Таксономия учебных задач Б.Блума и Д. Толлингеровой.




Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

Таксономия Блума — это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году в книге «Таксономия образовательных целей».

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Когнитивная сфера — «Знаю». Это знания, понимание и критическое мышление. К когнитивной сфере относится все, что связано с процессом получения знаний: от запоминаний новых фактов и идей до решения проблем с помощью полученной информации.

Аффективная сфера — «Чувствую». Эта сфера связана с чувствами и эмоциями. Главная цель аффективной сферы — формирование эмоционального отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относится то, как человек реагирует на различные ситуации, его ценности, интересы и склонности.

Психомоторная сфера — «Творю». Психомоторные цели связаны с развитием практических навыков и умением пользоваться различными инструментами.

Среди всех сфер большее внимание было уделено когнитивной области. Именно в ней Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый уровень направлен на формирование определенных навыков мышления.

· Знание

· Понимание

· Применение

· Анализ

· Синтез

· Оценка

Как ставить цели по Блуму?

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки. С помощью таксономии учитель выстраивает обучение, а ученик не только получает новые знания, но и учится их анализировать, и применять в жизни.

Система целей строится от простого к сложному. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, анализ и применение — к среднему, синтез и оценка — высокий уровень мышления. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

1. Знание

Первый уровень начинается с запоминания и воспроизведения полученной информации. Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете.

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному.

2. Понимание

На втором этапе происходит понимание и осознание. Главный показатель освоения этого этапа — это умение изложить материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

3. Применение

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов.

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

4. Анализ

На четвертом уровне цель ученика — понимать структуру материала и уметь разделить его на связанные части. Ученик видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

5. Синтез

Достигнув пятого уровня, ученик умеет обобщать и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы.

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать.

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

6. Оценка

На самом высоком уровне ученик оценивает утверждения с помощью критериев, которые может сформулировать сам или с помощью учителя. Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

Для формирования любого из перечисленных когнитивных умений необходимо подбирать разные типы заданий, которые взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Таксономия Блума описывает иерархию когнитивных умений, но, к сожалению, не дает ориентиров практикующему преподавателю. Без сомнения, преподавателю необходимо представлять, какими когнитивными умениями должен обладать учащийся для успешного решения той или иной задачи, и он должен уметь составлять систему заданий, направленную на достижение конкретных учебных целей.

Чешский педагог-ученый Дана Толлингерова предложила по аналогии с классификацией учебных целей Блума таксономию учебных задач. Учебные задачив ней разделены на пять категорий и содержат 27 типов учебных задач. Таксономия выстроена по возрастанию когнитивной сложности задач и их операционной ценности.

Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой (5 блоков задач):

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения (на узнавание, воспроизведение фактов)

Кого ты видишь на картинке, кто был первым, какой праздник изображен на картинке?...

2. Задачи, требующие актуализации простых мыслительных операций с данными:

a) Задачи по выявлению фактов (сосчитай сколько, кого меньше…)

b) Задачи по перечислению и описанию фактов

c) З-чи по перечислению и описанию процессов (что ты знаешь о параде, как он проходит…)

d) По разбору и структуре (анализ и синтез: докажи, что это…)

e) По сопоставлению и различению (сравни, чем отличаются флаги)

f) По распределению (категория, классификация: какое время года и как ты это понял…)

g) По выявлению взаимоотношений между фактами (почему они радуются…)

h) По абстракции, конкретизации, обобщению (что связывает этих людей…)

i) Решение несложных примеров (чем отличается форма военных на картинке…)

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

a) Задачи по переносу

b) По изложению (интерпретация, разъяснение смысла: что символизирует Вечный огонь…)

c) Задачи по индукции

d) Задачи по дедукции

e) Задачи по доказыванию

f) Задачи по оценке

(объясните смысл, раскройте значение...)

4. Задачи, требующие сообщения данных:

a) По разработке обзоров, конспектов

b) По разработке докладов, сообщений

c) Самостоятельные письменные работы, проекты

(поговори с родителями на тему, подготовь информацию о…)

5. Задачи, требующие творческого мышления (проблемные ситуации):

a) По практическому приложению

b) Решение проблемных задач и ситуаций

c) Постановка вопроса и формулировка задач

(где бы ты был на этой картинке, как мы можем сохранить традицию, изображенную на картинке…)

_____________________________________________________

В итоге ребенок должен приобрести новые знания.

Предлагаемая таксономия учебных задач устанавливает четкие ориентиры для оценки преподавателем развиваемых возможностей учащихся при выполнении заданий. Она делает возможным проектирование задач, направленных на развитие всех познавательных возможностей: от формально-логических действий — к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание —к творческим заданиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: