Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственный экономический университет»
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом Института права
(протокол №____ от ______________)
Директор Института права д.ю.н.,
профессор Павлушина А.А.
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«История политических и правовых учений»
Направление подготовки/специальность 030900 Юриспруденция
Профиль/специализация
____________________________________________________________________________
Согласовано:
Зав. выпускающей кафедрой
«_______________»
Согласовано: | Рассмотрено к утверждению |
Методический отдел ________________________ 20___ г. | на заседании кафедры теории и истории государства и права |
______________________________ | (протокол №_____от___________________) Зав. кафедрой д.ю.н., профессор Болгова В.В. _________________ |
Согласовано: Научная библиотека СГЭУ _______________________ 20____ г. ______________________________ |
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Самара 2014 г.
Место дисциплины в структуре ООП
1.1. Цели и задачи дисциплины
Основная цель учебной дисциплины «Истории политических и правовых учений» состоит в том, чтобы помочь студенту освоить базовый понятийный аппарат юридической науки, получить общее представление о закономерностях возникновения и развития государственно-правовых явлений.
К задачам курса относится:
· помочь студентам уяснить природу и сущность государства и права;
· выявить и объяснить основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
|
· дать общее представление о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права.
История политических и правовых ученийотносится к профессиональному циклу дисциплин.
Требования к знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения теории государства и права:
знать отечественную и всеобщую историю;
знать основы конституционного строя, государственного устройства и права России;
знать основы культуры, обычаев России и ее регионов;
знать систему органов конституционного контроля России, правоохранительных органов России;
владеть навыками грамотной письменной и устной речи;
владеть основами общей культуры речи;
владеть основами этических норм;
владеть навыками самостоятельной поисковой работы;
уметь логически выстраивать беседу и ответы на заданные вопросы;
уметь конспектировать, владеть навыками скорописи;
уметь аналитически и предметно рассматривать явления и процессы;
обладать чувством долга и ответственности.
1.2 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами образовательной программы
Дисциплина Б3.В.ОД.7 «История политических и правовых учений » в соответствии с требованиями ФГОС ВПО включена в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла образовательной программы по направлению подготовки бакалавра 030900 «Юриспруденция » в соответствии с профилем подготовки.
|
Освоению данной дисциплины предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социального - экономического цикла учебного плана: «Политология», «Социология», «Культурология», формирующих общекультурные компетенции (ОК):
При освоении программы у обучающихся формируются знания по истории политических и правовых учений, умения и навыки, необходимые для изучения последующих дисциплин, подготовки и написания выпускной квалификационной работы бакалавра, для их использования в дальнейшей профессиональной деятельности.
Междисциплинарные связи с дисциплинами образовательной программы
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||
Конституционное право зарубежных стран | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Административное право | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Гражданское право | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Международное право | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Арбитражный процесс | + | + | + | + | + | + |
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр | Дисциплина | Компетенции | ||||||
Б3.В.ОД.7 | История политических и правовых учений | ОК – 3 | ОК -7 | ОК -9 | ПК – 2 | ПК-9 | ПК –15 | ПК – 19 |
Компетенции по истории политических и правовых учений
Дисциплина | Компетенции | |
История политических и правовых учений | ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | |
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История политических и правовых учений» | ||
Цель дисциплины | формирование юридического мировоззрения у студентов, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности; | |
Задачи (научить) | 1. формирование у обучающихся твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости; 2. уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о закономерностях становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России; 3. приобретение умений анализа памятников политико-правовой мысли, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации; 4. овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ политико-правовых идей, концепций, доктрин и теорий. 6. показать эволюцию европейской и российской политико-правовой мысли, в рамках которой постепенно выкристаллизовывалось убеждение в особой значимости государства и права для создания свободного гражданского общества; 7. продемонстрировать всеобщую преемственную связь основных направлений государственно-правовой мысли различных эпох; 8. научить обучающихся находить в каждом из направлений рациональные моменты, которые способствовали формированию современного представления о роли государства и права в жизни общества. | |
В процессе освоения данной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующее: | ||
Общекультурные компетенции | ||
ОК – 1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: общекультурные и профессиональные качества юриста; особенности профессионального правосознания; Уметь: формировать общекультурные и профессиональные качества юриста, высокое профессиональное правосознание, бороться с проявлениями правового нигилизма и недостатками в своей профессиональной деятельности; Владеть:общекультурными и профессиональными качествами юриста, необходимыми для осуществления профессиональной юридической деятельности. | |
ОК – 3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее осуществления | Знать:общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления; Уметь:применять общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления; Владеть:навыками культурного общения, а так же работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа). | |
ОК – 7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Знать: - закономерности возникновения, становления и развития политико-правовой мысли стран Западной Европы, Востока и России; - теоретическое обоснование важнейших политико-правовых институтов на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли; Уметь: самостоятельно анализировать политико-правовые явления и памятники политико-правовой мысли, раскрывать их взаимосвязь на разных этапах исторического развития; Владеть: - навыками аналитической работы с политико-правовыми идеями, концепциями, доктринами и теориями; - навыками применения политико-правового опыта к конкретным жизненным ситуациям; - навыками сравнительно-исторических исследований политико-правовой мысли определившими формирование современных представлений о роли государства и права в жизни общества; - навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов. | |
ОК – 8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Знать:основныеположения социальных, гуманитарных и экономических наук, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач; Уметь:определять блок социальных, гуманитарных и экономических наук и их составляющих, необходимых для решения профессиональных задач; Владеть:навыками изучения и применения гуманитарных (философия, политология, социология, экономическая теория и т.д.), обще-правовых (теория и история государства и права и др.) и смежных отраслевых юридических дисциплин (административное право, муниципальное право и др.) для решения профессиональных задач. | |
ОК – 9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Знать:исторический генезис и современное состояние процессов становления и развития теоретического осмысления государственно-правовых институтов; социальные, политические и экономические процессы, определявшие возникновение, становление и развитие политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока, России; Уметь:анализировать социально значимые процессы определявшие возникновение, становление и развитие политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока, России; Владеть:навыками сбора, обобщения и анализа информации о социально значимых процессах и проблемах развития государств. | |
Профессиональные компетенции | ||
ПК – 2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать:содержание,формы и способы реализации законодательства в зарубежных странах, способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Уметь:применять нормы законодательства зарубежных стран в конкретных практических ситуациях. Владеть:навыками анализа правоприменительной практики. | |
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Знать: зарубежное законодательство о правах человека и гражданина, международные акты в области прав человека; Уметь: соблюдать права человека и гражданина в своей профессиональной деятельности, а также использовать свои профессиональные юридические знания в целях защиты прав и свобод человека и гражданина; Владеть: навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. | |
ПК – 15 способен толковать различные правовые акты | Знать:законодательство зарубежных стран и России в различные исторические периоды; Уметь:толковать и анализировать нормы законодательных актов зарубежных стран и России, необходимые для осмысленипя политико-правовой мысли; Владеть: приемами и способами анализировать и решать юридические проблемы в сфере истории политических и правовых учений. | |
ПК – 17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическим уровне | Знать:основные теоретические положения и законодательные акты дисциплины истории государства и права зарубежных стран; Уметь:изучать,анализировать законодательство зарубежных стран, делать соответствующие теоретические выводы и доводить их до сведения обучающихся; Владеть:приемами изучения и анализа государственности зарубежных стран в различные исторические периоды; | |
ПК – 18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать:методику преподавания дисциплины, основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран; Уметь:применять методику преподавания и основные теоретические положения истории государства и права зарубежных стран при проведении самостоятельной работы обучающихся; Владеть:приемами и способами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине истории государства и права зарубежных стран; | |
ПК – 19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать:нормативно-правовую базуи основные теоретические положения дисциплины истории государства и права зарубежных стран в процессе формирования правосознания обучающегося; Уметь: применять полученные знания в своей профессиональной деятельности; Владеть:нормативно-правовой базой и теоретическими положениями для эффективного осуществления правового воспитания. | |
|
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать: природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права.
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами.
- этапы становления и развития политико-правовой мысли;
- основные памятники политико-правовой мысли стран Западной Европы, Востока и России на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;
- основные закономерности становления и развития политико-правовой мысли в странах Западной Европы, Востока и России;
- особенности становления государства и права в странах Западной Европы, Востока и России;
- теоретическое обоснование важнейших политико-правовых институтов на различных этапах становления и развития политико-правовой мысли;
быть способными обобщить результаты, полученные в процесс изучения как гуманитарных, так и обще юридических дисциплин;
уметь самостоятельно анализировать политико-правовые явления и памятники политико-правовой мысли, раскрывать их взаимосвязь на разных этапах исторического развития;
иметь:
- навыки аналитической работы с политико-правовыми идеями, концепциями, доктринами и теориями;
- навыки применения политико-правового опыта к конкретным жизненным ситуациям;
- навыки научно-исследовательской работы в области юриспруденции;
- навыки сравнительно-исторических исследований политико-правовой мысли определившие формирование современных представлений о роли государства и права в жизни общества.
обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.
На изучение дисциплины истории политических и правовых учений отводится 90 часов.
3. Объем и виды учебной работы
Преподавание учебной дисциплины «История политических и правовых учений» строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов.
Для студентов очной формы обучения:
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
Для студентов заочной формы обучения:
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
Содержание дисциплины
4.1. Темы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Темы занятий | Вид занятий | ||
Лекц. | Практ. Заня-тия | СРС | ||
Предмет и метод истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин | 1 час | |||
Становление и развитие политико-правовой идеологии | 1 час | |||
Политические идеи в государствах Древнего мира и средних веков | 2 час. | |||
Политические и правовые учения Нового времени | 2 час. | |||
Либеральные политико-правовые доктрины | 1 час | |||
Теория разделения властей | 1 час | |||
Ранний социализм | 1 час | |||
Правовые и политические учения Канта и Гегеля | 1 час. | |||
Теория естественного права | 1 час. | |||
Социалистические политико-правовые теории | 1 час. | |||
Марксистские политико-правовые учения | 1 час. | |||
Основные политические учения второй половины XIX века и XX века | 2 час. | |||
Политические и правовые учения в России | 2 час. | |||
Итого | 18 час | 18 час | ||
Всего по курсу: | ||||
Итоговая аттестация: | Экзамен (1 семестр) |
4.2. Содержание разделов и тем