Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Какое психологическое значение имеет постоянная учебная работа для самого ученика? Она прежде всего должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Эта работа предлагает школьнику выполнения целого ряда действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание им личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизация в распределении учебных действий самоконтроль в процессе выполнения и др. Рассмотрим теперь специфику самостоятельной работы в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеучебной). Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы. Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является любопытство самих форм, процесса и материала работы. Третье требование фиксирует актуальность и необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Четвертое требование - добровольность, активность и массовость школьников в этой работе.
Виды самостоятельных работ в обучении В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.
|
- Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
- Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
- Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
- Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
- Подготовка докладов и рефератов.
- Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
- Техническое моделирование и конструирование.
Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:
— диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
|
— определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;
— определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;
— самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);
— разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составления такой программы;
— определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.