Но если представлять подробный алгоритм, то в нем выделяют такие этапы: На бумаге рисуется эскиз. Далее его нужно перевести на изделие из металла. Сделать это можно с помощью копирки или белой гуаши. Нарисованный эскиз еще не означает, что картинка получится именно такой. На этой стадии можно легко исправить рисунок. После того как произведены все корректировки, эскиз нужно закрепить чертилкой. Изготовление заготовки — довольно трудоемкий момент. Все заключается в том, что с помощью чеканки и надфиля нужно вырезать изделие лобзиком точно по эскизу. Нетренированным мастерам этот этап покажется наиболее сложным. Полученную заготовку следует прокалить и отбелить в кислоте. А после этих действий покрыть слоем прозрачной эмали и снова обжечь в печи при температуре 800 градусов. Сделать это в домашних условиях сложно без специального приспособления. На бесцветную эмаль с помощью специального клея приклеивается проволока из серебра 999 пробы. Это не слишком тяжело, поскольку чистое серебро — мягкий и пластичный металл. А придать ему форму можно с помощью плоскогубцев и пинцета. После прикрепления проволоки по контурам, получившиеся ячейки заливают эмалью. После этого нужно дать время для того, чтоб перегородчатая эмаль застыла. Потому что следующее действие будет связано с обжигом в печи и нельзя туда класть украшение с влажной краской, поскольку она начнет закипать. Для конечного обжига понадобится минута времени в печи при температуре 800 градусов. Остыть изделие должно самостоятельно и постепенно. Поскольку ячейки получаются плотными, эмаль не должна перетекать из одного отсека в другой. Можно спокойно насытить изделие разными цветами. Но лучше это сделать после того, как один отсек остынет. То есть алгоритм придется выполнять заново для каждого цвета. Цветная эмаль - искусство достаточно древнее, еще египтяне владели технологиями по ее нанесению. В идеале эмаль это стекловидное тело, прозрачное, полупрозрачное, или глухое, которое сплавлено с металлической подложкой или в просвет металлического узора (перегородчатая эмаль) и самое главное - имеет одинаковый с металлом коэффициент температурного расширения (иначе от перепадов температуры эмаль потрескается и осыплется).Техника эмали может быть холодной, без употребления обжига, и горячей, при которой огонь является соавтором художника. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки и металла, и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений как декоративных, так и живописных.
|
3. Появление перегородчатой эмали в Киевской Руси.
Наивысшим достижением киевских “златокузнецов” XI – XIII вв. была техника перегородчатых эмалей. В производстве изысканных золотых изделий, обильно украшенных как орнаментальными, так и изобразительными эмалями, киевские ремесленники достигли высот подлинного большого искусства. Многочисленные, разнообразные по назначению золотые изделия с перегородчатой эмалью стали известны уже давно, со времени находки первых кладов в Старой Рязани и в Киеве. Количество их непрерывно возрастает [6,397] в результате новых раскопок и случайных находок в древнерусских городах. Давно обратили на себя внимание на ряде эмалевых изделий русские надписи, к тому же нередко с диалектологическими особенностями, что не оставляло сомнений в местном происхождении этих изделий. Большая заслуга в изучении древнерусских перегородчатых эмалей принадлежит Н.П.Кондакову, который не только собрал весьма значительный материал, но и подверг его исследованию с художественной и технической стороны в Киеве были открыты ювелирные мастерские, производившие среди прочих изделий и перегородчатые эмали.
|
Две таких мастерских были открыты раскопками В.В.Хвойки на территории усадьбы Петровского. Вот что писал о них сам исследователь:
“Не менее интересными являются остатки мастерских ювелирных изделий и дорогих предметов эмальерного производства. Здесь были обнаружены уцелевшие горны и печи специального устройства, а также каменные формочки, служившие для отливки колтов, колец, браслетов, металлических бус, складных крестов и т.д., штампы для выбивания орнамента на металлических украшениях и множество кусков разноцветной эмали двух видов – легковесной и тяжеловесной ” [7, стр.71].
Теми же раскопками были обнаружены остатки другой обширной мастерской с целым рядом глиняных горнов и печей “особого устройства”, где, по словам исследователя,“было найдено большое количество сломанных, поврежденных огнем и отчасти расплавленных стеклянных браслетов и таких же колец, большие куски расплавленной и в таком виде застывшей разноцветной эмалевой массы, а также и штамп с отдельной бронзовой пластинкой с прорезанным изображением двух птиц, очевидно, служившей для выделки колтов” [7,56].
|
Из приведенных полностью описаний при всей их краткости можно все же понять, что в обеих мастерских наряду с изготовлением в первой из них – литых в каменных формочках изделий, а во второй – стеклянных браслетов и перстней изготовлялись и изделия с перегородчатой эмалью. Об этом свидетельствуют найденная в первой мастерской разноцветная эмаль, а во второй – не только “большие куски расплавленной и в таком виде застывшей разноцветной эмалевой массы”, но и штамп с отдельной бронзовой пластинкой с прорезанным изображением двух птиц, служивший для изготовления золотых колтов с перегородчатой эмалью[7,398].
Еще одна ювелирная мастерская, производившая среди прочих изделий и перегородчатую эмаль, была обнаружена на той же территории усадьбы Петровского раскопками 1936-1937 гг. Описана полуземлянка, раскопанная в 1936 г. в усадьбе Художественной школы (северо-западная часть бывш. усадьбы Петровского). Среди многочисленных находок на полу жилища была каменная литейная формочка и небольшой тигелек.
Возле этого жилища были найдены остатки небольшого литейного горна, предназначенного для плавки в небольших тиглях меди, серебра и золота, а также эмалевой массы и стекла
Остается невыясненным вопрос о времени освоения киевскими ювелирами техники перегородчатой эмали. Древнейшие русские изделия с эмалью не восходят глубже XI в., именно поэтому Н.П.Кондаков связывал появление этой техники на Руси со временем Ярослава Мудрого, считая ее одним из наиболее очевидных проявлений влияния Византии[6,97]. Б.А.Рыбаков, не отрицая факта византийского влияния в развитии этого искусства, в то же время считал, что время появления русского эмальерного искусства может быть пересмотрено[8,393]. Опираясь на трактат Теофила, который вслед за новейшими его исследователями Б.А.Рыбаков относит не к XI-XII вв., как ранее, а ко второй половине Х в., он считает возможным относить появление эмалей на Руси к более раннему времени [8,78]. Полагая, что уже в IX-Х вв. в Киеве, “возможно, возникает производство медных колтов с выемчатой эмалью кеттлахского типа”, Б.А.Рыбаков утверждал, что уже “около середины Х в. киевские мастера переходят от выемчатой техники к перегородчатой” в результате тесных сношений с Византией.
“К этому времени, – по мнению исследователя, – относится появление стеклянных браслетов в Приднепровье, что косвенно может быть связано с производством эмалевой массы. Во второй половине Х в. о производстве хороших эмалей в “Руссии” знают в тех странах, с которыми Киев вел оживленную торговлю в IX-Х вв.” [8,стр. 396].
Наряду с драгоценной перегородчатой эмалью в киевских мастерских изготовлялись и более дешевые бронзовые изделия, украшенные выемчатой эмалью. Бронзовая основа этих изделий отливалась в формах. Углубления заполнялись эмалью. В этой технике изготовлялись крестики и различные бляшки. В отличие от перегородчатых эмалей, изготовлявшихся, очевидно, по специальному заказу, бронзовые изделия с выемчатой эмалью выпускались на широкий рынок
Последние два предмета заслуживают более детального описания. Первый из них представляет бронзовый шаблон в виде плоской тонкой, почти круглой пластинки с небольшой полукруглой выемкой в верхней части (рис.1, 1). В пластинке прорезаны сквозные отверстия в виде силуэтного изображения пары птиц, между которыми расположено также силуэтное, очень схематизированное изображение растения. Второй предмет представляет собой бронзовый кружок с выпуклой верхней поверхностью и плоской нижней (рис.1, 2).
Пользование шаблонами исследователи представляли различно. Б.А.Рыбаков считал, что тонкий золотой лист накладывался на матрицу и в нем продавливались углубления, соответствующие контурам дерева и птиц. Таким образом, “рисунок, подлежащий дальнейшей расцветке посредством эмали, оказывался как бы в лоточке, углубленном по отношению к поверхности щитка колта на 1-1.5 мм” [8,367].
По мнению того же исследователя, лишь в некоторых случаях дно этого лоточка приходилось припаивать. Это делалось в том случае, если тонкий золотой лист рвался при тиснении на матрице [2,45].
При этой реконструкции остается необъяснимым, как же плоская золотая
пластинка с продавленным контурным рисунком получала в дальнейшем выпуклую форму. Учитывая эту особенность колтов и принимая во внимание [10,399] находку в этой же мастерской выпуклого бронзового штампа, приводится считать более правдоподобной реконструкцию Г.Ф.Корзухиной, которая считала, что при изготовлении колта шаблон накладывался на золотую пластинку и по нему вырезались основные контуры птиц и “древа”, а также края самого колта. После этого золотая пластинка накладывалась на выпуклый бронзовый кружок и при помощи молоточка ей придавалась сферическая форма. Вырезанные из золотой пластинки части, по мнению Г.Ф.Корзухиной, “припаивались снизу при помощи вертикально поставленных ленточек и служили дном углублений, заполнявшихся эмалью” [9,53].
Внутри основных контуров на дно углубления припаивались на ребро перегородочки. Как горн, так и упомянутая полуземлянка-мастерская возле него располагались на северо-западном склоне рва, ограждавшего древнейшее Киевское городище.
Характерной чертой всех трех мастерских является наличие в них нескольких технических разновидностей ювелирного ремесла (изготовление перегородчатых эмалей, литье в каменных формочках, тиснение по металлу и стекловарение). Этот факт указывает на то, что техника изготовления эмали в Киеве была неразрывно связана с техникой стекловарения. Киевские эмальеры не нуждались в привозном сырье, ибо отлично умели изготовлять его сами. Ассортимент золотых изделий, украшенных перегородчатой эмалью, очень разнообразен: киевские эмалъеры изготовляли диадемы колты, цепи из полых бляшек, кресты, детали книжных переплетов и пр.
Б.А.Рыбаков считает возможным относить появление эмалей на Руси к более раннему времени, полагая, что уже в IX-Х вв. в Киеве, “возможно, возникает производство медных колтов с выемчатой эмалью кеттлахского типа”, Б.А.Рыбаков утверждал, что уже “около середины Х в. киевские мастера переходят от выемчатой техники к перегородчатой” в результате тесных сношений с Византией [8,89].
“К этому времени, – по мнению исследователя, – относится появление стеклянных браслетов в Приднепровье, что косвенно может быть связано с производством эмалевой массы. Во второй половине Х в. о производстве хороших эмалей в “Руссии” знают в тех странах, с которыми Киев вел оживленную торговлю в IX-Х вв.” [8,397].
Совершенно несомненно, что в XI – XII вв. Киев был крупнейшим и наиболее передовым центром производства перегородчатых эмалей. Памятники этого замечательного искусства весьма высоко ценились уже современниками, как свидетельствует запись на знаменитом Мстиславовом евангелии, которое по поручению князя Мстислава Наслав возил в Царьград и Киев для изготовления драгоценного переплета,украшенного “химипетом” (т.е. финифтью). “Цену же евангелия сего, – читаем мы в этой записи, – один бог ведае” [12,45].
Заключение.
Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в coвременной культуре».
Список литературы
1. Макарова Т.И. «Перегородчатые эмали Древней Руси»: 1984. - 154 2.Всеобщая история искусств. В 6 т. Том 2, книга первая (часть 2). - М.: Искусство, 1960. 3. Генис Лесли Маттьюс. «Эмали, эматирование, эмильеры». 4. Петцольд А. «Эмаль», «Техника художественной эмали, чеканки и ковки». 5. Гумилева М. «Эмали и камеи». 6.Н.П.Кондаков. Византийские эмали, стр.186-188. 7.В.В.Хвойка,УК.соч.,стр.71. 8. Б.А. Рыбаков.Ремесло древней Руси, стр.393. 9.Г.Ф.Корзухина.Русские клады 9-13 вв., стр.73-74. 10.Г.Ф.Корзухина. О технике теснения…, стр.53. 11.Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937гг., стр.33-35. Архив ИА АН УССР. 12.П.К.Симони. Мстиславово евангелие ач.12 в. В археологическом и палеографическом отношениях.-Спб., 1904, стр.2-3.
Приложения:
Рис. 91. Инструменты для производства колтов с перегородчатой эмалью. Раскопки В.В.Хвойки. 1 — бронзовый шаблон; 2 — бронзовая болванка [с. 399]
Рис. 92. Обломки тигельков для плавки золота, серебра, меди и эмали. Раскопки 1937 г. [с. 401]
Кольца с перегородчатой эмалью
Шкатулка с перегородчатой эмалью