В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным налогам. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.
Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.
Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.
Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.
Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. табл. 1).
|
Таблица 1
Классификация налога на прибыль
Классификационный признак | Тип налога на прибыль |
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги По порядку введения По способу взимания По субъекту-налогоплательщику По уровню бюджета По целевой направленности По срокам уплаты | 1.Федеральный 2.Общеобязательный 3.Личный прямой 4.Налог с предприятий и организаций 5.Регулирующий 6.Абстрактный 7.Периодично-календарный |
Законом определено, что основные плательщики налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ «О налоге на доходы банков». Кроме того, к основной группе плательщиков налога на прибыль относятся страховые компании, биржи, финансовые корпорации и другие субъекты финансового бизнеса, получающие коммерческие доходы.
В особом порядке платят налог на прибыль предприятия железнодорожного транспорта, связи, газификации и эксплуатации газового хозяйства, жилищно-коммунальной службы, а определенный круг организаций вовсе освобожден от уплаты налога.
Таким образом, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
|
Не являются плательщиками налога на прибыль организации, перешедшие на уплату
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности:
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящиеся к игорному бизнесу.
Поступившие налоги в бюджет РФ можно рассмотреть в таблице (см. табл. 2).
Таблица 2
Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ за 2008-2011 гг. в %
Доходы бюджета | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
1.Всего поступило. Из них: | 134,26 | 163,2 | 376,4 | 435,6 |
- в федеральный бюджет | 47,31 | 68,7 | 146,8 | 194,8 |
Доходы бюджета | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
- в бюджеты территорий | 86,95 | 95,4 | 229,5 | 240,8 |
2.Налог на прибыль, всего, в том числе | 26,58 | 36,88 | 67,91 | 76,72 |
- в федеральный бюджет | 12,09 | 16,44 | 29,84 | 34,54 |
- в бюджеты территорий | 14,09 | 20,44 | 38,07 | 42,18 |
3.Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета, всего (%),в том числе | 19,8 | 22,6 | 18,0 | 17,6 |
- в федеральный бюджет | 25,6 | 23,9 | 20,3 | 17,7 |
- в бюджеты территорий | 16,7 | 21,4 | 16,6 | 17,5 |
Указанные организации не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с главой 25 НК РФ.
Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящиеся к игорному бизнесу, а также на основе свидетельства об оплате единого налога, на иную предпринимательскую деятельность, является плательщиками налога на прибыль. Также не являются плательщиками налога на прибыль организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с гл. 26.1. НК РФ.
|
Таким образом, налог на прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю. Каждый производитель на свой доход облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятий необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, науки, культуры (6, С.5).
В ныне действующей в России налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
За прошедшие годы роль и значение налога на прибыль несколько менялись, но независимо от этого он продолжает быть одним из двух основных налогов. Так за период с 2009 по 2011г. прослеживается тенденция уменьшения доли налога на прибыль в доходах бюджета с 19,8 до 17,5%. Кроме того, фактически поступающие суммы налога на прибыль в поквартальном разрезе первого и второго полугодий 2009г. были ниже определенных в плане на 30% и более.
Существенное влияние на поступление налога на прибыль в бюджет оказывал кризис неплатежей и общий спад производства. И, если учесть, что за 2009 год прибыль предприятий в среднем по России сократилась на 40%, можно с уверенностью сказать, что поступления в бюджет налога на прибыль будут уменьшаться.