Общеобразовательные школы реализуют программы начального общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются· звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем российским гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.
Статистка анализирует изменение общей численности учащихся.
Движение обучающихся в течение учебного года изучается с помощью следующего управления:
Y1= Y0 + П – В,
где Y1и Y0 – численность учащихся на начало и конец учебного года;
П – поступление и перевод учащихся в течение года;
В – выпуск и выбытие учащихся в течение года.
На основе такой информации вычисляются следующие два показателя:
• средняя численность учащихся за учебный год
YУЧ = ;
• средняя численность учащихся за календарный год
.
Изучаются не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам. Успеваемость школьников оценивается через показатель коэффициента перевода учащихся в последующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оценивать условия обучения в общеобразовательных школах можно через показатели сменности занятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. Эти показатели имеются в государственной статистике.
Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихея в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проблема трудоустройства молодежи после окончания школы. С 1992 г. Комитетом по труду и занятости РФведется учет безработных и незанятых выпускников школ.
|
Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей, совместителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движение педагогических кадров (прием, увольнение), текучесть и закрепляемость учителей, особенно молодых педагогов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразовательных школ, и среднемесячная заработная плата.
К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируется площадь учебных помещений.
Статистика общеобразовательных школ дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений.
Анализ развития школьного образования проводится на разных уровнях
обобщения данных:
· по школьному образованию в целом;
· по данным общеобразовательных школ различных форм собственности;
· по ступеням обучения:
· по регионам;
· по каждой отдельной школе.
Рассмотрим специфику изменения системы показателей для каждого из перечисленных уровней, характеризующего изменение финансовых, трудовых, материальных и институциональных ресурсов и их соответствие изменению численности учащихся школ' и детей и подростков соответствующего возраста, В качестве метода анализа будем использовать сравнение фактической динамики показателей, входящих в систему, с социально-экономической нормалью. Под социально-экономической нормалью понимается теоретически обоснованное соотношение изменений показателей. исходя из предположения об обеспечении качества среды обучения.
|
Для школьного образования в целом социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:
IР IА IB IУ IД ,
где I – индекс изменения значения данного показателя в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом (годом);
Р - текущие расходы общеобразовательных школ;
А - число общеобразовательных учреждений;
В - численность учителей;
У - численность учащихся общеобразовательных школ;
Д - численность детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Для общеобразовательных школ различных форм собственности социально-экономическая нормаль приобретает вид:
IР IА IB IУ,
Для каждой ступени школьного обучения социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:
IА IВ IК IС IП ,
где К j - число классов на j-й ступени обучения;
С j - численность учащихся, обучающихся:
а) в начальных (1-3) классах,
б) в основных базовых (5-9) классах,
в) в старших классах (10-11).
;
Пj - численность молодежи в возрасте:
а) от 6 до 9 лет включительно,
б) от 1О до 15 лет включительно,
в) от 1бдо 17 лет включительно,
.
Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:
IР IА IB IУ IК IС IД .
Для каждой отдельной школы
IР IB IК IУ.
Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согласованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональными ресурсами.
|