Прежде чем рекламист начнет обдумывать текст рекламного объявления, он должен в совершенстве знать рыночную и рекламную стратегии. Сюда относится и стратегия обращения. Если последняя не выражена со всей необходимой четкостью в рекламном плане, то автор должен немедленно приступить к созданию стратегии обращения, если возможно совместно с художником, и постараться получить одобрение этой стратегии, прежде чем двигаться дальше. Нет более быстрого способа забраковать рекламное объявление, чем написать блестящий шедевр, который не имеет ничего общего со стратегией рекламной кампании.
Стратегия обращения включает три специфических элемента:
1. Текстовую основу — что и как вы собираетесь сказать.
2. Художественную основу — что и как вы собираетесь показать.
3. Технические средства — что и как вы будете создавать техническими средствами.
Чтобы разработать эти элементы, автор текста и художник должны проанализировать результаты исследования и факты, изучить рынок, товар и конкуренцию. Каким образом сегментирован рынок? Как будет позиционирован товар? Кто будет наилучшим потенциальным покупателем? Отличается ли состав целевой аудитории от состава целевого рынка? Что является ключевым полезным свойством товара для потребителя? Что представляет собой образ товара?
Перечень рыночных характеристик товара, которые должен учитывать автор текста:
• Определение товара (торговое наименование, торговый знак, символ товара, другая информация юридического характера);
• Упаковка (размеры, форма, оформление упаковки, маркировка на упаковке);
• Исследование (Какое исследование о товаре проведено поставщиком? Есть ли доступ к результатам исследования?);
|
• Технико-эксплуатационные характеристики (Что делает товар? Что он мот бы делать? Как он действует? Как он сделан или изготовлен? Что ценного в этом товаре? Каковы его физические характеристики?);
• Эффективность (Имеются ли доказательства проверки и положительные результаты? Существуют ли законодательные правила, которые должны быть указаны или соблюдены?);
• Образ товара (Как люди воспринимают товар? Что им нравится в этом товаре? Что не нравится? Относится ли этот товар к предметам роскоши? Относится ли он к товарам первой необходимости? Вошло ли в привычку его употребление? Хорош ли товар сам по себе? Должны ли люди употреблять его против своего желания?);
• Срок годности (Какова продолжительность срока службы товара?);
• Конкурентная информация (Кто является конкурентом? Имеет ли товар преимущества перед конкурентными товарами? Имеют ли конкурентные товары преимущества перед этим товаром? Являются ли те и другие примерно одинаковыми? Решает ли данный товар проблемы, которые не решаются конкурентным товаром?);
• Способ изготовления (Как изготавливается товар? Сколько времени затрачивается на его производство? Что известно о людях, которые его производят? Используется ли в его производстве специальное оборудование? Где производится товар?);
• История (Когда был создан или изобретен данный товар? Кто впервые его внедрил? Были ли использованы другие названия для этого товара? Были ли внесены изменения в товар? Есть ли у этого товара "романтическая история"?);
• Позиция на рынке (Какова доля данного товара на рынке?);
|
• Потребительское использование (Как употребляется товар? Есть ли другие возможности для его применения? Как часто его покупают? Люди какого типа пользуются этим товаром? Зачем покупают этот товар? Люди какого типа являются его активными пользователями? Какое количество этого товара покупают активные пользователи? Где живет самый активный покупатель? Что представляет собой личность активного пользователя или покупателя?);
• Распространение ( Насколько широко распространяется товар? Имеются ли продавцы с исключительным правом на продажу? Имеются ли ограничения в поставке товара? Имеется ли товар в продаже в течение ограниченного времени/сезона?).
Текстовая основа должна представлять собой письменное изложение наиболее важных аспектов, которые должны быть воплощены в рекламном объявлении или в процессе кампании.
Кто является наиболее вероятным потенциальным покупателем? Насколько точно можно описать его или ее с точки зрения демографических, психологических и поведенческих характеристик? И, наконец, какова личность потенциального покупателя?
Удовлетворение каких желаний или потребностей потребителя должен обещать товар? Наиболее широкие категории этих привлекательных свойств — рациональность и эмоциональность. Первая апеллирует к удовлетворению практических, функциональных потребностей в товаре или услуге. Вторая относится к удовлетворению психологических, социальных или духовных потребностей.
Среди других типов привлекательных свойств, представляемых рекламодателями и входящих в эти широкие категории, находится положительная и отрицательная привлекательность, привлекательность, связанная со страхом или сексуальностью, юмористичность. В зависимости от выбранной стратегии обращения все или некоторые из перечисленных сторон продукта могут быть использованы в рекламе для привлечения внимания, для создания индивидуальности товара или услуги, для стимулирования интереса, доверия, желания и побуждения покупателя к действию.
|
Далее, важно определить такие свойства товара, которые направлены на удовлетворение потребностей покупателя. Чем подкреплены заявления о полезности товара? Какую позицию на рынке он занимает? Что олицетворяет или может олицетворять собой данный товар?
Последний вопрос: какой стиль, подход, какая тональность будут использованы в рекламном тексте? В целом, о чем будет говориться в объявлениях? Ответы на все эти вопросы и будут составлять текстовую основу рекламы.
Написав первое рекламное объявление, автор должен еще раз просмотреть свою текстовую основу, чтобы убедиться в том, что все учтено. Если нет, то следует отказаться от этого варианта и написать новый.
Обдумывая смысл и способ выражения того, что следует сказать в рекламе, творческая группа будет одновременно учитывать и другие элементы стратегии обращения — ее невербальные аспекты. Художественное оформление и технические методы будут рассматриваться в последующих главах, здесь же важно отметить, что процесс разработки элементов стратегии обращения редко происходит поэтапно. Скорее, все элементы развиваются одновременно, благодаря своей неразрывной связи. Всего важнее то, что полное изложение элементов стратегии есть непременное условие для разработки творческой идеи, которая является ядром рекламного объявления или кампании.
Именно стратегия обеспечивает, что реклама скажет то, что следует, тому, кому следует, в том контексте, в котором следует, в той тональности, в какой следует, и так, как следует. Итак, расставив все по местам, мы готовы перейти к следующему этапу: к идее.
Это длительная, утомительная, трудная работа по объединению всей необходимой информации по анализу проблем и поиску единственно верной вербальной или визуальной концепции, при помощи которой удастся передать то, что необходимо. Это означает, что требуется создать умозрительную идею или визуальный облик рекламного объявления, заставки ли кампании до того, как будет написан текст или создан художественный облик рекламы.
Этот процесс можно назвать визуализацией, или концептуализацией, и он является самым важным этапом в планировании рекламного объявления. Это такая точка в творческой работе, в которой происходит поиск главной идеи - такое "озарение, в котором синтезируются цели стратегии, происходит соединение полезных свойств товара с желаниями потребителя совершенно новым и привлекательным образом, когда предмет рекламы оживает, заставляя читателя или зрителя остановиться, чтобы посмотреть и послушать".
Джон Кейрлз, патриарх среди авторов рекламных текстов, считает, что идеи - это главное в рекламе. По его мнению, существует 12 испытанных способов найти идею для рекламы:
1. воспользоваться своим личным опытом;
2. проанализировать свой личный опыт;
3. писать для души;
4. учиться на опыте других;
5. общаться с изготовителем товара;
6. изучить товар;
7. изучить предыдущие рекламные объявления о данном товаре;
8. изучить рекламу конкурентного товара;
9. изучить свидетельства покупателей;
10. разрешить проблему, стоящую перед перспективным покупателем;
11. включить в работу свое подсознание;
12. повторить имевшее успех рекламное объявление с некоторыми изменениями.
Дэвид Огилви полагает, что распознать главную идею среди прочих почти так же трудно, как ее придумать. Он рекомендует ответить на пять вопросов о рекламе:
1. Велико ли было мое изумление, когда я впервые ее увидел?
2. Хотел ли я, чтобы эта идея принадлежала мне?
3. Уникальна ли она?
4. В совершенстве ли она соответствует стратегии?
5. Может ли она использоваться в течение 30 лет?
Как указывает Огилви, число рекламных кампаний, которые выдержали срок пять лет и более, можно пересчитать по пальцам. Кампании, которые не перестают приносить плоды, относятся к разряду суперзвезд.[5]