Реализация требований ФГОС к уровню подготовки выпускников по курсу обществознания




Министерство образования и науки Удмуртской Республики

АОУ ДПО УР «Институт развития образования»

Удмуртский институт истории, языка и литературы

УдмФИЦ УрО РАН.

ЕГЭ по обществознанию: логика построения заданий и алгоритм оценивания

Касимов Р.Н.

Учебно-методическое пособие

Ижевск 2019


УДК

ББК

Рекомендовано к изданию …

Рецензенты:

· Гафуров А.В.,

· Кузнецов А.М.,

· Култашева Н. В.,

В издании представлены требования, правила, методики подготовки к ЕГЭ по обществознанию на основе анализа работ выпускников из Удмуртской Республики и КИМов 2018 года. Книга адресована для практического использования учителям истории и обществознания, экспертам ГИА по обществознанию руководителям и специалистам органов управления.

УДК

ББК

© Касимов Р.Н

ISBN


Введение

Обществознание, как учебный предмет в современной российской школе, принципиально важен для ребенка. Он дает обучающимся необходимые знания, не только в части формирования государственной идеологии, базовых ценностей развитой личности, четких представлений о морали и нравственности, но и в части духовной культуры социума, этнических и конфессиональных особенностей народов региона, в котором живут наши дети. Обществознание, наряду с историей и пакетом обязательных для ЕГЭ дисциплин, необходимо всем обучающимся, вне зависимости от избираемой специализации.

Современная школа закладывает творческие основы подготовки личности к жизни в обществе. Здесь важную роль имеет формирование у старшеклассников аналитического мышления, выработки способности самостоятельной работы, умение применять теоретические знания на практике. В значительной мере решению этих задач способствует привитие навыков самостоятельной работы с большими массивами информации и гипертекстами в формате ЕГЭ по обществознанию. Такая итоговая аттестация в школе – это осмысленная работа учащихся, связанная с решением логических задач через постановку проблемы; изучение источников и поиск необходимой информации с опорой на текст либо знания из курса обществознания.

При работе с текстом автор был обобщил собственный опыт эксперта, а также массив разнообразных УМК и методических рекомендаций по предмету. В работе нашли отражение требования КИМ (в варианте 2018 года), «идеальные эталонные алгоритмы» исполнения заданий, а также, возможные (некритичные) отступления от них в соответствии со сложившейся практикой экспертного сообщества.

Целью данного учебно-методического пособия является помощь педагогу – учителю обществознания и истории в выработке навыков подготовки детей к ЕГЭ по обществознанию. Безусловно, в первую очередь, речь необходимо вести о формировании навыков, развивающих критическое, аналитическое мышление, о технологии РКМЧП на уроках социально-гуманитарного цикла. Под критическим мышлением в практике активных методов обучения понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание в тексте является не конечной, а отправной точкой. Это аргументированное и логическое мышление, которое базируется не только на информации из учебной литературы, но и на личном опыте и на проверенных фактах общественной жизни. В этой связи, учителю истории и обществознания важно сформировать у учащихся комплекс специфических умений, который они смогут применить на практике в формате ГИА. А именно:

• находить требующуюся информацию в различных массивах письменных источников (от кратких текстовых заданий до работы с большими гипертекстами);

• осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть,

• систематизировать информацию по заданным признакам, выделяя главное для работы с конкретными заданиями;

• видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

• находить несоответствия в полученной информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные доводы аргументы;

• устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

• уметь вычленять главное и второстепенное в информационном сообщении.

Можно выделить три формы специфических знаний, получаемых учащимися при работе с информационными массивами на занятиях по обществознанию.

Форма первая - формализованные знания. Речь идет об информации, основанной на фактах, устоявшихся терминах и понятиях, теоретических обобщениях. В качестве обоснования важности таких знаний можно отметить – это базовый уровень, его должен знать каждый выпускник школы.

Форма вторая – узкоспециальные знания. Такая информация способствует пониманию внутренних взаимосвязей, причинно-следственных связей в рамках конкретной учебной дисциплины (обществознания, к примеру), воспроизведению определенных, понятным лишь профессионалам, терминов и понятий, моделей, концепций.

Форма третья –динамические знания. Формализованные и узкоспециальные знания нужны для углубления своего понимания выявленных проблем и изучения нового материала. Динамические же знания должны стать частью повседневной практики личности и необходимы не столько на период подготовки к ЕГЭ, сколько для процесса непрерывной социализации в дальнейшем. Педагог должен понимать, что ЕГЭ для обучающегося это всего лишь первая, пусть и важная, и большая, ступень в настоящую взрослую жизнь. А дальше гуманитарии наблюдают переход к информационному обществу, который резко ускорил процессы модернизации, усилил взаимозависимость различных культур в нашей стране, повысил темпы конкуренции, социальной мобильности. Всё это формирует новые требования к социально-гуманитарному знанию, требует четкой реализации новых образовательных стандартов, формализованных моделей оценивания успешности наших выпускников.

Данное учебно-методическое пособие создано с опорой на учебники по обществознанию Л.Н. Боголюбова (редакция 2014 года). Содержит разделы, знакомящие с требованиями, предъявляемыми ФГОС к уровню подготовки выпускников в рамках изучения обществознания; анализ заданий второй части ЕГЭ по обществознанию; рекомендации по работе с Кодификатором ЕГЭ по обществознанию; справочные материалы для педагога, имеющие отношение к изучению обществознания в старшей школе. Особое внимание уделено вопросам, касающимся самостоятельной работы обучающихся со специфическим обществоведческим материалом.

Автор выражает искреннюю благодарность всем творческим, неординарным личностям, с которыми представилась возможность взаимодействовать во время многолетней подготовки процедуры и проведения экспертных работ в формате ЕГЭ по обществознанию, а также в период работы над текстом данного издания.


 

Глава 1.

Реализация требований ФГОС к уровню подготовки выпускников по курсу обществознания

Особенностью курса обществознания в современной российской школе является то, что он является мультипредметным. Таким образом, он объединяет целый комплекс общественных наук, таких как философия, социология и психология, политология и правоведение, экономика, психологию, культурология, религиоведение. Понимая, что общество это система мы признаем, что компоненты содержания курса обществознания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые в рамках предмета объекты и явления.

При изучении предмета важно выделить три аспекта необходимости изучения обществознания в современной российской школе: собственно научный аспект; гражданско-правовой; прикладной.

С точки зрения предметных компетенций, научных знаний необходимость изучения обществознания обусловлена тем, что его не может заменить ни одна школьная дисциплина, по той причине, что только курс школьного обществознания дает целостное представление о государственной идеологии в стране, о сферах современного российского социума и их специфике. Благодаря обществознанию осуществляется прирост практических умений обучающихся в области критики источника, когда владение многообразием информации и аргументированная интерпретация ее становятся действенными инструментами ученика, которые способствуют качественным мировоззренческим изменениям в понимании проблем прошлого и современности.

С общегражданской и правовой точки зрения обществознание является необходимым учебным предметом для формирования политически активной, сознательной личности. Особенно этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, духовной культуры отдельных народов, особенностей религии и искусства. Приобщаясь к духовной культуре своего народа, знакомясь с ценностными установками общечеловеческой цивилизации, человек растет в духовном плане, его видение и понимание мира расширяется. Таким образом, обществознание в школе способствует адекватной социализации личности, помогает ученику адаптироваться к непростой социальной действительности, которую мы наблюдаем в современной России. Другими словами, обществознание способствует формированию активной гражданской позиции человека, которая соответствовала бы удовлетворению потребностей понимания современного развития российского и мирового социума. Осознанное отношение к гражданственности и патриотизму; истинное понимание того, в чем заключаются смыслы этих социокультурных феноменов, невозможно без устойчивых, системных знаний об обществе, которые ученику может дать только изучение обществознания в школе.

Существует еще и прикладная практико - ориентированная составляющая изучения обществознания, заключающаяся в необходимости сдачи ЕГЭ по предмету. С точки зрения обывателя это самая важная составляющая для ребенка. Но педагог должен помнить, что смысл изучения обществознания выходит далеко за пределы указанной выше прагматической установки на сдачу экзамена. Те знаниевые компетенции, которые обучающиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ним навсегда, вне зависимости от выбора профессии, изменяющегося социального и статуса. Тем не менее, современная нам система образования в области преподавания обществознания находится сегодня в ситуации противоречия, требующего принципиального разрешения. С одной стороны, с введением ГИА педагоги вынуждены работать на то, чтобы их дети методично заучивали определения, прорабатывали тесты и выполняли задания второго раздела, ориентированные не столько на творческое мышление, сколько на соответствие формализованной модели оценивания. С другой стороны, часть либерально настроенного российского социума выдвигает требования безусловной свободы информации и условной свободы в преподавании обществознания, то есть настаивает на предоставлении выбора, в том числе в вопросах оценки государственной идеологии, базовых национальных ценностей, общечеловеческих установок.

Системно - деятельностный подход может стать решением этого противоречия. Нам известно, что он является методологической основой реализации ФГОС и предполагает включение обучающихся в самостоятельную исследовательскую работу. Любая деятельность начинается с постановки цели, важной для детей. Ясно, что когда эта цель осознается обучающимся как требующая принципиального достижения, они могут осознать и четко сформулировать задачи, как алгоритм действий для достижения заявленной цели. Разумеется, для того, чтобы у ребят возник такой познавательный интерес, надо создать проблемную ситуацию, особенно, там, где речь идет о темах, связанных с духовной культурой народов, с культурной или духовной сферами общества. В такой деятельности трансформируется и бинарная оппозиция «учитель – ученик» в образовательном и воспитательном процессах. Если раньше педагог был «ретранслятором знания», который не предполагал критического к нему отношения, то теперь он ориентирован на формирование у обучающихся комплексных образовательных результатов. Речь идет о достижении обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты образования и воспитания в контексте ключевых задач предметной дисциплины и универсальных учебных действий, которыми должны владеть дети, обучающиеся обществознанию. Сегодня достаточно очевидно, что такие понятия, как «развитие», «обучение», «развивающее обучение», «обучающее развитие», «деятельность», «системно - деятельностный подход» могут наполняться в разных предметных областях различным образом.

О модели системно - деятельностного обучения и самореализации учащихся более подробно можно прочитать в работах Хуторского А.В, директора Института образования человека. [https://www.khutorskoy.ru/books/index.htm].

Требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки выпускников, направлены, прежде всего, на освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; на овладение универсальными учебными действиями, знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими оперативно ориентироваться в изменяющейся социокультурной среде.

Изучение обществознания в рамках школьного курса должно быть направлено на достижение комплекса задач, среди которых следует отдельно выделить следующие:

- развивать личность в период ранней юности, элементы её духовно - нравственной культуры; социального поведения, основанного на уважении традиций и обычаев народов страны, на соблюдении закона и поддержании правопорядка;

- воспитывать общероссийскую идентичность; уважение к социальным и культурным нормам, признаваемым государством; приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям гуманизма и демократии, закрепленным в международном и федеральном законодательстве;

- осваивать основы системы знаний об экономической, правовой, культурной, социальной и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;

- получать опыт применения сформированных компетенций для решения задач в области социокультурных отношений, гражданской и общественной деятельности; в отношениях между людьми разных национальностей и конфессий.

Детально с Государственными образовательными стандартами можно познакомиться на федеральном портале ««Российское образование» [https://www.edu.ru/index.php?page%20id=34].

Расставляя акценты на системно - деятельностный подход в школе, педагог, при работе с темами по духовной культуре и этнографии тех или иных народов, должен учесть необходимость использования детьми тех навыков, которые они вырабатывают в повседневной жизни для:

- исполнения типичных социокультурных ролей, прежде всего, в области взаимодействия с различными социальными институтами государства;

- совершенствования собственной научно-исследовательской деятельности, то есть восприятие, анализ и аргументированная критика информации, получаемой в межличностном общении, в СМИ;

- решения практических, «жизненных» проблем, возникающих в процессе общения с представителями разных национальностей и религиозных культур, иной социальной деятельности;

- ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, происходящих в республике, в стране и мире; давать им взвешенную аргументированную оценку;

- предвидения возможных последствий определенных действий, особенно в области взаимодействия с представителями разных национальностей и религиозных культур;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения норм морали и нравственности, религиозно-мифологического и научного мировоззрения, правоприменительных практик государства;

- осуществления конструктивного диалога с людьми, имеющими различные идеологические, национальные и религиозные особенности, культурные ценности, заложенные в традиции того или иного этноса.

При работе с такими «тонкими темами», как особенности самосознания носителя этнической или конфессиональной идентичности, важно грамотно применять технологию критики источника. Автор под критическим мышлением в обучающей деятельности понимает совокупность умений, обусловливающих высокий уровень научного мировоззрения и исследовательской культуры, а также оценочное и рефлексивное мышление, для которого имеющееся знание является не конечной, а отправной точкой для продолжения изысканий. В этой связи, педагог при составлении поурочных разработок по темам, связанным с духовной культурой, должен помнить, что на занятиях важно сформировать у обучающихся комплекс медиаобразовательных компетенций, таких как:

- находить требующуюся информацию в различных источниках;

- критически осмысливать информацию и интерпретировать ее,

- уметь выбирать главное в информационном сообщении, отделять его от сопутствующего «белого шума». Применительно к источниковедческому исследованию, столь важному для таких «неудобных тем», как особенности самосознания носителя этнической или конфессиональной идентичности, сохраняется эта проблема, известная как «белый шум». О самой проблеме и о понятие в передаче данных «сигнал/шум» можно прочитать подробнее у специалистов технических дисциплин [https://www.nehudlit.ru/books/detail708196.html].

Эту проблему в гуманитарном знании можно попытаться разрешить с использованием формализованных методик. Как известно из теории информации, любой сигнал, посылаемый от источника к приёмнику, состоит из так называемого полезного сигнала и так называемого шума, вспомните об этом, когда будете «ловить» каналы на радиоприемнике. Примерно с такой же ситуацией мы сталкиваемся при попытке «поймать» информацию, передаваемую нам в устном или письменном источнике. Ясно, что исходный замысел автора текста (источника), устного рассказа вполне может быть добросовестным, но в течение пути по «ленте времени» (с учетом известного всем «сарафанного радио») до исследователя (приемника) этот сигнал неизбежно подвергается различным искажениям – как естественного, так и преднамеренного характера. В качестве примера таких искажений могут служить ошибки, которые допускает переписчик при снятии копии с обветшавшего оригинала, или тенденциозное редактирование, которому составитель подвергает сведения с целью преувеличения и/или преуменьшения роли того или иного явления с точки зрения собственного понимания или государственного заказа. В этой ситуации перспективным представляется разработка формальных методик, позволяющих отфильтровывать «шумовые наслоения» и выделять из информационного объекта полезный сигнал. К слову, применение формальных, независимых как от приемника, так и от источника методик позволяет избежать субъективизма при анализе показаний, сообщаемых в тексте источника. К таким формализованным моделям относятся:

• текстовые задания (использование оригинальных текстов для знаний по заданным темам, например, о национальном или религиозном многообразии той или иной страны);

• тестовые задания (работа с небольшим объемом информации с применением опорных схем для отработки отдельных элементов заданий в формате ГИА);

• ИК – технологии (работа с Интернет-источниками с применением элементов очно - заочного обучения).

 


 

Глава 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: