ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
ГОД
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАССЫ
1.Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл)
Сохранение биологического разнообразия
1. Около 80% всех видов животных и растений обитают:
а) на берегах тропических морей;
б) в экваториальных дождевых лесах;
в) в бореальных лесах и альпийских лугах;
г) в смешанных лесах умеренной зоны.
Загрязнение и охрана атмосферного воздуха
2. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип:
а) «всё связано со всем»;
б) «природа знает лучше»;
в) «все должно куда-то деваться»;
г) «платит тот, кто загрязняет».
Загрязнение и охрана природных вод
3. В течение последнего столетия увеличение спроса на пресную воду было вызвано в том числе:
а) увеличением количества гидросооружений (ГЭС и др.);
б) сокращением количества дождевых тропических лесов;
в) расширением речного и морского судоходства;
г) расширением и интенсификацией поливного земледелия.
Деградация и охрана почвенного покрова
4. По данным ЮНЕП, одной из основных причин деградации земель в развивающихся регионах планеты (Южная Америка, Африка) является:
а) использование гидроэнергии и строительство плотин;
б) развитие обрабатывающей промышленности;
в) использование древесины в качестве топлива;
г) развитие транспортной инфраструктуры (дорог, аэродромов и т.д.).
Проблема утилизации ТБО
5. Для повышения эффективности раздельного сбора бытовых отходов в ряде зарубежных стран контейнеры окрашивают:
а) в зеленый цвет, символизирующий живую природу;
б) в различные цвета, соответствующие тому или иному виду отходов;
в) в любые яркие цвета, привлекающие глаз;
г) в серый цвет, не привлекающий внимание птиц, растаскивающих отходы из контейнера.
Проблема особо охраняемых природных территорий
6. Укажите наиболее полное определение особо охраняемой природной территории, принятое в Российской Федерации:
а) участок земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
б) участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые
полностью или частично изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;
в) участок водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
г) участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Организм и среда
7. Растения, обитающие в жарких сухих местах, избегают перегрева благодаря:
а) увеличению синтеза белка;
б) уменьшению площади нагреваемой поверхности;
в) увеличению фотосинтеза;
г) уменьшению количества хлоропластов.
Популяции и сообщества
8. Трофические связи в биоценозе возникают, когда особи одного вида:
а) создают среду обитания для особей другого вида;
б) изменяют условия обитания особей другого вида;
в) питаются особями другого вида;
г) участвуют в распространении другого вида.
9. Биотические связи, основанные на участии особей одного вида в распространении особей другого вида, называют:
а) фабрическими;
б) трофическими;
в) топическими;
г) форическими.
10. Рекреационное значение лесов заключается в том, что:
а) леса используются как места отдыха людей;
б) леса служат для накопления строительного материала;
в) леса используются для выпаса скота;
г) леса используются как защитные участки по отношению к окружающим их полям.
Биосфера
11. В. И. Вернадский выделял три вида вещества на Земле:
а) косное, некосное и воду;
б) биокосное, (живое) органическое и воду;
в) (живое) органическое, почва и вода;
г) косное, биокосное и (живое) органическое.
2.Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов)
1. С экологической (энергетической) точки зрения наиболее эффективным способом решения проблемы пищевых отходов является:
а) сжигание на мусоросжигательном заводе;
б) захоронение на полигоне (свалке);
в) переработка на корм скоту;
г) компостирование.
2. В целях сокращения объема твердых бытовых отходов, совершая покупки в магазине, лучше всего:
а) приобрести в магазине пластиковый пакет;
б) приобрести в магазине бумажный пакет;
в) захватить с собой пластиковый пакет;
г) захватить с собой холщовую сумку.
3.Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов).
1. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:
а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;
б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;
в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;
г) химическому загрязнению лесных водоемов.
Тип задания- письменно обоснуйте ответ на предложенный вопрос