Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций




 

Налог на прибыль организаций - это личный налог, уплачиваемый с действительно полученного дохода и учитывающий фактическую платежеспособность налогоплательщика. Налог на прибыль основан на принципе резидентства.

Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют: на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты); лиц, не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты). Плательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Двойного налогообложения удается избежать путем заключения международных договоров или предоставления кредита на иностранный налог.

Налог на прибыль характеризуется как шедулярный налог. В налоговых законодательствах практически всех государств выделены следующие виды доходов, которые облагаются налогом по разным ставкам: доходы резидентов; доходы нерезидентов; доходы в виде дивидендов от участия в других организациях; доходы в виде процентов по ценным бумагам.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организациями. В зависимости от категорий налогоплательщиков прибылью признаются:

для российских организаций - доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НКРФ;

для представительств иностранных организаций - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;

для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Порядок определения этих доходов установлен статьей 309 НК РФ.

При этом доходами признается любое увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала налогоплательщика.

Для исчисления налога на прибыль, помимо формирования доходов, необходимо и отражение произведенных расходов. Под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов.

Расходами признаются только экономически оправданные затраты, выраженные в денежной форме. Традиционно понятие расходов отождествляется с понятием себестоимости.

Статьей 284 НК РФ установлены также ставки налога по отдельным видам доходов и операций, осуществляемых налогоплательщиками: по доходам, полученным в виде дивидендов (0, 9 и 15%); по доходам, полученным в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (15, 9 и 0%). Суммы налога на прибыль, исчисленные налогоплательщиками по этим видам операций, зачисляются в полной сумме в федеральный бюджет.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется налогоплательщиками нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом согласно статье 285 НК РФ является календарный год.

Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до конца календарного года.

Все платежи по налогу на прибыль, которые уплачиваются налогоплательщиком в течение налогового периода, Кодексом определены как авансовые13.

Возможны три варианта исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в течение календарного года.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены статьей 287 Кодекса. Авансовые платежи по налогу, исчисленные по итогам отчетного периода, уплачиваются не позднее 28 дней со дня его окончания (ст.289 НК РФ). Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ.

Федеральными законами от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее - Закон № 224-ФЗ) и от 30.12.2008 № 305-ФЗ в главу 25 НК РФ были внесены существенные изменения. Большинство поправок начало действовать с 2009 года. Однако некоторые из них вступили в силу непосредственно с момента опубликования Закона № 224-ФЗ (то есть с 27 ноября 2008 года). Это нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в IV квартале 2008 года. А нормы, устанавливающие новые правила определения суммы расходов по долговым обязательствам, которые применяются с 1 января 2009 года, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года14.

К амортизируемому имуществу дополнительно отнесены капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя (абз.4 п.1 ст.256 НК РФ). До 1 января 2009 года в указанной норме речь идет только о неотделимых улучшениях в арендованные объекты основных средств. Тем самым законодатель устранил недочет, носивший дискриминационный характер. Начиная с 1 января 2011 года достаточно серьезно изменился и порядок начисления амортизации и ее налогового учета.

Правительству РФ предоставлено право определять перечень расходов на НИОКР, затраты на которые должны включаться в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5 (ст.262 НК РФ).

Суточные и полевое довольствие с 1 января 2009 года учитываются в составе командировочных расходов без учета норм, установленных Правительством РФ (подп.12 п.1 ст.264 НК РФ). При этом нормирование суточных для целей исчисления НДФЛ сохранено. С 10 до 20 тысяч рублей увеличен стоимостной критерий для включения в состав прочих расходов затрат, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем/лицензионным соглашениям (подп.26 п.1 ст.264 НК РФ). Появляется возможность учитывать в целях налогообложения прибыли убыток от реализации имущественных прав (подп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ).

Оценивая характер принятых в 2008 году законов, нельзя не отметить их преимущественно позитивный характер и социальную направленность. Налогоплательщикам остается лишь воспользоваться ими с максимальной пользой для себя и своих работников.

 


2. Анализ действующего механизма взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Р-Стиль»

 

Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль организаций

 

Рассмотрим механизм взимания налога на прибыль на примере ООО «Р-Стиль» - одного из машиностроительных компаний Среднего Поволжья - созданного в городе Набережные Челны РТ. В настоящее время завод выпускает более 40 видов специальной техники, сконструированных по собственным разработкам и предназначенных для нефтегазовой, коммунальной, строительной и энергетической отрасли.

С момента создания ООО «Р-Стиль» применяло общий режим налогообложения, с использованием метода начисления при определении доходов и расходов.

Основными видами деятельности ООО «Р-Стиль» является:

1. выпуск специальной техники, оборудования и спецнадстроек;

2. реализация продукции собственного производства.

Для начала рассмотрим доходы ООО «Р-Стиль» за 2009-2011 гг., которые представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Доходы, полученные ООО «Р-Стиль» за 2009-2011 гг. (руб.)

Показатель 2009г. 2010г. 2011г.
1. Доходы, связанные с производством и реализацией: 800 849 720 780 081 699 812 451 635
- выручка от реализации товаров собственного производства; 796 365 402 772 863 590 806 258 046
- выручка от реализации покупных товаров; 2 507 664 4 736 095 3 986 642
- выручка от реализации прочего имущества; 1 976 654 2 482 014 2 206 947
2. Выручка от реализации основных средств 761 945 635 954 267 050
3. Внереализационные доходы 3 154 046 3 202 041 4 136 780
Итого: 804 765 711 783 919 694 816 855 465

Данные табл. 3 показывают, что предприятие достигло высоких результатов в хозяйственной деятельности в 2011 г., о чем свидетельствует увеличение размера выручки на 4,2% по сравнению с 2010 г. и на 1,5% по сравнению с 2009 г. Такой рост доходов является результатом увеличения выручки от реализации товаров собственного производства (на 1,2%) и внереализационных доходов (на 31,2%).

Сравнивая результаты 2010 г. с 2009 г. следует отметить, что произошло снижение уровня доходов на 2,6% в основном за счет снижения выручки от реализации произведенного оборудования в результате снижения спроса на произведенную продукцию, а также выручки от реализации основных средств.

Также необходимо рассмотреть и расходы фирмы, осуществленные за 2009 - 2011 налоговые периоды. Затраты ООО «Р-Стиль» представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Расходы, осуществленные ООО «Р-Стиль», за 2009-2011 гг.(руб.)

Показатель 2009г. 2010г. 2011г.
1. Расходы, связанные с производством и реализацией (прямые расходы) 556 453 945 496 389 680 531 081 161
в том числе:      
- материальные расходы; 426 247 223 365 463 227 394 482 371
- расходы на оплату труда; 15 993 620 15 695 001 15 986 020
- суммы начисленной амортизации; 7 083 159 5 076 336 5 391 214
- прочие расходы; 107 129 943 110 155 116 115 221 556
2. Расходы, связанные с реализацией покупных товаров 5 658 278 4 571 172 4 925 364
3. Косвенные расходы: 172 364 214 197 585 323 189 369 147
4. Внереализационные расходы 10 946 123 10 867 276 12 768 896
Итого: 745 422 560 709 413 451 738 144 568

Источник: отчетные данные ООО «Р-Стиль»

 


По данным табл. 4 видно, что расходы предприятия в анализируемом периоде снижаются. Так в 2010 г. произошло снижение суммы расходов на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., а в 2011 г. выявлен рост расходов на 4% по сравнению с 2010 г., что все-таки ниже уровня 2009 г. на 1% или 7 277 992 руб. Такое снижение расходов в 2010 г. является результатом: уменьшения сумм начисленной амортизации; снижения расходов, связанных с реализацией покупных товаров; а также использованием более дешевого сырья, что позволило снизить материальные затраты. Причиной увеличения суммы расходов в 2011 г. является увеличение внереализационных расходов, связанное с содержанием арендованного имущества, а также с ростом прочих расходов предприятия. Расходы, связанные с производством и реализацией (прямые расходы), как видно по данным табл. 4, являются наиболее весомыми и наибольший удельный вес в их общей доле составляют материальные затраты (75%).

Далее необходимо рассмотреть сам механизм взимания налога. Для расчета суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, необходимо вычислить налогооблагаемую базу, для этого доходы, полученные предприятием, уменьшим на её расходы, затем полученные результаты умножим на налоговую ставку по налогу на прибыль и занесем все данные в табл. 5.

 

Таблица 5

Расчет суммы налога на прибыль, подлежащей уплате ООО «Р-Стиль» в бюджет за 2009-2011 гг. (руб.)

Показатель 2009г. 2010г. 2011г.
Доходы 804 765 711 783 919 649 816 855 465
Расходы 745 422 560 709 413 451 738 144 568
Налоговая база (прибыль) 59 343 151 74 506 198 78 710 897
Налоговая ставка 20% 20% 20%
Сумма налога на прибыль подлежащая уплате в бюджет РФ 3 857 305 1 490 124 1 574 218
Сумма налога на прибыль подлежащая уплате в бюджет РТ 10 385 051 13 411 116 14 167 961
Общая сумма налога на прибыль 14 242 356 14 901 240 15 742 179

 

Данные табл. 5 показывают, что в анализируемом периоде произошел рост прибыли на 33%, а, соответственно, и сумм налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет, на 11% в 2011 г. по сравнению с 2009 г.

Если сравнивать 2010 г. с 2009 г., видно, что прибыль увеличилась на 26%. На это оказал влияние опережающий темп снижения расходов на 5%, в то время как доходы за аналогичный период уменьшились на 3%.

Следствием увеличения прибыли является рост суммы налога на прибыль - на 5%, который обусловлен увеличением суммы налога подлежащей уплате в республиканский бюджет на 29%. При сравнении результатов 2011 г. с 2010 г. видно, что произошло увеличение прибыли на 6% за счет равномерного увеличения доходов и расходов лишь на 4%. Вместе с увеличением суммы прибыли произошел рост суммы налога на прибыль на 6%, на это оказало влияние увеличение налогооблагаемой прибыли.

Итак, несмотря на незначительные изменения суммы доходов и расходов ООО «Р-Стиль» в сторону увеличения или уменьшения, величина налогооблагаемой прибыли в анализируемом периоде растет на 33%, также как и увеличивается размер уплачиваемого налога на прибыль на 11%. В анализируемом периоде идет тенденция к увеличению уплачиваемой суммы налога на прибыль в 2010 г. на 4,6% и на 5,6% в 2011 г. Это связано, прежде всего, со стабильным финансовым положением предприятия, которое даже в кризисный период не только сохранило производственные темпы, но и увеличило темп производства (соответственно с увеличением прибыли растет и сумма налога на прибыль), а также с антикризисными мерами государственной поддержки бизнеса.


2.2 Анализ осуществления контроля налоговыми органами за налогообложением прибыли

 

В настоящее время теоретические аспекты налогового контроля недостаточно проработаны. Требуется уточнить общие положения, на основании которых должен строится налоговый контроль, то есть его принципы. К их числу относятся юридические, экономические и специфические принципы налогового контроля, непосредственно связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения прибыли в современных условиях.

Для выявления недобросовестных налогоплательщиков и формирования совокупности хозяйствующих субъектов по проведению налогового контроля по налогу на прибыль организаций выстроена система классификаций налоговых аналитических процедур по нескольким признакам и в разрезе элементов (Табл. 6).

 

Таблица 6

Классификация налоговых контрольных процедур

Признак классификации налоговых контрольных процедур Элементы класса налоговых контрольных процедур
Методические приемы 1. Общенаучные 2. Собственные эмпирические 3. Специфические приемы смежных экономических наук
Стадии проведения 1. Предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки 2. Предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверки
Типы 1. Неавтоматизированные 2. Неполностью автоматизированные 3. Полностью автоматизированне
Полнота охвата объекта 1. Сплошные 2. Выборочные

Как отмечалось ранее, в процессе налоговой реформы, направленной на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, одной из основных задач является усиление контроля со стороны налоговых органов. В этих условиях, несомненно, усиливается роль и значимость камеральных проверок.

Можно выделить следующие особенности проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций:

) Уточнение контингента налогоплательщика;

) Проверка представления налоговой декларации и правильности заполнения форм отчетности по налогу на прибыль организаций;

) проверка доходов (декларированных);

) проверка расходов (декларированных);

) проверка убытков (декларированных).

Камеральные проверки не могут ограничиваться обнаружением лишь арифметических и логических ошибок в налоговой отчетности для выявления возможного занижения налоговой базы. Следует анализировать в полном объеме всю информацию о налогоплательщике как внутреннюю, так и поступившую из внешних источников.

На практике все требования представителей налоговой службы, которые касаются регистров по налогу на прибыль, подчас организации игнорируют. Разрешение подобного рода проблем возможно путем внесения поправок в НК РФ. По нашему мнению, если бы обязанность вести налоговые регистры была законодательно установлена, то это не только предоставило бы возможность налоговым органам начислять штрафы, но и в значительной степени снизило трудоемкость проведения выездных проверок. Налоговые инспектора уже на этапе углубленной камеральной проверки могли бы запросить налоговый регистр и выявить допущенные при расчете налоговых показателей ошибки, определить основные направления дальнейшей проверки, выявить те первичные документы, достоверность которых требуется проверить в первую очередь. В налоговых регистрах должны отражаться результирующие налоговые показатели, которые переносятся в соответствующие строки налоговой декларации.

Важным является обязанность налогового органа, в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт проверки. Эта процедура, безусловно, позволяет не только преодолеть имеющуюся правовую неопределенность в вопросе оформления результатов камеральных проверок, но и обеспечить объективность принимаемых по итогам этих проверок решений.

Наряду с фискальной ролью, налоговое администрирование в условиях финансового и экономического кризиса должно выполнять активную стимулирующую функцию. Основная потеря в доходной части бюджета - от налога на прибыль предприятий и организаций (табл. 7).

 

Таблица 7.

Поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему РФ за 2010-2011 гг.

  2010 года (млрд. руб.) 2011 года (млрд. руб.) в процентах к 2010 году (млрд. руб.)
Налог на прибыль организаций всего 1 827,0 833,6 45,6
в федеральный бюджет 544,5 134,2 24,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 282,5 699,4 54,5

 

Согласно финансовой отчетности увеличилось количество убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность этих сведений, необходимо проводить выездные проверки. Налоговые органы имеют возможность проверить всего 5% предприятий.

Поэтому, чтобы соответствовать этим требованиям стимулирующей функции, налоговое администрирование должно быть принципиально скорректировано. Основные дискуссии в налоговой сфере ведутся по вопросам, связанным с реформированием налога на прибыль организаций. И предлагаются классические меры стимулирования - «отменить», «снизить», «уменьшить», «предоставить льготы» и т.д. С данными предложениями нельзя не согласиться. Но следует учитывать, что изменения в налоговом законодательстве неизбежно предполагают трансформацию других элементов налоговой системы, и, прежде всего, прав и обязанностей участников налоговых отношений, налоговых агентов и государства в лице налоговых органов. Поэтому наряду с совершенствованием налогового законодательства второй важнейшей составляющей налоговой реформы является оптимизация налогового администрирования в интересах повышения налоговой безопасности.

Несовершенство налогового законодательства, налогового контроля и статистических данных обострили проблемы налоговой недоимки и уклонения от налогообложения. На сегодняшний день основные нарушения в налогообложении приходятся на долю лишь двух налогов - налога на добавленную стоимость (47%) и налога на прибыль организаций (40%) доначисления по которым в муссе составляют более 87% от общей суммы доначисленных налогов и сборов в целом по Российской Федерации. Так величина недоимки служит показателем эффективности администрирования налогов. При этом она может быть проанализирована как в абсолютных показателях, так и относительно объема сбора налогов. Объемы недоимки, исходя из информации фискальных органов, могут быть легко дифференцированы по различным видам существующих налогов. Для оценки влияния сложности нормативной базы на объем недоимки, необходимо сопоставить объемы недоимки и число появившихся нормативных документов за сопоставимые периоды в разрезе основных налогов. Хотя такой подход и дает представление о закономерности исследуемого явления, он имеет два существенных недостатка. Во-первых, фискальные органы обладают информацией лишь о выявленной недоимке, фактически, из-за тенизации экономики, реальная ситуация иная, и в силу специфики, может быть оценена лишь экспертными методами с той или иной степенью достоверности. Во-вторых - затруднена количественная оценка нормативной базы. Само по себе количество нормативных документов дает представление о сложности нормативной базы, но в данном случае игнорируются особенности того или иного документа.

В целях совершенствования процедур налоговых проверок предлагается упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов.

Таким образом, становится необходимостью разработка направлений применения налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль, которые позволят: проводить оптимальные предпроверочные контрольные процедуры; достичь высокого уровня эффективности проведения камеральной проверки; анализировать информацию о налогоплательщиках для рационального их отбора на выездную проверку; проводить качественно выездную проверку.

 


3. Направления совершенствования взимания налога на прибыль организаций в РФ

 

Пути совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций

 

Общее правило о применении метода начисления при налоговом учете доходов и расходов входит, в противоречие с предоставлением налогоплательщику права перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (ст.286 НК РФ). Естественно, налогоплательщикам будет выгодно платить налог с реально полученного, а не с начисленного по правилам налогового учета дохода. Но в таком случае организации придется наряду с налоговым учетом доходов и расходов по методу начисления вести также налоговый учет доходов и расходов по кассовому методу для определения величины фактически полученной прибыли.

Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Налоговые системы экономически развитых стран складывались под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, налогооблагаемой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы имеют ярко выраженные национальные особенности. Вместе с тем международные нормы налогового права являются приоритетными при построении национальных налоговых систем ввиду необходимости обеспечения развития международного экономического сообщества и свободного передвижения капитала, товаров и услуг в рамках, например, Европейского Союза. Поэтому налоговые системы различных стран строятся на основе общепринятых принципов.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее.

Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

Определенность налогообложения. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Простоту налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Перечисленные принципы построения эффективной налоговой системы недостаточно точно соблюдаются в действующей налоговой системе РФ, что подтверждает ее анализ.

Уровень налогового бремени в России значительно выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом соответствует мировому уровню (РФ - 35%, Германия - 45%, Бельгия - 39%, Великобритания - 33%, Нидерланды - 35%, Италия - 52%), уровень реального изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы. Во-вторых, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.

К традиционно критикуемым недостаткам налоговой системы относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.

Наконец, налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).

Сегодня тезис о коренной ломке действующей налоговой системы уже не является актуальным. Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избежание двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.

Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего он четко определяет вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и обязанности обоих субъектов налоговых отношений, процедурные вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодекса обеспечивается также за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.

Основным направлением совершенствования налоговой политики, предусмотренным в проекте остальных частей Налогового кодекса, должно стать изменение методологического подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы (в соответствии с терминологией российского законодательства они относятся на себестоимость продукции). При таком подходе сбор налогов должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и разъяснительных писем Министерства финансов. Задачей налогового инспектора при этом является лишь проверка непосредственной связи произведенных расходов с бизнесом, соответствия его целям и задачам.

Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

неполного отнесения на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;

применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);

игнорирования инфляционного фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;

отсутствия в российском законодательстве основной концепции, согласно которой налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).

Понимая причины данных специфических черт российского налогового законодательства (кризисная ситуация, невозможность резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.

Основные направления налоговой реформы должны, по-видимому, предусматривать следующее:

изменение методологического подхода при определении облагаемой базы для исчисления налога на прибыль, предполагающее исключение из доходов, полученных налогоплательщиком, расходов, связанных с предпринимательской деятельностью;

пересмотр норм амортизационных отчислений, позволяющих обеспечить своевременное восстановление основных фондов, внедрение прогрессивных методов амортизации, предусматривающих более быстрое списание основных фондов в течение первых лет их эксплуатации;

введение механизма индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость продукции, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

рассмотрение возможности покрытия убытков предприятий не только за счет прибыли последующих периодов, но и за счет прибыли прошлых лет.

Некоторые из этих положений нашли отражение в проекте остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено изменение методики определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено исключать из полученных доходов расходы, связанные с их извлечением. Однако после признания необходимости использования такого подхода при исчислении налогооблагаемой прибыли следует длинный перечень исключений из этого правила. Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.

В проекте Налогового кодекса предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.

Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства, содержащихся в проекте Налогового кодекса, являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах они базируются исключительно на положениях законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а также инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы РФ (ныне Министерство РФ по налогам и сборам) по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка РФ. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета (многие ошибки связаны с расплывчатостью определений в законе и подзаконных актах).

В экономически развитых странах разногласия между налогоплательщиком и налоговой администрацией решаются только в налоговых судах, независимых от налоговых органов, и на основе соответствующих статей закона. В Российской Федерации защита п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: