Старшеклассник (период ранней юности с 14-15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе из средней школы в старшие классы или в колледж. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют доверительные отношения со сверстниками.
В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний появляются широкие социальные и внешние личные мотивы. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов. Основным внутренним мотивом для большинства является ориентация на результат.
Основной предмет учебной деятельности старшеклассника (т.е. на что она направлена): структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Также учебная деятельность старшеклассника содержит развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения анализировать.
Психологическое новообразование: умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации.
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная. Учебная деятельность подчиняется более важной цели – будущей профессиональной деятельности. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем.
|
18. Особенности профориентации старших школьников. Понятие софт скилс + типы проф. по климову.
В широком смысле слова профориентация это - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация это - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в рыночных условиях это - прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности.
Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мыслях. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.
«Профессиональная мотивация» – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
|
В современной действитиельности существует около 40 тыс. профессий и специальностей. Чтобы облегчить молодым людям задачу выбора конкретной профессии, нужно все профессии каким-то образом распределить на группы, т.е. классифицировать. Каждый тип профессий предъявляет определенные требования качествам человека. Рассмотрим их:
Типы профессий Профессионально важные качества человека
Человек – природа
Любовь к животным и растениям, хорошие знания по биологии, химии, ботанике, физическая выносливость, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативное мышление, хорошее воображение
Человек – техника
Любовь к технике, хорошие знания по физике и математике, технический слух, координация и точность движений, физическая и психологическая устойчивость, быстрота реакции, устойчивость к монотомии, креативность, способность к техническому творчеству
Человек – человек
Любовь к людям, знание основ анатомии, физиологии человека, психологии и педагогики, наблюдательность, способность понимать состояние человека, сострадательность, коммуникативные и организаторские способности, воспитанность, эмоциональная устойчивость, честность, справедливость, вежливость, отзывчивость, аккуратность, распределённое внимание, долговременная память
Человек – знак
Хорошие знания по математике, физике, информатике, русскому языку, хорошее зрительноевосприятие, оперативная память, усидчивость, аккуратность, координация и точность движений, эмоциональная устойчивость, концентрированное внимание, логическое мышление, дисциплинированность, способность оперировать представлениями