И о других благочестивых дарах
(Кар. 2, s. 86) Повествователь рассказывает о сокровище, хранимом в серебряном ларце, которое Карл получил от патриарха Фортуната в Иерусалиме65 по свидетельству, читаемому в Житии Хидульфа, в четвёртой главе.
В году 799 этот патриарх послал к вышеупомянутому королю некоего священника, дабы тот, назначенный Аароном, тогдашним королём Персии, коего ради его славного имени и великой власти уважал Каролус, добился во имя свободы Святого Гроба для всех христиан, живущих на Святой земле, милости и позволения исповедовать открыто свою веру и жить сообразно. В названном серебряном ларце было не что иное, как святая кожица от обрезания Господа нашего и Спасителя, частица Святого Креста и часть от платья всеблаженной Девы (s. 88) вместе с другими почитаемыми святынями66, о которых дальнейшее возвещает стариннейшая из рукописаний история об этом нашем Святом Кресте.
Повествователь также сообщает, что эти святыни также упоминает Гебвилер в Житии св. Оттилии и Вимпфлингус (Catalogus Episcoporum Argentinens, unter Conrado dem 58. Bischoff zu Strassburg67); далее перенесение святынь из Иерусалима упомянуто Амонием в его хронике (1. 4, с. 89 de Gest is Franc. Und Regino unter 799).
«И поскольку Гуго хорошо помнил, что такое сокровище могло быть потеряно, он, столь высоко ценимый и превознесённый королём, ничего другого не желал и не вожделел, кроме как этого драгоценного, хранимого сокровища».
Так что Гуго просит это сокровище:
«Прошу и взыскую от вашего королевского величества только тех даров, присланных из Иерусалима, среди коих часть Святого Тела нашего Спасителя, дарующего нам блаженство, частица Святого Креста68 пролитая за нас Кровь и другие святыни, да будут они переданы и представлены мне, ибо только это одно-единственное может изгладить и погасить причинённый мне позор». Сие алкание король принял близко к сердцу и ответил кратко, говоря: возлюбленный мой Гуго, ты требуешь большего, чем если бы ты потребовал всё моё королевство, но всё-таки, дабы сдержать моё слово, намерен я приказать пусть мне самому в ущерб, дабы твоё желание было исполнено, и да будет отныне твоим то, что доселе оставалось моей утехой и радостью.
О благоговейной любви Гуго
И его супруги к этой святыне
(Кар. 3, s. 391) Невозможно сказать, сколь дружественно и утешительно для князя было действительное обладание этим драгоценным, поистине королевским сокровищем; стоило взглянуть на него, и сразу же исчезала боль от минувшей грозы и само воспоминание о ней, так что он почитал себя блаженным, выдержав и претерпев то, что открыло и проложило ему путь к стяжанию подобной благодати. Оставалась только забота, как доставить столь дорогой ценой обретённое сокровище восвояси, дабы обрадовать и своих присных. Так что, завершив обратный путь, сердечно приветствовал он княгиню, свою супругу, и ближайших знакомцев, явил им тотчас же и драгоценные дары не в силах скрыть своей радости и говорил им так: «Вот они, дарения, которые Каролус пожаловал своему служителю во утешение ему. О драгоценный ковчег и святой ларец, где таится очень дорогое сокровище, обогащающее меня и весь мой род!
Передняя сторона креста, изготовленного согласно повелению Гуго Турского.
Из «Зильберман П.А. Описание Хоенбурга или
Горы Святой Одиллии (St. Odilienberg). Страсбург, 1781
![]() |
Обратная сторона креста, изготовленного согласно повелению Гуго Турского.