Особенности применения источников информации на уроках обществознания




Конструирование насыщенной информацией среды учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной выработке навыков активности самих обучающихся (понимание проблемы, учебной задачи, овладение способами работы с разнообразными источниками информации, овладение способами анализа и критики источника). В этой связи остро обозначается проблема необходимости формирования эффективных способов самоорганизации учебной деятельности обучающегося.

Особенно много фактов, свидетельствующих о трансформациях социума и отдельных его сфер или подсистем, содержится в письменных источниках. Все эти источники часто используются педагогом в процессе обучения. При этом следует помнить, что ни один письменный источник не отражает только социальные или духовные сюжеты; особенности формирования морали, нравственности или общественно-политической мысли. Как правило, он раскрывает несколько сторон общественной жизни одновременно. В этой связи, работа с источниками должна состоять из трех частей:

- ориентировочно-мотивационной;

- операционально-исполнительной;

- рефлексивно-оценочной.

Исходя из этого, работа с источниками информации как специфическая учебная деятельность, должна содержать все три указанных компонента. Иллюстрирует её известный педагогический прием, «web-quest» - увлекательная для детей и практичная для педагогов форма использования Интернет-ресурсов в системе образования. Другими словами, это такой формат занятия, где упор делается на развитие самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Основная часть информации добывается детьми самостоятельно через ресурсы Интернета. [https://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf.]

Специфика работы с информационными источниками непосредственно связана с анализом текста, который обычно состоит из двух основных этапов. Первый этап - осмысление полученной информации. Второй этап – анализ ситуации, представленной в источнике, самостоятельный поиск вариантов решений проблемы, выявленной при изучении источника.

Примерами заданий, основанных на работе с источником, могут служить задания второго раздела ЕГЭ по обществознанию.

Первый этап предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с имеющимся у ребенка теоретическим материалом по теме; самостоятельный отбор и группировку фактов, соответствующих проблеме раскрываемой в источнике; составление развернутого плана о содержании источника. В формате ЕГЭ по обществознанию такие элементы встречаются в заданиях 21-24.

Второй этап, то есть работа по самостоятельному поиску вариантов решений предполагает организацию работы с информационным источником на принципиально иных основаниях. То есть, на этом этапе предполагается глубокое осмысление источника информации (внутренняя критика), определение его места в системе других похожих документов. По итогам исследования документа, учитель может организовать в группах составление сравнительных таблиц, сложных развернутых планов, написание небольших сочинений по проблематике изучаемого документа. На этом уровне обучающий проводит более сложную (в сравнении с первым этапом) работу в соответствии с поставленной проблемой. В формате ЕГЭ по обществознанию такие элементы чаще всего встречаются в заданиях 25-29. Специфика данного этапа заключается в том, что дети овладевают поисково-исследовательскими способами работы с источниками, а также знакомятся с научными приемами внутренней критики источника. По сравнению с традиционным репродуктивным уровнем работы с текстом, практики в формате технологии развития критического мышления через чтение и письмо нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций у обучающегося. Роль педагога в таком случае изменяется на роль тьютора, способного указать направление поиска нужной информации; умеющего оснастить ключевыми приемами работы с разнообразными информационными источниками, в том числе, приемами внутренней критики источника. В этой связи в зависимости от различных причин (начиная от специфики документа, заканчивая интеллектуальным уровнем детей в группах) обзор учебного текста тьютором может ограничиться постановкой вопросов по документу перед всей командой или короткой аналитико-обобщающей беседой с отдельными представителями от групп. Вопросы и суждения по документу перед его чтением и разбором приобретают в этом случае репродуктивный характер.

Другим возможным вариантом работы является развернутый анализ документа со всем классом. Педагог, как правило, ведет её на основе тех документов, текст которых включен в материалы учебников и учебных пособий, то есть, находится перед глазами у каждого ребенка. Предполагается, что обучающиеся уже знают что представляет собой данный документ; когда и кем он был составлен, для выяснения каких вопросов они могут к нему обращаться. Таким образом, педагогу можно предложить базовую модель работы с источником информации, которая будет включать несколько обязательных элементов:

• предварительный анализ текста документа;

• разбор документа обучающимися вместе с педагогом;

• самостоятельная работа детей с документом (в формате ЕГЭ по обществознанию элементы такой работы встречаются в заданиях 21-24);

• самостоятельная домашняя работа с текстом документа по алгоритму заданному педагогом (например, составление сложного развернутого плана с учетом в нем обязательных для контроля пунктов и подпунктов). Такая работа должна восприниматься как форма итоговой рефлексии по результатам работы с текстом документа.

Применяя подобную базовую модель педагог должен помнить, что использование ее оправдано только при наличии определенных условий:

- Документ по степени сложности должен быть доступен для понимания детей.

- Обучающимся должны быть известны приемы методики внутренней критики источника.

В этой связи, у педагога должны быть понятные формализованные критерии для контроля работы с текстом и четкие вопросы, предполагающие конкретные ответы, учитывающие обстоятельства появления документа. В формате ЕГЭ мы говорим о разработанных для экспертов контрольно-измерительных материалах, которые представляют «идеальные» варианты ответов на тот или иной вопрос задания. То есть самостоятельная работа детей над текстом источника может быть значительно облегчена, если педагог поможет учащимся разобраться в конкретной ситуации, с которой связано создание данного документа и сможет четко обозначить свои требования к детским работам.

Сегодня, кроме традиционных письменных источников информации, которые можно найти в учебниках, учебных пособиях и хрестоматиях, у педагога и его учеников есть возможность обратиться к информации из Интернета. Ресурсы «глобальной паутины» являются незаменимым источником наглядной информации для проведения заочных экскурсий и поиска специфической информации по заданной теме. В этой связи, педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с сомнительными, опасными, экстремистскими ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не только в развлекательных, но и в познавательных целях. Например, сегодня к средствам формирования этнической идентичности, причисляются средства и методы коммуникационного пространства, этнически окрашенные Интернет-ресурсы. Современные культурные антропологи пишут об эффективности воздействия на этническую идентификацию человека Интернета и социальных сетей. [https://cyberleninka.ru/article/v/etnicheskie-traditsii-v-kommunikatsionnom-prostranstve].

Современное развитие Интернет-технологий совпадает с тенденцией усиления роли государства как наднационального феномена, с одной стороны и роста националистических настроений граждан многих стран. Естественно, это становится предметом изучения для представителей академической науки и выводит на новый уровень осмысления проблемы бытового национализма, экстремизма, терроризма, толерантности, формирования идентичности, сохранения элементов этничности и пр. В этом смысле Интернет представляется изменчивой и динамичной открытой системой, в которой модные технологии и тренды быстро меняются и трансформируются. В этой связи социальные сети из начала XXI века (Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук и пр) не является долговременным явлением. Сегодня им на смену идут мобильные приложения – мессенджеры. В таких условиях сотрудничество родителей и педагогического сообщества представляется важным условием для создания безопасных и комфортных условий для нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Основная цель массового вовлечения родителей к работе с детьми – создание установки на сотрудничество и взаимодействие всех элементов образовательной системы. Конечным результатом при этом должно стать стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми. После изучения больших блоков программы (например, о духовной культуре или национальных или религиозных особенностей того или иного народа) для предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие и дети, выступая с рассказом о своем понимании проблем, с презентацией полученных результатов. Родители могут оказать помощь в работе с Интернетом, в подборе иллюстративного материала по заявленным темам. Уровень активности родителей в совместной с педагогом работе определяется периодом предварительной подготовки. Домашние задания для детей должны иметь поисковый или проблемный характер, тогда и родителям будет интересно включаться в подобную работу.

Итак, необходимая для личностного развития подростка позиция «я это смогу, ибо мне это нужно» культивируется и организуется, направляется учителем ненавязчиво, однако планомерно и целенаправленно. Дома обучающийся продолжает работу с привлечением ресурсов Интернета, текстов пособий, хрестоматий, помощи от родителей и родственников. Систематическое и качественное выполнение адекватно сформулированных, формализованных в части контроля качества исполнения заданий формирует волевые качества подростка, умение рационально организовывать свое время и пространство.

 


 

Глава 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: