Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию и результаты экзамена в 2018 году




Экзамен по обществознанию остается самым востребованным экзаменом по выбору. При этом требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ по обществознанию весьма разнообразны.

После завершения базового курса обществознания в школе ученик должен знать и понимать:

• Биосоциальную сущность человека;

• Основные этапы и факторы социализации личности;

• Место и роль человека в системе общественных отношений;

• Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• Основные социальные институты и процессы;

• Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

• Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

• Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

• Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

• Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• Формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

• Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

• Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам социума.

Более подробно со спецификацией и Кодификатором можно познакомиться на официальном сайте ФИПИ. Данная информация, также как и демо-версии вариантов заданий, и открытый банк заданий находятся в свободном доступе. Кроме того, специалисты и эксперты Федерального Института педагогических измерений проводят открытые лекции, полные записи которых можно просматривать на видеохостинге «YOUTUBE».

Сложность заданий в вариантах экзаменационных заданий является не всегда равнозначной. Например, в одних вариантах предлагается дать определение относительно простых понятий: «народная культура», «нация», а в других - достаточно сложных для восприятия школьников, понятий: «духовное производство», «государственно-гражданская идентичность». В этой связи, стоит обратить особое внимание учителей обществознания на разделы школьного курса, по которым учащиеся допускают максимальное количество ошибок на экзамене:

1. Раздел «Экономика», особенно в части анализа схематической презентации задания (работа со схемами, диаграммами и пр.) и умения анализировать графическую информацию.

2. Раздел «Право». Здесь выпускники испытывают трудности, как по вопросам тестового характера, так и по заданиям-задачам второй части ЕГЭ.

3. Раздел «Политика». Здесь более глубокой теоретической проработки требует освоение понятийного аппарата. В частности, специальной работы требует изучение текста Конституции РФ, особенно, в части компетенций различных органов государственной власти.

Кроме того, стоит обратить внимание педагога на типичные ошибки, которые допускают выпускники на экзамене:

1.Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение содержания рассматриваемого понятия, подмена понятий (задания 23- 25). Следует обратить внимание на содержание философских категорий, правовых и экономических, социокультурных терминов, которые встречаются не только в задании 25, но и в задании 21-24 (например, понятие «ценностные ориентации»).

2. Ошибки в работе с информацией, предлагаемой в условиях заданий:

а) неумение связать новую информацию с уже известной из курса обществознания и других учебных дисциплин, социальной практики, личного опыта (23-24; 26-27; 29 - в части критерия К-4);

б) невысокий уровень общей эрудиции части обучающихся (особенно ярко проявляет себя в задании 29, критерий: К-2 и К-4).

3. Отсутствие осмысления собственного социального опыта выпускника в понятиях научного обществознания. По этой причине примеры, приводимые выпускниками с опорой на собственный опыт, слабо связаны с рассматриваемым теоретическим элементом (связь либо не прослеживается; либо настолько поверхностна, что не отражает существенных моментов, фиксируя внимание лишь на внешних свойствах, приводимых в качестве примера сюжетов). Данная проблема особенно проявляется в заданиях 23,26,29. Здесь следует обратить внимание на необходимость формирования культуры письменной научной речи детей, поскольку нередко учащиеся, способные в устном ответе формулировать правильные суждения, на бумаге с трудом справляются с ответом.

4. Неумение отличить теоретическую аргументацию и пояснение от конкретного примера (задание 23-24; 26; 29).

5. Ошибки некритического восприятия социальной информации, почерпнутой из СМИ и Интернета.

6. Фактические ошибки в исторических фактах и литературных источниках, приводимых обучающимися. Например: «А.С. Пушкин в романе «Обломов» приводит пример самого известного безработного Обломова»; «Выдающийся английский социолог У. Шекспир»; «Мухаммед – бог у мусульман» и т.п.

7. Неспособность развернуть высказывание, избранное в качестве темы мини-сочинения, в актуальную проблему (Задание 29). Зачастую, при написании сочинения, выпускники не могут увязать суть высказывания даже в контекст конкретной темы, предлагаемой Кодификатором. Здесь важно помнить, что аргументация на теоретическом уровне не должна сводиться к перечню отдельных понятий и их кратких определений. Эту часть важно выстроить как рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое. В этой связи, в школах следует особое внимание уделять формированию навыков написания обществоведческого мини-сочинения не на формальном уровне общих рассуждений, а учить аргументировать свое мнение с привлечением теоретических и конкретных фактических аргументов. Следует на этапе подготовки к экзамену различать критерии литературного эссе и эссе по русскому языку и литературе от мини-сочинения по обществознанию и истории. К сожалению, часть обучающихся, по-прежнему, обозначает ответ по заданию 29 как «эссе».

8. Ошибки в построении сложного развернутого плана (Задание 28). Здесь наблюдается формальный подход к структуре плана; несформированность содержания базовых понятий, относящихся к теме предлагаемого плана (вытекающая из незнания Кодификатора); отсутствие логической взаимосвязи между пунктами плана. Это свидетельствует о несистемном освоении базовых понятий Кодификатора (каждого из содержательных разделов курса).

В России обществознание входит в число дисциплин-лидеров, которые избираются выпускниками. По Удмуртской Республике выбор обществознания, в большей степени, характерен для города, где во многих ОО существует профильная подготовка по социально-гуманитарным дисциплинам. Как обычно основная доля участников ЕГЭ (94,55 %) – это выпускники общеобразовательной организации текущего года. Преобладают выпускники городских школ, что объективно связано в общим количеством общеобразовательных организаций в этот типе населенных пунктов. 7,4% составили выпускники СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.

Каждый вариант экзаменационной работы в 2018 году состоял из двух частей и включал в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 20 заданий с кратким ответом, включавшим следующие разновидности заданий:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 давался учащимися соответствующей записью в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 включала устоявшуюся на протяжении ряда лет структуру и содержала 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулировался и записывался выпускником самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания обеих частей распределялись по содержанию, видам умений и способам действий и включали в себя 12 заданий базового уровня сложности, 10 – повышенного и 7 высокого уровня сложности по пяти содержательным разделам курса обществознания «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политология», «Право». Справедливости ради, стоит отметить, что содержание и структура КИМов в заданиях повышенного и высокого уровня в большей мере ориентирована на учащихся лицеев и гимназий, получающих профильное образование (Право, Экономика, Политология, Социология). Другими словами, предложенные задания ЕГЭ высокого и повышенного уровня сложности оказались не по силам большей части учащихся СОШ, особенно в сельской местности, В(С)ОШ и СПО.

В 2018 году по сравнению с КИМ 2017 года были произведены некоторые изменения:

• Переработана система оценивания задания 28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.

• Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6.

• Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

• Минимальный балл за выполнение заданий составил 42.

На ЕГЭ по предмету «Обществознание». Также предполагаются некоторые изменения:

• Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.

• Скорректированы формулировки заданий 28, 29; усовершенствованы системы их оценивания.

• Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

В целом, анализ экзаменационных работ по обществознанию в формате ЕГЭ в 2018 году показывает, что педагогами Удмуртской Республики на достаточно высоком уровне отрабатываются технологии выполнения заданий обучающимися. Регулярные обучающие семинары и курсы повышения квалификации для педагогов преподающих историю и обществознание позволяют минимизировать ошибки прежних лет и оперативно знакомить с локальными изменениями в процедуре ГИА.

Тем не менее, для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию можно сформулировать ряд рекомендаций.

Министерству образования и науки УР и подведомственным ему структурам:

1. Следует более активно изучать и распространять успешный опыт педагогов и отдельных ОО, ежегодно демонстрирующих стабильные высокие результаты по итогам ЕГЭ.

2. Требуется более тесное сотрудничество Министерства образования и науки УР, республиканского Института развития образования, вузов УР, с ведущими специалистами ФИПИ(Федеральный институт педагогических измерений) в части формирования образовательных программ с учетом требований и результатов ГИА.

Педагогам в ОО:

1. Следует тщательно изучать изменения по спецификации, по Кодификатору, по демоверсиям КИМов; знакомиться с нормативно-правовой и законодательной базой к экзамену по обществознанию. Вся необходимая информация есть в свободном доступе на официальном сайте ФИПИ.

2. Следует проводить глубокий анализ «Методических рекомендаций», ежегодно публикуемых на сайте ФИПИ по итогам ЕГЭ текущего года для определения методик работы с обучающимися разного уровня подготовки.

3. Важно формировать умение выпускника видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать оптимальный вариант решения поставленных задач.

Родителям:

Не тревожиться о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критиковать его после экзамена за невысокие результаты. Внушить ребенку мысль, что количество баллов на ЕГЭ не является единственным и совершенным измерителем его интеллектуальных возможностей.

Не повышать тревожность выпускника накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, но, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подростки в силу возрастных особенностей могут эмоционально не выдержать и испытывать сильные стрессовые переживания.

Подбадривать детей, хвалить их за то, что они делают отдельные элементы заданий на высоком качественном уровне. Повышать их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдать за самочувствием ребенка. Никто, кроме родителей, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением от подготовки к экзамену. В этой связи важно контролировать режим подготовки ребенка, не допускать перегрузок, чередовать занятия с отдыхом.

Обратить внимание на следующий общий алгоритм работы с экзаменационными заданиями демо-версии:

пробежать глазами по всему массиву тестовых и текстовых заданий, чтобы увидеть и оценить, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка детей - не дочитав до конца, уловив лишь общий смысл, они уже предполагают ответ и торопятся его написать);

предлагать варианты ответа на все задания, даже если не смог в течение отведенного времени сформулировать точный ответ на вопрос. Тут есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

И помните: самое главное для педагогов и родителей обучающегося - это снизить напряжение и тревожность выпускника перед экзаменом и обеспечить комфортные условия для занятий во время подготовки к экзаменационным испытаниям.

Глава Четвертая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: