Старая сказка на новый лад





Татьяна Шульман

Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5973054

«Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок / Т. Шульман.»: Прайм-Еврознак; Санкт-Петербург; 2009

ISBN 978-5-93878-900-5

Аннотация

 

Чем занять ребенка, которому наскучило возиться с машинками или куклами, и он пришел к вам со словами: «Поиграй со мной…»

Конечно, вы готовы поиграть с ним, ребенок предлагает игру наподобие жмурок-пряток… И тут вы задумываетесь, а есть ли такие игры, в которые было бы интересно и полезно играть и детям и взрослым?

Уверяем вас, такие игры есть!

В этой книге собраны игры для детей на все случаи жизни дома для всей семьи, на городских улицах и за городом, для большой детской компании, для парочки детей, скучающих дома и т. д. и т. п.

И самое главное, в эти игры интересно и полезно играть всем: и детям и взрослым!

 

Татьяна Шульман

Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

 

Вступление

 

Чем занять ребенка, если ему быстро надоедает возиться с машинками или куклами в одиночку? Включиться в его забавы, пытаясь выдумать что-то интересное, читать в сотый раз книжки, которые уже помнятся наизусть? А если играть с ним или с ними, причем так, чтобы не подавлять зевоту самому – то во что?

Вы переживаете, что семейный досуг все члены семьи проводят порознь – у телевизора или компьютера? И живут фактически каждый сам по себе, встречаясь только за обеденным столом?

Существует множество игр, увлекательных в равной степени для детей и взрослых, в которых с удовольствием может принять участие вся ваша семья.

А если вы оказались на даче, в лесу, выбрались из дома на пикник или просто вышли с детьми в хорошую погоду на улицу, тут уж сам Бог велел играть. И не надо думать, что все игры сводятся к пряткам, догонялкам или перебрасыванию мячика.

 

В нашей книге представлены игры для детей на все случаи жизни – дома для всей семьи, на городских улицах и за городом, для большой детской компании и для парочки детей, скучающих дома.

Различные задания «на сообразительность», творческие и логические, подвижные игры содействуют интеллектуальному и физическому развитию детей, сближению их с родителями и окружающими взрослыми, созданию теплой семейной атмосферы, развитию взаимопонимания.

И еще, знайте, что игры занимают детей дольше и проходят увлекательнее при участии взрослых. Так что играйте все вместе, не пожалеете!

 

ВЕЧЕР В ТЕПЛОЙ КОМПАНИИ

 

Играем всей семьей!

 

Когда-то, не так уж чтобы и очень давно, вечерами вся семья собиралась вместе. Взрослые и дети рассказывали друг другу о том, как они провели день, делились впечатлениями, обсуждали, как справиться с проблемами, смеялись… И именно это совместное времяпрепровождение и рождало в душах ощущение настоящей сплоченной семьи.

К сожалению, к настоящему моменту традиция «собраться вечерком у камина» почти исчезла: родители, как правило, работают до позднего вечера, дети целый день на занятиях в кружках, секциях, музыкальных и художественных школах, да даже если и свободны, то предпочитают усесться за компьютер и «замочить монстров».

И если вдруг у всех членов семьи выдается свободный вечерок, то взрослые и дети просто не знают, что же им делать и на что потратить неожиданно образовавшееся свободное время.

Наш совет вам: поиграйте! Сядьте рядышком, откройте нашу книжку, найдите в этом разделе игру и… играйте! Уверены, что удовольствие получат все: и взрослые, и дети.

 

Путешествие по карте

 

Возьмите любую географическую карту. Нарисуйте на ней линии для ходов, как в обычной игре с фишками и кубиком. Кружочки, по которым ходят фишки, рисуйте рядом с географическими объектами – озерами, реками, горами, городами и т. п.

Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или расходиться в разные стороны.

В процессе игры, переходя с кружочка на кружочек, рассказывайте детям, что там есть интересного, необычного.

Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географического объекта (река, море, океан).

Поиграйте в знаменитые путешествия – пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга или Кука.

Вместо фишек вы можете пользоваться маленькими игрушками, например от «киндер-сюрприза».

 

Картинки-загадки

 

Подготовьте для этой игры большую коробку и картинки с изображением различных предметов (хорошо подойдут картинки от детского лото).

Выберите водящего.

Водящий берет из коробки одну из картинок.

Не показывая остальным, что там нарисовано, он словами описывает предмет, нарисованный на ней. Участники игры предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто больше всех даст правильных ответов.

 

Найди клад

 

Настоящие искатели приключений любят и умеют читать карты и планы.

Сначала вместе с детьми нарисуйте план вашей комнаты. Подробно объясните им, что так вы нарисовали стул, а так – стол или диван – ведь это вид комнаты сверху. Проверьте, не забыли ли что-нибудь.

А теперь – самое интересное. Игроки выходят из комнаты или отворачиваются, а папа (ведущий) берет сокровище (игрушку или конфету) и прячет ее где-то в комнате. Это место он отмечает на плане крестиком и предлагает игрокам найти клад по карте. Маленькому ребенку можно помочь – поискать клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится.

Потом можно усложнить игру: устроить поиски клада по плану квартиры, двора или дачного участка.

 

Старая сказка на новый лад

 

Прочтите детям какой-нибудь маленький рассказик, сказку или отрывок.

Теперь предложите прочитать эту историю самим детям. Только пусть они перевоплотятся в кого угодно – в старика или двухлетнего ребенка, карлика, великана, разбойника или принцессу, тролля или робота, и читают текст не своим голосом, а голосом выбранного персонажа.

Читать в образе легче: вроде бы и не я читаю, а кто-то другой. А что я спотыкаюсь и читаю медленно – так это потому, что так нужно по роли.

Любой промах, при желании, можно обернуть в свою пользу – если понять это, не так страшно выступать перед публикой.

И слушатели не скучают: ведь им предстоит оценить работу.

 

Зевака

 

Играют три-четыре человека.

Возьмите обычную колоду карт. Отсортируйте карты по уровню, на «семьи» следующим образом: отдельно тузы, отдельно короли и т. п.

Если в игре принимают участие три человека, в колоду положите шесть карточных семейств, если четыре человека, то восемь семей.

Колоду перетасуйте и каждому раздайте по восемь карт. Договоритесь, кто будет ходить первым.

Проанализировав свои карты, каждый участник игры решает, какую семью он будет собирать.

Первый игрок обменивается с соседом слева картой, которую кладет лицом вниз. Отдав свою ненужную карту, каждый участник надеется получить необходимую ему. Второй игрок, участвующий в обмене, анализирует теперь свои карты и тоже обменивается картами с соседом слева.

Если какой-то игрок собрал семью, например, все дамы, он старается незаметно (или наоборот, быстро и шумно) положить свои карты на стол.

И все игроки повторяют это за ним.

Тот, кто последним бросит карты на стол, тот и есть «Зевака».

 

Фантазии из макарон

 

Возьмите несколько видов макаронных изделий (рожки, спиральки, ракушки) и раскрасьте их гуашью в яркие цвета. Чтобы они не пачкали рук, лучше смешать гуашь с клеем ПВА (в соотношении 1:1).

Подождите, пока краска высохнет. Подготовьте картон или белую плотную бумагу и клей. Предложите всем членам семьи сделать общий коллаж на тему, например: «Море и его обитатели» или

«Лесные жители». Такая «макаронная картина» несомненно, будет главным украшением вашей квартиры.

 

Кто лишний?

 

Замечательная логическая игра, которая развивает навыки анализа. А играть в нее можно на кухне, например, тогда, когда вы готовите обед, а ваш ребенок, не желая с вами расставаться, тоже сидит на кухне и скучает.

Положите перед вашим чадом, допустим, яблоко, апельсин и чашку.

А теперь задайте вопрос:

«Кто лишний в этой компании?»

Ответ должен быть обоснован. И чем больше разных обоснований, тем лучше. Например:

– Яблоко и апельсин можно катать, а чашку – нет.

– А почему?

– Потому что яблоко и апельсин – круглые, а чашка другой формы.

– Яблоко и апельсин – съедобные, а чашка – нет.

А что общего у этих предметов? Может быть то, что все они находятся на кухне? Как видите, открывается огромное поле для творческого подхода и нестандартных решений.

Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т. д.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать, например, на холодильнике из магнитной азбуки слова: названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и проч.

Знания, полученные как бы «между делом», во время игры, усваиваются значительно лучше, чем те, которые детям приходится специально заучивать.

 

Ассоциации

 

Напишите на листке восемь слов в два столбика – по четыре в каждом. Это могут быть любые существительные: названия предметов, явлений, имена людей и животных.

Получаются четыре пары слов (по одному слову из каждого столбика). Задача игроков – для каждой такой пары придумать как можно больше разных ассоциаций, связывающих эти слова. Ассоциации должны быть неожиданными.

Например, если придуманы слова «котенок» и «солнышко», то ассоциации могут быть такими:

• котенок греется на солнышке;

• котенок рыжий, как солнышко;

• глаза у котенка горят, как солнышко.

На выполнение задания можно отвести не больше пяти минут. Затем – сравнить все ассоциации на каждое слово; автор наиболее интересных и будет победителем.

 

Запомни!

 

Найдите дома десять-пятнадцать мелких предметов: это могут быть небольшие игрушки, ручки, значки и т. п. Заранее подготовьте листочки бумаги, ручки или карандаши.

Водящий раскладывает все предметы на столе и накрывает платком. Остальные участники игры становятся вокруг стола.

Водящий снимает платок и дает возможность играющим в течение тридцати секунд смотреть на все выставленные предметы, а затем снова накрывает их.

Каждый игрок записывает на листке предметы, которые он сумел запомнить, и отдает листок судье.

Победителями будут те, кому удалось запомнить все выложенные на столе предметы или же наибольшее их количество. Само собой разумеется, что подсказывать друг другу не стоит, иначе теряется всякий смысл состязания.

Можно играть и вдвоем – тогда игрок получает столько очков, сколько предметов он запомнил.

 

Кто первый?

Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, пуговиц или чего-нибудь подобного, что найдется под рукой. Игрокам дается задание: с завязанными глазами разобрать большую смешанную кучку на отдельные кучки гороха, фасоли и т. п.

Побеждает тот, кто за определенное время быстрее разберет по кучкам больше гороха, фасоли и т. п. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают две горошины, фасолины и т. п. как штраф.

 

Писатель

 

Возьмите несколько старых газет. Вырежьте из заголовков слова. Количество слов зависит от числа участников игры. Постарайтесь, чтобы у каждого игрока в запасе оказалось не менее двадцати слов. Теперь задача каждого участника составить связный и интересный рассказ, используя вырезки из газет. Затем каждый читает свой рассказ.

Если связный текст не получается, можно использовать дополнительные вырезки, которые надо уже сделать самостоятельно.

 

Юный географ

 

Перед началом игры взрослый берет указку и показывает различные объекты на географической карте, называя наименование объекта (море, озеро, город и т. д.) и его название. Например: «Город Лондон, горы Анды, море Белое, озеро Рица…».

Каждый объект можно показать один, два или три раза, в зависимости от возраста играющих детей.

Потом дети по очереди берут указку и показывают любой из запомнившихся им объектов на карте и называют его: «Я знаю город Лондон (реку Нил и т. д.)».

За правильный показ игрок получает одно очко. Очки можно записывать на бумаге или на доске. Или выдавать за правильный ответ какой-нибудь знак – фантик, фишку от какой-то игры и т. д.

Если ребенок в игре показывает что-либо, не названное взрослым в предварительном показе, то есть то, что он знал заранее, то он получает не одно, а два очка.

 

Отпечатки

 

Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага и всякие предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической или просто интересной формы.

Например: квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки, старая зубная щетка.

Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна напоминать сметану. Сначала положите салфетку на краску, так, чтобы краска впиталась в нее. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге.

Правда, интересно?

А теперь попробуйте изобразить что-нибудь из разных деталей: например, машину (катушка – колеса, кубики – кузов и окно); замок волшебника, диковинных животных – словом, все, что подскажет вам воображение.

 

Города, реки, растения

 

Игра особенно понравится тем, кто любит географию. Тут можно продемонстрировать во всей красе свои знания и богатый словарный запас.

Играть в эту игру можно втроем или больше.

Каждому игроку понадобится тетрадный листок (лучше в клетку) и ручка. Один из игроков – ведущий.

Каждый из играющих расчерчивает листок на девять колонок и подписывает в таком порядке:

мужское имя

женское имя

страна

город

река

растение

животное

любое слово (это название колонки)

очки (здесь будет записываться количество очков)

 

Желательно сесть так, чтобы не видеть, что пишет другой.

Кто-нибудь из игроков по команде ведущего начинает перечислять алфавит «про себя». Ведущий говорит: «Стоп!», и игрок громко называет

25 букву, на которой он остановился. Задача игроков – как можно быстрее заполнить колонки названиями на соответствующую букву. Например буква «И»:

 

мужское имя – Иван

женское имя – Ирина

страна – Израиль

город – Иркутск

река – Иртыш

растение – ирис (в этой колонке можно называть все растения от цветка до дерева)

животное – ишак (в эту колонку также можно писать и птиц)

любое слово – искра

 

Заполнять колонки можно в любом порядке; если вы не можете придумать слово – пропустите эту колонку. Имена можно писать только полные – не Саша, а Александр.

Как только кто-то из игроков заканчивает, он тут же говорит: «Стоп!» После этой команды и все прекращают писать, и начинается подсчет очков.

Тот, кто окончил первым, называет рубрики по порядку. Все зачитывают, что они написали в данной рубрике.

Если ваше название ни с кем не совпало – радуйтесь, пишите в колонке 10 очков, если совпало – 5 очков, если колонка не заполнена – соответственно – 0 очков. Сумму очков из каждой колонки запишите в колонке «очки».

Потом все начинается заново: таким же способом выбирается новая буква, и так можно играть, пока не надоест или пока у кого-нибудь не закончится листок. После этого каждый подсчитывает итоговую сумму очков, и у кого больше, тот и победил.

Как видно, здесь важна скорость и словарный запас: чем менее распространенные слова вы пишете и чем быстрее вы это делаете, тем больше у вас получается слов и меньше вероятность совпадений.

Если тот, кто перечисляет алфавит, остановится на буквах «Ь», «Ъ», «Щ» и т. п., то понятно, что играть не имеет смысла, и надо выбрать другую букву. В каждом туре пусть выбирает букву новый игрок.

 

Отгадай шифровку

 

На листке бумаги напишите все буквы алфавита. Обозначьте каждую букву значком: например, «А» – треугольник, «Б» – овал, «В» – косая палочка, «Г» – флажок, «Д» – цветочек, и т. д.

Теперь попросите других участников придумать и записать длинное слово с помощью шифра. А вы должны прочитать, какое слово написано.

Потом поменяйтесь ролями.

 

Морской бой в ванной

 

Когда играешь с детьми, не грех и похулиганить!

Сделайте несколько корабликов из бумаги разного размера и цвета. Можно украсить корабли флажками из фантиков от конфет, посадить в них маленьких капитанов (из «киндер-сюрпризов»).

Сделайте снаряды из обмылков или бутылочных пробок.

Начинается водное сражение!

Очко присуждается тому, кто сумеет не просто попасть снарядом в корабль противника, а сможет сделать так, чтобы он перевернулся.

 

Семейное путешествие

 

Один из родителей сообщает, что, ура-ура! мы собираемся в путешествие в Индию.

Что с собой взять? Давайте на первую палубу погрузим вещи на букву «К».

По очереди все участники начинают перечислять предметы на букву «К», которые можно взять с собой: кастрюля, кактус, картина и т. п.

Теперь «переходим» на вторую палубу и туда грузим вещи на букву «Р».

И так далее.

Выигрывает тот, кто сможет назвать наибольшее число предметов на данную букву.

 

Любопытная Варвара

 

Водящий задает по очереди игрокам вопросы: кто? с кем? что делал? где? откуда? зачем? и т. п.

Все ответы должны начинаться с одной и той же буквы, которую заранее выбрали. Например, если это буква «В», то вопросы и ответы могут быть такими:

– Кто?

– Волшебник.

– Когда?

– Вчера.

– Что делал?

– Веселился!

Тот, кто скажет слово, которое начинается с другой буквы, получает штрафное очко. Если кто-нибудь набирает 5 очков, ему назначают какой-нибудь веселый «штраф»: что-нибудь спеть, прочитать смешной стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке – штраф выбирает ведущий.

 

Рисуем чудо-юдо

 

Желательно, чтобы в этой игре участвовали не менее трех человек, но можно играть и вдвоем.

Первый игрок рисует голову (это может быть чья угодно голова – человека, животного, существа неизвестного происхождения) и шею, а затем загибает лист бумаги так, чтобы голову не было видно, а осталась только шея. Следующий игрок дорисовывает туловище, которое также может быть любым (с лапами, руками, хвостом и т. д.) и опять загибает лист бумаги, чтобы уже следующий участник этого увлекательного процесса закончил портрет, дорисовав существу ноги (лапы, ласты, рыбий хвост и т. п.). Поскольку игроки не знают, чьи части тела изображает каждый из них, то обычно получается очень забавное «чудо-юдо», которое повеселит всех своим видом.

 

Парикмахерская

 

Конечно, это игра, в первую очередь, для девочек и их мам, но и мужская часть семьи может участвовать в ней.

Возьмите все парикмахерские принадлежности, какие у вас есть – заколки, расчески, банты, обручи и резинки для волос, и усадите подругу в кресло. Теперь фантазируйте, придумывая различные прически и название для каждой из них.

Например, «Летняя мелодия», «Фантазии королевы», «Бал Золушки». Конечно, ваша «клиентка» захочет увидеть, что вы с ней сотворили, а потом – поменявшись ролями, отыграться на вас.

Можно устроить фотосессию модели с разными прическами и сделать модный альбом «Моя прекрасная леди».

 

Семья

 

Она же «Дочки-матери», развлечение для детей всех времен и народов. Одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Особенно интересно играть в тех семьях, где есть не один ребенок.

Дети и родители распределяют между собой роли. (Обычно дети и родители с удовольствием меняют свои амплуа!) «Новые» папа и мама ходят на работу, воспитывают детей, готовят еду, чинят машину и т. п. «Новые» дети ходят в детский сад, болеют, проказничают, выясняют между собой отношения. Семья ходит на прогулки, в магазины, обсуждает всякие домашние дела.

Маленьким детям родители могут помогать распределять роли и «разрабатывать сценарий», малыши с удовольствием примут условия, приобретая при этом игровой опыт.

 

Примечание . Создавая свою «семью», ребенок использует модель семейных отношений, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи.

Наблюдая за игрой своих детей, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит ребят, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и что бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой).

 

Больница

 

Замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора.

Если у ребенка есть страх перед врачами, игра поможет с ним справиться.

Сначала распределяются роли: выбираются «пациенты» и «врачи». (К слову, «пациентами» могут быть как игрушки, так и члены семьи.) «Врачи» лечат своих «пациентов» от настоящих, а может быть, и придуманных болезней. Заодно в процессе дети запоминают названия разных частей тела и лечебных процедур, которые проводит «доктор». Родители могут помочь сделать белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно объяснить, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым.

Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но можно прекрасно обойтись и без них – например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови – стержень от ручки. Так даже интереснее – развивается фантазия.

 

Поездка в дикий лес

 

Каждый из участников по очереди загадывает какое-нибудь дикое животное, а затем мимикой и движениями изображает его – так, чтобы остальные угадали, что это за зверь. Можно показывать целые сценки из жизни зверей – как енот-полоскун полощется в воде, белочка грызет орехи, медведица приглядывает за своими купающимися малышами, суриката встает столбом и прислушивается… Но нельзя говорить и издавать какие-либо звуки – в вашем распоряжении только средства пантомимы.

Хорошо играть в это, посмотрев какой-нибудь документальный фильм про животных – ведь городским жителям редко приходится наблюдать диких зверей живьем, в их естественной среде обитания.

 

 

ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ…

 





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.051 с.