Отсутствие информации - это тоже информация . 14 глава




В приложении к этой книге на странице 255 вы найдете наш диалог с оператором членом Академии Российского телевидения, мастером и педагогом Михаилом Сладковым, с которым мы вместе работаем свыше 20 лет (восемь из которых - собкорами программы «Вести»). 171

ГЛАВА 5 ВЕДУЩИЙ КАК ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ Еще раз о способностях Каждый ли человек может выступать по телевидению так, чтобы зрители на него смотрели и слушали его? Понятно, что далеко не каждый. Но если мы посмотрим на тех телевизионных персон, которым это удается, то можно обнаружить: они настолько разные люди, что, кажется, между ними не может быть ничего общего. Я как-то раз предложила слушателям назвать их кумиров из числа ведущих федеральных каналов. Какой разгорелся спор! Как негодовали одни и как настаивали другие! В результате на доске появлялись фамилии таких разных персон, как ведущий программы «Время» Сергей Борисов и рядом с ним Иван Ургант и ребята из Comedy Club. А еще Познер, Парфенов, Андреева, Ситтель. Я спросила: что объединяет всех этих людей? Вместе мы нашли ключевое слово. Это слово: «профессионализм». Если взять другие параметры, то сразу оказывается, что один ведущий умеет слушать, а другой - нет. Один активен и энергичен, а другой - нет. Профессионализм ведущего заключается в том, что он становится узнаваемым и при этом востребованным аудиторией. Человек на экране должен уметь предъявить себя таким, какой он есть. Но если мы попробуем поставить такое качество, как «искренность ведущего», в число непременных условий профессионального успеха, то проиграем. Познер - да, Ургант - да, Собчак - да, но Парфенов! Он даже не ставит перед собой такой задачи. Искренность не входит в число его приоритетов. И при этом именно этот ведущий подчас возглавляет рейтинги зрительских симпатий. Профессиональный 172

ведущий должен не просто предъявить себя зрителю, но предъявить себя так, как он считает нужным. При этом, естественно, надо учитывать страну, в которой мы живем, аудиторию, для которой мы работаем, жанр программы и даже модные тенденции, которые касаются не только стиля одежды, но и времени в целом. Мне кажется, если вы поставите перед собой такую задачу и только «через голову» постараетесь ее решить, то вряд ли получится что-либо хорошее. Профессиональный ведущий эфира во многом руководствуется чутьем, интуицией. Иногда бывают такие ситуации, когда ведущий эфира, главный редактор программы или шеф-редактор по-разному представляют роль и стиль ведущего. Если совершать насилие над человеком, который работает перед камерой, вряд ли получится хороший результат. Интуиция - великая вещь, и общение со зрителем для ведущего телевизионного эфира, как ни странно, процесс интимный. Им со зрителем вместе легче решить, как надо и как не надо. Начальники здесь ни при чем. Как в той пословице: «Ученого учить, что мертвого лечить». Но будьте осторожны: иногда хваленая наша интуиция заводит нас в дебри профессиональных ошибок. Как ни странно, способные от рождения люди оказываются в этих дебрях чаще, чем те, кто знает свои недостатки и поэтому много, очень много, невероятно много работает над собой. Возможно, все сказанное мною вам было известно раньше и вы ждете конкретных советов: с чего начинать? как понять, есть способ ности или нет? какие есть профессиональные приемы и правила? На такие вопросы всегда легче ответить конкретными примерами. Ситуация первая В большом областном центре популярная телекомпания объявляет набор ведущих для программы новостей. Конкурс - значит шквал звонков и электронных писем. В результате отборочной комиссии приходится проводить собеседование (теперь это называется телевизионным термином «интервью») не с десятками, а с сотнями претендентов. Опытный взгляд членов комиссии, в которую входят главный режиссер, главный редактор и опытный диктор, сразу позволяет отсеять тех претендентов, которые ничем не примечательны. Это значит, что они плохо говорят и, что еще важнее, мало думают и мало знают. Более чем из трехсот участников конкурса остаются 15-20 человек. Им удалось заинтересовать комиссию. Как? На что обращают внимание профессионалы? Прежде всего на индивидуальность, на знания и желание работать. Это идеальная формула. Смотрят и на внешность. Эпитет «красивая внешность» меньше подходит к телевидению, чем эпитет «интересная внешность». 173

Вполне возможно, что работу предложат не тому кандидату, который был самым ярким. Такое бывает. Дело в том, что перед комиссией стоит определенная задача: найти человека для новостей. А самый яркий конкурсант демонстрирует поведение и способности шоумена. В студии пока не планируется создание подобных программ. Может быть, они будут в будущем. У этого человека попросят все координаты, скажут ему комплименты и, возможно, даже посоветуют, куда обратиться с его данными. Умный и талантливый руководитель из числа менеджеров в случае с яркой персоной может организовать под этого человека новую специальную программу. Но так бывает редко. «Глаз» комиссии заранее настроен на поиск ведущего новостей, стиль которых известен заранее, значит, опять подойдет не каждый из тех, у кого получается. Предположим, отобрали двоих. Их загримировали, одели в пиджаки и провели с ними пилотную запись. Оба справились неплохо. Оба не боялись камеры. Кого выберет комиссия? Есть люди, которые, появляясь на экране, испытывают особый драйв, кураж и счастье от этой работы. Им нравится быть в кадре, и это чувствует зритель. Но когда этот кураж обращен на самих себя - «Вот я какой! Ах, я какая!» - эти люди не для эфира. Кураж и счастье должны быть обращены не к себе в роли ведущего, а на процесс общения со зрителями. Если попробовать представить себе эмоции, которые должен демонстрировать настоящий ведущий, получится примерно следующее: «Наконец-то мы с вами опять встретились. Сейчас я постараюсь рассказать вам то, что вы должны знать. Я буду рассказывать, а вы постарайтесь послушать меня внимательно. Я верю вам и знаю, что вы верите мне. Это наши с вами личные отношения. И какое счастье, что есть у нас возможность разговаривать друг с другом». Надеюсь, вы понимаете, о чем я сейчас говорю? Ощущение взаимного доверия иногда возникает между слов - в паузах, во взглядах, таится в нюансах и в полуулыбках. Когда меня спрашивают, обязательно ведущему улыбаться или нет, я отвечаю только так: вы должны радоваться встрече со зрителем. Как вы будете это демонстрировать, я не знаю. Неискренняя, натянутая улыбка может все испортить. Никакой фальши и, конечно, внимание к содержанию. Ваши слова, ваша реакция уже на первой минуте общения со зрителем показывают: интересно вас слушать или нет? Вам простят ошибки, неудачные фразы и долгие паузы, если будет ради чего прощать. Ситуация вторая Никакого конкурса нет. Вы - студент третьего-четвертого курса технического университета. С детства вы чувствуете в себе особый дар быть в центре любой компании. Вам часто говорят об этом. Когда вы смотрите на известных телеведущих, сразу представляете себя 174

на их месте и, если говорить честно, вам даже кажется, что вы могли бы это сделать лучше. Желание попробовать себя в эфире становится почти маниакальным. Проба на бытовую камеру оказывается очень успешной. И вот вы пытаетесь сами предложить себя. Это оказывается сложно. С вами никто не хочет говорить по телефону. Вы понимаете, что желающих много, все места заняты. Как быть? Я знаю огромное число прекрасных телеведущих, которые прошли через такое. Побеждали те, кто готов был на любую работу, а не просился сразу в эфир. Кстати, очень полезно поработать администратором, редактором, ассистентом режиссера, прежде чем стать ведущим эфира. Знание технологии телевизионного производства освобождает от многих ошибок и помогает наладить отношения с командой. Но если процесс от начала работы на телевидении до появления в кадре сильно затягивается, можно предложить тем людям, которым вы доверяете, посмотреть на вас со стороны. Если вас одобрили, то надо сделать следующий шаг - определить, какой именно жанр, какая программа нуждается в таком ведущем, как вы. Иногда вы видите, что нет такой программы. Значит, можно написать сценарий под себя, придумать новый проект, уговорить команду и начальство дать вам шанс. Многие яркие проекты на региональном и федеральном ТВ появлялись именно так. Ситуация третья Вас пригласили на телевидение, но вы об этом никогда не мечтали и не думали. Вы могли работать в газете, на радио, а может быть, вообще были далеки от журналистики. И вдруг однажды вам позвонили с телевидения и предложили вести новую рубрику или целую программу. При этом вы - состоявшийся человек и дорожите своей репутацией. Быть предметом всеобщего обсуждения и - Боже упаси! - предметом всеобщих насмешек вам совсем не хочется. Принимать предложение или нет? Каждый волен решать самостоятельно. Но если что-то внутри вас подсказывает, что это предложение, от которого не хочется отказываться, значит, надо пробовать. Я бы посоветовала поставить в качестве непременного условия создание пилотной программы. Если во время съемок вы не почувствовали себя комфортно, если не было никакого куража и, наоборот, все вокруг подавляло и раздражало, то это не ваше занятие. Будьте осторожны, часто человеку после неудачного эфира говорят, что все было прекрасно. Комплименты ведущему необходимы, особенно в случае творческой неудачи, от которых никто не застрахован и которые будут у каждого. Но старайтесь быть честными с самим собой и прислушиваться к тем, кто критикует. Это больно, но без этого нельзя. Теперь самое главное. В чем заключается наркотик эфира? Почему одни люди не могут жить без этого, а другие, напротив, не могут 175

выдержать это? Есть такое понятие «публичность». Это притягательно, но дано не каждому. Это умение и желание выставить себя напоказ, чтобы все смотрели и слушали. Смотрели именно на тебя и слушали именно тебя. Сотни, тысячи, миллионы людей. Желательно одновременно: чем больше, тем лучше. Некоторые маленькие дети любят танцевать и читать стихи на большой елке рядом с Дедом Морозом. Они неохотно слезают с табуретки, освобождая место для следующего ребенка. А этот следующий ребенок забывает все слова и горько плачет. Иногда умение быть публичным становится заметным еще в раннем детстве. Иногда оно приходит во взрослом возрасте совершенно неожиданно для самого человека и окружающих. Публичность - профессиональный атрибут не только телевизионных ведущих, но и политиков, артистов. Это не только радость и почет, но и тяжелый крест. Вы не имеете права вести себя как обычный человек, став публичным. Вы не можете появляться на людях пьяным и посещать заведения с плохой репутацией. В некотором смысле вы себе уже не принадлежите. Вы не только лицо компании, которую представляете на экране, вы пленник того образа, к которому привыкли зрители. Надо соответствовать. В первой главе книги достаточно подробно говорилось о тех качествах и способностях, которые нужны телевизионному журналисту - это интерес к людям, природная любознательность, умение слушать, умение удивлять и удивляться, эрудиция, уверенность в себе, искренность, амбиции, фанатизм. Здесь же речь пойдет о более узкой специализации - о тех журналистах, которые имеют смелость и, если хотите, наглость появляться в кадре. Надо помнить, что профессиональный ведущий должен иметь абсолютно все только что перечисленные качества плюс желание и способность быть публичным человеком. Кстати, в последнее время мне доводилось слышать мнение, что работа телеведущего - это непременно та планка, до которой нельзя дотянуться сразу. Требуется время, опыт, непрерывная работа над самим собой. Хорошо сказал Савик Шустер: «На телевидении как в армии. Надо сначала стать рядовым, потом лейтенантом, и лишь после этого можно претендовать на то, чтобы стать генералом». Ч Телеведущий - это не профессия, это награда за труд [? Ц и индивидуальность. И еще - это всегда удача для тех, кто умеет. И испытание для тех, кто не готов. 176

Капризы ведущих. Капризы ли это? Наверняка вы читали в газетах и журналах о том, как издеваются над продюсерами голливудские звезды. Кому-то надо за тридевять земель привезти минеральную воду определенного сорта, кто-то не может ни на минуту расстаться с целым зоопарком домашних животных, кто-то устраивает истерики на площадке по любому поводу. Продюсеры стараются защититься четко прописанным контрактом, но звезды, как правило, побеждают. Почему? Потому что они знают, что в некотором смысле они незаменимы. Наличие звезды делает фильм прибыльным. Но, с другой стороны, звездой не так просто стать. Биографии подавляющего большинства звезд впечатляют количеством лишений и тех препятствий, которые им пришлось преодолеть на пути к славе. Иногда эти люди просто хорошо знают, что конкретно им необходимо, для того что войти в образ и «поймать» вдохновение. Это может быть минеральная вода определенного сорта или любимая кошечка. То же самое можно сказать о телеведущих. Эфир - огромный стресс. Тот ведущий, который не волнуется перед эфиром, никогда не станет профессионалом. Познер сформулировал это ощущение очень точно - «страшно и весело». Дело в том, что зритель почувствует доверие к ведущему только в том случае, если тот увидит через камеру своего зрителя. Каждого в отдельности и всех вместе. В этот момент ощущение невероятного возбуждения и невероятной ответственности за каждое слово. Чувство: «Надо же, как мне повезло» и чувство: «Ну, я и попал!». Каждый переживает этот стресс по-своему. Кому-то надо побыть в тишине перед эфиром, кому-то, наоборот, требуется собеседник для разрядки. Я много раз наблюдала в гримерке, как перед эфиром разные телеведущие «вываливали» на гримеров и парикмахеров огромное количество довольно интимной информации. В другие моменты они никогда бы так не поступили. Это надо правильно понимать. Иногда перед эфиром ведущий никого не способен замечать и ни на что не может реагировать. Нельзя на него обижаться. Это нормально. Я всегда говорю продюсерам и руководителям телекомпаний, что надо уметь создавать условия тем, кто выходит в эфир. Недопустимо, если в день эфира ведущий новостей готовит сюжет, монтирует его, а потом бегает по этажам в поисках материала для написания подводок. Личные отношения могут быть разными, но профессиональный подход требует особой технологии работы ведущего в день эфира. У него должен быть ассистент, который обязан позаботиться о сборе материала и чашке горячего чая. Если за полчаса до эфира в гример-ке полно людей и разных бытовых разговоров, то ведущий не сможет 177

сосредоточиться. Ему нужно особое внимание, и это внимание надо обеспечить. Если по технологии работы новостей ведущий эфира все же должен поехать на съемки, то с ним должен поехать хороший оператор, задание должно быть несложным, а монтаж - качественным и удобным по времени. Если ведущему принципиально не нравится тот пиджак, который подобрал стилист, то это надо учесть и найти компромиссный вариант. Я уже говорила, что сам ведущий должен знать, на что он идет. В некотором смысле в эфире он существует уже не сам по себе, а как лицо компании, лицо канала. Этот образ может не совпадать с тем образом, который ему более приятен. И все же компромисс надо уметь находить, потому что ведущий - живой человек. Надо беречь его нервы и его настроение. В ответ на заботу и понимание хороший ведущий постарается сделать все, чтобы зритель не переключал канал. Надо понимать, что капризы ведущих делятся на капризы как таковые (и это надо пресекать) и на капризы, которые имеют отношение к профессии. К ним надо относиться серьезно и внимательно, потому что работа на общий успех - непременное условие профессиональной работы. Часто вокруг ведущего и его обоснованных и необоснованных требований создается атмосфера нервозности. Бывают случаи, когда руководитель вынужден вмешиваться и даже выбирать, на чьей он стороне, потому что частенько вся группа во главе с неформальным лидером в лице главного режиссера или шеф-редактора ставят ультиматум: или он (она), или мы. Выбор бывает трудным, если ведущий - яркая личность и уже завоевал популярность и доверие зрителей. Призывать ведущего умерить амбиции и стать «как все» - занятие довольно глупое, потому что именно за счет амбиций и сильного характера этот человек добился успеха. Я сейчас остановилась на этом конфликте, потому что, как ни странно, эта ситуация хорошо знакома руководителям как федеральных каналов, так и региональных компаний. В силу нашего пресловутого менталитета и привычного советского коллективизма многие творческие работники, особенно старшего возраста, настаивают на полном равенстве и отказываются работать на звезду. Их рассуждения примерно такие: «Мы все работаем на общий успех. Почему ему (ей) можно то, что нельзя нам? Человек работает без году неделя, а ему можно приходить позже и за ним даже в день эфира высылают машину». Если к тому же тот, кто разжигает такие разговоры, имеет лавры и заслуги или в прошлом сам работал в эфире, то ситуация практически безнадежная. ¦ Известен случай, когда руководитель федерального канала в по добной ситуации предпочел уволить целиком творческую группу и оставил ведущую популярного ток-шоу. Уже через две недели она сама набрала себе команду единомышленников и прекрасно работала 178

в течение многих лет, добившись высшего признания - национальной премии «ТЭФИ». ¦ Ошибаются те, кто думает, что роль ведущего - это всего-навсего обязанность произносить слова, которые, к тому же за него пишут. Тот, кто так думает, никогда не пробовал побывать в прямом эфире в качестве ведущего и испытать тот стресс, о котором я говорила. Профессиональный ведущий является не только лицом программы, но и автором этой программы. Он держит в руках все ниточки разговора. Он одновременно общается с залом, с гостями и ни на секунду не забывает о зрителе. Ему в наушник сообщают время и требуют задать тот или иной вопрос, в этот же момент он должен суметь быстро среагировать на любую реплику. Поверьте, это очень сложно. Рядом с хорошим ведущим должны быть такие люди, которые умеют ценить его работу, но при этом понимают собственную значимость, то есть не унижаются и не льстят. Ведущему в момент съемок должно быть максимально комфортно. Огромной ошибкой окружающих станет обстановка лести, поддакивания, желания угодить и выполнить любую прихоть, восторги по поводу каждой программы и каждого слова. Склонный к любви к самому себе, ведущий может в этой ситуации сойти с правильной интонации, заважничать и потерять зрителя. И это будет не только его вина. Видите, как все сложно: с одной стороны, надо уметь создавать комфортные условия, с другой - надо уметь спорить и требовать. ПРИНЦИПЫОБЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕЛЕКОМПАНИИ С ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЙ УЖЕ ПРИОБРЕЛ СТАТУС ЗВЕЗДЫНадо добиваться от команды понимания особой роли звезды в общем успехе. При общем равенстве творческих задач и нагрузок звезда действительно имеет право на особое отношение к себе. Надо разделять требования ведущего, которые действительно правомерны для выполнения им своей профессиональной задачи, и капризы ведущего, которые совсем не обязательно выполнять, а иногда даже надо поставить человека на место. Нельзя позволять ведущему красить волосы как ему хочется и выходить в эфир в любимой маечке, если это противоречит стилю программы. При этом надо учитывать вкус ведущего и кардинально не менять привычный ему собственный образ. ¦ Приведу пример, чтобы было понятно, о чем идет речь. Анна Ти това, прекрасная ведущая новостей «4 канала» Екатеринбурга, была приглашена на работу в Москву для ведения программы «Вести». Ей наняли специального педагога для исправления уральского гово ра и в первый же день отдали в руки стилиста, который работал 179

в «Вестях». После этого Аню было трудно узнать: новая стрижка, новый цвет волос, другой грим и, главное, яркий цвет пиджака - все это было противоположно той строгой и элегантной Ане, кото рую знали все жители Урала. Она так и не пришла в себя после той эстетической революции. Было заметно, что работа в эфире пере стала доставлять ей такую радость, как раньше. Мало кто удивил ся, когда через полтора года работы в эфире «Вестей» Анна Тито ва перешла на редакторскую работу. Но история имеет продолже ние. Аня вышла замуж, родила прекрасных детей, завоевала авто ритет у творческой группы в качестве шеф-редактора программы «Вести-Москва». И вновь появилась в эфире! Уже москвичка, стиль ная и уверенная, она предстала перед зрителями именно в тот мо мент, когда почувствовала, что пора, что она к этому вполне гото ва. У нее новый стиль, совсем не тот, что был десять лет назад, но по-прежнему свой - особый, комфортный и качественный. ¦ Нужно пресекать попытки ведущего переносить принципы особого отношения к нему самому на выполнение им его профессиональных обязанностей. Сколько раз мне доводилось видеть, как обаятельный ведущий в последние три секунды перед эфиром пишет свой текст. Как они опаздывают! Как они позволяют себе резко общаться с членами бригады на глазах у незнакомых людей! Это недопустимо. Четкое выполнение всех производственных и технологических требований отличает настоящую звезду от капризных и амбициозных полузвезд, хвастунов и зазнаек. Наказывать за нарушение дисциплины можно и нужно, даже если сладким голосом ваша прима будет объяснять, что ей надо было выспаться перед ответственным эфиром. Никому и никогда нельзя позволять в одиночку решать, что можно и что нельзя. Это разрушает командный стиль работы на телевидении. Особые условия? Да. Нарушение договоренностей? Нет. Нельзя критиковать ведущего во время эфира. Если же в этом есть необходимость, надо делать это очень осторожно и корректно, через комплимент: «Все хорошо, молодец, но обрати внимание на...». После эфира «разбор полетов» может быть вполне жестким, если ведущий не справился со своей задачей, но нельзя переходить, как говорится, на личности и надо уметь отделять живого человека со всеми его проблемами, эмоциями и страстями от того образа, который складывается в эфире. Это как в педагогике, когда родители должны уметь сказать: «Ты совершил плохой поступок», но не говорить: «Ты плохой мальчик». В результате неоправданно резкой критики в адрес ведущего с обсуждением поведения, деталей его одежды, речи можно нанести человеку такую эмоциональную травму, от которой ему трудно потом оправиться. Будьте корректными.

Прямой эфир и видеозапись Многие профессионалы уверены, что настоящее телевидение - это прямой эфир. Я думаю также. Не случайно еще в советские времена, когда только появилась видеозапись, сразу возник термин «консервы» для тех программ, которые выходили в записи. Прямой эфир дает необыкновенное чувство сопричастности ко всем событиям, которые происходят в данный момент в мире, к тем людям, которые смотрят программу в этот момент. ¦ Как-то создатель программы «Что? Где? Когда?» Владимир Во рошилов задал мне непростой вопрос: «Что такое событие?» Я пы талась дать сложное определение, что-то типа «внезапное измене ние привычных условий...», и вдруг меня осенило: над буквой «е» в кон це слова я мысленно поставила две точки, и получилось со-бытие. Ворошилов обрадовался: «Умница. Это и есть формула телевидения. Формула прямого эфира». ¦ Телевидение становится событием, если человек, глядя на экран, ощущает, что все то, что он видит, происходит именно сейчас, в данный момент. Все подлинно и неповторимо. Интересно, что 40 лет назад в своей книге «Телевидение и мы» блестящий телекритик Владимир Саппак именно это качество телевидения поставил на первый план. Вот как писал он о прямом эфире: «Импровизационность. Иначе говоря, ощущение, что происходя щее на вашем экране совершается само по себе и в эту секунду, что телеобъектив, как хроникер, лишь фиксирует живой процесс, жи вое и свободно развивающееся действие. "Подглядывание" за жиз нью. Жизнь, застигнутая врасплох. Быть может, это самое силь ное, что может дать телевидение. Вы присутствуете при рожде нии слова и мысли, или футбольной комбинации, неожиданно завер шившейся голом, или слезы, сбежавшей по лицу актера, глаза кото рого смотрят в ваши глаза... Телевидение обостряет это чувство присутствия, посему и вол нение прямого очевидца больших событий, и азарт спортивного бо лельщика, и сопереживание зрителя, находящегося в зале театра, - все это как основа основ входит в эмоциональную сферу телевиде ния». Это качество отличает телевидение от кино. Что касается видеозаписи, то это особый вид телевидения, который, кстати, часто имитирует прямой эфир. Когда-то, на излете знаменитой «оттепели», популярная программа КВН из-за остроты была переведена в режим видеозаписи. И почти сразу КВН «умер», так как ушло из программы главное: ощущение полной достоверности и привлекательности 181

зрелища. Прямой эфир означает вовлечение зрителя в непредсказуемость. Это хорошо использует ведущий, когда в студии гаснет свет или падает что-то. На этот случай есть вполне дежурная и привычная фраза: «Вот видите, у нас прямой эфир». И результат инцидента получается обратный: профессиональная ошибка становится профессиональным успехом. Каждый человек любит подглядывать в замочную скважину и наблюдать за другими в неловкой ситуации и гадать, как же они из этой ситуации выберутся. Ляпы прямого эфира обсуждаются зрителями на следующий день. Кстати, при появлении видеозаписи появились ляпы иного рода. ¦ Так, например, когда Горьковской области вручали орден Ленина, зрители с большим интересом наблюдали, как знамя области дваж ды подряд выносили на сцену. Оказывается, режиссер монтажа из-за особого волнения не заметил, как одну и ту же картинку перепи сал дважды подряд на эфирную пленку. ¦ Много раз мне приходилось участвовать как в качестве ведущей, так и в качестве зрителя на программах, которые записывались, что называется, в режиме прямого эфира. Заранее режиссер объяснял всем участникам программы, что не собирается останавливать запись и принципиально не хочет монтировать запись перед эфиром. (Честно признаться, искушение остановить запись в тот момент, когда что-то не так, появляется и у ведущего, и у режиссера, и даже у выступающих, что совсем плохо.) Телевидение сродни рентгену. Очень трудно что-либо скрыть, утаить, спрятать. Обман, фальшь, недоработка видны как на ладони. Видеозапись облегчает задачу, дает право на ошибку. От этого многие расслабляются. Прямой эфир заставляет людей напрячься, дает замечательное чувство полной естественности и правды: «Я сейчас общаюсь с вами, и никто не может мне помешать. Никто не может прекратить наше общение. Именно в этот момент, именно в этот день, именно в этом городе, именно в этой стране». В некотором смысле момент живого эфира уравнивает вас со зрителем в самом главном: в ощущении реального времени. Вы никогда не скажете, что на улице хорошая погода, если в этот момент на улице идет дождь. Обидно бывает, когда привлекательность и невероятность прямого эфира совсем не используется творческой группой. Бывают прямые эфиры скучные, как видеозапись. Бывает, наоборот, видеозапись яркая, как прямой эфир или почти как прямой эфир. Есть жанры, которые спокойно выдерживают технологию видеозаписи и даже нуждаются в ней. Это различного рода шоу, игры, телевизионные портреты, телевизионные расследования, спецрепортажи, детские программы, неполитические ток-шоу. Список можно продолжить. 182

Видеозапись можно использовать для создания тех программ, где нет прямой связи с днем выхода в эфир. Это действительно консервы. Можно записать летом весь цикл программ «Поле чудес», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером?» или исторические хроники Радзинского. Сложнее с программами «Диалоги о рыбалке», «Путешествие натуралиста» или «Фазенда», так как вряд ли осенью зритель будет нормально воспринимать рекомендации по весенней посадке деревьев. Там, где через все щели лезет дата изготовления программы, там, где программа сразу устаревает, как только ее записали, необходим прямой эфир. ¦ Вот с какой ситуацией однажды столкнулся Владимир Познер, когда делал программу «Времена». Утром в воскресенье была записа на программа, посвященная актуальному закону об образовании, ко торый только что был принят Государственной думой. А вечером в воскресенье за час до выхода программы в эфир футбольные фана ты устроили беспредел в Москве. Программа не могла быть показа на в том виде, в котором она была записана. Владимир Познер при нял единственно верное решение: в прямом эфире он прокомментиро вал события в Москве и только затем предложил переключить вни мание на обсуждение другой темы - темы образования. ¦ Я не собираюсь проводить полное и объемное сравнение технологии и практики прямого эфира и видеозаписи. Хочу лишь обратить ваше внимание на разницу работы ведущего в режиме прямого эфира и в режиме видеозаписи. К сожалению, многие современные ведущие привыкли к видеозаписи, как и к телесуфлеру во время прямого эфира. Видеозапись - это всегда спокойнее. Многие чувствуют себя более уверенно, так как знают, что в любой момент можно остановиться и повторить свой текст еще раз или вообще начать все сначала. Это беда! Слушатели нашего Центра при записи элементарных стендапов делают семь-де-сять дублей и каждый раз уверенно говорят оператору: «Стоп! Давай еще разочек». Когда мы предлагаем этим журналистам попробовать себя в режиме прямого эфира, они выглядят жалко. Что-то наизусть бормочут себе под нос или просто, раскрыв от ужаса глаза, молча смотрят в камеру после первой же ошибки. Профессиональный ведущий отличается от непрофессионального умением спокойно и уверенно общаться со зрителем напрямую в режиме реального времени. Вы перепутали слово? Ничего, можно извиниться. Конечно, если вы будете извиняться через каждое слово, то зритель вряд ли вас полюбит и не будет уважать. Ваша обязанность - донести до зрителя информацию и сделать это так, чтобы вас легко и приятно было слушать. Но зритель - не экзаменатор и не враг, он готов стать вашим другом, если вы проявите должное уважение и доверитесь ему. 183



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: