По следом истории игр народов пензенской области
Место проведения: спортивный зал
Цели: ознакомление школьников снародными играми, развитие дружеские отношений в классе, умения работать в команде, поднятие настроения учащихся
Содержание:
На игры отводится по 10 минут
Возраст: 1 - 4 классы
Добрый день, дорогие ребята! Какие вы все нарядные, умные, любознательные! Ребята, вы знаете, какой праздник у нашего города в этом году? А вы любите узнавать что-то новое? Такие активные и дружные мальчики и девочки как вы наверно не только на вопросы отвечают, но и играть любят?
Ребята, да, вы все правы, нашему городу исполняется 350 лет. Все эти годы здесь мирно жили представители разных народов. Вы знаете, какие народы проживают в нашей области? У них у всех были разные и интересные игры, в которые так любят играть дети!
И сейчас мы предлагаем вам поиграть в эти чудесные игры вместе с нами!
Вы знаете, что самый большой по численности народ, проживающий в нашей стране и области - это русский. Храбрыми, сильными и верными всегда были представители этого народа! А вы хотите быть такими? С чего же тогда нужно начать? Разумеется, с русских народных игр!
Ребята, вам понравилась игра? Вот и здорово, ведь это была только небольшая разминка перед следующей игрой.
Давайте начнем с очень интересной игры, которая называется гуси. Вы видите, что у нас проведено 2 линии. Это 2 дома. В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Мы выбираем«волк» – водящего, который живет между «домами», «под горой. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог: – Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этого «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком»
Гуси
Оборудование: веревки для линий
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком»
Ребята вокруг столько ярких цветов! А какие цвета вам нравятся больше всего? Отлично, вот о них и пойдёт речь в нашей следующей игре, под название "Красочки". Для этой игры вам нужно выбрать водящего – «монаха» и ведущего – «продавца». Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за краской».
Продавец: «За какой?»
Монах называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» и начинает игру сначала. Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если монах догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
Красочки
Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец».
Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за краской».
Продавец: «За какой?»
Монах называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Монах» начинает игру с начала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет.
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
А теперь давайте поиграем в одну из самых известных и любимых игр. Её элементы используются также во многих народных танцах. Эта игра-ручеёк. Один человек будет водящим. Остальным нужно разделиться на пары и, взявшись за руки, встать в две колонны на некотором расстоянии друг от друга и поднять сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в тоннель, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим.
Ручеёк
Участники разделяются на пары, взявшись за руки они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д.
Ребята, вы все такие молодцы! Вам понравилось играть? Хотите ещё?
И так, следующие игры, в которые мы с вами поиграем, придумали татарский, мордовский и чувашский народы, наши ближайшие соседи и верные друзья! И своё знакомство с играми народов области мы начинаем с татарской игры «Продаём горшки». Для этой игры сначала вам нужно выбрать ведущего. Остальные делятся на 2 группы. Первая групп - горшки, садятся на пол и образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин, из второй группы, руки у него находятся за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Продаем горшки (Чулмак уены) (Татарская народная игра)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Горшки мы продавали, краски покупали, давайте теперь поиграем в мордовскую игру. Она называется Раю-раю. Сейчас вам нужно будет выбрать двоих, которые будут воротами, остальные играющие — мать с детьми. ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю. Сама мать пройдет и детей проведет. В это время участники игры, став паровозиком, за матерью должны пройти ворота. Ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела).Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Вы не должны подслушивать или выдавать пароль.