоу-программа. Он забросит свои дела, устроится перед телевизором, а потом с ужасом обнаружит, что из-за этого просмотра не сделал чего-то важного по дому или по работе. Знать и чувствовать время должен каждый профессиональный работник телевидения. Содержание любой программы, любого сюжета, любого выступления должно четко соотноситься с протяженностью в эфире. Иногда хронометраж определен заранее и вам надо подстраивать содержание под заданные временные рамки. Иногда, наоборот, вы определяете длину программы или сюжета в зависимости от содержания. Но главное и незыблемое правило - правило соответствия. Нельзя затягивать и нельзя торопиться. Добавим к этим «нельзя» еще несколько «надо»: надо всегда ориентироваться на время выхода программы в эфир; надо всегда учитывать ценность каждой телевизионной минуты и даже секунды; надо уметь оценивать содержание в минутах и секундах. Попробуйте проверить себя. Например, сказать себе: «Сейчас я буду говорить ровно полторы минуты». Включите секундомер и не смотрите на него. Говорите о чем угодно и выключите секундомер тогда, когда вы решите, что прошло ровно полторы минуты. Уверяю вас, даже у больших профессионалов не сразу получается добиться этого великолепного качества - физиологического чувства времени. Но тренировки совсем не обязательно проводить, что называется, на зрителях. Вы знаете, сколько времени читается текст, написанный на одной стандартной странице? Конечно, у каждого диктора свой темп речи и текст бывает разным по сложности, но в среднем это занимает около двух минут. 192
Профессиональные репортеры уже в момент написания закадрового текста всегда знают, на сколько именно секунд рассчитан их текст. Когда режиссер монтажа просит журналиста написать комментарий на 25-30 секунд, тот должен понимать, сколько фраз надо написать для этого на бумаге. Это не так трудно, как кажется. Просто все, что имеет отношение к телевидению, должно быть взвешено на весах времени. ¦ Мне довелось видеть страдания ведущих программы «Вести» те леканала «Россия», когда была привезена и установлена новейшая студийная аппаратура в стиле ньюсрум. Отныне каждый ведущий должен был овладеть компьютером и набирать свои подводки на компьютере, в котором уже находилась подробная информация обо всех сюжетах выпуска. Каждый сюжет был обсчитан «умной ма шиной», и ведущий имел определенный запас времени на свои высту пления. Как только он «перебирал», компьютер выдавал команду со кратить текст, причем, что самое интересное, компьютер учиты вал скорость говорения именно данного ведущего. Один из ведущих говорил быстрее всех, и компьютер «разрешал» ему писать подвод ки чуть ли не вдвое длиннее, чем другим ведущим. Если же в процес се подготовки выпуска появлялись новые сюжеты, то безжалостная машина требовала от ведущего вновь урегулировать свои отноше ния со временем: что-то убрать или, наоборот, что-то добавить. ¦ Если программа новостей длится дольше или короче, чем это указано в программе, - это огромная ошибка всех, кто ее делает. Это непрофессионально. Обидно, что многие региональные компании считают возможным нарушать собственную сетку вещания и выходят с программами не секунда в секунду, а то раньше, то позже. Помните: это обман зрителей, обман их ожиданий и привычек. Как говорит Виктор Шендерович: «Так можно было поступать в эпоху до изобретения телевизионного пульта». Сегодня так поступать нельзя. Интересно, что психологическое восприятие времени на телевидении часто расходится со временем реальным. Это могут быть тоскливые секунды ожидания объявленного сюжета, которые ведущему, да и зрителям, показались чуть ли не часом ожидания. И, наоборот, это может быть захватывающее зрелище, которое (как выяснилось) продержало нас у экрана более часа, а показалось, что прошло несколько минут. Плохо, когда и гости, и ведущие во время записи программы или прямого эфира теряют чувство реальности. Им кажется, что все разговоры интересны и программа замечательная, а зрители по другую сторону экрана вообще не понимают, о чем разговор и почему все так долго длится. Профессиональный ведущий каждую секунду должен помнить о времени сразу с нескольких позиций: 193
Надо выполнить намеченный сценарий и уложиться во время эфира или записи. Если это не прямой эфир, надо всегда помнить, в какое именно время выйдет данная программа, и держать верную интонацию и темп речи. На все, что происходит в студии, надо уметь посмотреть глазами зрителя: интересно ли, не затянуто ли. ¦ Время, как ни странно, имеет свой реальный вес. Помню, как в годы моей телевизионной молодости я возила в Москву на центральное телевидение свои программы. Они были записаны на широких маг нитных лентах и хранились в специальных тяжеленных кофрах. Од нажды я везла сразу две программы, и сумку с личными вещами при шлось нести, что называется, в зубах. Я поскользнулась, упала, ме таллический кофр раскрылся, рулон покатился по платформе, люди бросились мне помогать. Когда ленту свернули и положили на место, один военный спросил меня с интересом: Что вы везете? Молодежную программу, - еще в слезах, ответила я. Господи! - удивился военный, - Отчего же она у вас такая тяжелая? 52 минуты! - произнесла я с гордостью. Вторая программа была значительно легче: всего 20 минут. Когда спустя несколько лет режиссер программы «Взгляд» Игорь Иванов впервые показал мне маленькую кассету Betacam (а сегодня уже есть mini-DV), я была просто потрясена. ¦
Великая роль паузы Почему-то принято считать, что процесс общения на экране - это прежде всего вопросы и ответы. Но процесс общения на экране мало чем отличается от общения в жизни. Вы прекрасно знаете, как много значит в нашей жизни взгляд, или молчание, или едва уловимая улыбка. Точно так же, а может быть даже еще заметнее, это выглядит на экране. Режиссеры, редакторы, теленачальники и ведущие, которые воспринимают работу в эфире исключительно как процесс вербального или словесного общения, делают огромную ошибку. Мне всегда казалось, что ошибается тот шеф-редактор новостей, который принимает решение о качестве сюжета, судя исключительно по его тексту. Есть интонация, и это очень важно Но есть и паузы. Иногда одна пауза стоит интонации и содержания вместе взятых. Можно привести пример на простейших экспресс-опросах. Человеку задан вопрос, вопрос неожиданный, точный, на тему дня. К тому же задается он адресно: «Как вы относитесь к ситуации на Северном Кавказе?» А на вопрос: «Вы приютили бы у себя Саакашвили?» - ответить сразу трудно. Человек удивлен. Ощущает замешательство. 194
Ищет и не находит слова для ответа. Эта борьба, все эмоции написаны у него на лице и сняты крупным планом. Даже если после этой замечательной сцены без слов человек просто махнет рукой и пойдет дальше, по своим делам, считайте, что вы свою задачу выполнили. Можно вспомнить знаменитые гоголевские сцены, так называемые немые сцены из «Ревизора». Это тоже пауза, но какая! Удивительно, но паузы имеют свое собственное содержание. Хуже всего, когда пауза становится паузой растерянности. Нелепо и комично выглядит ведущий, которому не включили объявленный сюжет, если он растерян, разозлен и совсем не знает, что ему делать. Он то смотрит в монитор внимательно и угрожающе, то читает невидимый зрителю текст, то звонит режиссеру - и при этом напрочь забывает о зрителе, ничего ему не объясняет и полностью, как говорится, уходит от контакта с ним. Еще минуту назад мы видели уверенного и профессионального ведущего, который сообщал нам важную информацию, он был нам интересен и приятен. И вдруг (о, ужас!) этот же человек нас, зрителей, боится, стесняется и, главное, совсем не хочет или не может общаться с нами, когда возникает проблема. Это пауза растерянности. Я всегда считала, что такие моменты являются лучшим тестом на профпригодность, потому что другой ведущий в такой же ситуации поведет себя совсем иначе. Он будет общаться с нами, объяснять ситуацию и, доверяя своему зрителю, только выигрывает. Такая пауза становится паузой содержательной. Как ни странно, подобные моменты даже сближают ведущего со зрителем, потому что недосягаемый герой на экране вдруг оказывается человеком, у которого тоже могут быть проблемы, которые он не скрывает от своих зрителей и даже как бы обращается к ним за помощью и поддержкой. Можно перечислить огромное количество телевизионных ведущих, которые прекрасно умеют заполнять собой и своим обаянием такие проблемные технологические паузы. Даже если, объяснив зрителю ситуацию, они молча начинают вместе со зрителем ждать объявленного сюжета, эта пауза становится не паузой растерянности, а паузой уверенности. Если сюжета все же нет и нет, то вполне может появиться новый вид паузы - паузы улыбки. Ведь у всех бывают в работе просчеты, просто на телевидении все это суперзаметно и суперпублично. Не так ли? Зритель улыбается в ответ на невысказанную мысль ведущего и с удовольствием смотрит, чем закончится этот неожиданный, интересный спектакль. Ведущий, который не общается со зрителем и не втягивает его в такую игру, рискует долгое время вызывать отрицательные эмоции, как будто он обманщик или ханжа: делал вид, что общается со зрителями, а как только возник сбой, стал думать только о себе. 195