Одной из главных задач статистики является измерение образовательного потенциала общества; изучение процессов его формирования, дифференциации и использования.
Образовательный потенциал общества – накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
В современных условиях стали актуальны проблемы:
· доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
· выявление приоритетов в развитии системы обучения;
· выработки понятия и методики измерения качества образования.
Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности, которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать – те, кто мог подписываться. «Неграмотный» - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.
Согласно международному определению грамотности взрослого населения, грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.
Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В ходе исследований оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводится по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.
|
В России до сих пор не определено содержание понятия «компьютерная грамотность», основное (базовое) и среднее образование отождествляется формально с числом законченных классов.
При проведении переписи населения фиксируется уровень образовательного учреждения: общеобразовательные школы, НПУ, СПУ и ВУЗы. Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа гос. образца.
При такой программе обследования недоучтенными оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации) по ступеням обучения.
На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее распространенными показателями здесь являются:
· процент грамотных среди населения в возрасте до 15 лет и старше;
· уровень грамотности среди взрослых;
· число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее образование;
· число лиц с высшим образованием;
· средний уровень образования в годах обучения (начальное – 4 года, высшее – 15).
Обобщающие показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста.
|
Наиболее распространенными показателями здесь являются:
брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения – долю детей соответствующего возраста, зачисленных на различные ступени обучения;
охват – отношение учащихся определенной ступени к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;
долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования.
Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:
,
где - средний уровень образования в j-группе;
- доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.
В зависимости от тенденций в демографических процессах выделяются различные стадии в развитии системы образования в целом, определяются приоритетные ступени обучения.
На уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенным Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии.