Разновидности эмалей, состав, применение.




По составу эмаль представляет собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и др. окислов, которые обычно называют «плавнями». Некоторые из них увеличивают легкоплавкость, некоторые — тугоплавкость эмалей.

Эмали различают по составу и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль. По составу эмаль разделяют на прозрачные и глухие (непрозрачные). По технологии среди эмалей различают: выемчатые, перегородчатые, оконные, сплошные, гладкие, расписные и т.д. Миниатюра на эмали (финифть) - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Этот процесс для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка художник - эмальер повторяет многократно. Эмаль, тонкое и прочное стеклообразное покрытие, наплавленное на поверхность металла. В качестве металла обычно используется сталь или чугун; медь, бронза, золото и серебро чаще покрываются художественной эмалью. Эмалевое покрытие на поверхности металла имеет свойства стекла, защищая металл от коррозии. Нанесение стекла на металлы для украшения применялось уже за много веков до новой эры; образцы этого древнего искусства имеются во всех крупных музеях мира. Секреты клуазонне (перегородчатая эмаль), шанлеве (выемчатая эмаль), финифти и миниатюр были известны еще древним мастерам, однако только в 19 в. стекло научились наносить на чугун и сталь, что, в конце концов, привело к созданию современной эмалевой промышленности. Одной из самых древних техник горячей эмали является выемчатая эмаль. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам, а особого расцвета достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах до монгольской Руси: на изделии делаются специальные углубления - выемки, которые затем заполняются эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее краска[2,56].

 

1.4.1.Свойства. Эмалевые стекла отличаются от обычных стекол во многих отношениях. Их коэффициент теплового расширения должен быть немного меньше, чем у металла, на который они наносятся. Расплав эмали должен образовывать ровный сплошной слой и хорошо сцепляться с основой (металлом или предыдущим эмалевым покрытием). Физические, оптические и химические свойства эмалей изменяются в широких пределах. Прочность эмалей на растяжение обычно составляет от 280 до 350 МПа, модуль продольной упругости (модуль Юнга) - от 50 000 до 60 000 МПа, коэффициент теплового расширения - от 3Ч10-5 до 3,5Ч10-5. Для каждого конкретного применения следует выбирать такое эмалевое покрытие, чтобы его свойства соответствовали ожидаемым условиям работы. В одних случаях наиболее важным свойством может быть внешний вид, блеск, цвет или белизна, в других - кислотостойкость, атмосферостойкость или механическая прочность. Эмаль на кухонной плите может не быть кислотостойкой, но должна выдерживать резкие перепады температуры и иметь приятный внешний вид. Напротив, цистерна для химреактивов должна быть предельно кислотостойкой, а ее внешний вид имеет второстепенное значение. Проверить кислотостойкость эмали в типичных домашних условиях очень просто: надо оставить каплю сока лимона на эмалевой поверхности на 15 мин, а потом, смыв ее, посмотреть, потерян ли блеск. Это очень чувствительный тест, поскольку сок лимона – весьма характерная агрессивная кислота, а его воздействие, даже небольшое, легко различимо глазом. Эмалевые покрытия металлов могут иметь любой цвет, в том числе черный и белый. Цвет покрытия можно подбирать, и он устойчив, т.е. не исчезает и не меняется со временем. Можно получать как высокоглянцевые, так и матовые эмалевые поверхности.

 

Цвета создаются различными добавками: оттенки синего - оксидом кобальта или меди, зеленого - оксидом меди, хрома или никеля, розового и темно-бордового - смесью оксидов хрома и олова, черный - смесью оксидов железа, никеля, марганца, кобальта и хрома. Коэффициент отражения современных белых эмалей с добавкой карбоната магния всегда превышает 60% и, как правило, составляет от 70 до 80% для чисто белого цвета. Могут быть также получены голубовато-белый и желтовато-белый цвета.

Состав.

Состав эмали выбирается в зависимости от химической природы металла, на который она наносится, и назначения эмалированного изделия. Типичные составы эмалей для трех различных по своим свойствам металлов приведены в таблицах. На железо эмали обычно наносятся в форме двух покрытий - грунтового и покровного. Первое (грунтовое) покрытие часто содержит кобальт и имеет темно-синий цвет. Кобальт усиливает сцепление эмали с железом. Состав покровного покрытия обычно выбирается так, чтобы оно было непрозрачным (глухим) и таким образом скрывало цвет грунтового покрытия. Температура обжига эмалей на железе обычно составляет 815 °С, на меди - примерно 950 °С, на алюминии - 540 °С.

 

Применение.

Области применения эмалей чрезвычайно разнообразны; в самом общем виде их можно разделить на бытовую, промышленную и архитектурную группы. К бытовой группе относятся такие предметы, как кухонные плиты, холодильники, кастрюли, ванны посудомоечных машин, кухонные раковины, стиральные тазы, купальные ванны, а также великое множество других предметов, среди которых - камины, мусоросжигатели, вентиляторы и т.д. Промышленная группа включает рекламные вывески, дорожные знаки, резервуары и хранилища, оборудование парикмахерских, больниц, магазинов и многие другие предметы. Архитектурная группа включает бензоколонки, сборные дома, фасады магазинов, кровельные материалы и декоративные знаки.

2. Древнерусская эмаль 2.1.Финифть - древнее название эмали, от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень». Финифтью назывались все виды эмали в Древней Греции и затем в Византии, откуда искусство художественной эмали в Х веке пришло в Россию. Начиная с самых ранних времён, эмаль использовалась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней, а иногда могли поспорить с ними по красоте. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали. Ее уникальность в долговечности, проверенной столетиями, так как прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления.

 

В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Эмаль (др. рус. финифть) - одна из ювелирных техник, а также само изделие, украшенное эмалью - декоративным покрытием поверхности художественных изделий из металла стекловидной массой. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей (окрашенная окислами металлов масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется цветной слой) [2,348]. Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу. На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок" - наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения.

 

Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры, роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Скань (от др.-рус. скать -- свивать), филигрань -- вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Эмаль по скани (филиграни) - разновидность техники перегородчатой эмали. В России она получила широкое распространение. На металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой, серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани от классической техники перегородчатой эмали. В эмали по скани слой эмали очень тонок, так как высота сканого контура меньше, чем высота перегородок в перегородчатых эмалях. Иногда в эмали по скани для усиления декоративности в отдельные ячейки эмаль наплавляется в несколько приемов, так что в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущение жемчужин или бусин. Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца XVII века нередко сочетали с техникой расписных эмалей.

Художественная эмаль

"Если живопись выполняется эмалевыми красками, а затем помещается в огонь и там обжигается... то живопись на эмали вечна" (Леонардо да Винчи)

Эмаль знали и ценили с древних времена. Эта трудоемкая и сложная техника применялась в украшениях из золота, серебра и бронзы.

Первоначально эмаль использовалась в качестве имитации драгоценных камней. Постепенное развитие и передача секретов мастерства выразились в применении широких декоративных возможностей эмали при изготовлении как предметов религиозного культа, так и предметов роскоши. Богатая палитра ярких, свежих, блестящих красок привлекала к овладению техникой эмалирования ювелиров и художников всех эпох и народов. Эмалью украшали предметы женского убора, ожерелья, перстни, кулоны, серьги, драгоценную посуду, церковную утварь. Эмаль применялась в сочетании с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой. Процесс нанесения эмали и последующего обжига требует умения, терпения и знания секретов цвета и свойств эмалевой массы. Кусочки эмали перетираются в мельчайший порошок в яшмовой ступке. Порошок - шихта, травится кислотой, моется, накладывается на изделие, нагревается от 750 до 900 градусов. Шихта расплавляется и превращается в стекло, жидкое стекло растекается по поверхности изделия. Изделие вынимается из муфельной печи, остывает. После этого следует шлифовка, полировка и т.д. Любая ошибка в этих операциях приводит к безнадежной порче изделия. Возникают безвозвратные утраты. Изготовление эмали подобно волшебству. Это алхимия цвета. Сквозь эмаль просвечивает металлическая основа и, если смотреть на нее под разным углом зрения, - эмаль оживает. Древние китайцы, используя этот эффект, изображали в эмали рыб, которые, то появлялись, то исчезали на стенках священного бронзового сосуда... Художественное эмалирование относится к элитарным видам искусства. Сложный и дорогостоящий технологический процесс изготовления определяют стоимость эмали. Это редкое ремесло, в нем работа художника напоминает священнодействие, в результате которого на раскаленной докрасна меди возникает сказочный мир алхимического брака и света, цвета и огня. Поэтому каждое изделие с эмалью единственно и неповторимо в своем роде.

 

Ростовская финифть

Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 - 1175). Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова ''Финифть'' не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого фингитис, что означает ''светлый, блестящий камень'', другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего ''лить, плавить''. В настоящее время этот термин в основном используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: ''Ростовская финифть''. Ростовская финифть – народный промысел - выполнение прозрачными огнеупорными красками миниатюрных изображений на медных посеребренных изделиях, покрытых эмалью. Существует с 18 в. в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Первоначально Ростовская финифть исполнялись в образах святых, окладах икон, с 1840-х гг. появились миниатюрные портреты, пейзажи; в настоящее время, главным образом это цветы на сувенирах [2,189]. Финифть - эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий и при накладывании узора на фарфор. Первооткрывателем техники, которую унаследовала фабрика ''Ростовская финифть'', был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия. Первые упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры - головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании[11,65]. Несколько позже, в последней четверти XVIII века создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти[2,234]. На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения - это иконопись Нового времени. В XVIII веке она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней наши мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев. Но, приближаясь к оригиналу, ростовские финифтянщики, за редким исключением, оставались непрофессионалами. Поэтому в ростовской финифти отчетливо прослеживаются несколько уровней - от высот мастерства до упрощенности примитива. Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд. Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании музея встречается около 35 типов иконографии Богородицы. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе. Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. По свидетельству современников, Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Напряженный трудовой ритм заставлял все более упрощать изображение. Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, имели своего покупателя. Именно они представляли в народе ростовскую финифть. Мастера "простого письма" не прорабатывали объем, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания[11,43]. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров. Он в совершенстве владел техникой пунктирной росписи, что позволило ему создать уникальные произведения. Оригинальна по иконографии и колориту, а также техническим качествам исполнения икона "Покров Богоматери с коленопреклоненными кн. Ольгой и Димитрием Ростовским". В 1980-е - 1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и так же, как и их предшественники - мастера финифтяных дел прошлых столетий, работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь, спустя семидесятилетие, возвращается и занимает свое достойное место икона. Активно развивается также ювелирное искусство. Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями. Место нахождения промысла

Ростов, иногда также называемый Ростов Великий, это маленький городок Ярославской области, население которого немногим превышает 30 тысяч человек. Ростов - одно из старейших городских поселений с многовековой историей, являющееся неотъемлемым пунктом популярного экскурсионного маршрута Золотое Кольцо России. Город находится в полусотне километров от Ярославля в живописном месте на западном берегу озера Неро, которому по оценкам специалистов около 500 тысяч лет. Согласно последним археологическим исследованиям, Ростов возник в конце 8 века как место поселения представителей древнего финно-угорского племени - меря. Первое же письменное упоминание о нём датируется записью за 862 год в старейшей русской летописи «Повесть временных лет». В этой записи говорится о Ростове как об уже существующем городе, правление которым осуществляет Рюрик - родоначальник княжеской, в дальнейшем ставшей царской, династии Рюриковичей. Именно благодаря Рюрику город был присоединён к образованному им же государству с утверждённой столицей в Ладоге, в прошлом «столице Северной Руси» ныне обычном селе с населением в 2 тысячи человек. Город стремительно развивался и уже со второй половины 11 века приобрёл статус центрального города северо-восточной Руси - основы современного российского государства. Более века просуществовало такое понятие как Ростово-Суздальское княжество, вплоть до того момента как в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль, а ещё спустя двадцать лет усилиями его сына князя Андрея Боголюбского появилось Владимиро-Суздальское княжество и значение Ростова на политической арене Древней Руси существенно[11,90] изменилось.Тем не менее, город не пришёл в забытье, наоборот, в 13 веке он переживал значительный экономический и культурный подъём. В нём были построены епископский и княжеский дворы, множество храмов, несколько монастырей, обширные торговые ряды. Став столицей одноимённого княжества, Ростов со временем превратился в один из самых больших городов Северо-Восточной Руси, чья внутренняя защищённая площадь, окружённая укреплениями, валом и рвом превышала 100 гектаров земли[4,79]. Времена монголо-татарского нашествия самым негативным образом сказались на жизни Ростовского княжества. Его столица была сначала сожжена, потом поделена на части противоборствующими князьями и, наконец, во второй половине 15 века княжеские права на неё были проданы великому князю московскому Ивану III Васильевичу. На протяжении последующих трёх веков Ростов оставался резиденцией митрополита и важным церковным центром Руси. В 1608 году он был повторно сожжён и разграблен польскими захватчиками, что, однако стало последним в истории города вражеским захватом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: