Если вы хотите большего , чем имеете , надо работать больше , чем полагается .




ГЛАВА 6 ИНТЕРВЬЮ Расскажу вам «страшную» историю из собственной журналисткой практики. У меня, тогда еще студентки филфака, на Горьковском телевидении было несколько авторских проектов, где много приходилось говорить самой на камеру. Первый раз с камерой, студией, светом я встретилась, когда мне было всего восемь лет, поэтому страха не было. Мне почти все удавалось. Во всяком случае меня хвалили. Я думаю, что этот успех был связан еще и с тем, что в нашей семье было принято много читать и много рассказывать друг другу. И вот я получила очередное задание: сделать программу о воспитательнице детского сада, которая стала лучшей в профессии. Программа была рассчитана на 30 минут, а кинопленки было всего на три минуты, поэтому мы с редактором сразу решили, что основная часть программы - это беседа в студии, причем в прямом эфире (видеозапись, как и кинопленка, была страшным дефицитом и делалась только на огромных студийных магнитофонах, никаких переносных камер не было). Как полагается, я сначала отправилась в детский сад и познакомилась с самой Катей. Она оказалась милой девушкой, которая любила и умела играть с детьми. В своем сценарии я сделала акцент именно на этом, так как прекрасно знала, что играть с детьми - это редкое умение и особый дар. Это могло быть интересно каждому родителю. Сценарий был одобрен в редакции, без чего в то время на съемки было поехать нельзя (как огорчает меня сегодня та невероятная легкость, с которой журналисты получают разрешение на съемки не только без предварительного сценария, но даже без короткого синопсиса). Мне повезло, у меня был чудесный кинооператор. Он буквально ползал по ковру среди детей и сумел уловить удачные моменты различных игр. 214

После проявки кинопленки у нас осталось полторы минутки отснятого видеоматериала, которые я решила показать в самом начале программы. Теперь надо было подготовиться к эфиру. Я попросила у мамы красивый выходной костюм, отделанный мехом под леопарда. В парикмахерской мне навили много кудрей и сделали праздничный начес. Я специально так подробно останавливаюсь на этих деталях, чтобы вы ощутили мой тихий ужас, когда я увидела Катю, которая пришла на эфир со скромной прической в черном платьишке с украшением в виде жабо из детской капроновой ленты. Контраст между нами был фантастический! Прямой эфир напугал Катю не меньше, чем мой «леопардовый» костюм. На все мои вопросы она отвечала только «да» или «нет», и то не каждый раз. Паузы затягивались, но это были паузы отчаяния с обеих сторон. И тогда я не выдержала, развернулась к своей любимой камере и стала рассказывать сама все, что я знала о Кате. Тут же я почувствовала легкость, вдохновение и восторг. Мне уже никто не мешал. Катя, как рассказывали очевидцы, съежилась и замолчала, скромно потупив глазки. Двадцать минут прямого эфира я потратила на вдохновенный монолог про то, как Катя играет с детьми, как они любят ее, про то, какое впечатление произвела на меня эта девушка в самый первый приход в детский сад. И закончила философским пассажем о призвании вообще и призвании быть педагогом в частности. Надо ли говорить, что я забыла попрощаться со своей героиней? Когда пошли финальные титры, я гордо оглянулась в ожидании грома аплодисментов. Однако ко мне подошел разъяренный главный редактор Владимир Близнецов и сказал, что больше ни-ког-да не выпустит меня в эфир рядом с героем, так как я не умею брать интервью, а умею только говорить сама. «Журналист, - сказал мне тогда Близнецов, - должен уметь слушать. Раскрыть человека на экране гораздо труднее и гораздо интереснее, чем предъявить самого себя». Я запомнила это на всю жизнь и долгое время боялась брать интервью. А потом, когда научилась слушать, всегда контролировала себя: не перехватываю ли я инициативу слишком часто? Не давлю ли? Интервьюер как особая профессия Надо признать, что умение брать интервью дано не каждому. Есть профессионалы, как Светлана Сорокина, которая с блеском вела российские «Вести», напрямую общаясь со зрителями через камеру, затем запомнилась всем как умный и грамотный собеседник программы «Герой дня» на НТВ, а потом стала ведущей ток-шоу «Глас народа» на том же НТВ и «Основной инстинкт» уже на Первом канале. 215

Совсем не обязательно стремиться к универсальности. Часто переход в интервьюеры совершается сам собой после многолетней и качественной работы ведущего новостей. Как понять, готовы вы или нет, можете или нет? Проверить просто. У настоящего интервьюера интерес к собеседнику не может быть мнимым, только для зрителя. Если вы действительно хотите задать вопросы именно этому человеку и услышать его ответы, если вам это не просто интересно, а вы готовы мчаться на край света, ждать часами в приемной, не спать ночами из-за первого вопроса и читать все, абсолютно все, что известно об этом человеке, - тогда вам прямой путь в это сложное, неизведанное царство чужой души. Интервью - это способ узнать личность человека или его кон кретное мнение по конкретному вопросу, попытка раскрыть челове ка на экране таким, какой он есть. Обычно считается, что ключиком к сердцу человека являются ваши вопросы. Это так, но не совсем. Тут важно все: как вы одеты, какие у вас глаза, какой у вас голос, как вы подошли к этому человеку и с чего начали разговор. Интервьюер является профессионалом общения, психологом и психотерапевтом. Психологом, потому что надо точно знать, как себя подать и достаточно быстро определить тип личности человека, который перед вами. Психотерапевтом - потому, что надо всегда помнить, что любое интервью на камеру - это огромный стресс для вашего героя. Даже если это всего один вопрос для конкретного информационного сюжета. Попробуйте представить себя на месте ваших героев. Вас тревожат личные дела, вы заняты своими мыслями, планами. Именно в этот момент малознакомый человек с камерой и микрофоном начинает вас о чем-то спрашивать. При этом вы понимаете, что ваш ответ в любом случае увидят тысячи людей. Нередко герои многих моих интервью честно признавались, что не помнят своих ответов, и сдержанно просили посмотреть снятый материал. Наиболее искренние из них говорили, что в момент ответа они гораздо больше думали о том, как они выглядят, как воспримут их появление на экране ближайшие родственники или непосредственное начальство, чем о сути разговора. Интервью - это стресс. Задача журналиста - постараться избавить людей от этого стресса и минимизировать вмешательство в их жизнь. Иначе ваше напряженное общение с героями на экране становится настолько далеким от правды, что становится неинтересным, прежде всего зрителям, которые тонко чувствуют фальшь и обман. Трудно сказать, где проще решать эту задачу: в студии или на выездной съемке. Правила поведения обычного человека с микрофоном на выезде и нарядного, загримированного ведущего в студии очень похожи. 216

Первое правило интервьюера: прежде думать о герое, а потом о себе. Один строгий взгляд со стороны любого члена команды или одна случайная фраза могут испортить все дело. Бывает особенно обидно, когда эта фраза звучит со стороны кого-то из ваших коллег. Часто, к сожалению, люди в команде не понимают важности и сложности беседы с героем. Грубые замечания оператора: «Он у меня будет синий, потому что света не хватает», или «Вы с этой прической пойдете в эфир?», или «Вам не говорили, что в черном пиджаке нельзя приходить в студию?» - могут привести к тому, что вам не удастся получить хорошее интервью, несмотря на все затраченные вами усилия. Ваш герой будут сидеть и думать только о своей прическе и неправильном пиджаке, потому что к общему напряжению и стрессу добавился еще один повод для беспокойства - оценка со стороны знающего человека. Это напоминает медицинскую операцию, когда пациент беспомощен перед группой врачей, он прислушивается к любому слову и вздоху со стороны медсестры или санитара, пугается, болезненно реагирует и ничего не может с этим поделать. ¦ Однажды в нашей студии во время прямого эфира произошел весь ма неприятный случай. Моим гостем был адмирал российского фло та. Я долго готовилась к этому интервью. Мы хорошо его встре тили, напоили чаем, создали комфортную атмосферу. В гримерке с улыбкой я объяснила адмиралу, что даже мужчин приходится пу дрить, чтобы они хорошо выглядели в кадре. Мы не отпускали его ни на секунду и радовались, что он расслабился и перестал бояться, признавшись, что это его первое большое интервью в прямом эфире. Мы прошли в студию, и там началось то, чего я боялась. Пожи лой, уважаемый всеми оператор то и дело менял свет, используя нас с адмиралом уже в качестве моделей. Он громко кричал: «У него тень на носу, а она в провале. Добавьте второго, уберите первый. Так, теперь мы потеряли ее голову...» Я думаю, каждый работник телевидения понимает, о чем идет речь. К тому моменту я уже знала, что в таких случаях надо брать удар на себя, полностью заполняя собой для героя пространство в студии. В этом случае хороши бывают свежие анекдоты, байки, истории из личной жизни - все что угодно, лишь бы герой не слушал непонятные и страшные крики в студии. Свет в студии лучше ставить до появления героя, чтобы потом только чуть-чуть подправить его. При этом желательно, чтобы рабочих переговоров на профессиональном сленге ни герой, ни ведущий не слышали. Конечно, это задача режиссера и всей творческой группы. Надо понимать, что ситуация выхода в прямой эфир для ведущего и его героя сродни выходу в космос. Надо уважать космонавтов и беречь их. Остальные-то остаются на земле. Когда мы с адмиралом все же вышли в прямой эфир, я облегченно вздохнула, потому что прямой эфир означал, что пытка закончилась 217

и нас уже никто не остановит и не смутит. Однако я жестоко ошибалась. Решив, видимо, что основная работа закончилась, наш ветеран-оператор устроился на табуреточку рядом с камерой и... захрапел! С присвистом и подвываниями. В студии не оказалось ассистента режиссера (это была огромная ошибка команды), и никто не мог прекратить это безобразие. Я не вольно стала говорить громче, развернулась всем корпусом к своему герою, почти влюбленно заглядывая ему в глаза в надежде, что он ни чего не заметит. Адмирал оказался настоящим мужчиной, потому что не подал вида ни во время, ни после эфира. Память об этом ужасе, ощущение стыда и беспомощности оста лись со мной надолго. ¦ Интервью - это всегда попытка залезть в чужую душу. Лучше всего для вас и для ваших героев, если процесс общения в виде интервью остается приятным воспоминанием. Это интимный процесс. Он должен сближать даже, если вы задавали неприятные для человека вопросы. Дело не в том, что вы спрашиваете, а в том, как вы это делаете. Насколько вы тактичны? Насколько подготовлены? Отлично, когда после интервью с человеком, который вас явно не считал своим единомышленником и с трудом согласился на разговор, вы чувствуете, что он изменил отношение к вам, начал вас уважать. Это уважение связано не с тем, что вы раболепно заглядывали герою в глаза и отказывались от своих убеждений, - просто в вас увидели профессионала. Ваш герой почувствовал, что вы даете ему реальный шанс высказать свое мнение, вы уважаете это мнение, даже если оно вам не нравится. В этом и заключается принцип объективности. ¦ В 1996 году в момент жестокой президентской гонки мне довелось вести час прямого эфира с кандидатами в президенты России. Один час в прайм-тайм на телеканале «Россия». Моими гостями были Жи риновский, Тулеев, Явлинский и др. Не было только Ельцина. После этого эфира каждый участник подошел ко мне с благодарностью и конфиденциально, почти на ушко, благодарил за то, что я собира юсь голосовать за него. Это было лучшее подтверждение тому, что я как ведущая выполнила свою задачу. ¦ Выбрав профессию журналиста, вы практически с первого же дня станете еще и интервьюером, потому что без синхронов вы не сможете сделать сюжет или репортаж. Обязательно придется кого-то о чем-то спрашивать. Видеокамера, микрофоны и шнуры завораживают и пугают людей. Старайтесь отвлечь внимание от оператора, взяв на себя функции массовика-затейника. Необходимо научиться пользоваться правилами общения с незнакомыми людьми. В связи с этим полезно почитать Дейла Карнеги. Не забывайте говорить комплименты, думайте над своим имиджем и одеждой, чтобы «вписаться» в общение, обратить на себя внимание, но не слишком. Работайте 218

со всеми членами группы, включая водителей, чтобы бестактная фраза и лишние подробности вашей работы не напугали людей, с которыми вы хотите вступить в контакт. Виды интервью Интервью (от англ. inter - «между», view - «точка зрения») - это получение информации от конкретного человека. Еще совсем недавно я добавляла в это определение слова - путем задавания вопросов. Сегодня стало ясно, что вопрос - это не единственный способ добыть нужную информацию. Иногда и пауза работает лучше вопросов. Иногда внимательный взгляд, жест, общая манера поведения ведущего «работают» на главную задачу - узнать то, что надо, добиться искренности и предъявить точку зрения и личность собеседника такими, как они есть. Гость в студии или человек, к которому вы обратились на улице или в его рабочем кабинете, часто пытается предъявить себя не таким, каков он есть, сказать совсем не то, что он думает на самом деле. Надо помнить и понимать, что в таком поведении людей нет злого умысла. Во-первых, человек, которому вдруг предлагается стать публичным, может просто растеряться и наговорить глупостей. Во-вторых, каждый человек имеет собственное представление о своей персоне и это представление может не совпадать с истиной, что вполне нормально. В-третьих (журналисты, внимание!), человек, наделенный властью, демонстрирует на экране свою должность и говорит от имени должности, а не от своего имени. На экране важно раскрыть человека. Чем больше искренности, тем лучше. Когда вместо человека «говорит его должность» - это можно использовать в специальных телевизионных расследованиях или спецрепортажах, когда вам как раз нужна официальная точка зрения. Это может быть интересно только в том случае, если желание журналиста получить официальную информацию и желание чиновника быть на экране должностным лицом совпадают. Но будет огромной профессиональной ошибкой попытаться показать человека-должность в качестве человека-человека. Тут возникнет ощущение неправды и беспомощности журналиста перед этой неправдой. ПРАВИЛА ДЛЯ ЖУРНАЛИСТА, ПОДХОДЯЩЕГО К ЧЕЛОВЕКУ С МИКРОФОНОМ • Вы должны четко осознавать, что работа интервьюера состоит в том, что он мешает работать другим. Напористость - это хорошо и зачастую необходимо, наглость и хамство - это плохо и недопустимо. Никто, кроме официальных 219

лиц, предупрежденных заранее согласно имеющимся законам, не обязан отвечать на ваши вопросы. Вы можете только просить и объяснять, что это нужно не вам лично, а обществу в целом. Вы обязаны вести себя сдержанно и быть благодарным слушателем, даже если с первой секунды понимаете, что ошиблись в собеседнике, и отснятый материал пойдет в корзину. Будьте вежливы и корректны. В нашей удивительной стране люди плохо знают свои права, в том числе и право на защиту от хамоватого поведения журналистов. На Западе, если человек не хочет, чтобы его снимали, его нельзя снимать. У нас никто никого не спрашивает. Просто снимают, и все. И люди воспринимают это как должное. Это и хорошо, и плохо. Всегда помните: телевизионная камера, микрофон и пу бличность, которая приходит вслед за выходом интервью в эфир, - это огромный стресс для любого человека. Стрессы надо уметь снимать, действовать через комплимент и прочие хитрости, описанные в книгах по психологии. Не тревожьте людей, пока вы не знаете, о чем именно хо тите их спросить. Чем дольше и ответственнее вы сами подходите к пониманию сущности своих вопросов и выбору собеседника, чем дольше и ответственнее вы готовитесь к интервью, тем больше надежда на успех. Это касается и коротких, почти случайных, опросов на улице, и настоящих исповедальных интервью. Если вы не готовы слушать человека, не надо его ни о чем спрашивать. Задать вопрос - это важно и ответственно. Но не менее важно и ответственно уметь выслушать ответ. Следите за своей внешностью, поведением, стилем об щения. Люди разглядывают не только микрофон и камеру, но и самого журналиста. Они воспринимают его как своего гида, проводника в мир публичности. Важно все: как вы одеты, как вы выглядите, как вы подошли и как отошли, как вы представили себя. Этого может не видеть зритель, если вы не покажетесь в кадре, но он обязательно почувствует по голосу и манере тех, кто отвечает на ваши вопросы, что с вами что-то не так. Интервью бывают разные в зависимости от задач и сложности. Я подразделяю их на четыре вида: Экспресс-опрос. Информационное интервью. Деловое интервью. Исповедальное интервью. 220

Остановимся на каждом из названных видов интервью более подробно. / ЭКСПРЕСС - ОПРОС Экспресс-опросы почти всегда украшают программу новостей, публицистическую программу придают так называемую «живинку» и почти всегда «съедаются» зрителем с удовольствием. Почему? Да потому что зритель видит на экране самого себя, застигнутого врасплох вездесущими журналистами с их каверзными вопросами на тему дня. Всегда интересно посмотреть, как выкручиваются люди из этого положения. Часто первое впечатление о человеке оказывается самым верным, как и первый пришедший в голову ответ на простой вопрос часто оказывается самым точным. Это своего рода vox populi («глас народа») или зримая социология, которая не претендует на истину в последней инстанции, потому что для репрезентативного социологического опроса, как известно, нужно опросить гораздо большее количество людей, чем это удается съемочной группе. А теперь, внимание! Очень часто живой прием в виде экспресс-опросов тележурналисты используют неграмотно и неэффективно. Например, когда задают вопрос, ответ на который очевиден. Как вы думаете, что ответит подавляющее большинство мужчин на вопрос журналиста: что вы подарите своей любимой женщине на 8 Марта? Ответы предсказуемы: духи, цветы, конфеты. Редко кто окажется оригинальным. Но если тот же самый вопрос сформулировать по-другому, например: любите ли вы лично этот праздник, - в этом случае ответы получатся эксклюзивные. Главное правило профессионального экспресс-опроса - это грамотно сформулированный вопрос. СОВЕТЫ КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОПРОС ЖУРНАЛИСТА, ПРОВОДЯЩЕГО ЭКСПРЕСС-ОПРОС? ответ на вопрос трудно спрогнозировать заранее; вопрос адресован лично каждому и задевает лично каждого; вопрос вызывает растерянность, улыбку и желание ответить. Иногда на экране остается только реакция человека на вопрос, момент его раздумий, смех или улыбка, а потом он качает головой или машет рукой, ничего не говорит в ответ и идет дальше. Считайте, что сам по себе ответ уже состоялся, потому что на кассете осталось самое главное - живая реакция человека, его раздумья, его нежелание или неумение сформулировать собственное мнение. Все это безумно интересно. 221

Формулировка вопроса иногда занимает одну минуту, а иногда несколько часов и даже несколько дней. Важно, чтобы сама формулировка была понятной, краткой, актуальной и предполагала абсолютно разные ответы разных людей. Если задача журналиста - узнать мнение горожан, то важно опросить и молодых, и старых, и матерей с детьми, и владельцев иномарок, и постового на улице. Если же задача - сделать краткий социологический опрос, то среди отвечающих должны быть представлены все категории граждан, надо позаботиться о том, чтобы картинка отобразила разнообразие лиц и мнений. Если вам важно узнать ответы определенной группы людей (такое тоже бывает), например, опросить матерей: готовы ли они отдать своих сыновей в армию, естественно, надо найти в толпе женщин в возрасте 40-50 лет и обратиться именно к ним. Кстати, такая постановка вопроса предполагает однозначное «нет». Можно еще подумать над формулировкой. Например: если бы солдатским матерям предложили провести военную реформу в России, какой был бы ваш первый указ? Уже интереснее. Ответ уже не будет таким однозначным. Нет возможности ответить «да» или «нет», что наверняка сделает интервью более содержательным. Вопрос, что именно волнует и пугает солдатских матерей и вас лично, не может вызвать улыбку, но обязательно вызовет раздумья. Возникнет дорогая для журналиста пауза. Ответы, конечно, предсказуемы: дедовщина, сокрытие правды, последние события на Кавказе или история с ребятами, которых чуть не до смерти заморозили на плацу. Но иногда экспресс-опросы делаются для того, чтобы устами реальных людей сказать вслух горькую правду. Это может быть полезно для наших властей, которые обвиняют журналистов в стремлении очернить действительность. Экспресс-опрос - это важный и действенный инструмент в работе журналиста. Важно точно сформулировать вопрос. Надо всегда помнить, что реакция человека на вопрос сама по себе интересна. В зависимости от задачи и цели программы, от ее жанра экспресс-опрос может быть легким, юмористическим, серьезным или шокирующе откровенным. Как подойти к людям? Многие журналисты, придумав качественный вопрос, теряют весь свой запал, столкнувшись с нежеланием людей отвечать на вопрос. Люди ссылаются на занятость, проходят мимо, машут рукой, закрываются портфелями. Журналист-новичок часто теряется в такой ситуации и возвращается ни с чем. Опытный журналист знает, что надо стараться войти в контакт с каждым человеком, даже если это случайный прохожий на улице. Очень помогают такие ключевые слова, как «помогите нам, пожалуйста», «всего один вопрос», «мы как раз вас ждем», или через комплимент: «вы самая красивая пара на этой улице», предложение: «давайте познако- 222

мимся, меня зовут...», а то и просто: «какая сегодня прекрасная погода, не правда ли?». Любой из этих вариантов лучше, чем тот распространенный вариант, когда журналист с микрофоном наперевес буквально набрасывается на людей на улице и сразу задает свой каверзный вопрос. Это сработает только в том случае, если собеседник не боится публичности и даже жаждет ее. Экспресс-опросы - это тест на способность придумывать вопросы. Есть удивительные мастера этого жанра, причем не только на телевидении. Обратите внимание на третью страницу «Комсомолки». Там есть рубрика «Вопрос дня». Сам вопрос всегда связан с главной новостной темой дня, но сформулирован он согласно тем принципам, которые мы обсуждали выше: конкретно, неожиданно, весело и точно. Приведу несколько вариантов вопросов из «Комсомолки», на которые на газетной полосе отвечают политики, домохозяйки, ученые -люди самых разных профессий. ¦ Руководство нашей страны предлагает через два года перейти на энергосберегающие технологии. Вопрос: А вы готовы отказаться от «лампочки Ильича»? По заказу судебных приставов филологи создали словарь оскорби тельных слов. Вопрос: А вам бы пригодился такой словарь? В Санкт-Петербурге музыканты военного оркестра сыграли на частной вечеринке в костюмах зайчиков. Вопрос: Что сегодня важ нее: честь или деньги? ¦ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ Информационное интервью - это такое интервью, когда тре буется всего один ответ на конкретный вопрос. Обычно это составляющая часть информационного сюжета. В главе «Азбука репортера» я достаточно подробно касалась этой темы. Синхроны, то есть интервью, появляются в информационном сюжете, если содержат яркую эмоцию или эксклюзивную информацию. Теперь давайте разберемся: как же добиться эмоций и необходимой информации? Многое из того, что уже говорилось о психологии общения с героем и необходимости продумывать каждую деталь своего собственного поведения, относится и к этому виду интервью. Помните, что любой рабочий интереснее начальника, если вы хотите добиться эмоций. Помните, что начальник иногда прикладывает все усилия, чтобы скрыть от вас правду. СОВЕТЫ КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ЖАНРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮ? • Перед интервью точно определите для себя, что именно вы хоти те спросить. 223

Старайтесь сформулировать свой вопрос коротко и точно. Подходите к человеку с включенной камерой в момент, когда он за нят делом, - это поможет сделать картинку более достоверной. Кроме того, человек, у которого заняты руки, менее подвержен стрессу. Не бойтесь немного по - другому сформулировать свой вопрос, если вам никак не удается получить качественный синхрон. Как правило, второй раз человек отвечает более коротко и точно и фактически не замечает, что вопрос остался по сути тем же самым. Например, вы спрашиваете рабочего на стройке: «Почему так долго строится этот дом?» Получаете невзрачный ответ: «Не знаю, меня это не касается». Тогда вы спрашиваете по-другому, но по сути о том же самом: «Вы знаете, мой друг строит квартиру в этом доме и очень волнуется, не пропадут ли его деньги. Как вы считаете, это стройка надолго и что я могу сказать другу?» Так как речь во втором варианте идет о конкретном человеке, пусть даже придуманном вами, рабочий, который считает, что уже ответил для ТВ, может сказать важные вещи с эмоцией и по делу. Если вам нравится герой и вы чувствуете, что можете получить нужный вам материал, не уходите сразу после программы. Придумывайте варианты своего одного-единственного вопроса. Главный вопрос задавайте вторым, а не первым. Это нужно для того, чтобы человек успокоился и оператор нашел нужный ракурс. Первый вопрос может и должен быть очень простым и конкретным. Например: «Сколько лет вы работаете на стройках?» Он не должен вызвать затруднений. Иногда в материале могут остаться оба вопроса, если это вам покажется логичным по монтажу и картинке. Старайтесь заинтриговать героя своим интересом к нему лично, ин тересом к обсуждаемой вами теме и, конечно, знанием предмета разговора. Надо всегда помнить, что никто ничем вам не обязан и на самом деле люди (если это не представители власти) имеют право отказаться отвечать на ваши вопросы. Я всегда говорю своим ученикам: «Ваши герои должны тоже получить что-то от общения с вами. Процесс общения (в том числе и при участии телевизионной камеры) все равно остается процессом общения, то есть подразумевает взаимный интерес. Если на той же самой стройке вы сообщите прорабу, что смотрели документы по строительству данного дома и нашли там много странностей, поверьте, прораб посмотрит на вас с уважением и будет разговаривать с вами на равных. В нашей профессии выигрывает тот, кто больше сил и времени тратит на подготовку к сюжету до съемки, а не после. / ДЕЛОВОЕ ИНТЕРВЬЮ Это тот случай, когда вас интересует мнение эксперта по какой-либо проблеме. Очень часто это интервью записывается в студии и его формат легко представить по программам канала РБК или «Вести 24» и др. Деловое интервью требует другого уровня подготовки 224

и квалификации интервьюера, чем в случае с информационным интервью. Для этого жанра требуется журналист, который умеет вести беседу, в том числе в прямом эфире. Беседа подразумевает умение слушать и при этом постоянно направлять собеседника на обсуждение той проблемы, ради которой ведется разговор. Это бывает очень сложно, так как эксперты, приглашенные в студию или записанные на камеру в своем рабочем кабинете, часто не умеют или не хотят говорить. Для делового интервью всегда требуется сам ньюсмейкер, а не его заместитель. Значит, выбора у вас практически нет. Вы должны помочь этому человеку сказать то, что он хочет сказать, если он не умеет, и потребовать говорить то, что интересует общество и вас как представителей этого общества, если герой не хочет этого делать. Несколько слов о тех, кто пытается скрыть информацию. Как правило, это публичные политики, которые, как говорится, собаку съели на уходе от неприятных вопросов и иногда делают это мастерски. Таких людей называют популистами, они часто переигрывают растерявшихся интервьюеров. Другой случай - это должностное лицо, которое получило четкую и жесткую инструкцию «сверху» не раскрывать правды. Такие люди имеют четкий набор служебных формулировок типа «ведется следствие» или «проводятся оперативно-следственные действия», «нашим ведомством делается все возможное, чтобы установить преступников». Иногда они вполне грамотно отсылают не в меру ретивых журналистов к правовым документам, которые дают им возможность, например, не разглашать материалы следствия до суда или проводить судебные заседания в закрытом для прессы режиме. Это сложный случай для журналиста, даже для настоящего профессионала. СОВЕТЫ КАК ПРОВОДИТЬ ДЕЛОВОЕ ИНТЕРВЬЮ, ЕСЛИ СОБЕСЕДНИК ВСЯЧЕСКИ ПРЕПЯТСТВУЕТ ВЕДУЩЕМУ? Надо четко определить тему интервью и сразу обозначить, почему именно этот человек приглашен вами в качестве ньюсмейкера или эксперта. Тон такого интервью должен быть подчеркнуто официальным и деловым. Никаких комплиментов в адрес собеседника. Вы сможете стимулировать интерес зрителя к данной программе, если тема интервью будет поддержана актуальным сюжетом, а приглашенный вами человек - коротким досье. Писать досье надо точно, коротко, выбирая для зрителя те факты и цифры из жизни приглашенного героя, которые свидетельствуют о его компетентности и всячески способствуют зрительскому интересу. Желательно, чтобы досье было прочитано другим голосом. В этом случае интервьюер будет чувствовать себя более свободным. Принцип досье: только факты, которые должны впечатлять. 225

Не позволяйте собеседнику свернуть с главной темы. А если он тратит время явно впустую и при этом не позволяет себя перебивать, найдите возможность спокойно напомнить и зрителю, и собеседнику тот вопрос, который вы договорились обсудить сегодня. ¦ Прекрасный пример того, как «вернуть» собеседника-популиста к теме, не прерывая его напрямую, показал в свое время Лев Ново-женов в интервью с коммунистом-рабочим Шандыбиным. Когда ге рой ушел в свойственные ему дебри разговоров о прекрасном соци алистическом прошлом и на все попытки ведущего вмешаться про сто рычал на него: «Я должен сказать то, что хочу, и не мешайте мне», - Новоженов тихо, как школьник, поднял руку и держал ее все то время, пока Шандыбин продолжал ораторствовать. Режиссер сразу грамотно перешел на общий план студии, и было чрезвычайно забавно видеть предельно внимательное лицо ведущего и его дрожа щую от нетерпения поднятую руку. Естественно, Шандыбин был вынужден замолчать и спросить: «Что вы хотите сказать?» Роб ким голосом ведущий произнес: «Я только хотел попросить: давайте договоримся, что вы будете говорить 10 минут, а потом я хотя бы одну. Иначе беседы не получается». Это было замечательно. Я увере на, что зрители аплодировали ведущему в этот момент, даже если они разделяли взгляды Шандыбина. ¦ На самом деле это и есть главное качество профессионального интервьюера - при всем уважении к собеседнику не выпускать руль беседы из своих рук и всегда добиваться ответов на свои вопросы. Если собеседник все же уходит от ответа, то в финале программы грамотный ведущий на глазах у зрителей и у своего героя делает вывод: «Мы пригласили этого человека, чтобы поговорить о такой-то проблеме. Мы старались задавать вопросы, но, к сожалению, приглашенный нами человек явно уклоняется от ответов на наши вопросы». Эта формулировка может быть разной для каждого ведущего, но всегда должна звучать корректно и вежливо. Иногда зрителю надо предъявить человека, и этого достаточно, чтобы он сам сделал выводы. Важно, чтобы попытка ведущего добыть нужную информацию превратилась для зрителя в драматическую историю с завязкой, кульминацией и развязкой. Зритель должен иметь возможность уже на первой минуте, узнав тему делового интервью и резоны, по которым приглашен именно этот герой, следить за развитием событий как за дуэлью. Если ваш эксперт или герой готов открыться и ответить на все вопросы по актуальной проблеме -это замечательный результат. Если ваш герой всячески сопротивляется и не отвечает на вопросы, несмотря на корректность ведущего и его подготовленность к разговору, - это тоже результат, и результат отличный. Журналист выполнил свою задачу, и зритель оказался этому свидетелем. 226

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Исповедальное интервью - это раскрытие на экране личности вашего гостя. Название говорит само за себя. Часто во время интервью открываются новые грани личности героя на уровне настоящих откровений и сенсаций. Если во время исповедального интервью приглашенный вами знаменитый гость, о котором много пишут в газетах и которого часто показывают по телевидению, говорит как под копирку известные факты о себе, значит, исповеди не получилось даже при наличии весьма откровенных подробностей. Есть такие люди, которые выработали для себя некоторый штамп рассказа о своем детстве, юности, родителях и тиражируют удачно найденный однажды вариант. С такими людьми работать еще труднее, чем с теми, кто решился на такой разговор впервые. Прорваться сквозь штамп и привычку вообще трудно. Кто может и должен быть героем исповедального интервью? Конечно, личность, которая интересует зрителей, то есть раскрученная персона. Интервью с Аллой Пугачевой всегда будет интересно, тем более что она не так часто соглашается на него. А вот Михаил Горбачев, несмотря на узнаваемость и яркую биографию, соберет у экрана гораздо меньше зрителей. С политиками вообще сложно: и потому, что существует некоторая усталость от их частого появления в эфире, и потому, что не так уж много у них поклонников, как они думают, и потому, что политики как раз имеют жесткие версии своих «откровений», иногда придуманных профессиональными политологами или журналистами. Если вы хотите сделать настоящее исповедальное интервью, то выбор героя - это треть успеха (или неуспеха), а две трети - это уровень вашей подготовки к интервью и ваше знание уникальных подробностей из жизни героя. Идеальный вариант гостя - это ньюсмейкер сегодняшнего дня, то есть тот человек, о котором именно сегод ня все говорят, который именно сегодня всех интересует. Это может быть спортсмен, который неожиданно для всех стал чемпионом мира, или чемпион мира, которого сегодня обвиняют в допинге и отстраняют от дальнейших соревнований. Это может быть артист, который только что покорил сердца зрителей новой ролью в нашумевшем фильме. Это может быть человек, который неожиданно обошел всех конкурентов и был избран мэром или губернатором. Тот журналист, которому удастся «раскрутить» такого героя на исповедальное, то есть откровенное и продолжительное интервью о себе, безусловно, выиграет. Важно быть первым и уговорить героя появиться именно у вас. Как правило, решающим аргументом становится квалификация и профессионализм журналиста. Если вы имеете репутацию серьезного, умного, информированного, острого и вместе 227



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: