Характеристика конкурентоспособности выпускаемой продукции




 

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги).

Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

 

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда и т.д.

Одна из причин популярности ОАО "8 Марта" - богатый ассортимент и высокий уровень качества, что неоднократно подтверждалось на представительных выставках и ярмарках в Беларуси, России, Германии. На предприятии внедрена система менеджмента качества по системе ИСО 9001, которая стала эффективным средством для закрепления уже достигнутых результатов в области качества, о чем свидетельствует выпуск изделий на экспорт в Россию и страны Прибалтики. Ведется работа по созданию и внедрению новых технологий, нового ассортимента. Основной акцент ставится на естественные природные свойства, практичность и комфорт, удобство и дизайн, что отвечает модным тенденциям. Для крашения и отделки полотен установлено оборудование "Софт-Стрим", "Рото-Стрим", отделочные - линия "Сантекс", сушильно-ширильные машины "Брюкнер", "Элитекс". Для нанесения печати используется печатная машина "Штормак", "Мульти-Пла", шаблонная печатная машина "Синхропринт". Большая работа проводится специалистами по освоению новых видов сырья, разработке новых изделий. Трикотажные полотна выпускаются в модной цветовой гамме с разнообразной тематикой рисунков и штучной печати, с использованием вышивок. Для обеспечения прочности крашения полотен и чулочно-носочных изделий используются активные и светоустойчивые красители. Внедрена гидрофильная технология крашения полотен, улучшающая потребительские свойства изделий.

ОАО "8 Марта" является одним из крупнейших производителей трикотажных и чулочно-носочных изделий. Миссия предприятия состоит в максимальном удовлетворении потребностей в качественном мужском, женском, детском белье, легком верхнем трикотаже, спортивном и купальном ассортименте, чулочно-носочных изделиях для всех половозрастных групп населения и увеличение доли выпуска изделий верхнего трикотажа и продукции под торговыми марками "EMICO", "Марта" и "Мартинка". Ежегодно на предприятии ведется углубленная работа по созданию и внедрению новых технологий, нового ассортимента. Основной акцент для выпуска продукции ставится на естественные природные свойства и экологическую чистоту, практичность и комфорт, удобство в носке и дизайн, отвечающий модным тенденциям. Вся товарная номенклатура ОАО "8 Марта" состоит из следующих товарных групп:

Ø трикотажные изделия;

Ø чулочно-носочные изделия;

Ø трикотажное полотно.

В свою очередь, трикотажные изделия подразделяются на следующие подгруппы:

Ø по видовому и половозрастному признаку - бельевые женские, мужские и детские; бельевые ясельные; верхние женские, мужские и детские; спортивные женские, мужские и детские; купальные женские, мужские и детские;

Ø по составу полотна - из хлопка; из хлопка с полиэфиром; из хлопка с вложением лайкры; из хлопка с полиэфиром и вложением лайкры; вискозосодержащие; льносодержащие.

Чулочно-носочные изделия подразделяются на следующие подгруппы:

Ø по видовому и половозрастному критерию - детские получулки; женские чулки и получулки; носки детские; носки женские; носки мужские; колготки детские;

Ø по составу пряжи - из шерстяной смесовой пряжи; из хлопчатобумажной и хлопчатобумажной смесовой пряжи; из льняной смесовой пряжи; из пряжи с вложением ангоры, тенцела, модала, шерсти мериноса; из бамбуковой смесовой пряжи; из пряжи, содержащей вискозу и шелк.

Трикотажное полотно в зависимости от сырьевого состава подразделяется на следующие подгруппы:

Ø из хлопка;

Ø из хлопка с полиэфиром;

Ø из хлопка с вложением лайкры;

Ø из хлопка с полиэфиром и вложением лайкры;

Ø вискозосодержащее;

Ø льносодержащее.

На сегодняшний день, в условиях жесткой рыночной конкуренции и ростом импорта, необходимо быть отличным от других, выделять свой товар. Значительное усиление конкуренции на рынке со стороны иностранных и отечественных производителей, объясняет сильное желание выделить свой товар от товара конкурентов в сознании потребителя. С этой целью творческим коллективом ОАО "8 Марта" и разработан брэнд "ЕМIСО". Потенциальные потребители продукции "ЕМIСО" - это мужчины в возрасте от 18 до 65 лет со средним и высоким уровнем доходов, имеющие активную жизненную позицию, стремящиеся достигнуть больших личных и профессиональных высот в бизнесе и жизни. ТМ "ЕМIСО" - это сочетание настоящего и будущего. Полотна из высококачественного хлопка с добавлением эластана создают ощущение свободы и комфорта. В борьбу за мужские симпатии вступили инновационные волокна, авангардные материалы и всевозможные отделки. Лейблы, резинки, строчки делают коллекцию верхом стиля и изящества. Безупречное качество наших изделий, отвечающее международным стандартам, удовлетворяет самые высокие запросы потребителей, а уникальные свойства природных волокон хлопка, льна, шерсти - помогают сохранить здоровье, достичь комфорта, совершенства, уверенности в себе. В настоящее время объемы выпуска изделий под брэндом "ЕМIСО" достигают 30% от общего производства. Отечественные и зарубежные торговые предприятия успешно реализуют эту продукцию. Поскольку в современных экономических условиях наиболее важными показателями для предприятия являются объемы сбыта продукции, объясняется необходимость изобретать что-то новое, быть впереди всех. С этой целью коллективом специалистов разработан новый брэнд женских трикотажных изделий "Марта" Новый брэнд "Марта" - подарок предприятия для очаровательных женщин. Первая коллекция, представленная на международной выставке "БелТЕКСлегпром" в г. Минске, имела необыкновенный успех, который заключался в оптимальном соотношении цены и качества, а также в научном подходе по всем сферам деятельности начиная от разработки новых моделей и заканчивая выбором полотен. "Марта" - это одежда на все случаи жизни: работа - праздник - отдых, включающая коллекцию блузок и джемперов романтического стиля для всех возрастов, платьев для коктейлей и торжеств, линию спортивно-молодежных моделей для отдыха. Упор делается на три составляющие: качественное полотно, идеальный крой, разнообразие моделей. Более того, изделия нового брэнда ориентированы на средний ценовой сегмент, что делает ТМ "Марта" доступной для самых широких кругов покупателей. Изюминкой ТМ "Марта" стала коллекция трикотажной одежды "Белорусочка" из льносодержащей пряжи. Здесь модные во все времена и классические и современные молодёжные модели. Наличие широкого ассортимента в коллекции позволяет удовлетворить спрос самого изысканного потребителя, тем самым обеспечивая предприятию лидирующие позиции в индустрии моды и льна РБ. Не остались без внимания "наши маленькие модницы". С этой целью творческим коллективом предприятия был разработан детский брэнд "Мартинка". Коллекция брюк, сарафанов, туник, джемперов и бельевых комплектов вызывает неподдельный интерес у детей всех возрастов.

Белорусский рынок трикотажных и чулочно-носочных изделий характеризуется высокой степенью насыщенности товаров не только белорусского производства, крупными из которых являются ОАО "8 Марта", ОАО "Свiтанак", ОАО "Купалинка", группа компаний "Марк Формэль", ОАО "БЧК", СООО "Conte" и т.д., но и товарами зарубежных производителей (Турция, Китай, Польша, страны Средней Азии). Таким образом, для успешной реализации выпускаемой продукции и увеличения степени присутствия предприятия на рынке, необходимо осуществлять комплекс последовательных и взаимосвязанных друг с другом мероприятий, направленных на рост объема продаж и в целом формирования положительного имиджа предприятия.

На современном этапе успеха добивается тот производитель, который предлагает либо новое изделие, либо более совершенную модель ранее выпускаемого товара, учитывающую специфику потребительского спроса. Фактор новизны и совершенства изделий лёгкой промышленности в современных условиях мирового рынка главенствует над фактором уровня цен.

С этой целью в 2014 году предполагается дальнейшее развитие и расширение модельного ряда льносодержащей коллекции для женщин. Данные изделия не имеют аналогов как на территории РБ, так и за ее пределами. Приоритетами льняного ассортимента являются тенденции моды, а также современный крой выпускаемых изделий, наличие штучных печатей, привлекательный цвет натурального льна. В 2013 году предприятие также продолжило выпуск "термобелья": был расширен модельный ряд и предложены модели не только для мужчин и женщин, но и детей. Ввиду актуальности данного ассортимента, спрос превысил предложение, поэтому в 2014 году необходимо продолжить выпуск данных изделий, которые могут применяться не только для занятий спортом, активным отдыхом, но и для ежедневного использования.

Для создания яркого и запоминающегося образа необходимо использование не только актуальных тканей, но и применение штучных печатей, отделочных элементов, аксессуаров. С этой целью ОАО "8 Марта" на разработанных моделях применяет растровую и векторную графику, а также использует для декорирования стразы различной цветовой гаммы. В 2014 году планируется приобретение машины для вышивания пайетками, шнуром, а также машины для вязания отделочных элементов (воротники, манжеты, планки, пр.). Новые виды декора и отделки будут способствовать расширению модельного ряда выпускаемых изделий, улучшению внешнего вида моделей, расширению клиентской базы, а также повышению уровня объема продаж.

Одной из важных социальных тенденций в настоящее время является забота потребителей о своем здоровье, что предопределило увеличение количества людей, желающих заниматься физической культурой и спортом. Как следствие, постоянно растет число потребления товаров, необходимых для отдыха и проведения свободного времени, развлечений. ОАО "8 Марта" продолжает развивать ассортимент для спорта и отдыха, разрабатывая новые модели для всех групп населения с применением актуального дизайна и новых видов полотен. Так, художниками была разработана коллекция для мужчин, женщин и детей с применением хлопкополиэфирного полотна с эластаном. В данную коллекцию вошли брюки спортивные, куртки, туники, джемпера, комплекты. Разработанный ассортимент пользуется повышенным и устойчивым спросом, покупатели отмечают качество и широкий модельный ряд. Следует также отметить купальный ассортимент, выпускаемый предприятием. В 2013 году ОАО "8 Марта" разработало модельный ряд купальников для женщин с применением современного дизайна и фурнитуры, тем самым, удовлетворив спрос женщин любого возраста и размера. Таким образом, в 2014 году предприятию необходимо продолжить разработку либо осуществить редизайн существующих моделей для спорта и отдыха, а также продолжить выпуск купального ассортимента, поскольку данная ниша, в основном, представлена производителями Китая и Турции, имеющие достаточно высокую цену и не всегда удовлетворяющее потребителей качество.

Что же касается чулочно-носочного ассортимента, в 2013 году предприятие активно внедряло и модернизировало модели выпускаемого ассортимента. Был расширен модельный ряд изделий из бамбука и льна. Спрос на данный ассортимент высокий и устойчивый, поэтому в 2014 году необходимо продолжить выпуск указанных изделий. В 2014 году планируется выпуск изделий спортивного назначения: будут разработаны несколько моделей для женщин и мужчин, а также запущена спортивная коллекция для мальчиков. Также планируется выпуск детской коллекции с применением 3D-рисунков - провязывание объемных элементов. Данный ассортимент будет выполнен в ярких колористиках и будет пользоваться устойчивым и повышенным спросом ввиду оригинальности дизайна.

Таким образом, запланированные мероприятия на 2014 год будут способствовать расширению клиентской базы, увеличению объемов производства, получению более высокой прибыли, повышению имиджа предприятия, и, как следствие, закреплению уже достигнутых результатов не только на внутреннем рынке, но и далеко за его пределами.

Основными конкурентами ОАО "8 Марта" на внутреннем рынке являются:

по трикотажным изделиям - ОАО "Свiтанак" (г. Жодино), ОАО "Купалинка" (г. Солигорск).

по чулочно-носочным изделиям - ОАО "Брестский чулочный комбинат".

Позиции ОАО "8 Марта" в конкурентной среде РБ по показателю выпуска продукции за 9 месяцев 2012-2013 гг. представлены в следующей таблице:

Таблица 3.1.1. Объём выпуска трикотажных изделий предприятий-конкурентов за 9 месяцев 2012-2013 гг, тыс.шт

№ п\п Наименование предприятия 9 месяцев 2012г 9 месяцев 2013г Темп роста, % Удельный вес в общем объеме отрасли, %
             
  ОАО "Свiтанак"     91,1 51,4 51,5
  ОАО "Купалинка"     88,3 15,9 15,5
  ОАО "8 Марта"     93,8 16,0 16,5
  ОАО "КИМ"     90,1 5,5 5,5
  Прочие     89,6 11,2 11,0
Итого по трикотажной отрасли     100,0 100,0 100,0

 

Рис.3.1.1.Удельный вес предприятий-конкурентов по выпуску трикотажных изделий в общем объеме трикотажной отрасли за 9 месяцев 2012-2013 гг., %

 

Таким образом, во всей отрасли наблюдается динамика снижения выпуска трикотажных изделий. Основной причиной данного снижения является высокая степень конкуренции, а также наличие дешевого импорта со стороны стран Средней Азии. ОАО "Свiтанак" продолжает занимать лидирующее положение по объемам выпуска трикотажных изделий: удельный вес предприятия в общем объеме отрасли за 9 месяцев 2013 года составил 51,5 %. Доля присутствия ОАО "8 Марта" за 9 месяцев 2013 года выросла на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составила 16,5%.

Ведущим производителем на рынке чулочно-носочных изделий в РБ является ОАО "Брестский чулочно-носочный комбинат", доля присутствия которого за 9 месяцев 2013 года снизилась на 1,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года и составила 59,3%. Позиции ОАО "8 Марта" в 2013 году по сравнению с предыдущим периодом укрепились; доля присутствия предприятия в чулочно-носочном сегменте в 2013 году выросла на 3,1%. Данные по выпуску чулочно-носочных изделий среди предприятий-конкурентов представлены в таблице 3.1.2 и на рисунке 3.1.2.

 

Таблица 3.1.2. Объём выпуска чулочно-носочных изделий предприятий-конкурентов за 9 месяцев 2012-2013 гг., тыс. пар

№ п\п Наименование предприятия 9 месяцев 2012г 9 месяцев 2013г Темп роста,% Удельный вес в общем объеме отрасли, %
             
  ОАО "БЧК"     63,9 60,9 59,3
  ОАО "КИМ"     61,9 25,1 23,6
  ОАО "8 Марта"     80,5 14,0 17,1
Итого по чулочно-носочной отрасли     65,7 100,0 100,0

 

Рис.3.1.2. Удельный вес предприятий-конкурентов по выпуску чулочно-носочных изделий в общем объеме трикотажной отрасли за 9 месяцев 2012-2013 гг., %

 

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. ОАО "8 Марта" посредством политики ценообразования реализует конечные коммерческие цели, определяет эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры. Специалистами отдела маркетинга ежеквартально производится изучение цен конкурентов на базе крупных торговых организаций г. Минска; постоянно отслеживается уровень цен на новые товары, в том числе отношение к ним потребителей в фирменной торговой сети.

Далее приведен сравнительный анализ цен на продукцию ОАО "8 Марта" и предприятий-конкурентов, осуществленный в январе 2014 г. на базе торговых организаций г. Минска в таблице 3.1.3.:

 

Таблица 3.1.3. Сравнительный анализ цен на продукцию ОАО "8 Марта" и предприятий-конкурентов.

Трикотажные изделия
Наименование ассортимента Состав ОАО "Свiтанак" ОАО "Купалинка" Прочие производители ОАО "8 Марта
Мужской ассортимент
Трусы муж по типу мод 2688 х/б     41400-MF  
Трусы муж по типу мод 2692н х/б        
Трусы муж по типу мод 2694н 2694отб х/б - 18700 - 36450   21900 21550
Майка муж по типу мод 3333 х/б        
Майка муж по типу мод 2686 ХПЭ        
Фуфайка муж по типу мод 2696 х/б 47350-54000      
Фуфайка муж по типу мод 2696 ХПЭ        
Джемпер "Поло" по м.3894 х/б+эл        
Женский ассортимент
Трусы жен по типу мод 2690н х/б     22200-КИМ  
Трусы жен по типу мод 3613 х/б+эл     60150-Bravo 42000-ИП  
Панталоны жен по типу мод 2494 (кружево) х/б        
Майка жен по типу мод 2022 х/б     33300-КИМ 83150-ИП  
Майка жен по типу мод 7645 х/б   53800-58600    
Сорочка жен по типу мод 2691 х/б     39900-41400-КИМ  
Сорочка жен по типу мод 6277 х/б     106750-КИМ  
Пижама жен по типу мод 6469 х/б+эл        
Пижама жен по типу мод 6512 х/б+эл        
Комплект жен 3-хпредм по типу мод 6527 х/б+эл        
Детский ассортимент
Трусы мал по типу мод 8994н 68 р-р х/б     16500-КИМ  
Комплект белья для мал мод 5200 64 р-р х/б   45350н 58100-КИМ  
Майка для дев по типу мод 5799 х/б     34050-ИП  
Сорочка дев по типу мод 5766 56 р-р х/б+эл        
Пижама де по типу мод 5763 х/б+эл     89750 -MF  
Фуфайка дет по типу мод 9812 76 р-р х/б     29100-КИМ  
Фуф для дев типу 5614 60 р-р х/б        
Джемпер дет по типу мод 9900 64 р-р х/б+эл 50200 (тоньше)      
Чулочно-носочные изделия
Наименование ассортимента Состав ОАО "БЧК" СООО "Conte" ОАО "8 Марта"
Мужской ассортимент
Носки муж по типу мод 307, плюш х/б+эл      
Носки муж по типу мод 303,110,121 х/б+эл      
Носки муж по типу мод 313 х/б+эл      
Носки муж по типу мод 991 х/б+эл      
Женский ассортимент
Носки жен по типу мод 311 х/б+эл      
Носки жен по типу мод 325 х/б+эл      
Детский ассортимент
Носки дет по типу мод.312,347 9-10, 11-12 р-р 13-14, 15-16 р-р 17-18, 19-20 р-р 21-22, 23-24 р-р х/б+эл 6000 - 8150 9200 9850 9850 11000 13150 6150 7150 8200 9450
Колготки детские м.420 12/80 13/86 14/92, 14/98 16/104, 16/110 18/116, 18/122 20/128, 20/134 х/б "КИМ", Витебск 11100 - - 14450 17750 18400 11800 12300 13550 15450 17600 19800
                   

 

Проведенный сравнительный анализ цен на трикотажные и чулочно-носочные изделия показывает, что товар, производимый ОАО "8 Марта" конкурентоспособен. Инструменты, применяемые в ценовой политике, способствуют привлечению новых покупателей, а также укреплению сотрудничества с уже существующими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: