Право гражданина на судебную защиту




Одним из основных прав человека является право на судебную защиту, которое гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Судебная защита - один из важнейших способов государственной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8); также каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, рассмотрение его дела гласно, с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10).

Право при предъявлении любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, предусмотрено и Европейской конвенцией о правах человека (п. 1 ст. 6).

Помимо государственных способов защиты прав, свобод и интересов в современных правовых системах допускаются и другие способы защиты прав, например, такой как самозащита права (ст.14 ГК РФ). Однако, только наличие в правовой системе института судебной защиты права, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой правовой системы подлинно демократической.

Кроме этого, в современных правовых системах должна быть гарантирована независимость судебной ветви государственной власти. Эта независимость, обеспечиваемая мерами правового, организационного, политического, идеологического характера, есть непременный атрибут не фиктивного института судебной защиты нарушенных прав, в котором судебная защита гарантируется, в том числе, и в случаях посягательств на права и свободы человека со стороны государства.

А ч. 3 ст. 46 Конституции России закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды Правоприменительная деятельность, осуществляемая судом при разрешении социальных конфликтов, непосредственно определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. ст. 2, 18 и 46 Конституции РФ).

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство в лице его органов и должностных лиц:

-признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

-соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации;

-защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений, в том числе и принудительной силой государства.

Суть этого принципа состоит в том, что каждый, кто считает нарушенными свои права и интересы действиями (бездействием) или решениями юридических и физических лиц в любой области жизни может обратиться в суд за защитой этих прав и законных интересов.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

6. Понятие судебной власти, её социальное назначение

Судебная власть - это полномочия, которыми наделены суды:

1) правосудие - основное и доминирующее полномочие судебной власти; его осуществляет только суд и никакой другой орган; это специфическое судебное полномочие;

2) конституционный контроль;

3) контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и их должностных лиц;

4) обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

5) дача разъяснений по вопросам судебной практики;

6) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Реализация указанных полномочий в комплексе тесно связана с правосудием, содействует его надлежащему осуществлению.

Отличие судов от других органов государственной власти:

1) создание особой судебной системы. Неотъемлемое свойство судебной власти состоит в том, что её осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам - судам. Отличие судов от иных государственных органов выражается не только в специфических судебных полномочиях, но и в самом построении судов, в порядке формирования судейского корпуса;

2) независимость органов судебной власти. Важнейшим моментом деятельности судебных органов является обеспечение независимости органов судебной власти при осуществлении основных функций - правосудия и конституционного контроля. В системе же органов государственной власти, как правило, существует подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим.

3) особы порядок (процедура) деятельности судов. Специфика суда, как органа судебной власти, состоит также и в установлении для его деятельности особого порядка (процедуры). Этот порядок основан на достаточно жёстком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении подведомственных дел и вопросов, для обеспечения принятия законного, обоснованного и справедливого решения.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти - видов судопроизводства: а) конституционное; б) гражданское; в) арбитражное; г) административное; д) уголовное. Каждое из них регламентируется специальными соответствующими нормами (Закон о Конституционном Суде РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ); Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ); Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

 

7. Система органов прокуратуры в РФ

Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Принципы построения органов прокуратуры: единство; централизация; независимость от федеральных и местных органов; гласность.

Один из основных, базовых принципов построения и деятельности органов прокуратуры заключается в их единстве и централизации: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, и все - Генеральному прокурору РФ. Определяется общность форм и методов осуществления надзора за соблюдением законности, единство способов прокурорского реагирования.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Независимости прокуроров от федеральной и местной власти способствует порядок назначения прокуроров районов (городов), субъектов РФ, Генерального прокурора и его заместителей.

Система органов прокуратуры в РФ:

1) Генеральная прокуратура РФ;

2) прокуратуры федеральных округов;

3) прокуратуры субъектов РФ (областные, краевые и т.п.);

4) районные (городские, межрайонные и т.п.) прокуратуры.

В систему ПРФ входят специализированные прокуратуры:

1. военные прокуратуры:

а) Главная военная прокуратура;

б) военные прокуратуры военных округов и флотов;

в) военные прокуратуры военных гарнизонов.

2. транспортные прокуратуры (подчинены территориальным прокурорам и через них - Генпрокурору РФ).

3) экологические прокуратуры - с прямым подчинением Генпрокуратуре РФ.

4) прокуратуры закрытых территорий - с прямым подчинением Генпрокуратуре РФ.

8. Коллегиальное и единоличное рассмотрение судебных дел, участие в них присяжных заседателей

Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Комментарий к статье 113

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как коллегиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по наиболее сложным делам.

Согласно ст. 10 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. При единоличном рассмотрении дел судья действует от имени суда, в который он назначен (избран) судьей.

Судья единолично рассматривает дела во всех судах по первой инстанции о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а также на срок от пяти до десяти лет, если обвиняемый признает себя виновным и согласен на единоличное рассмотрение дела судьей.

Коллегиальное рассмотрение дел во всех судах осуществляется по первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателей о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или смертная казнь.

Рассмотрение дел в кассационном порядке и порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей.

По делу, требующему продолжительного времени для его разбирательства, может быть вызван запасный народный заседатель. Запасный народный заседатель присутствует в зале судебного заседания с начала разбирательства данного дела и в случае выбытия народного заседателя заменяет его.

Если запасный народный заседатель, вступивший на место выбывшего, не требует возобновления судебных действий, разбирательство дела продолжается (ст. 26 УПК).

Судья не может участвовать в рассмотрении дела:

1) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика, лица, производившего дознание, следователя, прокурора, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

2) если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого или его законного представителя, родственником прокурора, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, следователя или лица, производившего дознание;

3) если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в этом деле.

В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой (ст. 27 УПК).

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде кассационной инстанции или в порядке надзора в президиуме обл., Минского гор. суда, Бел воен суда или в судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Президиуме Верховного Суда РБ, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции в случае отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленных с его участием.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции или в порядке надзора в президиуме обл., Минского гор. суда, Бел воен суда или в судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Президиуме Верховного Суда РБ, а равно в новом рассмотрении дела в суде кассационной инстанции после отмены определения, постановленного с его участием.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке надзора в президиуме обл., Минского гор. суда, Бел воен суда или в судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Президиуме Верховного Суда РБ, не может участвовать в рассмотрении того же дела в суде первой и кассационной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении этого дела на Президиуме, Пленуме Верховного Суда РБ (ст. 28 УПК).

В новом Гражданском процессуальном кодексе регламентированы вопросы рассмотрения дел по первой инстанции в кассационном порядке и в порядке судебного надзора.

9. Статус судьи

Статус судей (их правовое положение в государстве и обществе) образует совокупность присущих им специфических прав и обязанностей

Судьи, как и все другие граждане, являются субъектами различных правоотношений (избирательных, брачно-семейных, договорных, Жилищных и т.д.). Но кроме этих прав они наделены такими правами и обязанностями, которые отсутствуют у обычных граждан и составляют собственно статус судьи.

К судьям предъявляются определённые требования:

-он обязан руководствоваться Конституцией РФ, другими законами, общепризнанными нормами нравственности, способствовать утверждению в обществе уверенности в независимости, беспристрастности и справедливости суда;

-исполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для него приоритетное значение;

-он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти; он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц;

-в любой ситуации он должен сохранять личное достоинство и авторитет судебной власти.

Существуют определённые правила осуществления судьёй своей профессиональной деятельности:

-быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в т.ч. друзей и знакомых;

-быть свободным от предвзятости, приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, опасения критики его действий;

-поддерживать свою квалификацию на высоком уровне;

-быть терпеливым, вежливым, тактичным с участниками процесса и другими лицами;

-хранить профессиональную тайну в отношении полученной профессиональной информации;

-принимать все меры к своевременному и качественному рассмотрению порученных ему дел и т.д.

Существуют требования т к внеслужебной деятельности судьи:

-не должна вызывать сомнения его объективность, справедливость и неподкупность;

-не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой;

-не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, других политических акциях;

Вся совокупность прав и обязанностей судьи подразделяется на 3 группы, связанные с:

1) назначением на должность судьи;

2) с возможностью независимого осуществления своих полномочий;

3) обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

10. Правоохранительная деятельность, её отличительные признаки и основные направления (функции)

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны права и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

-правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

-направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

-правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;

-правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

-применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Функции правоохранительной деятельности:

-выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

-определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

-организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

-прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

-конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

-оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

-охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;

-оперативно-розыскная деятельность.

11. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту

Право подозреваемого и обвиняемого (подсудимого) на защиту образует вся совокупность принадлежащих им прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.).

Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту включает в себя и право иметь защитника, призванного выяснять все обстоятельства, говорящие в их пользу, а также оказывать им необходимую юридическую помощь.

Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, само может защищать свои права и интересы в уголовном процессе. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом, говорится в ст. 45 Конституции РФ.

Вместе с тем, в ст. 48 Конституции России записано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Тем самым, каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Обвиняемый, подозреваемый, подсудимый вправе сам или через других лиц (родственников, друзей) пригласить для своей защиты квалифицированного юриста - адвоката. Иные лица могут допускаться к участию в уголовном деле в качестве защитника только наряду с адвокатом, кроме дел, рассматриваемых у мирового судьи (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право избрать себе желаемого защитника, а если защитник не был избран, то заявить просьбу о его назначении, которую органы государства обязаны удовлетворить. На органы следствия, прокурора и суд возложена обязанность обеспечить реализацию этого права, предложив обвиняемому заключить соглашение с адвокатом или обеспечить его адвокатом «по назначению», в том числе и за счёт государства (ст. 50 УПК РФ).

При оказании бесплатной юридической помощи оплата труда адвокатов по защите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которых находится дело, от несения расходов на оплату юридической помощи, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению производится из средств республиканского бюджета (ч. 2 ст. 47). Права, которыми наделяется защитник для выполнения своих обязанностей, входят в качестве составной части в содержание права на защиту. Их нарушение всегда нарушает и право подзащитных.

Конституция РФ (ст.ст. 45, 48) и другие законы не просто провозглашают этот принцип, но делают акцент на гарантирование этого права. Органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленным законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ч. 2 ст. 19, ст. 58 УПК). Без такой обеспеченности права на защиту со стороны органов государства оно превратится в простую декларацию. Кроме того, органы следствия и суд обязаны выявлять по каждому делу, наряду с обличающими подозреваемого и обвиняемого обстоятельствами, оправдывающие и смягчающие их вину обстоятельства, причем независимо от того, выявлены ли они защитой (ст. 20 УПК).

Ранее, до декабря 1989 г., защитник участвовал лишь на предварительном следствии и по общему правилу с момента его окончания и предъявления обвиняемому для ознакомления всех материалов дела. Только по делам о преступлениях несовершеннолетних и лиц, лишенных в силу физических или психических недостатков возможности лично осуществлять защиту, защитник вступал в процесс с момента предъявления обвинения. Подозреваемый вообще не имел права на участие в деле защитника, и расширение прав защитника предусмотрено судебной реформой.

Данный принцип является правом, но не обязанностью указанных лиц иметь адвоката по любому уголовному делу. Однако в качестве дополнительной гарантии права на защиту закон устанавливает случаи обязательного назначения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому, защитника независимо от их просьбы, и даже вопреки их желанию. Это касается несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свою защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. Кроме того, участие защитника обязательно по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь (ст. 49 УПК). Кроме того, предусмотрено обязательное участие защитника в рассмотрении дел в особом порядке судопроизводства (ст. 314 УПК РФ), судом присяжных (ст. 426 УПК).

Закон предоставил защитнику право иметь свидание наедине с подзащитным с момента вступления его в дело и расширил его права на ознакомление с некоторыми материалами дела уже в ходе предварительного расследования и право участвовать при производстве следственных действий (ст. 51 УПК).

По делам, по которым не производилось предварительного расследования, защитник допускается к участию в деле с момента принятия судом дела к своему производству (ч. 3 ст. 47 УПК). Отказаться от принятой на себя защиты он не имеет права.

Обвиняемый во всех стадиях процесса является субъектом права на защиту, но объем его процессуальных прав неодинаков. Наиболее широк объем этих прав в судебном разбирательстве, где обвиняемый занимает положение равноправной с обвинением стороны.

Право на защиту не только гарантия интересов личности, но и гарантия интересов правосудия, оно - социальная ценность. Наличие у защитника широкой возможности оспаривать выводы обвинительной власти, представлять доказательства и доводы в пользу подзащитного создает наилучшие условия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, установления по нему истины. Расширение права на защиту не служит помехой раскрытию преступлений, не способствует уклонению преступника от ответственности, а, наоборот, содействует осуществлению задач уголовного судопроизводства, предотвращает следственные и судебные ошибки.

Нарушение этого принципа влечёт безусловную отмену судебного решения по уголовному делу.

12. Выявление и расследование преступлений, основные виды этой деятельности

К одному из видов правоохранительной деятельности относится выявление и расследование преступлений.

Выявление преступлений означает обнаружение, фиксирование действий или бездействия, содержащих признаки подготавливаемого, совершаемого или уже совершённого преступления. При этом выявление необязательно предшествует расследованию преступления; зачастую в ходе расследуемого преступления вскрываются факты, свидетельствующие о подготовке или совершению других преступлений.

Расследование преступлений представляет собой деятельность специально уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновных лиц, возмещению причинённого преступлением ущерба, принятию мер по устранению причин преступления и предупреждению новых.

Законом предусмотрены 3 вида деятельности по выявлению и расследованию преступлений:

-оперативно-розыскная деятельность (ОРД); (вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств)

-дознание (одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования).

-предварительное следствие.

13. Среднее звено судов общей юрисдикции, их основные полномочия

Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов в системе федеральных судов общей юрисдикции являются судами среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов своей территории и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Несмотря на разное название, эти суды равнозначны в своей компетенции (полномочиях) и положению в системе общих судов. Они вправе рассматривать судебные дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

1. В качестве суда первой инстанции суды этого уровня рассматривают уголовные дела о наиболее опасных преступлениях (против государственной власти, связанных с государственной тайной, об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, изнасилованиях несовершеннолетних и малолетних и т.п.).

Они же рассматривают вопросы, связанные с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища; ходатайства о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 12 месяцев.

Суды среднего звена рассматривают по первой инстанции гражданские дела, если они связаны с государственной тайной, с обеспечением избирательных прав граждан, об усыновлении российских детей иностранными гражданами и т.п.

Подведомственность гражданских и уголовных дел по первой инстанции судам среднего звена чётко определена в процессуальном законодательстве (глава 3 ГПК РФ, глава 5 УПК РФ).

2. В кассационном порядке эти суды в настоящее время осуществляют проверку законности, обоснованности и справедливости судебных решений по гражданским и уголовным делам, вынесенных районными судами своей территории по первой инстанции (или в апелляционном порядке - только по уголовным делам), не вступивших в законную силу.

Кассационные определения по конкретным судебным делам имеют большое значение в плане устранения ошибок и нарушений закона районных и мировых судей, оказывают влияние на судебную практику нижестоящих судов своей территории, способствуют улучшению их работы, а в определённой мере - и всех правоохранительных органов данного субъекта РФ.

С 01.01.2012 г. вместо кассационного решения нижестоящих судов своей территории суды среднего звена (областные, краевые и т.д.) будут пересматривать в апелляционном порядке, т.е. с возможностью проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений по правилам первой инстанции (с некоторыми изъятиями) с вынесением новых решений по существу дела.

С 01.01.2013 г. апелляционный порядок (вместо кассационного) будет распространён и на проверку судебных решений районных и мировых судей своей территории и по уголовным делам.

3. В порядке судебного надзора суды среднего звена (краевые, областные и т.п.) уполномочены проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и решений нижестоящих судов своей территории, вступивших в законную силу (т.е. исполняемых или уже исполненных).

С 01.01.2012 г. такой порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам будет называться кассационным. А с 01.01.2013 г. в кассационном, а не в надзорном порядке будут пересматриваться вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам. Процедура пересмотра практически сохраняется, изменяется лишь название.

4. Суды этого уровня (среднего звена) вправе пересматривать и собственные решения, а также решения нижестоящих судов с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Значение данной стадии в том, что она является, во-первых, важной гарантией правильности осуществления правосудия и, во-вторых, дополнительным средством обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Основаниями для возобновления дела по уголовным делам являются вновь открывшиеся обстоятельства, указывающие на незаконность и необоснованность вступившего в законную силу приговора, определения, постановления.

14. Органы дознания: понятие, виды и основные задачи

Дознание является из форм расследования преступлений, в отличие от предварительного осуществляемого не следователем, а органом дознания, с некоторыми процессуальными особенностями.

Виды: в качестве органов дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117 УПК) названы милиция, органы государственной безопасности, начальники исправительно-трудовых учреждений, органы пограничной охраны, главное управление налоговых расследований, таможенные органы, а также ряд других органов и лиц.

Обязанности по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь перечисленными органами и их должностными лицами. Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК). По делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следовате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: