Эти дисциплины являются исходными и основополагающими для успешного освоения ряда специальных дисциплин, формирующих технический кругозор техника-технолога.




КОГПОАУ «ВЯТСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

Учебно-методические указания и задания

по выполнению контрольных работ студентам

по специальности 15.02. 08 «Технология машиностроения»

По дисциплинам: ОП.06 «Процессы формообразования и инструмент» и ОП.07 «Технологическое оборудование»

 

 

Составитель: преподаватель Юркус Андрей Иванович

 

Киров 2018

Учебно-методические указания по выполнению и оформлению контрольных работ по дисциплинам ОП.06 «Процессы формообразования и инструмент» и ОП.07 «Технологическое оборудование».

Эти дисциплины являются исходными и основополагающими для успешного освоения ряда специальных дисциплин, формирующих технический кругозор техника-технолога.

 

Целями дисциплин являются:

- изучение физических основ процессов изготовления и обработки конструкционных материалов резанием и их технико-экономических характеристик;

- изучение основ устройства и работы оборудования, инструментов и приспособлений в технологических процессах производства материалов, заготовок и деталей машин.

Задачами дисциплины являются:

- изучение основных групп материалов, их свойств, технологии получения и упрочнения, областей применения;

- дать будущим специалистам знания по технологическим методам получения и обработки заготовок деталей машин, обеспечивающих высокое качество продукции, экономию материалов и высокую производительность труда;

- изучение технологических возможностей производственных методов, их назначения, достоинств и недостатков, областей применения;

- изучение принципиальных схем станков, инструментов, приспособления и оснастки, их назначения и применения.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- сущность методов получения обработки резанием основных конструкционных материалов (металлических и неметаллических), а также технологические особенности методов формообразования и обработки заготовок и деталей заданной формы и качества.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- назначать обработку для получения заданных чертежом геометрических параметров и качеств машиностроительных деталей;

- самостоятельно выбирать и разрабатывать наиболее эффективные способы получения и обработок заготовок, исходя из заданных эксплуатационных требований к детали;

- пользоваться ГОСТами, технической и справочной литературой и другими источниками;

- устанавливать наиболее рациональные методы контроля за выбранными (разработанными) технологическими процессами.

В соответствии с учебным планом студенты выполняют две контрольных работы.

В контрольную работу по «Процессам формообразования и инструментам» включены вопросы по основам технологии обработки металлов резанием.

В контрольную работу по «Технологическому оборудованию» включены вопросы по металлорежущим станкам, их классификации, конструктивным особенностям, а также по основным станочным приспособлениям и оснастке для обработки заготовок на станках.

Вариант индивидуального задания на каждую контрольную работу, состоящий из двух вопросов, выдается преподавателем или выбирается самим студентом по таблице приложения №1 по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

 

Требования к выполнению контрольной работы

 

Каждая контрольная работа выполняется в отдельной ученической тетради объемом 12 листов. Все страницы должны быть пронумерованы, на них должны быть отчеркнуты поля шириной 30мм (для замечаний рецензента).

Допускается работу выполнять на листах формата А4, текст печатать на принтере ПЭВМ через 1 интервал на одной стороне листа бумаги шрифтом Times New Roman №14.

После титульного листа (выдаётся техникумом) должен быть лист «Содержание» с указанием номера и названия вопроса и номера страницы по тексту работы, с которой начинается изложение этого вопроса. Количество листов (страниц) ответа на конкретный вопрос должно быть минимальным, но достаточным, чтобы изложить суть вопроса.

При выполнении контрольной работы должен быть записан текст вопроса и в скобках указан его номер согласно перечню (по приложению №1). Допускается выделение вопроса подчеркиванием, например: «Вопрос №2 (29 ). Рассчитать основное (машинное) время при фрезеровании в два прохода плоскости длиной l = 400мм цилиндрической фрезой диаметром D = 90мм с подачей S = 16,3мм/мин, глубиной резания t = 4мм и частотой вращения фрезы n = 25мин-1-. Изобразить схему обработки.

Все ответы должны быть краткими по форме, но достаточно полными и точными по содержанию. Работа пишется четко, грамотно, разборчивым почерком. Ответы должны быть иллюстрированы рисунками, схемами и графиками.

Контрольная работа должна быть представлена студентом на рецензию в установленные сроки. После рецензирования работа возвращается студенту для доработки и (или) исправления ошибок в соответствии с замечаниями рецензента. Преподаватель зачитывает работу после собеседования по ней со студентом и ставит дату и подпись. На экзамен (зачёт) студент должен являться с полностью зачтённой работой.

Иллюстрации

 

Иллюстрации могут выполняться как непосредственно в тетради, так и на отдельных листах вручную с помощью чертежных приборов, либо путем калькирования или применения копировальных устройств и вклеиваться в соответствующее место текста. Иллюстрации должны называться «Рисунок» и иметь сквозную нумерацию.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены по тексту возможно ближе к соответствующим разделам текста, либо на отдельных листах. Иллюстрации должны быть размещены так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы, либо с поворотом по часовой стрелке на 90º.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), например:

 

Рисунок 1 – Схемы поверхностей, движений и глубины резания:

а) при точении; б) при строгании

 

Слово «Рисунок» в тексте допускается сокращать. При ссылках на иллюстрации следует писать: «в соответствии с рисунком 2», или «(рис. 2)». Можно ссылки на иллюстрации давать с сокращённым словом «смотри», например, «(см. рисунок 4)».

Формулы и расчеты

 

Формулы следует выделять из текста свободными строками: выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, она должна быть перенесена после какого-либо знака арифметического действия, как то: «+»; «–»; «·»; «:»; «=».

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа записывают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:

где σ – напряжение, МПа;

Р – нагрузка, Н;

F – площадь поперечного сечения, м2

 

В формулу подставляются числовые значения, полученные по результатам предыдущих расчетов и (или) справочные данные. При ответе на вопросы нужно использовать данные, приведенные в приложениях 3-5.

 

Ссылки на использованную литературу

 

Ссылки на использованный литературный источник в тексте работы осуществляются указанием его порядкового номера по списку литературы, заключенного в квадратные скобки, например: «[1]».

Сам список использованной литературы составляется либо в алфавитном порядке, либо в порядке появления ссылок в тексте и размещается в конце работы.

Библиографическое описание литературных источников, приведенных в списке литературы, следует выполнять по ГОСТ 7.1-84. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Если студент при составлении ответа на вопрос контрольной работы встретит затруднения и не сможет найти ответ в рекомендуемой литературе, он должен обратиться в техникум за консультацией.

 

Для выполнения контрольных работ рекомендуется следующая литература:

1. Дальский А.М., Арутюнова И.А., Барсукова Т.М. и др. Технология конструкционных материалов. М.: Машиностроение, 1977. – 664 с.

2. Босинзон М. А. Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)6 учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ М. А. Босинзон. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.

3. Адаскин А. М. Современный режущий инструмент: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. М. Адаскин, Н. В. Колесов. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

4. Братан С. М. Теория резания. Практикум.: Севастополь, СевНТУ, 2010.

5. Ящерицын П. И., Фельдштейн Е. Э., Корниевич М. А. Теория резания учебн. -2-е изд. испр. и доп. – Минск, Новое знание. 2006. -512 с.: ил.

6. Черепахин А.А. Технология конструкционных материалов: Обработка резанием/ А.А.Черепахин, В.А.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

7. Технология конструкционных материалов: учебник для машиностроительных специальностей/ [А.М. Дальский, Т.М. Барсукова, Л.Н. Бухаркин и др.]; под ред. А.М. Дальского. – 5-е изд. – М.: Машиностроение,

8. Технология конструкционных материалов. Под общ. ред. А.М. Дальского. М.: Машиностроение, 1985. – 448 с., ил.

9. Резание конструкционных материалов, режущие инструменты и станки. Под ред. проф. П.Г. Петрухи. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1974. – 616 с., ил.

10. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 /Под рад. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерикова.- 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Машиностроение, 1985. 496 с., ил.

11. Краткий справочник металлиста/Под общ. Ред. П. Н. Орлова, Е. А. Скороходова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. – 960с.:ил.

12. Металлорежущие станки (альбом общих видов, кинематических схем и узлов). Кучер А. М., Киватицкий М. М., Покровский А. А. – М.: Машиностроение, 1972. -308 с., таблиц 1, ил. 143, библ. 40 назв.

13. Металлорежущие станки. В 2-х т. Т. 1 /Под ред. Н. С. Ачеркана. 2-е перераб. изд. – М.: Машиностроение, 1965. -764 с., ил.

14. Металлорежущие станки. Еникеев Х. М., Налчан А. Г. /Под. Ред. А. Г. Налчана. – М.: Машиностроение, 1962. -664 с., ил.

 

Вопросы к контрольной работе по дисциплине ОП.06 ПРОЦЕССЫФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ

1. Привести схемы основных видов обработки металлов резанием (точения, сверления, строгания, фрезерования, шлифования). Обозначить элементы параметров резания (V, S, t) и дать им определение для каждого вида обработки.

2. На схемах точения, сверления, строгания, фрезерования, шлифования показать обрабатываемую, обработанную поверхности и поверхность резания.

3. На эскизе токарного резца показать углы (α, β, γ, δ, φ, φ1 , ε, λ), дать им определение, указать их примерные числовые значения и пояснить, как они влияют на процесс резания.

4. Кратко описать материалы для изготовления металлорежущих инструментов: углеродистые, легированные, быстрорежущие стали, металлокерамические твердые сплавы, белая и чёрная керамика, СТМ (сверхтвёрдые материалы). Указать основные марки, химический состав, область применения.

5. Описать требования к металлорежущему инструменту (механическая прочность, износостойкость, твердость, теплостойкость, минимальная склонность к слипанию (наростообразованию)).

6. Привести эскизы и описание видов стружек (сливной, скалывания, надлома) согласно классификации И.А. Тиме. При каких условиях получается каждый вид стружки?

7. Привести схему и написать уравнение теплового баланса процесса резания. Пояснить, как распределяется тепло между стружкой, заготовкой, лезвием инструмента и окружающей средой?

8. Описать виды износа инструмента: абразивного, адгезионного, окислительного, электродиффузионного. Привести рисунки.

9. Описать пути повышения стойкости режущих инструментов.

10. Привести эскизы износа режущих инструментов (резца, сверла, зуба фрезы). Какие факторы и как влияют на интенсивность изнашивания инструментов?

11. Изложить критерии оценки обрабатываемости резанием различных материалов.

12. Привести схемы способов подвода в зону резания смазочно-охлаждающей жидкости и дать краткую характеристику каждого способа.

13. Что понимается под шероховатостью поверхности согласно ГОСТ? Привести и пояснить графические зависимости шероховатости поверхности от элементов режима резания (V, S, t).

14. Дать понятие СОЖ (смазочно-охлаждающей жидкости). Предназначение СОЖ. Для обработки резанием каких материалов применяются какие СОЖ?

15. Описать, какие факторы и как влияют на силу резания при точении. Привести графические зависимости.

16. Описать порядок расчёта мощности и крутящего момента резания при точении.

17. Дать понятие стойкости инструмента. Описать, какие факторы и как влияют на стойкость инструмента. Привести графические зависимости стойкости от различных параметров процесса резания. Что такое «период стойкости»?

18. Дать понятие скорости резания. Описать, какие факторы и как влияют на скорость резания, привести графические зависимости.

19. Привести формулу для расчёта скорости резания при точении. Описать, как будет меняться скорость резания при изменении подачи, глубины резания, периода стойкости инструмента.

20. Что такое «режущая керамика»? Указать марки режущей керамики и их состав.

21. Кратко описать пути увеличения производительности работы при токарной обработке (точении).

22. Дать понятие основному (машинному) времени. Привести формулу для его расчёта при точении и пояснить её, приведя схему продольного точения.

23. Дать понятие штучного времени. Из каких элементов оно складывается? Как, за счёт чего можно уменьшить штучное время?

24. *Рассчитать основное (машинное) время при сквозном сверлении плиты толщиной l = 50мм, если диаметр сверла D = 20мм, частота вращения сверла n = 250мин-1 и подача сверла S = 0,4мм/об. На схеме сверления показать элементы режима резания (V, S, t).

25. *Рассчитать эффективную мощность при продольном наружном точении конструкционной стали (σ в = 750МПа при подаче S = 0,21мм/об, глубине резания t = 2,7мм. Точение ведется резцом, оснащенным пластинкой твердого сплава Т15К6; период стойкости резца T = 90мин.

26. *Рассчитать силу Р z при обтачивании стального валика (σ в = 750МПа, глубина резания t = 3мм, подача S = 0,18мм/об; обработка ведется со скоростью 200м/мин). Найти эффективную мощность резания.

27. Требуется нарезать на горизонтально-фрезерном станке, имеющем делительную головку с характеристикой N = 40, цилиндрическое зубчатое колесо с прямыми зубьями и числом зубьев z = 19. Изобразить кинематическую схему делительной головки с установленной на ней заготовкой, а на шпинделе станка – фрезой. Указать тип фрезы и описать методику нарезания зубьев колеса методом копирования.

28. *Рассчитать необходимую мощность электродвигателя токарного станка при следующих условиях обработки заготовки из конструкционной стали: глубина резания t = 3мм, подача S = 1,1мм/об, диаметр заготовки до обточки D = 200мм, частота вращения шпинделя – 120мин-1, КПД станка η = 0,80. Привести схему обработки с обозначением элементов режима резания (V, S, t).

29. *Рассчитать основное (машинное) время при фрезеровании в два прохода плоскости длиной l = 400мм цилиндрической фрезой диаметром D = 90мм с подачей S = 16,3мм/мин, глубиной резания t = 4мм и частотой вращения фрезы n = 25мин-1. Изобразить схему обработки.

30. *Рассчитать составляющие силы резания Р z, Р x и Р y при обработке валика из конструкционной стали на токарном станке, с глубиной резания t = 3мм, подачей S = 0,3мм/об, со скоростью главного движения V = 200м/мин. Определить мощность электродвигателя для данной обработки, приняв КПД станка η = 0,80.

31. *Определить (дав расчёт), достаточна ли мощность электродвигателя 8кВт для продольного точения заготовки с диаметром до обработки 50мм, если обточка будет производиться со скоростью главного движения 120м/мин, а главная составляющая силы резания Р z равна 2800 Н; КПД станка η = 0,80.

32. *Определить скорость резания для сверла из стали Р18 и основное (машинное) время при сверлении глухого отверстия в чугуне твердостью 200НВ, если заданный период стойкости сверла Т = 30мин. Диаметр сверла 16мм, подача S = 0,33мм/об. Глубина сверления 30мм. Привести схему сверления.

33. На схеме строгания заготовки показать скорость главного движения (для продольно-строгального и поперечно-строгального станков), глубину резания, подачу и дать им определение. Привести схему строгального резца и показать на ней главные углы (α, β, γ). Указать материал лезвий резцов, применяемых при строгании.

34. Протягивание. Назначение и область применения обработки заготовок протяжками. Указать достигаемую точность обработки и шероховатость поверхности. На схеме протяжки указать ее составные части, и на схеме зуба протяжки – его главные углы. Дать им определение.

35. Какие виды абразивных материалов применяются для изготовления абразивных инструментов?

36. Привести эскиз цилиндрической фрезы с винтовыми (спиральными) зубьями и обозначить главные углы зуба фрезы (нормальный и осевой). Указать преимущества цилиндрических фрез с винтовыми зубьями.

37. Привести принципиальную схему и изложить сущность электроискровой и анодно-механической обработки. Указать область применения, производительность и точность обработки.

38. Привести принципиальную схему и описать сущность ультразвуковой обработки. Указать область применения, производительность и точность обработки.

39. Привести принципиальные схемы и изложить сущность обработки материалов лазерами, электронным лучом. Указать область применения.

40. Описать сущность обработки деталей поверхностным пластическим деформированием (ППД). Привести и пояснить схему выглаживания и обкатки шариком поверхности детали типа «вал», указав получаемые точность обработки и шероховатость поверхности.

 

Вопросы к контрольной работе по дисциплине ОП.07 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

1. Дать определение понятиям: «передача», «передаточное отношение». Привести схемы основных передач, применяемых в станках, и написать, чему равны их передаточные отношения.

2. Что такое привод станка? Каковы преимущества привода с бесступенчатым регулированием частоты вращения главного движения по сравнению с приводом, имеющим ступенчатое регулирование? Привести кинематические схемы этих приводов станков и пояснить их работу.

3. Привести кинематическую схему и структурную сетку привода главного движения токарно-винторезного станка модели 1А616 и определить по ней минимальную частоту вращения шпинделя.

4. Описать закон построения ряда частот вращения шпинделя станка при ступенчатом регулировании и ряда подач. Построить структурную сетку привода главного движения станка 2Н135.

5. Привести кинематическую схему главного движения вертикально-сверлильного станка 2Н135 и по ней подсчитать максимальную частоту вращения сверла. Привести схемы основных видов инструментов для обработки отверстий и описать область применения каждого из них. Указать точность и шероховатость обработанной поверхности после каждого инструмента.

6. Привести кинематическую схему главного движения широкоуниверсального фрезерного станка. Определить по ней максимальную частоту вращения шпинделей (вертикального и горизонтального).

7. Привести и пояснить схемы бесступенчатого регулирования скоростей вращательного движения в механизмах приводов станков.

8. Привести гидрокинематическую схему поперечно-строгального станка 737 и кратко описать работу гидропривода при рабочем ходе (строгании заготовки).

9. Область применения и особенности конструкции токарно-сверлильных станков. Особенности конструкции свёрл для этих станков.

10. Привести и пояснить схемы нарезания зубчатых колес: методом копирования и методом обкатки.

11. Принцип действия и сферы применения гидрокопировальных суппортов.

12. Кратко описать основные типы шлифовальных станков, указав схематически обработку поверхностей заготовок на этих станках. Какая точность обработки и шероховатость поверхности достигается при обработке заготовок на шлифовальных станках?

13. Станок модели 3А64. Дать расшифровку обозначения его модели. Привести кинематическую схему станка. В чём заключается его универсальность?

14. Привести схему бесцентрового шлифования и объяснить по ней, как осуществляется продольная подача заготовки на станке. Какие круги (твердые или мягкие) применяются при шлифовании закаленной стали и меди и почему?

15. Кратко описать устройство и работу круглошлифовального станка. Привести пример маркировки шлифовального круга, объяснив значение букв и цифр в этой маркировке.

16. Привести схемы способов шлифования деталей на круглошлифовальном станке с указанием характера движения обрабатываемой детали, шлифовального круга. Указать на схемах скорости главного движения и подачи, дать их размерности.

17. Перечислить виды отделочных операций при обработке металлов резанием, указать их назначение и оборудование, применяемое для выполнения этих операций. Дать характеристику шероховатости и точности обработанной поверхности при хонинговании.

18. Указать назначение и область применения токарно-револьверных станков; перечислить достоинства и недостатки этих станков по сравнению с токарно-винторезными. Изобразить схематически наладки на обработку какой-либо заготовки на токарно-револьверном станке с использованием в револьверной головке 5–6 инструментов.

19. Кратко описать устройство и работу радиально-сверлильного станка. По кинематической схеме станка (её следует привести) подсчитать максимальную частоту вращения шпинделя.

20. Описать сущность высокопроизводительной обработки металлов на токарных станках (скоростное и силовое резание). Дать эскизы применяемых резцов при этих видах обработки, указав их особенности.

21. Описать классификации металлорежущих станков по различным признакам: ЭНИМСа, по универсальности, по точности обработки, по габаритам, по массе.

22. Универсальная делительная головкаУДГ-160. Привести кинематическую схему настройки делительной головки для фрезерования косозубого зубчатого колеса.

23. С какой целью в паспорте станка приводится его кинематическая схема? Какую информацию о станке можно получить из кинематической схемы?

24. Описать работу токарного трёхкулачкового самоцентрирующего патрона. Привести схему патрона.

25. Для каких целей служат сверлильные кондукторы? За счёт каких элементов конструкции кондуктора обеспечивается точность сверления?

26. Какие станочные приспособления применяются на токарных станках 6-го типа?

27. Какие станки, согласно классификации ЭНИМС, принадлежат к 26-му типу? Какие детали (поверхности) обрабатываются на этих станках?

28. Привести рисунки элементов кинематических схем станков для преобразования вращательного движения в поступательное.

29. Какое устройство в конструкции станков 16-го типа обеспечивает возможность нарезания резьбы 4-х типов? Привести кинематическую схему.

30. Как маркируются широкоуниверсальные фрезерные станки согласно классификации ЭНИМС? Привести кинематическую схему такого станка. Объяснить его универсальность.

31. Привести кинематическую схему станка модели 2450. Расшифровать маркировку. Описать, для каких работ предназначен этот станок.

32. Какие детали изготавливаются на полуавтомате 525? Привести кинематическую схему станка. Привести рисунок оригинальной детали в кинематической схеме станка, благодаря которой обеспечивается реверсирование движений формообразования поверхностей обрабатываемой детали.

33. Изобразить, как на кинематических схемах станков изображаются передачи зубчатые, ремённые, цепные, винтовые.

34. Какие требования предъявляются к станочным приспособлениям для закрепления деталей?

35. По каким критериям оценивается точность станков? Как они влияют на точность изготовления деталей?

36. Для каких целей применяются в конструкциях станков ходовые винты и ходовые валики? Привести их изображение на кинематических схемах и по 3 примера применения ходовых винтов и валиков на станках.

37. Расшифровать маркировки станков:

38. С какой целью в станках применяются гитары сменных колёс? Привести примеры 3-х станков с гитарами сменных колёс. Для каких движений предназначены эти гитары?

39. Что такое «падающий червяк»? В каких станках и с какой целью они применяются? Привести примеры на 1 – 2-х кинематических схемах.

40. На каких станках какой группы осуществляется шевингование? Каким инструментом? Привести эскиз инструмента и кинематическую схему шевинговального станка.

 

Приложение 1

Выбор варианта контрольной работы по 2-м последним цифрам номера зачётной книжки

Номер варианта Вопрос № 1 Вопрос № 2 Номер варианта Вопрос № 1 Вопрос № 2
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Приложение 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: