Учение - определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения. В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.
Обучение – это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний и навыков, формируются свойства личности, т.е. развиваются ценности, ценностная ориентация, интересы, происходит становление характера. Обучение предполагает, что главную роль в этом процессе играет учитель, т.е. он управляет обучением, но это всегда взаимодействие и общение.
Субъект-субъект (как взаимодействие) – это способность влиять друг на друга, менять поведение друг друга и равнозначные отношения.
Полученная от педагога информация, перерабатывается исходя из субъективного опыта ребенка. Ее ценность коррелирует (зависимость) эмоциональной значимостью для педагогов.
Функция обучения:
1. Образовательная (получение знаний (функциональная грамотность))
2. Воспитательная – формирование в процессе обучения ценностных ориентация, убеждений, личностных качеств
3. Развивающая – Всестороннее развитие личности учащегося, с учетом его интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и интеллектуальной сфер
Обучение связано с созреванием и развитием.
Созревание (Гезел – согласно его теории существует врожденная тенденция к оптимальному развитию: «Врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, Чем можно было бы ожидать, от нашего невежества»).
|
Обучение должно следовать и зависеть от созревания.
Созревание – это начинающиеся во внутриутробном периоде последовательное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков человека как биологического существа. Заканчивается с наступлением биологической зрелости (24 года).
Созреванию подвержены различные структуры организма, на этот процесс влияют: режим, питание, наследственность и внешние условия.
Развитие – это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладением ведущей деятельности.
Факторы ведущего психического развития:
1. Наследственность
2. Среда
3. Активность
Науче́ние (англ. learning) — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой; приобретение знаний, умений и навыков.
Привыкание и сенсибилизация
Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.
Привыкание (габитуация) — это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.
Сенсибилизация — напротив, это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.
|
Импринтинг
Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.
Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.