Органы государственной власти в Российской Федерации
И Республике Мордовия
Институт президента в современной России: этапы и пути развития.
В буквальном смысле слово «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства.
Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти.
По мнению западных экспертов, в России установлена форма правления, основанная "на новой концепции президентской власти ("полупрезидентское правление"), обусловленная в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеративной структурой Российского государства, нежели какой-либо «иностранной моделью».
Как отметил профессор С.А. Авакьян, Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями, осуществляя координирующие функции. Следовательно, Президент также осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Поскольку законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную - Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), а судебная власть принадлежит судам РФ (гл. 7 Конституции РФ), остается сделать вывод: у Президента - своя форма власти. Некоторые авторы называют ее президентской властью.
|
Принято выделять три основные грани его правового статуса в их неразрывной связи: 1) Президент не входит полностью ни в одну из ветвей власти; 2) Президент - гарант Конституции; 3) Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Остальные аспекты правового положения главы государства, закрепленные в Конституции РФ, являются производными от этих базовых тезисов, ставших одновременно платформой и ориентиром дальнейшего развития и совершенствования института президента.
Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81) применяется в отношении Президента Российской Федерации, который избран после его вступления в силу (т.е. с 1.01.2009 г.). Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.
Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.
|
Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.
Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека.
Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.
Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение.
Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.
Широкий объем полномочий Президента РФ вызывает объективную необходимость создания специальных вспомогательных органов, обеспечивающих выполнение функций главы государства. Рассмотрим более подробно органы, через которые Президент РФ реализует свои функции. Такими органами являются: Администрация Президента Российской Федерации (далее - Администрация Президента РФ), полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советы при Президенте РФ, наиболее важные из которых - Государственный совет и Совет Безопасности, а также комиссии при Президенте РФ. Во-первых, эти органы являются структурами, обеспечивающими эффективное функционирование Президента РФ. Во-вторых, они выступают в качестве средства упрочнения взаимодействия Президента РФ с другими органами государственной власти. В-третьих, являются средством взаимодействия с иными субъектами конституционно-политического процесса. По своей конституционно-правовой сущности указанные органы являются вспомогательными органами при Президенте РФ. Их статус, полномочия и место в механизме государственной власти определяются высоким положением Президента РФ и его многочисленными функциями. По реализуемым функциям органы при Президенте РФ также значительно отличаются между собой, так как большинство из них имеет узкую специализацию, и только Администрация Президента РФ действует по реализации широкого перечня функций Президента РФ.
|
Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае:
1) его отставки;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешения от должности.
Попытка в 1998 г. ряда фракций в Государственной Думе начать процедуру отрешения от должности Президента Б. Н. Ельцина закончилась безрезультатно на первой же стадии данной процедуры. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).