Роль личности учителя в работе с одаренными детьми.




Личность педагога - один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.

С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью.

Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких проблем:
1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми. 2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.
3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.
4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся:
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
- учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога - один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.

При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей.
Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:

- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

- Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.

- Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма эффективна для формирования необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

- Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
2. Принцип этапности и последовательности обучения.
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:
- использование приемов и методов для развития способностей ребенка;
- прогнозирование развития одаренного ученика;
- развитие наставничества при работе с одаренным ребенком;
- разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка;
- разработка заданий творческого уровня;
- использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;
- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;
- налаживать отношения личностного характера;
- организация индивидуального обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: