Узнавание- на основе внешних и внутренних опор




32.

2.Психологическая культура- умение жить с позитивным взглядом на мир, конструктивно решать проблемы, быть ответственным, мудро относиться к сложным ситуациям, думать о целесообразности своих действий.

Психологическая культура – развитость таких качеств и умений как: позитивность, конструктивность, ответственность, привычка включать голову, целесообразность действий, педагогические взглЯды.

Основа- душевное здоровье.

32. Виды речи:

1. внешняя речь – практически осуществляемый обмен мыслями между людьми в процессе общения

a. устная (произнесение вслух)

b. монологическая

c. диалог

d. писменная

2. внутренняя –не выполняет ф-ций общения, а лишь обслуживает процесс мышления

3. активная- речь говорящего/пишущего

пассивная – слушающего

 

3,Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность. Вся материя обладает свойством отражения. основные формы: физическое отражение(неживая материя), физиологическое отражение (живой материи).

33. Чувства — это внутренние переживаемые к предметам и явлениям действительности.

Эмоции — это переживания, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Функции эмоций:

Оценочная, регуляторная, коммуникативная, сигнальная, приспособительная.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

 

 

4. 4. Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1. психические процессы;

2. психические состояния;

3. психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психические процессы подразделяются на познавательные (память и воображение), волевые.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы).

2. Эмоциональные (настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Св-во личн..типичное для индивида своеобразие его психической деятельности (темперамент, способность, характер)

34. Существует 4 теории1. Биологическая теория эмоций. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

2. Физиологическая.Джемса-Ланге. физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

3. кеннона- Барда. Его исследования показали, что телесные изменения и эмоциональные переживания происходят в одно и то же время.

4. Когнетивная теория. По мнению Шехтера, эмоциональные состояния – это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

5. информационная теория. Семёнов В,П, считал что сила и качество испытываемых эмоций в конечном счёте зависит от силы потребностей человека и оценке вероятности её удовлетворения на основе предыдущего опыта.

 

5.Лурия выделил 3 блока головного мозга:

Первый блок — блок тонуса коры, или энергетический блок, в его состав входят образования верхних отделов ствола мозга, ретикулярной формации и древней лимбической коры.

Основная функция этого блока — поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов. Нарушения блока ведут к изменению тонуса и активности, в снижении работоспособности, вялости, сонливости, вплоть до потери сознания и комы.

Второй блок — это блок приема, переработки и хранения информации. Он включает так называемые задние отделы коры, то есть теменные, височные, затылочные и, в отличие от первого блока, имеет модально-специфический характер. Основная функция этого блока -прием, переработка, хранение информации.

Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения. В него входят передние отделы больших полушарий. Ведущее место занимают лобные доли.

35. Виды эмоций:

1. эмоциональный тон ощущений возникает у человека от рождения

2. настроение относительно слабо выражено, переживаниями не относящ-ся к предмету

3. состояние аффекта, сильное относительно-кратковременное эмоции сопровождают неожиданные изменения ситуаций или внутренненго состояния человека

4.эмоции в узком смысле отношение более длительное не всегда проявляется во внешним поведении

5.страсть быстро возникает сильные и стойкие эмоции связанные с конкретным предметом, часто не осознаются и слабо контролируемыми

6.чувство в узком смысле слова, специфически вид эмоц-х ппереживаний

 

6. Психика (от греч. — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Основые характеристики психического отражения:

1.Даёт возможность адекватно отражать окружающую действительность, что подтверждается практикой

2. Активный процесс и психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психической отражение углубляется и совершенствуется в процессе онтогенеза и филогенеза.

4.Приломляется через индивидуальность человека

5.. Носит опережающий характер.

3 основные функции психики: ---информативная- создание образных окружений реальности—активная-наличие побуждающихмоментов для удовлетворения потребностей—регулятивная- контроль за осуществлением действий.

3состовляющих психики:

1.полноценная деятельность мозга

2.внешний мир, природный и культурный.

3.взаимодействие с людбми, активная передача новым накоплениям человеческой культуры и специфических человеческих способностей.

36. Особый вид эмоциональных состояний- стресс, возникающий при несоответствии приспособительных особенностей величине действий на человеке нагрузке., вызываемой перестройку психики и функционального состояния человека. 2 вида стресса: эустресс+, дистресс-

7.А.Н.Леонтьеву появление зачатков психики связано с возникновением чувствительности способностей реагировать на биологически нейтральные раздражители(звук, запах), которые являются сигналами биологически значимых объектах(пища, опастность), благодаря их объективно устойчивой связи.

По Леонтьеву толчком к появлению чувствительности мог послужить переход от жизни в однородной(гомогенной среде) к среде дискретивных вещественно оформленных объектов.Стимул к возникновению психики явилась само по себе условий жизни, что требовало отражать мир более совершенствованным способом.

37. Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, почти всегда переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и сознательным длительным процессом; сама цель не выходит за пределы ситуации, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, как только дан импульс.

Компоненты волевого действия:

1 Сознательность

2 Наличие цели

3 Наличие трудностей

4 Мобилизация сил.

 

8. Сознание- свойственно чел, способ отношений к объективной действительности, апосредован всеобщим фармированием исторической деятельности людей.

Характеристики сознания:

1.В структуру сознания входят совокупность знаний о мире, который носят общественно исторический характер, закреплена при помощи языка и обеспечивает мысленное предствавление и воображение действительности.

2.Разделение объекта и субъекта, в способность разделять объекта от своего отношения к нему.возможность познания других психических объектов и самого себя.

3.сознательный индивид облаедает способностью постановки целей.

38.Выделяют 3 групвол качеств:

1. Первичные-настойчивость сила воли

2. характерологические- характ

3.высшие волевые- ответственность дисциплинир-ть

Рубеншт считал, что воля возникает тогда когда человек может сделать выбор между своими влечениями.

Волевые проявл-я зависит от локуса контроля:Экстренальный(судьба) и интернальный способни характ)

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

9. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

(3) "надсознательные" процессы.

В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.

индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Два подхода:

Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.

Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

 

10. Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.

Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.

Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.

40. Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности, ее центр — самость. Анализируя основные идеи той или иной психологической концепции, мы будем фиксировать, какие она дает ответы на ряд ключевых вопросов: об отношении к телу, социальных взаимодействиях, воле, эмоциях, интеллекте, самости, психотерапевтической помощи.

 

11.Этапы психологического исследования:

1.эт – подготовительный. Необходимость решения определённой проблемы,её осознание. Изучение лит-ры по данному вопросу. Формулировказадачи:- определение объекта исследования (кого изучать)- предмет исследования (что изучать)

2.эт-исследовательский. Сбор фактических данных с помощью разных методов. Этапы, серии исследований

3.эт- обработка данных исследования. Количественный и качественный анализ данных исследования: анализ каждого зафиксированного факта, установление связей: факт-гипотеза выделение повторяющихся факторов, составление таблиц и построение графика.

4.эт-интерпритация данных и формулирование выводов. Установление правильности или ошибочности гипотезы

41. Процесс формирования личности стимулируется потребностями общества. Именно общественные нужды и запросы определяют меру развития человеческих способностей. Ведь известно, что чем выше цель стремлений человека, тем быстрее и социально продуктивнее развиваются его способности, таланты (М. Горький). Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

 

12. классификация методов исследования(ананьев):

1. организационные методы:

-сравнительный: (сопоставление различных групп испытуемых: положительный -можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, отрицательный -данные усредняются без учёта индивидуальных особенностей)

-лонгитюдный(выборочное, комплекское)

-комплексный(участие представителей разных стран (наук)

Эмперические методы

1.наблюдение и самонаблюдение

2.эксперементальные

3.психодиагностические(тесты,анкеты,интервью)

4.анализ процессов и продуктов деятельности

5.биографические

Методы обработки данных

Количественный(статистика и качественный(дифференциация материала по группам)

4.интерпритационные методы

Генетический и структурный

42. Направленность личности— это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

 

13. Самыми распространенными из эмпирических методов являются: наблюдение; эксперимент; опроса; тесты; анализ документов; изучения продуктов деятельности; экспертная оценка.

Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

Различают лабораторный и естественный эксперименты.

43. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...» (С. Л. Рубинштейн).

 

14. Вниманиеэто направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.

Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Функции:

1.активизация нужных и торможение не нужных в данный момент психических и физиологических процессов

2. способствует организованному и целенаправленному отбору поступившей в организм информации в соответствии с актуальными проблемами.

3.обеспечивают избирательную и деятельную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте и его видах деятельности

Критерии внимания:

1.ясность и отчётливость, содержание сознания находящийся в пол е внимания

2. «Внимательное действие» характеризуется улучшенным качеством продукта

3.материал находищий в поле внимания запоминается лучше даже если такое цели не ставили

4.внешние реакции обеспечивают условие лучшего восприятия сигнала

5.избирательность-это воспринимаемая только часть поступившей информации реагировать на отраж круг сигналов.

44. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.

15. Физиологическая основа – очаг возбуждения в коре головного мозга, который постоянно перемещается. Внимание тесно связано с другими психическими функциями.

Виды внимания:

2 основных вида: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)

Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени.

45. Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.

Типы игр:

1. Индивидуальные и групповые.

2. Предметные, т.е. включающие в игровую деятельность какие-либо предметы.

3. Сюжетные – разворачиваются по определенному сценарию.

4. Ролевые – где поведение человека ограничено определенной ролью, которую он играет.

5. Игры по правилам – те, которые регулируются определенной системой правил.

6.Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд

занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).

 

Структура внимания

· Устойчивость-длительность концентрации внимания

· Переключение-способность быстро и целенаправленно переходить от одного предмета к другим

· распределение – возможность одновременно выполнять различные виды деятельности

· объем внимания(5-7 объектов)

· концентрация-степень сосредоточенности на объекте

Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения).

Особое значение в организации внимания младенца имеют те объекты и те их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения.

46. Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

17. ощущение- это простейший психический процесс в отражении отдельных свойств и явлений материального мира, а так же внутренних состояний человека при непоредственном взаимодействии материальных раздражителей на собственные рецепторы.

Функции ощ:

1.Обеспечение взаимосвязи с внешним мироми чувственной основой психический деятельности(материал для построения психических образов)

2. превращение энергии внешнего раздражителя в различные формы психического отражения

3.является основой более сложных психических процессов и любых видов поведения и деятельности.

47. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

o Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

o Когнитивное (обмен знаниями)

o Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

o Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

o Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

· 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

· 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

· 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

· 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

· 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

· 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

18. Анализаторы (органы чувств) - сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на животных и человека.

Каждый анализатор состоит из состоит из трех отделов:

периферического отдела - органа чувств или рецептора, осуществляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражителей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);

центрального отдела - подкорковых и корковых структур, которые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга).

связующего звена - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным:

Эфферентный – это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

Афферентный – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Рефлекторная дуга включает рецептор, проводящие пути, центральную часть анализатора и эффектор - исполнительное звено, осуществляющее ответную реакцию организма на внешнее воздействие. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь.

48.. Группа – устойчивое объединение людей

Группообразующие признаки (для любой группы):

-Историчность.

-Общая жизнедеятельность (сходность условий).

-Стабильность существования.

Группы:

- реальные

- лабораторные, естественные

- большие, малые

Группы: их виды, размеры, структура Группы бывают:

- большими и малыми, от двух человек и более,

- условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие,

-официальные и не официальные,

-устойчивые и ситуативные,

- организованные и стихийные,

- контактные и неконтактны.

Группы:

-референтные(за группу)

-не референтные(против группы)

-антиреферент(безразличие)

 

 

19Согласно этой классификации ощущения делятся на:

1) зрительные

2) слуховые

3) кожные (тактильные, температурные, болевые)

4) кинестетические (ощущения движения отдельных частей тела) – помогают человеку без помощи зрения определять положение тела в пространстве.

5) Вестибулярные (ощущения равновесия)

6) Обоняние – обеспечивает человека информацией о наличие и концентрации в воздухе химических веществ

7) Вкусовые

8) Органические – тесно связаны с органическими потребностями и возникают. Как правило, при нарушениях автоматического протекания функций внутренних органов. Принято считать, что при нормальной работе внутренних органов данный вид ощущений у человека отсутствует. (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой систем организма)

 

49. Малая группа стала разрабатываться в ХХ в.

Характеристики:

- Совместная Деятельность (взаимодействие).

- Непосредственность контактов (контакт без посредников).

- Взаимовлияние.

Шоу. Малая группа – это группа людей, где каждый влияет на каждого и подвергается влиянию со стороны других.

Общая цель.

- Распределение группой функций и ролей.

- Члены группы оценивают преимущества от своего объединения как превосходящей издержки от этого объединения.

- Наличие чувства «мы», осознание своей групповой принадлежности.

Как только возникает опосредованность контактов – это большие группы, где есть малые группы.

Виды малых групп:

- Постоянные, временные, случайные.

- Фактор заданности (формальные – структурно заданная из вне, сама группа строит структуру – неформальная).

- Фактор значимости (группы участия, группы членства) – группы, к которым человек относит себя -формально, референтно – через них происходит социализация.

Коллективизм [от лат. collectivus — собирательный] — поведение людей, базирующееся на отчетливых и при этом жестко принципиальных представлениях, установках, стереотипах, убеждениях, с одной стороны, о приоритетной значимости лично для каждого из них общественных или групповых (если это сообщество просоциальной направленности) интересов, а с другой — о необходимости учета индивидуальных позиций, мотивов и потребностей членов сообщества.

 

20.восприятие - субъективный образ предмета явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов

Ощущение характеризует совокупность всех его свойств а так же восприятие проявляет взаимосвязь сенсорных и мыслительных процессов индивида.

Физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутри анализаторного и меж анализаторного комплекса нервных связей.Всякое восприятие включает в себя двигательный маторный компонент-ощупывание предмета, движение глаз, проговаривание.

50. В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и ксамой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиямсоциальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, однисобытия, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным.Чувства, интересы, внимание - вот те психические процессы, кото-рые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общ-ностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представ-лены не отношения, а вза имоотношения.Взаимоотношение-взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение- отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг.

 

 

21. Восприятиепроцесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.

Характеристики восприятия:

1) это процесс

2) восприятие порождает конкретный продукт – чувственный образ.

3) основное условие возникновения восприятия – воздействие внешнего мира на органы чувств.

Свойства восприятия:

Основные:

1) предметность

2) целостность

3) константность

1) реальность – мы верим в существование того образа, который воспринимаем

2) означенность – мы всегда опознаем предметы

3) полимодальность – информация для формирования образов поступает от рецепторов разных модальностей.

4) Неоднородность – есть фокус внимания и периферия. Фокус мы воспринимаем хорошо, а периферию не очень.

5) Историчность – в разных ситуациях и в разное время образ получается разный, неповторимый.

6) Биполярность – в образе восприятия всегда представлен не только окружающий человека внешний мир, но и сам воспринимающий.

51. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения.

- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей.

- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми - Этническая. Язык как средство объединения народ.

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

- жестика; - это разнообразные движения руками и головой

- мимика;

- пантомимика.

Техника эффективного общения

--Умейте слушать.

--Задавайте открывающие вопросы.

--Используйте юмор вместо иронии

--Будьте спокойны

--Аппелируйте к чувствам.

--Уходите вовремя, чуствуя меру

--Смотрите в глаза.

22.Класификация восприятия:

-По модальности(зрительные, вкусовые, обоятельные …)

По форме существования материи (пространство, время, движение)

По произвольности: (произвольное и непроизвольное.)

Виды людей в зависимости от их особенностей восприятия:Синтетический(воспринимает целое) аналитический(склонен выделять дитали)Объяснительный (стремлящийся к нахождению смысла или сути) описательный (не пытается выяснить суть)Объективный (опирается на соответствие реальности) субъективный(превности собственное мнение)

52. Лидерство – есть руководство, искусство мотивации группы людей на действия в направлении общей цели. Лидер вдохновляет и направляет людей на совершение тех или иных действий. Это человек обладающий сочетанием личностных навыков и качеств, которые заставляют других людей в группе следовать за ним и двигаться в указанном лидером направлении. Лидер не обязательно обладает какими-либо официальными полномочиями, лидером может быть обычный человек с минимальным необходимым набором качеств, которые помогают ему оказывать влияние на группу людей.Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: