Организационная структура управления ОАО «СТЗ» является традиционной для предприятий данной отрасли. Основная организационная нагрузка по управлению производством сосредоточена на заместителе генерального директора по производству и главном инженере. Заместитель генерального директора по производству контролирует и управляет работой всех производственных цехов. В его обязанности входит: составление производственных планов, контроль за работой цехов, рассмотрение и введение технических новшеств.
Главному инженеру подчиняются заводские службы контроля, технический отдел, проектно-конструкторский отдел, центральная заводская лаборатория.
Производство труб является сложным процессом, который требует огромного внимания и опыта. Поэтому даже мастера смен, как правило, имеют высшее образование и большой стаж работы. Взаимодействие между производственными цехами, службами контроля, производственным отделом, техническим отделом и т.д. на заводе уже давно налажено. Малейшая ошибка чьих-то действий может повлечь за собой большие потери, начиная с брака и до аварии с самыми худшими последствиями. Поэтому ежедневно проводятся оперативные собрания между руководителями различных уровней по решению производственных проблем. Естественног все вопросы согласаовываются с генеральным директором.
Коммерческая деятельность предприятия сосредоточена в блоке коммерческого директора. В этот блок входят:
· Зам директора по сбыту;
· Отдел договоров и сбыта;
· Отдел маркетинга;
· Отдел ценных бумаг;
· Юридический отдел;
· Управление материально-техническим снабжением;
· Управление рабочего снабжения;
· Торговый отдел;
· Цех автоперевозок;
· Железнодорожный цех.
Для того чтобы, рассмотреть, как организованна коммерческая деятельность на ОАО «СТЗ», нужно рассмотреть, чем занимаются подразделения блока, взаимодействие между ними и подразделениями других блоков.
Заместитель директора по сбыту контролирует отдел договоров и сбыта, и отдел маркетинга. Его основными задачами являются:
· Реализация продукции через заключенные договора и расширение рынка сбыта продукции;
· Получение прибыли от продажи продукции.
Отдел договоров и сбыта занимается заключением договоров на поставку и продажу продукции, контролем за выполнением условий договоров. Обеспечение через заказы оптимальную загрузку персонала и образования основных цехов.
Отдел договоров и сбыта представляет руководству предприятия:
Справку о выполнении договоров
· Анализ выполнения договоров;
По производственному отделу:
· Данные для перспективного и текущего планирования производства, оплаченные заказы;
· Информация об отгруженной продукции техническому отделу;
· Заказы, которые выгодны в перспективе заводу, но для их выполнения требуется технологическая подготовка производства;
ПРБ цехов.
· Оформленные отгрузочные документы, юридическому отделу;
· Документы, необходимые для предъявления в арбитраж, связанные с договорами поставки экономическому отделу:
· Данные по клиентуре завода[4]
В свою очередь отдел договоров и сбыта получают необходимую документацию и информацию от вышеперечисленных структур.
Управление материально-техническим отделом снабжения решает следующие задачи:
· Обеспечение деятельности всех подразделений завода, с материалами всех;
· Обеспечение деятельности всех подразделений, в необходимом количестве и требуемого качества, в нужное время;
· Получение прибыли от конкретной коммерческой деятельности УМТС.
УМТС является важнейшим подразделением завода. От его работы всецело зависит работа всего завода. Для эффективной работы необходима информация, которую управление материально-технического обеспечения получает:
· От всех подразделений завода заявки на материалы;
· Остатки материалов на первое число каждого месяца;
· Нормы расходов материалов;
· График производства;
· Копии счетов поставщиков и распечатки счетов по отгруженной продукции
УМТС представляет: акцептованные счета на поступившие материалы, заявки на автотранспорт для перевозки материалов, график расстановки грузов, протоколы согласования цен.
В задачи отдела ценных бумаг входит: проведение расчетов за продукцию, сырье, электроэнергию и др. посредством ценных бумаг (векселей, облигаций, и др.). Отдел ценных бумаг представляет:
· Главной бухгалтерии – подписанные и утвержденные акты и соглашения о взаимозачетах, акты приемки-передачи векселей;
· Отделу договоров – информацию о проведении зачетов, получении и передаче ценных бумаг в счет оплаты за трубы и другую продукцию;
· Финансовому отделу – информацию о проведении зачетов;
· Юридическому отделу – документы, необходимые для предъявления исков в суд, в том числе векселя, акты простоев векселей, претензии.
Отдел ценных бумаг получает:
· От главной бухгалтерии – информацию о задолженности завода в федеральный и областной бюджеты для проведения взаимозачетов;
· От финансового отдела – информацию о поступлении денежных средств на вексельные счета завода, о задолженности завода, а также сторонних организаций перед заводом для проведения взаимозачетов;
· От отдела цен – цены на сырье и продукцию;
· От юридического отдела – необходимые консультации по обращению ценных бумаг[5].
В процессе своей деятельности юридический отдел получает:
· Проекты приказов, положений, инструкций, договоров и других нормативных актов, для проверки и визирования;
· Справки, заключения и другие подлинные документы или их копии для предъявления претензий, заключения договоров и др.;
· Объяснения по проверкам, проводимым по поручению руководства в связи с соблюдением законности.
Юридический отдел представляет:
· Заключения, письменные и устные, справки по правовым вопросам, возникающим в практической деятельности;
· Решения руководства о перечислении средств по результатам рассмотрения претензий и искам;
· Копии решений руководства по признанным искам;
· Решения арбитражных органов принятые по сорным условиям договоров;
· Планы организации правовой работы на заводе на согласование директору по экономике;
· Заключения и справки по стандартам, положениям и другим нормативным актам завода и по заключаемым заводом договорам[6].
Основными задачами отдела маркетинга являются:
· Получение максимально возможной прибыли от реализации завода;
· Обеспечение руководства завода своевременной, достоверной информацией для долгосрочного и краткосрочного планирования сбыта продукции завода;
· Проведение маркетинговых исследований;
· Продвижение продукции завода.
Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями завода выражаются в следующем:
· Экономическому отделу представляет данные по объемам и емкости рынка сбыта, получает проекты планов производства продукции на год по всей выпускаемой номенклатуре и фактические данные по производству продукции за прошедший период;
· Производственному отделу предоставляет данные по уровню цен на заводах изготовителях труб, получает графики производства и загрузки станов;
· Отделу договоров предоставляет сводную информацию по текущей и перспективной загрузке производства, планы проведения мероприятий в рамках системы ФОССТИС (формирование спроса, сбыта, формулирование спроса), предложения по организации сбытовой деятельности; получает сведения о заключенных договорах и производимой отгрузке продукции;
· Отделу цен представляет данные по ценовой политике предприятий изготовителей труб и ТНП по профилю завода, предложения по установлению ситуационного уровня цен, получает цены по видам продукции и любые изменения к ним;
· Юридическому отделу предоставляет проекты договоров на представительство, дилерство, изготовление полиграфической продукции, использование фирменной символики завода и т.д.; получает консультации по законодательным и подзаконным актам в сфере коммерческой деятельности;
· Техническому отделу представляет запросы потребителей на нетрадиционную продукцию, рекламную продукцию; получает техническую документацию на продукцию завода, информацию о возможности выпуска отдельных видов продукции[7].
Структурная схема управления ОАО «СТЗ» представлена на схеме №1.
Из выше приведенного видно, что взаимодействие между подразделениями четко продумано и организованно. Это доказывается тем, что в 1997 году ОАО «СТЗ» было признано лучшим предприятием черной металлургии в области коммерческой деятельности.
Структурная схема управления открытого акционерного общества «Северский трубный завод». Схема 1