Методики расчета налоговой нагрузки организации




 

В экономической литературе встречается несколько методик определения налоговой нагрузки предприятий. Основными отличиями применяемых на практике методик друг от друга являются налоги, учитываемые при расчетах, и интегральный показатель, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Налоговое бремя по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ оценивается отношением всех уплачиваемых организацией налогов к выручке от реализации продукции.

 

,  (1.3.1)

 

где:НН - налоговая нагрузка, руб.;

НУ - налоги, уплаченные за отчётный период, руб.;

ОРП - объём реализованной продукции, руб. [11, c.22].

В соответствии с методикой А.П. Кадушина и Н.Н. Михайловой, налоговую нагрузку следует рассматривать как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, создаваемой предприятием.

Добавленная стоимость, по мнению авторов данной методики, является источником дохода любого экономического субъекта и, следовательно, источником уплаты налогов. Поэтому, считают авторы, целесообразно сравнивать налог с источником его уплаты.

Показатель, получившийся в процессе расчетов по данной методике, позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных видов деятельности, Т.е. обеспечивает сопоставимость налоговой нагрузки для различных экономических субъектов.

Валовая выручка по этой методике представляется в виде разбивки на компоненты как показано на рисунке 1.3.1.

 

 

Рис. 1.3.1. Компоненты, составляющие валовую выручку

 

Из рисунка 1.3.1 следует, что валовая выручка по этой методике разбивается на: материальные затраты; на добавленную стоимость, включающую амортизационные отчисления; затраты на оплату труда, с учетом единого социального налога и тарифа по травматизму; налог на добавленную стоимость; налоги с оборота; прибыль.

Так как долевое распределение компонентов, представленных на рисунке 1.3.1 у различных экономических субъектов различное, то А.П. Кадушин и Н.Н. Михайлова рекомендуют ввести в структурные коэффициенты: доля добавленной стоимости в выручке, доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости, доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости, представленные в таблице 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1 Структурные коэффициенты

Структурный коэффициент Формула
Доля добавленной стоимости в выручке (Ко)
Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (Кзп)
Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости (Кам)

 

Из таблицы 1.3.1 следует, что структурные коэффициенты рассчитываются как отношение соответствующих затрат к добавленной стоимости. Например, коэффициент доли амортизационных отчислений в добавленной стоимости представлен отношением амортизационных отчислений к добавленной стоимости. Соответственно, долю затрат на оплату труда в добавленной стоимости можно представить как отношение затрат на оплату труда к добавленной стоимости. Доля добавленной стоимости в выручке, в свою очередь определяется отношением добавленной стоимости к выручке.

Затем производится расчет налогов экономического субъекта в текущей налоговой ситуации по следующим формулам:


 (1.3.2)

 (1.3.3)

(1.3.4)

 (1.3.5)

 

Сложение всех налогов, рассмотренных по указанным формулам, позволяет получить долю отчисляемой добавленной стоимости экономического субъекта в доход государства.

Этот показатель одновременно является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручки материальных, трудовых или амортизационных расходов.

Применение этой методики позволяет сравнить количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности.

Сопоставление сумм с величиной добавленной стоимости уместно, поскольку добавленная стоимость является источником дохода экономического субъекта, а следовательно, и показателем его развития.

По величине добавленной стоимости, остающейся в распоряжении экономического субъекта после уплаты налогов, можно судить о возможностях его дальнейшего развития.

По формулам, предложенным в этой методике, изменяя переменные (материалоемкость, фондоёмкость, трудоемкость и т.д.), можно получить долю налоговой нагрузки в добавленной стоимости экономического субъекта.

М.И. Литвин показатель налоговой нагрузки в своей методике связывает с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов. Показатель налоговой нагрузки (Нн) в организации автор предлагает рассчитывать по формуле:

 

(1.3.6)

 

где: Н - сумма налогов;

ДС - добавленная стоимость [13, c. 29-30].

В общую сумму налогов включаются все уплачиваемые налоги - косвенные и прямые: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный платеж и т.д. Широта подобного подхода аргументируется тезисом о том, что все перечисленные налоги выплачиваются за счет денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна. Данный подход учитывает особенности конкретной организаций, структуры ее затрат по элементам.

Основой для создания модифицированной модели налоговой нагрузки как по отношению к добавленной стоимости, так и по отношению в выручке (ННДС, ННВ), учитывающей как величину ставки налогов, так и тип производства стала методика Е.С. Вылковой. При расчете ННДС в числитель последовательно ставятся налоги, ставки которых перечислены выше, а в знаменатель - добавленная стоимость. Так как сумма налогов получается путем умножения коэффициентов на ДС, то ДС в числителе и знаменателе сокращается, и формула расчета налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости приобретает следующий вид:

 

(1.3.7)


где: ННДС - налоговая нагрузка, определяемая по отношению к добавленной стоимости;

Нп - ставка налога на прибыль;

Нндс - ставка НДС;

Несп - ставка единого социального платежа;

Ни - ставка налога на имущество;

Ндив - ставка налога на дивиденды;

Кам, КЗП, Кпр - соответственно доля амортизационных отчислений, расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, прочих расходов в добавленной стоимости организации;

Ко - коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости в выручке-нетто. Он рассчитывается как отношение добавленной стоимости (ДС) к выручке-нетто (без учета НДС).

Для расчета налоговой нагрузки по отношению к НДС (ННдс) в числитель последовательно ставятся ставки налогов, перечисленных выше, а в знаменатель - добавленная стоимость.

Для того чтобы рассчитать налоговое бремя хозяйствующего субъекта не по отношению к добавленной стоимости, а по отношению к выручке-брутто, необходимо учесть в знаменателе материальные затраты. Тогда формула налогового бремени НБВ приобретает следующий вид:

 

НБВ=НБДС∙К0. (1.3.8)

 

Изменяя переменные, отражающие:

изменение уровня налоговой ставки;

материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, можно рассчитать налоговые нагрузки для изменившихся условий по предложенной формуле [16, c. 124-125].

Ряд экономистов, таких как Т.К. Островенко характеризуют налоговую нагрузку в виде частных и обобщающих показателей.

Методика, предложенная М.Н. Крейниной, исходит из сопоставления налога и источника его уплаты. Таким образом, каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий для оценки тяжести налогового бремени. Такой метод неадекватно отражает влияние налогов на эффективность и безопасность деятельности организации в целом. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль организаций. Тяжесть налогового бремени (Нн) можно рассчитать по формуле:

 

(1.3.9)

 

где: В - общая выручка организации;

И- издержки, принимаемые для целей налогообложения;

П - бухгалтерская прибыль до налогообложения;

Пч- прибыль, остающаяся в распоряжении организаций за вычетом обязательных платежей (пени, штрафные санкции), уплачиваемых за счет нее;

dПч - доля чистой прибыли после уплаты налогов в бухгалтерской прибыли до налогообложения;

(1-dПч) - доля налоговых платежей в общей прибыли организаций.

Отношение характеризует, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов и иных обязательных платежей отличается от прибыли, остающейся в распоряжении организаций [31, c. 21-26].

Особенность рассматриваемого метода состоит в том, что он не учитывает косвенные налоги (НДС, акцизы и др.), поскольку они не зависят от величины прибыли организаций. Для оценки налогового бремени по НДС и акцизам их предлагается соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса, а сумму налогов - с источниками уплаты. Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия налогов на финансовое состояние организаций, что, на наш взгляд, целесообразно для решения определенного класса задач, где решающим фактором оценки влияния налоговых рисков на конечные результаты деятельности организации и ее экономическую безопасность является степень покрытия чистой прибыли общей бухгалтерской прибылью организации (это необходимо, в первую очередь, для оценки кредитоспособности организаций).

Что касается косвенных налогов (в первую очередь, НДС и акцизов), то эти налоги не оказывают прямого влияния на величину прибыли организации, эффективность ее деятельности, степень использования ресурсов, а воздействуют на чистый денежный поток хозяйствующего субъекта и опосредованно на чистую прибыль организации.

Поэтому в теории решение вопроса об оценке воздействия косвенных налогов на величину налоговой нагрузки организаций прямо связывают с движением денежных средств, хотя нельзя отрицать опосредованной связи косвенных налогов с финансовыми результатами деятельности организации.

Косвенные налоги легко перелагаемы. Организация, уплачивающая налог, включает его в цену товаров, работ, услуг, тем самым перекладывая его на потребителей. Однако организация может увеличивать цену товара лишь до тех пор, пока это позволяет платежеспособный спрос. Если же цена, включающая налог, окажется слишком высокой, то спрос сократится: часть покупателей переключится на товары других производителей, часть - на товары-заменители. Таким образом, чтобы удержать потребителей, предприятию приходится, сохраняя уровень цен, уменьшать свою прибыль на сумму налога.

Косвенные налоги влияют на цену продукции, а следовательно, и на спрос. Бремя косвенных налогов ложится на продавцов и на покупателей в зависимости от характера спроса. При эластичном спросе на товар большую часть косвенного налога вынужден нести продавец, потому что, увеличив цену, он может потерять своих покупателей, а при неэластичном спросе продавец имеет возможность переложить основную часть налога на потребителя, так как величина спроса незначительно зависит от цены.

Определить целесообразную степень переложения налога достаточно сложно, хотя и возможно. Для этого необходимо определить кривую спроса определенного товара. На величину спроса влияет огромное количество факторов. Чем большее их число используется в расчете, тем более точно можно построить кривую спроса [16, c. 115-116].

Следующая методика разработана доктором экономических наук Е.А. Кировой, которая считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект.

Источником уплаты налоговых платежей, как и в предыдущих методиках при знается добавленная стоимость - стоимость товаров, работ и услуг за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потребления ради последующего производства.

В состав добавленной стоимости включаются амортизационные отчисления, поэтому при исчислении величины налоговой нагрузки экономического субъекта учитывается объективное различие доли амортизации в ее объеме.

Например, при одинаковой напряженности налоговых обязательств на фондоёмком предприятии и в банке расчет налоговой нагрузки экономического субъекта автор методики предлагает налоговые платежи соотносить со вновь созданной стоимостью, которая определяется путем вычитания из добавленной стоимости сумм амортизации. Вновь созданная стоимость рассчитывается по формулам:

 

  (1.3.10)


,  (1.3.11)

 

где:BCC - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

мз - материальные затраты;

А - амортизационные отчисления;

БД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы без учета налоговых платежей;

ОТ - оплата труда; СО - отчисления на социальные нужды;

П - прибыль; НП - налоговые платежи.

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

 

,  (1.3.12)

 

где:ДН - относительная налоговая нагрузка экономического субъекта [11, c.27].

Методический подход Е.А. Кировой, в противоположность методике М.Н. Крейниной, не позволяет установить зависимость фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции от эффективности производства при определении налоговой нагрузки.

Достоинства методики заключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку по конкретным организациям, а также индивидуальным предпринимателям, независимо от их отраслевой принадлежности. Налоговые платежи соотносятся с вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов; на формирование величины вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги [16, c. 116-118]. Еще одну методику определения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта предлагает Т.К. Островенко. Налоговая нагрузка в данном случае определяется как соотношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия, в соответствии с вышеизложенным, выделяются следующие частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку на экономического субъекта:

- налоговая нагрузка на реализацию НБр):

- налоговая нагрузка на стоимость (НН);

- налоговая нагрузка на прибыль (ННпр);

- налоговая нагрузка на ЧП прибыль и фонды специального назначения (НБчп).

Для расчета этих показателей применяются следующие формулы:

 

 (1.3.13)

 (1.3.14)

 (1.3.15)

,  (1.3.16)

 

где:Hup - налоговые издержки, относимые на счета реализации;

Вр - выручка от реализации;

Hue - налоговые издержки, относимые на себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

Ср - себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

Нифр - налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов;

ФР - положительный финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг;

Ничп - налоговые издержки, относимые на чистую прибыль;

ЧП - чистая прибыль хозяйствующего субъекта.

Кроме того, при необходимости по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работника. Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формировании прибыли экономического с объема, налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и собственного дохода [11, c.30].

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций [34, c.5].

Обобщающие результаты анализа методик расчета налоговой нагрузки приведены в таблице 1.3.2.

 

Таблица 1.3.2 Сравнительный анализ различных методик определения налоговой нагрузки организации

Автор методики Достоинства Недостатки
Минфин РФ Выявляет долю налогов в выручке от реализации Не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке
Е.А. Кирова Позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности -
А. Кадушин и Н. Михайлова Позволяет сравнивать количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности -
М.И. Литвин Учитывает особенности конкретного предприятия -
М.Н. Крейнина Показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия Не учитывает влияние косвенных налогов

 

Их таблицы 1.3.2. следует, что каждая из рассматриваемых методик имеет положительные стороны, однако методики М.Н. Крейниной и Минфина РФ имеют явно выраженные недостатки.

Таким образом, сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на уровне организации, можно выделить ряд спорных моментов. Например, налоги, включаемые в расчет налоговой нагрузки, то есть: использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц; учитывать ли в расчете косвенные налоги. Особо следует отметить, что большинство исследователей не рекомендуют использовать налог на доходы физических лиц в расчете налоговой нагрузки организации, так как в данном случае организация выступает в качестве налогового агента, а не налогоплательщика. Косвенные налоги, наоборот, участвуют в расчете налоговой нагрузки в большинстве рассмотренных методик. И действительно, тот факт, что реально косвенные налоги уплачивает конечный потребитель, недооценивает влияния косвенных налогов на величину финансовых результатов хозяйствующего субъекта. Еще одним спорным вопросом является показатель, с которым соотносить (сопоставлять) сумму налогов при расчете налоговой нагрузки. В качестве такого показателя предлагаются: выручка (или ВВП), брутто и нетто доходы, прибыль, источник уплаты налогов, добавленная стоимость и вновь созданная стоимость. Проведенный анализ методик расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта показывает, что несмотря на различия в подходах, данные, полученные исследователями в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию и налоговой оптимизации как налогоплательщиками, так и государством.


2. Характеристика показателей налоговой нагрузки

 

Система налоговых платежей, уплачиваемых организацией

 

При определении налоговой нагрузки предприятия должен быть установлен состав налогового поля, то есть те обязательные платежи, уплачиваемые предприятием в бюджетную систему страны, которые следует включать в расчет.

Налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, ст.8, п.1].

В отличие от налога, уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым законодательством Российской Федерации установлены два вида сборов: сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина.

Виды налогов и сборов группируют по различным классификационным признакам в зависимости от [14, c. 37]:

уровня (федеральные, региональные и местные);

объекта обложения (прямые, устанавливаемые на доход или имущество, и косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку в цене);

порядка использования (общие, не закрепляемые за конкретным ведомством, и специальные, имеющие строго целевое назначение - единый социальный налог), источника покрытия (включаемые в себестоимость, относимые на финансовые результаты за счет чистой прибыли).

В соответствии с законодательством один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

В соответствии с законодательством все налоги и сборы, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные, как представлено в приложении.

Федеральные налоги являются главным источником поступлений, они составляют почти 3/4 доходов консолидируемого бюджета РФ, в то же время они пока еще слабо выполняют регулирующую роль (НДС, акцизы, налог на прибыль, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог).

Региональные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами и вводятся в действие решениями субъектов РФ, на территории которых они обязательны к уплате (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы). Субъекты РФ, вводя региональные налоги, определяют налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законом.

Местные налоги и сборы - это земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. Местные органы самоуправления наделены правом заключать налоговые соглашения с фирмами, которые выполняют особо важные заказы по социально-экономическому развитию территорий, а также оказывают услуги населению данной территории. Эти соглашения предусматривают предоставление целевых налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в местные бюджеты. Ведущее место в системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с фирм, принадлежит налогу на прибыль (доход). Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях налогообложения прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Доходы - это доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы [26, c.112].

Расходы - это любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [26, c. 134].

При расчете налоговой базы учитывают сумму прибыли от продаж, результат от операций с имуществом и финансовой деятельности и результат от внереализационных операций. Результат от операций с имуществом и финансовой деятельности определяется как разница между операционными доходами и операционными расходами, они возникают при реализации неиспользуемых основных средств, при сдаче их в аренду, в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п. Результат от внереализационных операций равен разнице между внереализационными доходами и расходами.

Величина налога на имущество предприятия (фирмы) до настоящего времени относительно невелика в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков. Но постепенно роль этого налога существенно возрастает.

Объектом налогообложения выступает имущество, находящееся на балансе фирмы: основные средства и нематериальные активы (по остаточной стоимости), а также запасы и затраты. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества. Налоговая ставка на имущество не может превышать 2,2% налогооблагаемой базы. Конкретные ставки, определяемые от видов деятельности предприятий (фирм), устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий (фирм) не разрешается.

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, акцизы на добычу нефти и газа). Существуют платежи за загрязнение природной среды.

Косвенные налоги. Важнейшим косвенным налогом, который взимается с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). По общему объему налоговых поступлений он занимает одно из ведущих мест.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и так далее налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары).

Таможенные пошлины занимают наиболее динамичную группу налогов на потребление. Экспортно-импортные пошлины используют в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они позволяют стимулировать экспорт, защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа.

Платежи во внебюджетные фонды. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций [17, c. 305].

Все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования [21, c.125]. На сегодняшний день, кроме налогов и сборов, предприятия как участники системы социального страхования, имеющей всеобщий, обязательный характер, осуществляют платежи на обязательное социальное страхование, которые в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» называются страховыми взносами, в том числе:

взносами на обязательное пенсионное страхование, порядок уплаты которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

взносами на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве, регулируемые Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Одним из принципов построения системы социального страхования в Российской Федерации является обязательность уплаты взносов предприятиями, которые выступают в качестве страхователей.

В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлен перечень и условия взимания обязательных платежей в связи с операциями перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.

В соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

На практике система налоговых платежей, уплачиваемых организацией выглядит следующим образом. Например, ОАО «Кристина» начисляет следующие виды налогов и сборов:

- налог на прибыль организации;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- государственная пошлина;

- транспортный налог;

- единый социальный налог.

Доли каждого из этих налогов в общей сумме налогов, уплачиваемых организацией, приведены в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 Доля налоговых платежей в общей сумме налогов

Налог Значение показателя, тыс. руб. Доля, %
Налог на прибыль организации   0,44
Налог на добавленную стоимость   23,38
Налог на доходы физических лиц   19,47
Налог на имущество   0,14
Земельный налог   0,04
Государственная пошлина   0,01
Транспортный налог   0,02
Единый социальный налог   56,50
Итого:    

 

Из данных приведенных в таблице 2.1.1. следует, что наибольшую долю в системе налоговых платежей имеет единый социальный налог (56,5 %), а наименьшую - государственная пошлина (0,01%).

Подводя итоги рассмотренного вопроса, следует отметить, для целей расчета налоговой нагрузки под единым наименованием «обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации» понимаются налоговые и таможенные платежи, взносы на обязательное социальное страхование Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида обязательных платежей - налоги и сборы, перечни каждого из видов платежей, применяемых на территории Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты. Налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В отличие от налога, уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Система налоговых платежей, уплачиваемых организацией, на примере ОАО «Кристина» включает следующие виды налогов и сборов: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный налог, государственная пошлина, транспортный налог, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории, единый социальный налог. Наибольший удельный вес для данной организации имеет единый социальный налог (56,5%), а наименьший - государственная пошлина (0,01 %).

 

Анализ показателей налоговой нагрузки организации

 

Анализ показателей налоговой нагрузки организации проведен на примере предприятия ОАО «Кристина». Данные, необходимые для анализа получены на практике.

Акционерное общество «Кристина» является открытым акционерным обществом, созданным в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и законом Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отраслевая принадлежность общества - приборостроение. Завод выпускает товары народного потребления, гражданскую продукцию, а также большое количество наименований приборов и систем, используемых на всех типах самолетов, вертолетов и авиадвигателей, производящихся в России и СНГ.

Уплатой различных видов налогов и сборов занимается финансовая служба общества, однако их расчетом и контролем за расчетами занимается налоговый отдел, за исключением налога на доходы физических лиц и единого социального налога (бухгалтер по учету расчетов по заработной плате). На основе данных присылаемых из обособленных подразделений отделом составляется общий свод и рассчитывается сумма налогов и сборов, причитающихся уплате в бюджеты различных уровней.

Организация является одним из наиболее крупных плательщиков в бюджеты различных уровней, поэтому проблема определения налоговой нагрузки и пути ее оптимизации имеют большое значение для организации.

Данные, используемые для опреде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: