Предмет, объект, научные проблемы и задачи педагогической психологии. Основные разделы ПП. Взаимосвязь ПП с другими науками.
ПП – наука, кот.образовалась на стыке 2 наук: психологии и педагогики. В результате она имеет свой собственный, уникальный предмет исследования, отличный от других наук.
Объект: человек.
Предмет: факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Задачи ПП:
1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия (воздействие на интеллектуальное и личностное развитие детей)
2) разработка методов для повышения эффективности обучения
3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития (бывает прямая, бывает обратно пропорциональная. Уровень ИР не всегда равен уровню ЛР. Пример: одаренные дети – диссинхронизация ИР и ЛР), формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия
4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающегося (когда нагрузка больше, а когда меньше? Когда сажать за парты?) для комфортного пребывания
5) изучение психологических основ педагогической деятельности (работа с педагогами)
Проблемы ПП:
1) соотношение развития и обучения (чего д.б.больше?)
2) проблема взаимосвязи обучения и воспитания (должно быть и то, и то) (в какое-то время школа убрала от себя такую задачу)
3) проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик поведения ребенка (можно ли изменить врожденные качества ребенка?)
|
4) проблема сензитивных периодов развития – периодов, являющихся наиболее благоприятными для развития определенной психической функции (например: возраст до 5 лет является сензитивным для развития речи. До 7 лет- для реализации игровой активности). Если эти периоды пропущены, то функция не будет развита на нормальном уровне
5) проблема детской одаренности (например,социальная дезадаптация). Диагностика одаренности, в каком возрасте ее можно проводить. Есть объективные признаки одаренности.
6) проблема ППй диагностики (нужно увидеть мотивацию ребенка к обучению: есть ли она, какая – внешняя или внутренняя?)
7) проблема оптимальной ПП подготовки учителя, воспитателя (см. профессиограмму) (отсутствие у педагогов необходимых качеств из проф-мы)
Основные разделы ПП:
1. Психология учебной деятельности и ее субъекта (ученика)
2. Психология воспитания
3. Психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя)
С какими науками связана ПП:
· Психология
· Педагогика
· Возрастная психология
· Философия
· Медицина (отрасли физиологии)
· Математика (первые психологические лаборатории были основаны на мат.анализе)
· История
· Биология
Классификация методов исследования ПП. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента как методов ПП. Примеры экспериментальных исследований в ПП.
Кл-я методов исследования по В.Г.Ананьеву:
1. организационные
Лонгитюдный сравнительный комплексный
2. эмпирические
|
Основные методы дополнительные
(наблюдение, эксперимент) (опрос, тест, социометрия, близнецовый метод)
3. методы обработки данных
Количественный качественный
4. интерпретационные
Генетический структурный
Наблюдение – запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления, результаты которого фиксируются наблюдателем. Виды: внешнее/внутреннее; включенное/не включенное; открытое/закрытое; сплошное/выборочное и тд.
Эксперимент – метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных средств с целью получения необходимой информации о свойствах и особенностях объектов или явлений. Виды: лабораторный, естественный (полевой), констатирующий, формирующий.
Сравнительный анализ
Достоинства метода | недостатки | |
Наблюдение | 1) проводится быстро, не требует доп.подготовки 2) есть четкая структура (критерии, кот.смотрим у наблюдаемого) | 1) высокая субъективность со стороны наблюдателя 2) ошибка первого впечатления 3) ошибка сформированного мнения об объекте |
эксперимент | 1) объективность 2) достоверность 3) возможность изменять условия 4) повторяемость (можно повторить в тех же условиях, при этом хороший эксперимент покажет те же результаты) | 1) ограниченность со стороны профессионального кодекса психолога 2) сложность организации проведения 3) условия деятельности не соответствуют реальным. Если испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования, их поведение меняется. |
Пример эксперимента в ПП:
1. При изучении особенностей памяти младших школьников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать не механически, а осмысленно.
|
Данный эксперимент является формирующим, так как предполагается формирование определенного качества в ходе эксперимента.
2. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов». Предложим детям собрать по десять разных предметов. Это могут быть самые неожиданные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.
Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь. если вода попадет, то она, конечно же, утонет.
После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А если мы придадим пластилину, например, форму тарелки?
А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?