Теория обучения Л.В. Занкова. Дидактические принципы. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.




Впервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие школьников, был поставлен в 50-е годы 20 века российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым.

В разработке своей системы обучения он исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие.

Общее развитие ребенка рассматривалось как развитие способностей, а именно:

1) наблюдательности, умения воспринимать явления, факты

2) естественных, речевых, математических, эстетических и др

3) отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению

4) практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

В отличие от традиционных дидактических принципов, принципы обучения по Занкову направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает формирование знаний.

1. принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении

Согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Экспериментальные исследования в области педагогической психологии показали ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.). Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.

2. принцип обучения на высоком уровне трудности

Реализация этого принципа предполагает осуществление обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений.

3. принцип обучения в быстром темпе

Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное – непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.

4. принцип осознания школьниками процесса учения

Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду.

5. принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых

Согласно этому принципу должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех. При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Опыт Л. В. Занкова утверждает обратное: перегрузка неуспевающих дополнительными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников нуждаются в систематическом обучении и целостном развитии.

Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. (развивающее обучение)

В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному:

· От общего к частному

· От абстрактного к конкретному

· От системного к единичному

ЗБР – то, с чем ребенок может справиться при помощи взрослого.

ЗАР – то, с чем ребенок справляется самостоятельно.

Целью учения, по этой концепции, является не столько усвоение знаний и умений, сколько развитие познавательных способностей, которое выступает как специально организуемый процесс обучения.

Обучение в данной концепции понимается и как формирование личностных качеств учеников:

· вырабатывается знание и понимание самого себя

· умение контролировать процесс усвоения новых знаний

· способность критически оценивать собственные и чужие действия

· независимость в оценках и самооценках

· привычка искать доказательства

· склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы

· способность аргументировать свое мнение

Такое обучение осуществляется в совместной учебной деятельности учителя и ученика, при которой учитель старается меньше объяснять сам, а больше направлять мыслительную поисковую активность учеников в нужное русло.

Содержанием обучения является какое-либо теоретическое понятие (например, длина, площадь, числительное).

Изучение темы начинается с решения мыслительных задач, а не как обычно – с частных примеров.

Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организует познание ребенком исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Методы обучения по развивающей системе достаточно отличаются от традиционных.

· Занятия в основном проходят в виде дискуссии (диалога): ученики не со слов учителя, а самостоятельно ищут и находят ответы на теоретические вопросы.

· Учитель ставит вопросы, побуждающие к размышлению. Вопросы задаются таким образом, чтобы ученики максимально опирались на ранее усвоенную теорию и тем самым учились практически ее применять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: