Использование гипертекстовых технологий при подготовке к ЕГЭ по обществознанию




Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций на ЕГЭ требует от детей не только знать и понимать теоретический материал, но и уметь анализировать разноплановую информацию; раскрывать на конкретных примерах изученные теоретические положения; самостоятельно осуществлять поиск информации в различных источниках; извлекать информацию из неадаптированных к школе, в том числе правовых источников; применять полученные знания для решения познавательных задач по актуальным проблемам современного общества.

Общие требования к уровню подготовки экзаменуемого, который собирается сдавать ЕГЭ по обществознанию. Экзаменуемый должен уметь:

- раскрывать причинно-следственные связи в социальных процессах;

- прослеживать развитие явления от его возникновения до зрелого состояния;

- изучать личность человека в развитии;

- выявлять структуру социального объекта (процесса) соотношения и функции его элементов;

- рассматривать деятельность как способ существования человека и общества в целом;

- определять роль и место общения в жизни человека и общества;

- раскрывать влияние ближайшего окружения (группы) на личность и обратного влияния.

Далее, вольно «препарируя формализованные» разделы Кодификатора можно указать на набор обязательных к осмыслению старшеклассником терминов и понятий, определений из курса.

По содержательной линии “Общество”:

1. Знать термины: цивилизация. Общественно-экономическая формация. Научно-техническая революция.

2. Называть: основные достижения и ценности общей человеческой цивилизации. Социальные формы объединения людей. Исторические типы цивилизаций. Критерии общественного прогресса.

3. Характеризовать: общество как динамическую систему. Личность как субъект истории. Роль народных масс в событиях истории. Взаимосвязь всех сфер общества. Социальную структуру современного общества. Материальную и идеальную стороны общественной жизни. Особенности цивилизаций различного типа. Взаимозависимость современного мира. Сущность глобальных проблем.

4. Сравнивать: цивилизационный и формационный подходы. Эволюционную и революционную формы общественного развития.

5. Интерпретировать: противоречивую роль научно-технической революции. Многовариантность общественного развития. Взаимодействие культур и цивилизаций. Сущность и противоречивость общественного прогресса.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: основные общецивилизационные достижения и ценности. Общественный прогресс. Значение общественных реформ.

По содержательной линии “Человек”:

1. Знать термины: деятельность. Материальная и духовная деятельность. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация.

2. Называть: элементы структуры деятельности. Методы научного познания. Основные виды и формы деятельности человека.

3. Характеризовать: человеческую деятельность как целостную систему. Взаимосвязь цели и средств деятельности. Особенности социального познания. Критерии истины. Биосоциальную сущность человека. Роль мировоззрения. Структура личности. Потребности и мотивы. Характер как проявление индивидуальности. Общение как деятельность. Диалог как условие эффективного общения. Образ “Я”.

4. Интерпретировать: процесс социализации личности. Сущность целеполагания и предвидения. Взаимосвязь сознания и языка. Функции социальных установок в регуляции социального поведения.

5. Сравнивать: объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание. Научные и ненаучные знания. Соотношение биологических предпосылок и социальных условий развития личности.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: ценностные ориентации и направленность личности.

По содержательной линии “Взаимодействие общества и природы”:

1. Знать термины: общественный компонент природной среды. Равновесие природной среды. Экологические проблемы. Экологическая политика.

2. Называть: основные направления экологической политики. Характеризовать: диалектику общества и природы. Сущность экологического равновесия. Влияние общественного компонента окружающей среды на ее функционирование. Глобальный характер экологических проблем, их обострение в современном мире. Экологический кризис как нарушение природного равновесия.

3. Интерпретировать: связь НТП и экологических проблем.

4. Сравнивать: взгляды на отношение к природной среде в различных цивилизациях.

5. Оценивать, исходя из внешних критериев: качество природной окружающей среды. Эффективность экологически рационального использования природных ресурсов. Основные направления экологической политики. Эффективность отдельных мер по охране окружающей среды.

По содержательной линии “Экономическая сфера”:

1. Знать термины: производительность труда. Рабочая сила. Конкуренция. Монополия. Рынок. Общие издержки. Экономическая эффективность. Валовой национальный продукт. Национальный доход.

2. Называть: основные виды налогов. Критерии прожиточного минимума. Признаки (слагаемые) экономической культуры. Функции денег.

3. Характеризовать: экономику как систему. Содержание экономических интересов. Предприятие как субъект экономической деятельности. Многообразие форм собственности. Капитал как фактор производства. Структуру общих издержек. Сущность и структуру экономических интересов. Причины общественного разделения труда. Сущность и структуру валового национального дохода. Экономические признаки частной, государственной и коллективной собственности. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязи между ними. Сущность производительности труда. Структуру и качество рабочей силы. Прибыль, ее формирование и распределение.

4. Сравнивать: особенности рыночной и командной экономики. Конкуренцию и монополию в условиях современного рынка. Экономическую и социальную эффективность экономической деятельности.

5. Интерпретировать: взаимосвязь основных элементов экономической сферы. Причины инфляции. Предпринимательскую деятельность. Основные направления экономической политики. Положение человека в системе экономических отношений. Роль государства в экономической жизни, методы государственного регулирования экономики. Взаимосвязь общих издержек и результатов экономической деятельности. Роль и место цены в условиях рынка.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: влияние налогов на экономику. Влияние инфляции на экономическое развитие. Причины и общественные последствия разделения труда. Современные возможности экономического выбора. Значение экономической культуры в экономической жизни. Социальные ориентиры экономических преобразований.

По содержательной линии “Социальная сфера”:

1. Знать термины: социальная группа. Социальные интересы. Социальная свобода. Социальный статус. Социальная роль. Этнос. Образ жизни.

2. Называть: основные элементы социальной структуры. Основные направления социальной политики. Признаки этноса. Показатели уровня жизни. Виды социальных противоречий.

3. Характеризовать: многообразие социальных групп. Социальные программы поддержки населения. Причины социальных различий. Основные элементы социальной структуры, их взаимосвязи. Содержание социальных интересов. Структуру и функции семьи. Социальную свободу и ответственность. Факторы, определяющие социальный статус. Сущность социального статуса. Сущность и типы социальных отношений. Основные социальные движения в современном обществе.

4. Сравнивать: различные формы и проявления социальной активности. Проявление дегуманизации и гуманизации труда в процессе общественного развития. Основные подходы к трактовке социальной структуры общества.

5. Интерпретировать: связи основных элементов социальной сферы. Причины и проявления социальных конфликтов. Лидерство как социальное явление. Содержание основных социальных ролей. Сущность социальных гарантий. Динамику общества и социальную мобильность. Маргинальность в современном обществе. Особенности толпы как социального явления. Условия труда, их социальную обусловленность. Содержание образа жизни. Сущность социальной свободы, ее границы. Социальную интеграцию в современном обществе. Изменения содержания труда под влиянием научно-технического прогресса. Виды социальных противоречий. Теорию и практику социального партнерства. Взаимосвязь экономической и социальной политики.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: значение социальных интересов. Программы социальной поддержки населения. Условия социальной свободы. Причины и формы отклоняющегося поведения. Результаты социальной политики. Роль семьи в современном обществе.

По содержательной линии “Политико-правовая сфера”:

1. Знать термины: политическая система. Политический режим. Демократия. Тоталитаризм. Авторитаризм. Самоуправление. Плюрализм. Оппозиция.

2. Называть: типы партийных систем. Основные принципы правосудия.

3. Характеризовать: структуру политической системы. Признаки гражданского общества. Структуру и функции аппарата в политической системе. Политическое участие как деятельное включение в политический процесс. Взаимодействие политического сознания и политического поведения. Политические конфликты и средства их разрешения. Соотношение государства и общества. Избирательные системы. Отличительные черты плюрализма. Сущность политической оппозиции. Условия, цели и средства политических реформ. Международные нормы, относящиеся к правам человека, закрепленные в Конституции РФ. Правовое государство как одну из высших социальных ценностей. Основные элементы политической культуры.

4. Интерпретировать: сущность, причины и пути разрешения политических конфликтов. Социальную природу власти. Сущность политических партий. Содержание внутри- и внешнеполитической деятельности. Разделение и взаимодействие трех ветвей власти в России. Политический статус личности.

5. Сравнивать: особенности демократических, тоталитарных, авторитарных режимов.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: роль политических партий и движений в жизни общества. Значение консенсуса в политических отношениях. Роль оппозиции в политической жизни. Значение политики для личности и роль личности в политике. Значение правового государства. Значение права.

По содержательной линии “Духовно-нравственная сфера”:

1. Знать термины: духовная сфера. Наука. Творческая деятельность. Культурные ценности. Национальная культура.

2. Называть: особенности развития образования в современных условиях. Важнейшие закономерности развития науки в современном обществе. Моральные стимулы труда.

3. Характеризовать: пути создания, передачи и освоения духовных ценностей обществом и личностью. Основные элементы духовной сферы, связи между ними. Взаимосвязь новаторства и преемственности в культуре. Дифференциацию и интеграцию наук. Вечные моральные ценности. Содержание морального долга и моральной ответственности.

4. Сравнивать: основные черты культуры различных групп. Различные религиозные моральные учения. Различные подходы к пониманию морального выбора.

5. Интерпретировать: соотношение понятий “культура” и “цивилизация”. Диалог культур. Закономерности воспроизводства культуры. Основные направления культурной политики. Связи основных элементов духовной культуры. Взаимосвязь элитарного и массового в культуре. Методы взаимообогащения и взаимодействия национальных культур. Роль науки в современном мире. Связь деловой этики с общественной моралью.

6. Оценивать, исходя из внешних критериев: общественную значимость искусства. Роль культуры в регуляции и саморегуляции деятельности человека в обществе. Особенности развития образования в современных условиях. Основные направления современной культурной политики в России. Значение моральных норм в жизни человека и общества. Роль внутренних убеждений в осуществлении морального выбора. Институт брака и семьи, ответственность каждого человека за свою личную жизнь и воспитание детей. Актуальность гуманизма на современном этапе.

Материал, содержащийся в учебниках и УМК, в дополнительной литературе и правовых источниках, часто сложен для восприятия и самостоятельного изучения, а отводимое на изучение предмета время не всегда достаточно для полного объема рассмотрения и изучения всех необходимых нюансов темы. В данной ситуации педагог может использовать гипертекстовые технологии в образовательном процессе на уроках обществознания в старшей школе, которые будут полезны и во время подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Педагогам и родителям важно помнить, что существенной сложностью при освоении учебного курса «Обществознание» в школе является большой объем и разнородность предлагаемой для изучения информации. Мы ведем речь не только о теоретических материалах, представленных в учебниках и УМК, но мы подразумеваем пласт правовых источников – Конституция, кодексы разных отраслей права, иные НПА, специфические источники культурологического и философского характера. Например, на уроках истории и обществознания педагогу всегда следует помнить о том, «чтобы корректно истолковать информацию о духовной культуре того или иного народа, необходимо понять её как исторически обусловленную социокультурную целостность и учесть особенности мировоззрения, ценности, характер и интересы отдельных людей и целых народов» [2, с.49].

Вариантом решения проблемы при работе с большим объемом текстового материала специфического свойства (экономического, правового, культурологического, религиоведческого, философского плана и т.п.) на уроках обществознания в старшей школе может стать использование гипертекстовых технологий. Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, одновременно составляя единство и множество текстов [3].

В результате работать с текстом на уроке можно различными способами. Например, вопросы к нему можно формировать последовательно, от простого к сложному (по мере специфики занятия и с учетом особенностей детского коллектива). Также дети с педагогом при работе с гипертекстом могут, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать отдельные элементы подряд. Или, наоборот, оформлять вопросы и предполагать ответы, обращаясь к косвенным или прямым отсылкам. Известно, что такая технология позволяет в границах сжатого текста с отсылками вместить большой пласт теоретической информации, сложной для самостоятельного изучения [4].

Школьная практика показывает, что наиболее эффективно гипертекст можно использовать на уроках открытия нового знания. Например, на занятии по теме «Трудовое право» в 11-м классе в блоке «Трудовой договор» в данный текст будет помещена информация, актуализирующая следующие важные позиции:

• Определение понятия «трудовой договор» [см.напр. 5].

• Субъекты трудовых правоотношений, заключающие трудовой договор.

• Условия, содержащиеся в трудовом договоре (обязательные условия, дополнительные условия).

• Виды трудового договора по сроку заключения.

• Причины заключения срочного трудового договора.

• Формы и особенности заключения такого договора.

• Возраст для заключения трудового договора (со всеми исключениями);

• Документы, предъявляемые работодателю при заключении трудового договора;

• Особенности режима рабочего времени и времени отдыха (со всеми исключениями);

• Испытания при приеме на работу, категории граждан, для которых испытания не устанавливаются;

• Медицинский осмотр при приеме на работу, категории граждан, для которых прохождение медицинского осмотра является обязательным;

• Основания прекращения трудового договора.

Согласитесь, что объем предложенной школьникам информации велик, и если доносить ее в традиционной форме «под запись», потребуется большая часть урока, что исключит возможность самостоятельной работы детей.

Алгоритм работы с гипертекстом по теме «Трудовой договор»:

1. Педагог накануне занятия готовит для детей бланки, содержащие необходимую теоретическую информацию. В зависимости возрастных особенностей учащихся, а так же от уровня подготовленности класса педагог может использовать как адаптированные, так и не адаптированные к школе тексты, тексты правовых источников в «чистом виде» или с комментариями. Это могут быть и фрагменты видеолекций или вебинаров специалистов различных социально-гуманитарных дисциплин, таблицы, схемы и диаграммы. Возможность чередования форм деятельности в ходе урока, отличающихся по своему характеру, помогает сохранить учебную активность, внимание и интерес на должном уровне.

2. На начальном этапе обучающиеся (при поддержке педагога) формулируют цель и задачи занятия, определяет методы и средства достижения поставленных задач, в том числе работы с гипертекстом.

3. Школьникам дается время на самостоятельную обработку информации, с возможностью делать любые пометки в предложенных бланках. Ученикам необходимо максимально внимательно изучить текст, структурировать его, если есть такая необходимость, выделить важные теоретические нюансы. Так как обучающиеся, в силу возрастных и интеллектуальных особенностей, с разной степенью интенсивности осваивают и воспринимают текст, нет необходимости настаивать на каких-то единообразных формах обработки гипертекстовой информации. Это может быть цветовое выделение, ремарки и пометки на полях или, если подобный способ является наиболее удобным для ребенка, обычное прочтение. Одной из возможных форм структурирования неадаптированного текста может выступать составление плана как простого, так и сложного с соответствующим количеством пунктов и подпунктов (задание №28 в варианте 2018 года). Так же на данном этапе работы можно задействовать различные формы взаимного обучения. Например, когда часть предложенного и уже самостоятельно освоенного материала учащийся должен донести до партнера или партнеров в максимально понятном виде с учетом необходимых теоретических нюансов, важных для понимания темы по существу.

4. Педагог озвучивает гипертекст. Рассматривается каждый его структурный элемент, тщательно проговариваются детали, которые в последующем могут встретиться в качестве ответов при решении заданий единого государственного экзамена по обществознанию. Поясняет затруднительные фрагменты темы, отвечает на появившиеся у обучающихся вопросы, помогает подобрать и сформулировать фактические примеры для иллюстрации теоретических аспектов темы. Так же на данном этапе обработка текста в части фрагментов может быть заменена просмотром видеоматериала, а так же схем, таблиц или диаграмм (задание №1, 12 в варианте 2018 года). Данная часть работы является важной, потому что учащиеся прорабатывают информацию повторно, после самостоятельного изучения, что является элементом первичного закрепления материала, задействуется как зрительная, так и слуховая память, активизируется внимание.

5. Педагог заблаговременно подготавливает ряд вопросов, ответы на которые при внимательном чтении можно отыскать в гипертексте. К примеру, к гипертексту «Трудовой договор» составляются следующие вопросы:

• Что является основанием для возникновения трудовых правоотношений?

• Назовите лиц, являющихся субъектами трудовых правоотношений?

• Назовите обязательные условия, содержащиеся в трудовом договоре?

• Какие дополнительные условия могут быть прописаны в трудовом договоре?

• Могут ли быть изменены условия трудового договора?

• В какой форме может быть заключен трудовой договор?

• Может ли работник начать работу без заключения письменного трудового договора?

• Какие виды трудового договора по сроку заключения бывают?

• На какой срок может быть заключен срочный трудовой договор?

• Назовите не менее трех причин заключения срочного трудового договора?

• С какого возраста допускается заключение трудового договора по общему правилу?

• Каков самый ранний возраст заключения трудового договора?

• Какие документы необходимо предоставить работодателю при заключении трудового договора?

• Сколько часов будет составлять рабочая неделя работника в возрасте до 16 лет, работающего в течение учебного года в свободное от учебы время?

• Сколько дней ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется гражданам?

• Назовите не менее трех лиц, для которых не устанавливаются испытания при приеме на работу?

• Какое количество времени может составлять испытательный срок?

• Назовите не менее трех лиц, для которых обязательно прохождение медицинского осмотра при поступлении на работу?

• Какой перерыв для отдыха и обеда обязан предоставить работодатель работнику в течение рабочего дня (смены)?

• Назовите не менее трех видов времени отдыха?

• Каковы условия прекращения трудового договора по инициативе работника, инициативе работодателя, по обстоятельствам, независящим от воли сторон?

Данный этап работы целесообразно проводить фронтально, чтобы задействовать и активизировать на занятии возможности каждого ребенка. Важно помнить, что если технология отрабатывается систематически и школьники хорошо ориентируются в ее особенностях, то можно предложить им составление вопросов самостоятельно.

Вторым вариантом работы может выступать решение заданий на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня, на выявление структурных понятий с помощью схем и таблиц, на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, на определение терминов и понятий, соответствующих заданному контексту (задание №1-20 в варианте 2018 года).

Так же можно провести работу, требующую навыков связывания понятий и общих положений в единое целое, когда, опираясь на краткие вопросы или терминологию учащимся необходимо выстроить логически связное рассуждение к предложенному высказыванию (критерий К2 задания №29 в варианте 2018 года).

6. Решение заданий, ответы на которые нельзя найти в явном виде в гипертексте. На данном этапе работы можно использовать задания, включенные в КИМы ЕГЭ по обществознанию (задания №25, №26, №27, №28 в варианте 2018 года). Часть времени может быть использована для взаимопроверки по выставленным критериям, что дает возможность учащимся лучше понять, что от него требуется в процессе выполнения задания, найти ошибочные положения и не допускать подобных ошибок в собственной работе в будущем.

Естественно, на уроках обществознания в старшей школе, в случае организации текстовой информации, при которой текст представляет множество фрагментов с явно или не явно указанными связями между этими фрагментами, ученику сложно получить целостное восприятие текста без направляющих вопросов педагога. По этой причине, на занятии и учитель и его обучающиеся находятся в ситуации непрерывного получения и анализа учебной информации, что в большей степени соответствует образному «разворачиванию свитка», а не обыденному «перелистыванию страниц в книге» при работе со специфической информацией. Очевидно, что гипертексты на уроках обществознания находятся во взаимосвязи также, как и сферы в строении социума. Один текст, иллюстрирующий особенности трудового законодательства, может «отослать» нас к другому тексту, который посвящен особенностям устройства политических партий. Материалы из сферы экономики связываются с политической сферой, также, как материалы о духовной культуре общества связаны с социальной сферой. Ниже мы приведем алгоритм работы с гипертекстом по теме «Политические партии»:

1. Педагог накануне занятия готовит для детей бланки, содержащие необходимую теоретическую информацию. Текст не должен быть намеренно структурирован, но следует разделить его на смысловые части, что даст возможность ребятам в процессе урока структурировать его самостоятельно посредством составления сложного плана (своеобразный аналог задания №28 в варианте 2018 года).

2. На начальном этапе обучающиеся (при поддержке педагога) формулируют цель и задачи занятия, определяет методы и средства достижения поставленных задач, в том числе работы с гипертекстом.

3. Школьникам дается время на самостоятельную обработку информации, с возможностью делать любые пометки в предложенных бланках. Ученикам необходимо максимально внимательно изучить текст, структурировать его, выделить важные теоретические нюансы. В процессе обработки неструктурированного текста, учащиеся должны составить сложный план (См. варианты заданий №28 в варианте ЕГЭ от 2018 года). В идеале план должен выглядеть так:

1. Определение понятия «политическая партия»

2. Особенности политических партий, как общественных организаций:

а) Наличие программы;

б) Наличие устава;

в) Наличие организационной структуры;

г) Наличие партийного аппарата и пр.

3. Функции политической партии в демократическом обществе:

а) Представление интересов большинства социальных групп;

б) Политическая социализация;

в) Участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) По идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);

б) По организационному признаку (массовые, кадровые);

в) По отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);

г) По отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) Однопартийная система;

б) Двухпартийная система;

в) Многопартийная система.

6. Политические партии в современной России [6].

Чтобы проверить успешность работы, учащиеся оценивают работы друг друга, ориентируясь на критерии оценивания задания. Определяют ошибки, выставляют баллы.

4. Педагог озвучивает гипертекст. Рассматривается каждый его структурный элемент, тщательно проговариваются детали, которые в последующем могут встретиться в качестве ответов при решении заданий единого государственного экзамена по обществознанию. Корректирует сложный план, если в этом возникает необходимость, помогает учащимся подобрать корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Поясняет затруднительные фрагменты темы, отвечает на появившиеся у обучающихся вопросы, помогает подобрать и сформулировать фактические примеры для иллюстрации теоретических аспектов темы.

5. Учащимся дается задание подготовить ряд вопросов, ответы на которые при внимательном чтении можно отыскать в гипертексте. К примеру, к гипертексту «Политические партии» составляются следующие вопросы:

• Какие подходы к пониманию термина «политическая партия» существуют?

• Какие признаки политических партий вы можете назвать?

• Назовите не менее пяти функций политических партий?

• Какие внутренние функции политических партий можно выделить?

• Какие внешние функции политических партий существуют?

• Назовите критерии, по которым можно классифицировать политические партии?

• Что такое партийная система?

• Какие виды партийных системы бывают?

• Назовите особенности однопартийной системы?

• Назовите особенности двухпартийной системы?

• Назовите особенности многопартийной системы?

• Чем отличаются политические партии от общественно-политических движений?

Одним из вариантов работы может выступать решение заданий на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня, на выявление структурных понятий с помощью схем и таблиц, на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, на определение терминов и понятий, соответствующих заданному контексту (См. задания №1-20 в варианте ЕГЭ за 2018 года).

Так же можно провести работу, требующую навыков связывания понятий и общих положений в единое целое. Учащимся предлагаются различные высказывания, смысл которых отражает тему, им необходимо выстроить логически связное рассуждение к предложенному высказыванию, опираясь на краткие вопросы (критерий К2 задания №29 в варианте 2018 года).

6. Решение заданий, ответы на которые нельзя найти в явном виде в гипертексте. На данном этапе работы можно использовать задания, включенные в КИМы ЕГЭ по обществознанию (задания №25, №26, №27, в варианте 2018 года). Часть времени может быть использована для взаимопроверки по выставленным критериям, что дает возможность учащимся лучше понять, что от него требуется в процессе выполнения задания, найти ошибочные положения и не допускать подобных ошибок в собственной работе в будущем.

Таким образом, технология гипертекст дает возможность быстро и качественно рассмотреть большой объем сложной для восприятия информации, научиться структурировать предложенный текст, осуществлять поиск информации в неадаптированном тексте, дает возможность использовать разные формы работ – индивидуальную, групповую, фронтальную, а так же отработать полученную информацию на практических заданиях, включенных в КИМы ЕГЭ по обществознанию.

 

Литература:

1. Касимов Р.Н. ЕГЭ по обществознанию и истории: практический опыт: учебо-методическое пособие / Р.Н. Касимов, Т.В. Ледянкина, Н.Ю. Селева. – Ижевск, 2011. – 40 с.

2. Касимов Р.Н., Култашева Н.В., Черниенко Д.А. О преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России в 5-м классе с учётом историко-краеведческой составляющей (на примере школ Удмуртии) // Школьные технологии. №4. 2018. С.48-51.

3. Пидиксеева В.В. Создание гипертекста на уроках литературы [Электронный ресурс] // nsportal.ru. 17.06.2017. - URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/06/17/sozdanie-giperteksta-na-urokah-literatury (дата обращения 24.03.2019).

4. Куваева Л.В. Использование гипертекстовых технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Наука. Инновации. Технологии. 2007. №53. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gipertekstovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-vuze (дата обращения: 24.03.2019).

5. Трудовой договор с работником образец 2018 года скачать бесплатно типовой бланк пример форма [Электронный ресурс]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya-besplatno.ru/dogovory/trudovoy-dogovor-s-rabotnikom-obrazets-2018-goda-skachat-besplatno-tipovoy-blank-primer-forma.html (дата обращения: 24.03.2019).

6. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по обществознанию. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fipi.ru/ (дата обращения: 04.04.2019).

 


 

Приложение 1

Варианты и логика исполнения заданий 21-29

Прочтите текст и напишите ответы на вопросы

«Народными традициями и опытом определяются национальная кухня, раскладка блюд, их вкусовые и питательные свойства. Опыт народа подсказывает, как и чем питаться. Продукты питания определяют ритм человеческой жизни, соотносятся с датами религиозного календаря, различаются разрешением или запретом тех или иных видов пищи.

На территории современной Удмуртской Республики в мире и согласии проживают большое количество разных народов, самые многочисленные среди них – русские, удмурты, татары. Значительное место в питании народов Поволжья занимали продукты животного происхождения. Наиболее распространенными видами мяса были говядина и баранина. Однако следует заметить, что в прошлом продукты животноводства употреблялись в основном в большие праздники, а в древние времена – во время религиозных жертвоприношений. Мясо, как правило, поедалось в вареном виде, из говядины иногда делали солонину. Свиное мясо заготовляли в соленом или вяленом виде. У башкир и татар ведущее место в пище занимала конина, а на свинину существовал религиозный запрет.

Рецепты традиционных блюд этих народов часто представлены на наших обыденных и праздничных столах, например, разнообразные супы и жидкие похлебки. Так, казалось бы, простой суп, по праву, можно назвать кулинарным чудом. Потому что при приготовлении этого блюда есть огромные возможности, чтобы добавить в него самые разнообразные витамины и питательные вещества, при этом оно будет очень вкусным. Существует огромное количество рецептов супов. Они бывают разных цветов и разной консистенции. Суп можно варить как на мясном, так и на овощном бульоне. Домашняя еда – способ выражения любви и заботы о своей семье»

Источник: [Национальная кухня // Воршуд. – 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://vorshud.unatlib.org.ru/index.php/Национальная_кухня (дата обращения 27.01.2019).].

 

Задание 21. Какими факторами определяется национальная кухня в традиционной культуре народов Поволжья? Что в тексте определяется одним из способов выражения заботы о своей семье?

Выставляем баллы:

О факторах. Народными традициями и опытом определяются национальная кухня – 1 балл.

О способе выражения заботы. Домашняя еда – способ выражения любви и заботы о своей семье – 1 балл.

Итого: 2 балла.

 

Задание 22. Что, по мнению авторов текста, определяют продукты питания в укладе людей традиционного общества? Используя обществоведческие знания, приведите определение понятия «народная культура» и укажите два существенных отличия таковой от массовой культуры современности.

Выставляем баллы:

Продукты питания в укладе людей традиционного общества определяют ритм человеческой жизни, соотносятся с датами религиозного календаря, различаются разрешением или запретом тех или иных видов пищи. – 1 балл.

Определение понятия «народная культура» - традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до современности, субъектом которой является народ. Два существенных отличия от массовой культуры – анонимность, глубокая религиозность, основанность на традициях, обычаях и обрядах этнической культуры – 1 балл.

Итого: 2 балла.

 

Задание 23. В тексте указывается, что на территории современной Удмуртской Республики в мире и согласии проживают большое количество разных народов, самые многочисленные среди них – русские, удмурты, татары. Используя знания из курса обществознания, назовите явление, которое предполагает обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Используя знания общественной жизни, личного социального опыта или из СМИ, приведите два примера толерантного поведения в современной жизни.

Выставляем баллы:

Явление, обозначающее терпимость – толерантность. – 1 балл.

Первый пример: Уважительное отношение к людям своей и чужой национальности, например, при общении в классе, в школе, на общегородском мероприятии. ИЛИ Уважительное отношение к людям своей религии и другой, например при изучении религиозных особенностей в курсе ОРКСЭ или ОДНКНР.

За корректный пример – 1 балл.

Второй пример: Терпеливое и уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями, например, на спортивном мероприятии, таком как Параолимпийские игры. ИЛИ Терпеливое и уважительное отношение к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями, например при общении в школе или в центрах реабилитации или больницах.

За корректный пример – 1 балл.

Итого: 3 балла.

 

Задание 24. В тексте указывается, что у башкир и татар ведущее место в пище занимала конина, а на свинину существовал религиозный запрет. Из курса обществознания и отечественной истории, вам известны пищевые запреты бытующие в иудаизме и православии. Религиоведы утверждают, что особенности религиозных культур влияют не только на кухню, но и благотворно влияют на модели поведения человека в обществе. С опорой на обществоведческие знания, приведите два аргумента (доказательства), подтверждающих мысль религиоведов, а также любые два аргумента (доказательства) возможных противников этого мнения.

Выставляем баллы:

Два аргумента (доказательства), подтверждающие мысль рели<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: