Экономико-юридический
техникум
ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТи 190604 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА»
Уфа 2009г.
ПРАКТИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Слесарная практика
1.1. Общие указания
Слесарная практика имеет своей целью ознакомить студентов с основными операциями слесарной обработки металлов, оборудованием, инструментами, приспособлениями, применяемыми при слесарных работах, привить навыки выполнения основных операций слесарных работ. Обучение следует проводить с учетом знаний, полученных при теоретическом обучении.
Слесарная практика должна проводиться в мастерских ОУ СПО, в которых для каждого студента оборудуется индивидуальное рабочее место, оснащенное комплектом инструмента и принадлежностями.
Слесарная практика проводится мастерами производственного обучения, имеющими среднее специальное образование и опыт работы по слесарной обработке металлов, а также владеющими методикой производственного обучения.
При выдаче задания студентам мастер должен объяснить им назначение и содержание задания, обеспечить технологическими картами, материалами, заготовками, чертежами, а также ознакомить с применяемым оборудованием, приспособлениями, инструментами, объяснить правила пользования ими и показать наиболее рациональные безопасные приемы выполнения работ.
Студенты допускаются к работе только после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем месте.
При допущении студентами нарушений требований охраны труда, которые могли привести или привели к несчастному случаю, пожару, аварии, травме или взрыву, проводится внеплановый инструктаж на рабочем месте.
|
Выдачу заданий студентам на изготовление сложных изделий следует проводить по мере приобретения ими необходимых навыков выполнения простых операций, руководствуясь при этом индивидуальными способностями студента. За каждую выполненную работу, мастер выставляет студентам оценку по пятибалльной системе.
Наряду с привитием студентам практических навыков мастер обязан систематически воспитывать у них любовь к своей профессии.
Студенты, пропустившие одно или несколько занятий по слесарной практике, обязаны отработать установленное учебным планом время, независимо от количества пропущенных часов и причин пропуска, во внеурочное время.
1.2. Примерный тематический план слесарной практики
№ п/п | Наименование тем практики | Количество часов (недель) | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Вводное занятие Измерительный инструмент Разметка и рубка металла Правка и гибка металла Резка металла Оплиливаниё металлов Сверление,зенкерование и развертывание Нарезание резьбы Заклепочные соединения Паяние, лужение, склеивание Механизированный ручной инструмент Притирка и доводка Основные виды сборочно-разборочных работ Комплексные работы | 4. | |
Итого: | 108 часов (3 недели) | ||
1.3. Примерное содержание слесарной практики.
Вводное занятие.
Формируемые знания и умения.
|
Знать правила техники безопасности слесарных работ, требования к ор тонизации рабочего места, безопасные приемы работ. Уметь оказывать основные приемы первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений
Организация проведения слесарной практики. Правила внутреннего распорядка, режим работы мастерских. Оснащение и организация рабочих мест. Электробезопасность. Противопожарные мероприятия. Инструкция по технике безопасности при работе в производственных мастерских и лабораториях.
Примерные виды работ.
Проверка знаний по организации рабочих мест и по технике безопасности.
Тема 1. Измерительный инструмент.
Формируемые умения и навыки.
Пользование различными измерительными инструментами.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Классификация и виды измерительного инструмента. Правила пользования измерительным инструментом. Исчисление размеров.
Примерные виды работ.
Исчисление размеров основными измерительными инструментами.
Тема 2. Разметка и рубка металла.
Формируемые умения и навыки.
Уметь выполнять, разметку, выбирать инструменты и приспособления. Уметь затачивать инструмент, уметь выполнять рубку металлов. Уметь производить контроль качества и предупреждать брак.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Назначение и применение разметки. Инструмент, приспособления и материалы, применяемые при разметке. Рубкаметаллов. Оборудование, приспособления, инструменты. Механизация рубки. Правила техники безопасности при разметке и рубке металла.
|
Примерные виды работ.
Разметка и рубка по эскизу и шаблону. Рубка различных поверхностей. Заточка инструмента.
Тема 3. Правка и гибка металла.
Формируемые умения и навыки.
Правка и гибка металла, выбор инструментов, оборудования и оснастки.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Назначение и способы правки и гибки металла. Инструмент, приспособления и оснастка. Механизация правки и гибки. Правила техники безопасности при правке и гибке металла.
Примерные виды работ.
Выполнение правки и гибки металла различного характера с подбором инструмента и оснастки.
Тема 4. Резка металла.
Формируемые умения и навыки.
Подготовка инструмента для резки. Использование приемов и способов резки металла. Выполнение резки металла ножовкой, ножницами.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Назначение и приемы резки металлов. Механизированное резание, особенности резки труб. Применяемый инструмент и приспособления. Правила техники безопасности при резке.
Примерные виды работ.
Резка металла различным инструментом плоского и круглого сечения.
Тема 5. Опиливание металлов.
Формируемые умения и навыки
Уметь подбирать напильники в зависимости от требуемой шероховатости, выполнять приемы опиливания деталей различных конфигураций. Производить контроль качества опиливания.
Содержание информации необходимой для формирования умений и навыков.
Типы, размеры напильников, их выбор в зависимости от характера обработки и размера изделия. Приемы опиливания. Контроль качества. Механизация работ. Правила техники безопасности при опиливании.
Примерные виды работ.
Опиливание различных поверхностей.
Тема 6. Сверление, зенкерование и развертывание.
Формируемые умения и навыки.
Выбор инструмента в зависимости от технологии и свойств материала. Подготовка инструмента к работе, выполнение сверления, зенкерования и развертывания отверстий.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Назначение сверления, зенкерования и развертывания. Виды инструмента. Способы крепления инструмента и обрабатываемых изделий. Приемы сверления. Контроль качества и предупреждения брака. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Сверление, зенкерование и развертывание различных отверстий. Механизация сверления.
Тема 7. Нарезание резьбы.
Формируемые умения и навыки.
Подбор инструмента для нарезания резьб. Выполнение приемов нарезания наружных и внутренних резьб.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Параметры резьб. Инструмент для нарезания резьб. Правила нарезания резьб. Контроль качества и предупреждения брака. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ
Нарезание наружной и внутренней резьб. Восстановление резьб.
Тема 8. Заклепочные соединения.
Формируемые умения и навыки.
Подбор типов заклепок, пользование инструментом и оснасткой для клепки и вальцовки.
Содержание информации необходимой для формирования умений и навыков
Назначение клепки Материал, инструмент, оснастка для производства в клепки. Правила тёхники безопасности. Контроль качества и предупреждение брака.
Примерные виды работ.
Клепка тормозных накладок, фрикционных накладок сцепления, деталей оперения автомобиля. Развальцовка трубок.
Тема 9. паяние, склеивание.
Формируемые умения и навыки.
Подбор припоя, флюсов, клеев, выбор инструмента, оборудования, выполнение пайки, лужения и склеивание деталей.
Содержание информации необходимой для формирования умений и навыков.
Назначение пайки, лужения и склеивания. Правила производства работ. Приемы пайки и склеивания. Контроль качества и предупреждения брака. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Пайка радиаторов, трубок, бачков. Склеивание элементов автомобилей из пластмассы.
Тема 10. Механизированный ручной инструмент.
Формируемые умения и навыки.
Выполнение безопасных приемов работы с инструментом, выбор инструмента, режимов работы.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Виды инструментов. Назначение механизированного ручного инструмента. Выбор инструмента в зависимости от обрабатываемого материала. Приемы работы. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Сверление различных отверстий электрической дрелью, обработка кромок электроножницами и шлифовальной машиной.
Тема 11. Притирка и доводка
Формируемые умения и навыки
Владеть приемами притирки и доводки, выбирать инструмент, приспособления и оснастку.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Назначение притирочных и доводочных работ. Виды абразивного мате- риала, паст для притирочных работ. Точность и чистота обработки. Правила" притирки поверхностей. Приемы притирки.
Примерные виды работ
Притирка клапанов, топливных краников, штуцеров.
Тема 12. Основные виды сборочно-разборочных работ
Формируемые умения и навыки
Подбор инструмента и оснастки, пользование ими при разборке и сборке. Сборка и разборка деталей.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Назначение разборочно-сборочных работ. Инструменты, приспособления и оборудование. Последовательность работ. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ
Разборка-сборка бензонасоса, карбюратора, генератора, стартера.
Тема 13. Комплексные работы
Формируемые умения и навыки
Изготовление деталей согласно выданному заданию с соблюдением технических условий и применением безопасных приемов работы.
Примерные виды работ
Изготовление деталей для оснащения рабочих мест, кабинетов, лабораторий и мастерских с включением основных способов слесарной обработки металла.
Станочная практика
2.1. Общие указания
Станочная учебная практика имеет своей целью ознакомить студентов с основными технологическими процессами механической обработки металлов, с оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемом при механической обработке металлов, дать студентам практические навыки выполнения основных операций на металлорежущих станках.
Руководство практическим обучением должно осуществляться мастерами производственного обучения, имеющими среднее специальное образование, опыт работы на металлорежущих станках и владеющими методикой производственного обучения. При выдаче заданий мастер должен объяснить студентам назначение, содержание задания, обеспечить операционными картами, материалами и чертежами, ознакомить с приспособлениями к станку, режущими и мерительными инструментами. Объяснить правила и показать приемы выполнения операций, научить студентов устанавливать технологическую последовательность обработки детали с обоснованием технологии.
Студенты допускаются к работе только после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем месте.
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности проводит мастер под роспись каждым студентом в специальном (прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью) журнале.
В течение рабочего дня мастер дает вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж дается перед началом работы.
Текущий инструктаж предусматривает замечания по ходу работы и исправление ошибок и неправильных действий студентов. В заключительном инструктаже подводятся итоги работы за день с разбором наиболее характерных ошибок. Каждый студент получает оценку своей работы за день.
В случае допущения студентами нарушения требований охраны труда, которые могли привести или привели к несчастному случаю, пожару, аварии, травме или взрыву, проводится внеплановый инструктаж на рабочем месте.
Студенты, пропустившие одно или несколько практических занятий по станочной учебной практике, обязаны отработать установленное учебным планом время, не зависимо от количества пропущенных часов и причин пропуска. По окончании станочной практики студент сдает зачет (оценка).
2.2. Примерный тематический план станочной практики
№ п/п | Наименование тем практики | Количество часов (недель) |
Вводное занятие Измерительный инструмент Токарная обработка Фрезерная обработка Особенности работы на станках сверлильно-расточной группы Строгальная обработка Обработка металла абразивным инструментом Комплексные работы Зачетная практическая работа | ||
Итого: | 108 часов З недели |
2.3. Примерное содержание станочной практики.
Вводное занятие.
Формируемые знания и умения.
Знать безопасные приемы работы на станках. Уметь организовать рабочее место. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений.
Правила внутреннего распорядка, режим работы. Программа практики. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1. Измерительный инструмент.
Формируемые умения и навыки.
Выбор инструмента, измерение размеров.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Классификация и виды измерительного инструмента, правила пользования. Приемы работы. Исчисление размеров.
Примерные виды работ.
Измерение размеров штангенциркулем, калибрами, микрометром.
Тема 2. Токарная обработка.
Формируемые умения и навыки.
Наладка станка, выполнение основных видов токарной обработки.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Сущность обработки металлов резанием. Конструкция резцов. Правила их заточки. Выбор режима. Причина поломок резцов. Приемы выполнения работ. Виды и причины брака. Контроль точности и предупреждение брака. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Изготовление болтов, гаек, шпилек, валиков, втулок, кронштейнов, муфт, стаканов, колец. Растачивание барабанов, дисков.
Тема 3. Фрезерные работы.
Формируемые умения и навыки.
Выбор инструмента, наладка станка на режим, выполнение фрезерования различных плоскостей.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Основные режимы фрезерования. Приспособления при фрезеровании. Правила наладки станка на режим резания. Виды и конструкции фрез. Охлаждение фрез. Приемы фрезерования различных плоскостей. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Фрезерование канавок, пазов, уступов на различных деталях.
Тема 4. Особенности работы на станках сверлильно-расточной группы.
Формируемые умения и навыки.
Выбор инструмента, наладка станка на режим обработки. Выполнение работы на станках.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Сущность процесса сверления и расточки. Основные режимы. Правила наладки станков на режимы. Правила установки режущего инструмента и заготовки. Приемы работы. Контроль качества и предупреждение брака. Правила-техники безопасности.
Примерные виды работ.
Сверление и расточка различных деталей несложного характера.
Тема 5. Строгальная обработка
Формируемые умения и навыки.
Применять приспособления, выбирать режимы резания. Владеть приемами строгания. Владеть навыками безопасных приемов работ.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Сущность процесса строгания. Конструкция режущего инструмента. Правила наладки стачка на режим. Правила установки режущего инструмента. Приемы строгания различных плоскостей. Контроль качества и предупреждение брака. Правила техники безопасности.
Тема 6. Обработка металла абразивным инструментом
Формируемые умения и навыки.
Установка заготовки, настройка станка, выполнение шлифовальных и хонинговальных работ.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Сущность абразивной обработки металла. Выбор режимов обработки. Инструменты применяемые при абразивной обработке. Правила наладки станка на режим и установка инструмента. Приемы абразивной обработки. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Хонингование гильз цилиндров, сопрягаемых поверхностей головок и блоков двигателей, масляных насосов, топливных насосов.
Тема 7 Комплексные работы.
Формируемые умения и навыки.
Уметь выбрать оборудование и инструмент в соответствии с заданием. Уметь наладить оборудование и изготовить деталь согласно чертежа.
Примерные виды работ
Изготовление деталей для оснащения рабочих мест, кабинетов и лабораторий в качестве наглядных пособий и т. д.
Тема 8. Зачетная практическая работа
Формируемые умения и навыки
Уметь составлять технологический процесс на изготовление детали по заданному чертежу. Приобрести навыки измерения измерительным инструментом. Уметь выбирать инструмент, оснастку, оборудование.
Примерные виды работ
Изготовить деталь по чертежу: валы с посадочными поверхностями под подшипники; со шпоночной канавкой, резьбой, лыской, с различными переходами; втулки под оси. с резьбой, канавками под кольца и т.д.
Кузнечно-сварочная практика
3.1. Общие указания
Учебная кузнечно-сварочная практика имеет своей целью ознакомить студентов с основными технологическими процессами тепловой обработки металлов, оборудованием, приспособлениями, применяемыми при этих видах работ.
При прохождении учебной кузнечно-сварочной практики студенты должны получить практические навыки выполнения основных операций медницко-жестяницких. термических, кузнечных, сварочных работ.
Учебная кузчечно-сварочная практика проводится мастерами производственного обучения, имеющих среднее специальное образование, опыт работы выполнения тепловых работ, владеющими методикой производственного обучения.
При выдаче заданий студентам мастер должен объяснить им назначение и содержание задания, обеспечить операционными картами, чертежами, озна -комить с оборудованием, приборами, инструментами, показать приемы выпол- нения операций технологического процесса. Мастер проводит вводный инст- руктаж по правилам техники безопасности под роспись каждого студента в спе -циальном журнале.
Во время выполнения студентами практических упражнений мастер наблюдает за работой каждого студента, проводит текущий инструктаж и оказывает студентам необходимую помощь в овладении практическими навыками выполнения приемов работ.
В конце рабочего дня мастер проводит заключительный инструктаж по итогам работы за день, каждый студент получает оценку.
Наряду с привитием студентам практических навыков мастер обязан систематически воспитывать любовь к труду, любовь к своей профессии.
Студенты, пропустившие одно или несколько практических занятий по кузнечно-сварочной практике, обязаны отработать установленное учебным планом время, независимо от количества пропущенных часов и причин пропуска во внеурочное время.
3.2. Примерный тематический план кузнечно-сварочной практики
№ п/п | Наименование тем практики | Количество часов (недель) |
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие Медницко-жестяницкие работы Термическая обработка металлов Кузнечные работы Сварочные работы Зачетная практическая работа | |
Итого: | 72 часа 2недели |
3.3. Примерное содержание кузнечно-сварочной практики.
Вводное занятие Формируемые умения.
Рациональное использование рабочего места, оборудования, инструмента. Соблюдение правил техники безопасности.
Содержание информации, необходимой для формирования умений.
Оснащенность рабочего места. Оборудование отделения. Правила внутреннего распорядка. Значение сварочных, медницко-жестяницких, кузнечных и термических работ в общем комплексе работ. Инструктаж по технике безопасности при работе в производственных мастерских.
Примерные виды работ.
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1. Медницко-жестяницкие работы.
Формируемые умения и навыки.
Правка, резка и гибка материала. Соединение листового материала пайкой, швом. Соблюдение правил техники безопасности.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Инструмент, оборудование, оснастка, материалы для работ. Оборудование рабочего места. Правила и приемы работ. Технологическая последовательность выполнения работ. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Выполнение работ по правке, резке и гибке, изготовлению швов. Паяние баков, радиаторов охлаждения и трубок.
Тема 2. Термическая обработка металлов.
Формируемые умения и навыки.
Выполнение операций по термической обработке металлов на оборудовании; соблюдение правил техники безопасности.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Оборудование термического отделения. Значение термической обработки в общем комплексе работ по ремонту автомобилей. Технологические процессы термической обработки. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ
Термообработка инструмента, втулок полуосей легковых автомобилей.
Тема 3. Кузнечные работы.
Формируемые умения и навыки.
Выполнение основных операций ручной кузнечной ковки с применением инструмента и оснастки с соблюдением правил техники безопасности.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Инструмент, оборудование, приспособления кузнечного отделения. Технологический процесс ковки. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Осадка, гибка, пробивка, прошивка металла при изготовлении инструмента, приспособлений и изделий.
Тема 4. Сварочные работы.
Формируемые умения и навыки.
Подготовка к работе сварочного оборудования. Произведение сварочных работ. Контроль качества и предупреждение брака. Использовать средства индивидуальной защиты.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков.
Оборудование рабочего места. Подготовка кромок к сварке. Значение сварки в ремонте автомобилей. Правила техники безопасности.
Примерные виды работ.
Выполнение сварочных работ электросварки и газосварки при изготовлении деталей.
Тема 5. Заметная практическая работа.
Формируемые умения и навыки.
Уметь изготовить деталь с применением термических операций, кузнечно-сварочных работ.
Примерные виды работ.
Изготовление деталей с применением термической обработки, кузнечных ' и сварочных работ.