Анализ качества произведенной продукции.




Федеральное агентство по образованию

Тульский институт экономики и информатики

Контрольная работа

по учебной дисциплине

Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности

 

На тему: «Анализ качества и конкурентоспособности

продукции»

Выполнил:

Студент гр. Кир.БиА02 НикитинО.Ю.

Проверил: ГавриловскийА.В.

 

Тула 2005

Анализ качества произведенной продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции -- понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

 

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

-- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

-- удельный вес продукции высшей категории качества;

-- средневзвешенный балл продукции;

-- средний коэффициент сортности;

-- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

-- удельный вес сертифицированной продукции;

-- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

-- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

-- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

-- надежность (долговечность, безотказность в работе);

-- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

-- эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981г. Существовавшая система аттестации в 1993г. с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В Российской Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

Сертификация -- деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В Российской Федерации существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

1. ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и на стадии изготовления;

2. БИП -- бездефектное изготовление продукции;

3. КСУКП – комплексная система управления качеством продукции.

Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

-- Продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

-- Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства;

Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.

При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

-- доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;

-- средний коэффициент сортности;

-- средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

 

Существенными задачами анализа качества являются:

-- изучение динамики перечисленных показателей;

-- выполнение плана по их уровню;

-- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;

-- определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия. Выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (ВР) и прибыль (П):

ТП = (Ц1 – Ц0) х К1,

ВР = (Ц1 – Ц0) х VРП1,

П = [ (Ц1 – Ц0) х VРП1] – [(С1 – С0) х VРП1],

 

где Ц0 и Ц1 -- соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 -- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 -- количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

 

Брак является косвенным показателем качества продукции, который делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и другие.

 

Задача

Исходные данные: В табл.1 имеются данные для оценки выполнения плана по сортности продукции.

Требуется рассчитать:

- коэффициент сортности;

- плановую и фактическую средневзвешенную цену;

- влияние изменения количества выпущенных изделий на стоимость продукции методом разниц процентов в табл.2

- по результатам расчетов составить баланс отклонений и сделать выводы.

 

Расчет:

Таблица 1

  Сорт продукции Цена за единицу, руб. Количество выпущенных изделий, тыс.шт. Выпуск продукции в отчетном году, тыс.р.
  По цене 1 сорта
План Факт План Факт План Факт
I II III              
Итого: -            

 

1. Коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству:

по плану: Ксорт. = 16000/21000 =0,76

фактически: Ксорт. = 18000/22300 = 0,81

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

по плану: Ксорт. = 6970/ 7350 =0,95

фактически: Ксорт. = 7480/ 7805 = 0,96

выполнение плана по качеству = 0,96/0,95х100%=101,05%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: