Особенности традиционного обучения. Достоинства и недостатки. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Понятия «ЗБР» и «ЗАР».




Традиционное обучение - система, предусматривающая обучение учеников в классах под руководством учителя; основной формой является урок с четкими этапами, расписанием и изложением учебного материала по программе. Основана в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор является преобладающей в школах мира.

Особенности:

1. учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет основной состав на весь период школьного обучения

2. класс работает по единому годовому плану и программе, согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня

3. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом

4. работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение переводе учащихся в следующих класс

5. учебники применяются, в основном, для домашней работы

6. атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание, учебные каникулы, перемены или перерывы между уроками

7. основной единицей занятий является урок

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.

По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения».

Концепция называется культурно-исторической, потому что согласно ей сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций формируются в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития.

Суть культурно-исторической концепции Выготского заключается в том, что ученый считает необходимым принципиально различать низшие и высшие психологические функции, непосредственно влияющие на поведение человека. Выготский подчеркивал, что, цитируем, «сознание определяет жизнь, но оно само возникает из жизни».

«Обучение ведёт за собой развитие»

· ЗАР (зона актуального развития)это то, что ребёнок может сам сделать, без помощи кого – либо, то что ему доступно.

· ЗБР (зона ближайшего развития)это то, что ребёнок может выполнить, сделать в СД со взрослым.

ЗАР → СД → ЗБР → ЗАР

Ребёнок стоит изначально на ЗАР. Затем в СД со взрослым он начинает выполнять непосильные для него одного какие-то задачи (не в смысле математические, а в целом задачи). Таким, образом ребёнок перемещается в ЗБР. Затем ребёнок это уже хорошо осваивать со взрослым и может выполнять самостоятельно, т.е. это становится вновь посильным для него одного, а, следовательно, это вновь ЗАР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: