Структура органов государственной власти Мордовии.




 

Конституция России в ст. 77 определяет, что система органов государственной власти субъектов федерации устанав­ливается ими самостоятельно. Таким образом, дизайн власти в субъектах федерации может быть различным. Однако федеральная конституция закрепляет два основных принципа, которым обязаны следовать субъекты России. Это принцип единства системы государственной вла­сти и принцип разделения властей. Первый из них означает наличие законодательной и исполнительной государственной власти в субъекте федерации.

Принцип разделения властей предполагает, что законодательная и исполнительная власти должны осуществляться различными органами. Причем каждая из них должна иметь собственную компетенцию. Кроме того, в соответствии с данным принципом ни одна из них не может сосредоточить всю полноту государственной власти.

На основе указанных принципов построена система органов государственной власти Мордовии. Систему высших органов государственной власти образуют Государст­венное Собрание РМ, Глава РМ, Правительство РМ

В ст. 78 действующей Конституции Республики Мордовия закреплено, что Государственное Собрание Республики Мордовия является высшим законодательным органом Мордовии.

Государственное Собрание Республики Мордовия состоит из 48 депутатов (первые 2 созыва с 1995-2003г. – 75 депутатов), работающих, как правило, на непостоянной основе. Государственное Собрание Республики Мордовия избирается сроком на четыре года.

Депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В течение срока своих полномочий депутат Государственного Собрания Республики Мордовия не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Мордовия или государственные должности государственной службы Республики Мордовия, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не может занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Правовое регулиро­вание выборов осуществляется Законом РМ «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия». Полномочия депутата Государст­венного Собрания начинаются его со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственного Собрания.

Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного Конституцией РМ общего числа депутатов.

Деятельность представительного и законодательного органа власти Мордовии ограничена территорией республики, а также его компетенцией. В отличие от исполнительных органов власти республики Государственное Собрание, как и иные законодательные органы субъектов Федера­ции. организационно не связано с федеральным законодательным органом.

Имеет лишь место соподчиненность их иного рода, - посредством компетенции. Государственное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим в компетенцию Государственной Думы и компетенцию Совета Федерации и отнесенным по ст.71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации. В сфере совме­стного ведения, закрепленной в ст.72 Конституции России, Государственное Собрание вправе принимать нормативные правовые акты с опережением федерального законодателя. Однако после издания федерального закона по предмету совместного ведения нормативные акты Мордовии должны быть приведены в соответствие с ним

Компетенция Государственного Собрания складывается из ряда полномочий, установленных Конституцией РМ (ст. 84), которые можно объединить в несколько групп.

К первой группе относятся полномочия по вопросам государственного строительства. Преж­де всего – это право вносить изменения и дополнения в Конституцию РМ путем принятия соответст­вующего закона. Данное полномочие не является исключительным, поскольку акт о внесении изменений в Конституцию Мордовии может быть принят на республиканском референдуме (ст. 118 Конституции РМ). Однако исключительным является право Государственного Собрания по тол­кованию Конституции РМ и республиканских законов.

Принятый Государственным Собранием Республики Мордовия закон Республики Мордовия в течение пяти рабочих дней направляется Главе Республики Мордовия для подписания и обнародования. Глава Мордовия в течение десяти дней подписывает закон Республики Мордовия и обнародует его. Если Глава Республики Мордовия в течение десяти дней со дня поступления закона Республики Мордовия отклонит его, то отклоненный закон Главой Республики Мордовия возвращается в Государственное Собрание Республики Мордовия с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Закон Республики Мордовия, одобренный большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Мордовия и подлежит подписанию Главой Республики Мордовия в течение 5 дней и обнародованию.

В указанную группу входят также полномочия по решению вопросов образования, объеди­нения и упразднения административно-территориальных единиц, иных вопросов административ­но-территориального устройства, а такте решение вопросов об изменении границ республики.

Не менее важными являются полномочия по установле­нию порядка организации, формирования и деятельности республиканских органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления. Отсюда, вполне логичным является исключитель­ное право назначать выборы Главы Республики Мордовия, а также назначать республиканский референдум по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. К указанной группе относятся полномочия по принятию конституционных законов, устанав­ливающих атрибуты государственности Мордовии - флаг. герб и гимн. Государственное Собрание вправе также устанавливать государственные награды и почетные звания Республики Мордовия.

Вторую группу образуют полномочия по вопросам экономического и социального развития республики. Государственное Собрание рассматривает и принимает закон о бюджете, устанавли­вает республиканские налоги, сборы, осуществляет правовое регулирование вопросов владения, пользования, распоряжения и управления объектами, находя­щимися в собственности Мордовии. Весьма важным является полномочие законодательного орга­на по утверждению социально-экономических программ республики, разрабатываемых Прави­тельством Мордовии.

Третья группа складывается из контрольных полномочий Государственного Собрания. К ним относится, прежде всего, контроль за обеспечением соответствия Конституции РМ и респуб­ликанских законов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Кроме того, именно законодательный орган республики осуществляет контроль за исполнением законодатель­ства Российской Федерации и Республики Мордовия, а также осуществляет контроль за исполне­нием республиканского бюджета.

Значительно влияние законодателей Мордовии на расстановку руководящих кадров государ­ственных органов власти республики. Данные полномочия составляют четвертую группу. Государственное Собрание, по представлению Главы РМ. осуществляет согласование не только кандидатуры для назначения на должность Председателя Правительства, но и кандидатур для назначения на должности заместителей Председателя Правительства республики, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Мордовии. К ведению Государственного Собрания относится дача согласия Генеральному прокурору РФ на назначение на должность прокурора Республики Мордовия. Кроме того, дача согласия на назначение Председателя и судей Верховного Суда РМ, назначение на должность мировых судей Республики Мордовия и др. В указанную группу входят «негативные» полномочия Государственного Собрания в отно­шении Главы РМ и Правительства РМ. Речь идет о решении вопроса о досрочном прекращении полномочий Главы РМ, в случае стойкой неспособности Главы Мордовии по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешение Главы РМ от должности по указанным в республиканской конституции основаниям. Кроме того, Государственное Собрание вправе решать вопрос об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов.

Пятую группу образуют внутриорганизационные полномочия законодательного органа Мор­довии. К ним относятся: решение вопроса о признании полномочий депутатов Государственного Собрания и решение вопросов о лишении депутата высшего законодательного органа неприкосно­венности, о досрочном прекращении депутатских полномочий, избрание Совета Государственного Собрания и внесение в его состав изменений; образование комитетов и комиссий Государственно­го Собрания и избрание депутатов в их состав; избрание Председателя Государственного Собра­ния, его заместителей и освобождение их от должности, избрание председателей комитетов и ко­миссий высшего законодательного органа и освобождение их от должности; решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания.

В шестую группу входят полномочия по взаимодействию с федеральными органами госу­дарственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, сношение с зарубежными органами власти. Государственное Собрание вправе осуществлять право за­конодательной инициативы Государственной Думе Федерального Собрания Российской Феде­рации, обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ. Специфичным является полномочие Государственного Собрания по ратификации договоров и соглашений, заключенных Главой РМ от имени Мордовии, а также Правительством РМ и вле­кущих возникновение обязательств Республики Мордовия.

Конституция Республики Мордовия устанавливает четыре основания досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания. Каждое из них имеет свои особенности. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Государственным Собранием Республики Мордовия решения о самороспуске большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия;

2) роспуска Государственного Собрания Республики Мордовия Главой Республики Мордовия в случае принятия Государственным Собранием Республики Мордовия Конституции Республики Мордовия, закона Республики Мордовия, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Мордовия, Конституции Республики Мордовия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственное Собрание Республики Мордовия не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

3) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Мордовия о неправомочности данного состава депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска Государственного Собрания Республики Мордовия в соответствии с федеральным законодательством Президентом Российской Федерации.

(в ред. Закона РМ от 30.03.2005 N 23-З)

В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия назначаются внеочередные выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия.

Правительство Республики Мордовия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, подотчетным Государственному Собранию Республики Мордовия и Главе Республики Мордовия. Правительство Республики Мордовия правомочно осуществлять полномочия, отнесенные к ведению Республики Мордовия, не входящие в компетенцию Главы Республики Мордовия и Государственного Собрания Республики Мордовия. Правительство Республики Мордовия в своей деятельности руководствуется принципами народовластия, разделения властей, законности, коллегиальности, гласности и персональной ответственности.

В Правительство Республики Мордовия входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства, министры, председатели государственных комитетов по должности, а также руководители ведомств Республики Мордовия.

Структура Правительства Республики Мордовия – утверждается Главой Республики Мордовия по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия.

Правительство Республики Мордовия действует в пределах срока полномочий Главы Республики Мордовия и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Республики Мордовия, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Мордовия нового состава.

Правительство Республики Мордовия и его члены имеют право добровольной отставки. Добровольную отставку Правительства Республики Мордовия и его членов принимает Глава Республики Мордовия в недельный срок со дня получения заявления об отставке.

Добровольная отставка Председателя Правительства Республики Мордовия влечет отставку Правительства Республики Мордовия в полном составе. Глава Республики Мордовия вправе принять решение об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов по собственной инициативе (Государственное Собрание также). Решение об отставке Правительства Республики Мордовия принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия.

Правительству Республики Мордовия принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия, а также право вносить в Государственное Собрание Республики Мордовия предложения о внесении изменений и пересмотре Конституции Республики Мордовия.

Правительство Республики Мордовия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Мордовия.

Исполнительная власть в Мордовии усилена полномочиями Главы республики как высшего должностного лица.

Глава Республики Мордовия является высшим должностным лицом Республики Мордовия и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия. Глава Республики Мордовия выступает гарантом Конституции Республики Мордовия

Главой Республики Мордовия может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Главы Республики Мордовия по представлению Президента Российской Федерации Государственным Собранием Республики Мордовия на срок не более пяти лет.

Глава Республики Мордовия:

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия с Государственным Собранием Республики Мордовия и с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- представляет Республику Мордовия в ее отношениях с федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, определяемом федеральным законом;

- определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;

- назначает и отзывает полномочных представителей Республики Мордовия в органах государственной власти Российской Федерации;

- назначает по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия Председателя Правительства Республики Мордовия и освобождает его от должности; назначает на должность заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия, министров и других руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, а также освобождает от должности вышеназванных должностных лиц;

- вправе принять решение об отставке Правительства Республики Мордовия;

(в ред. Закона РМ от 30.03.2005 N 23-З)

- отрешает от должности глав муниципальных образований в случаях, установленных федеральным законом;

- отменяет постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Мордовия, законам Республики Мордовия, нормативным правовым актам Главы Республики Мордовия;

- вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики Мордовия с правом совещательного голоса;

- обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия;

- подписывает и обнародует законы Республики Мордовия;

- обращается к Государственному Собранию Республики Мордовия с ежегодными посланиями о положении в Республике Мордовия;

- назначает представителя в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительной власти и прекращает его полномочия в порядке, установленном федеральным законом;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия;

(в ред. Закона РМ от 28.05.2001 N 25-З)

Гражданин Российской Федерации приступает к исполнению полномочий Главы Республики Мордовия со дня вступления в силу решения Государственного Собрания Республики Мордовия о наделении его полномочиями Главы Республики Мордовия.

Полномочия Главы Республики Мордовия прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Государственным Собранием Республики Мордовия;

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Решение о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Мордовия принимается Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 части 2 настоящей статьи.

Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы Республики Мордовия от должности влечет за собой отставку Правительства Республики Мордовия. В этом случае Правительство Республики Мордовия продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Мордовия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: