Политические и правовые учения Древней Греции
Платон годы жизни 437 – 347 гг. до н.э. Настоящее имя – Аристокл. Платон он был назван за широкие плечи. Родился в семье аристократов. В возрасте 20 лет познакомился с Сократом, стал одним из самых верных его учеников и последователей. Без Сократа не было бы Платона. Казнь учителя была для него сильным ударом, т.к Сократ внушал веру в людей, в правду, а он был осужден несправедливо. Платон покинул Афины после казни учителя, много путешествовал, а возвратившись на родину, основал свою собственную школу «Академию» (по наименованию местности близ Афин – роща героя Академа). Эта академия просуществовала более 900 лет (до 527 г. н.э.). Считается, что это первый университет.
Платон – первый из философов, чьи учения дошли до настоящего времени написанные самим автором (подлинные цельные произведения). Почти все они написаны в форме диалогов, где беседы в основном ведет Сократ.
По своим философским воззрениям Платон является идеалистом. Платон различает 2 мира:
1) Мир идей вечных и неизменных; существует сам по себе, отдельно от мира вещей, независимо от нашего сознания, постигается разумом и только он обладает подлинной реальностью
2) Мир отражения этих идей, это видимый мир, который нас окружает, мир приходящих явлений.
Платон считал, что до нашего рождения душа предсуществует в мире идей, где и постигает истину. Это объясняет способность человека мыслить в общих понятиях. Т.е. наши знания – это воспоминания нашей души.
Свои взгляды на государство и право он изложил в 3 диалогах – государство, политик и законы.
«Политик»
Трактат посвящен разъяснению того, кто может быть признан лучшим правителем. Доказывается безусловная необходимость наличия знаний у правителя, поэтому признает лучшим правителем мудрейшего. В этом вопросе он согласен с Сократом, который считал, что должны управлять знающие, аристократия ума и способности.
|
Мудрости правителей самой по себе достаточно, чтобы сделать государство совершеннейшим. Все равно, властвует ли мудрый правитель на добровольно подчиняющимися людьми, либо против воли, по писанным законом или без таковых – это все равно.
Законы, даже самые лучшие, никогда не в состоянии предписать всем и каждому все соответствующее, поскольку людские отношения постоянно видоизменяются, разнообразиваются. Законы не могут учитывать все нюансы изменяющегося мира, поэтому закон не должен налагать цепей на правителя, не должен его связывать. Для мудрого правителя законы не нужны, так как обладая всеми добродетелями – он сам закон и себе и поддаными. Правитель должен руководствоваться своим усмотрениеми и непосредственным предусмотрением. Лучшая форма – не законы, а неограниченная власть мудрейшего над пассивной, подчиненной ему толпой. Если правитель один – это монархия, царство; если несколько правителей – аристократия.
Лучшей формой правления он признает и монархию и аристократию, в зависимости от того, кому принадлежит власть.
«Государство»
Свое видение совершенного, идеального государства Платон изложил именно в этом трактате. Презирая господство демократии, негодуя на нее, Платон изображает государство в корне противоположное афинскому полису. Идет полное отрицание и противоположность афинской политической действительности. Свобода должна замениться твердым порядком. Господство демоса, несведущей массы – правлением мудрецов, безконтрольное накопление богатства – норма для того общества – контролем.
|
Идеальное государство по Платону:
Во-первых, своеобразное деление населения на группы – классы, разряды, сословия. В государстве должно быть достаточное количество людей, занятых материальным трудом (земледельцы, ремесленники, купцы), которые в глазах Платона – низшие сословия. Оно является низшим – так как оно удовлетворяет низшие потребности государства (оно питает государство). Иначе можно его назвать сословием производителем.
Следующее второе сословие (класс) – воины, т.е. защитники государства, стражи. Их цель – охранять государство от внутренних и внешних врагов. Они и составляют граждан в полном смысле этого слова. Они должны соединять в себе храбрость по отношению к врагам, с гордостью по отношению к согражданам. Достичь такого своеобразного качества можно лишь определенным воспитанием. Основа благоденствия и процветания государства – нравы. Для стражей он разрабатывает особую систему образования, воспитания – музическую и гимнастическую. Гимнастические упражнения воспитывает храбрость, выносливость, воздействует на тело. Музическое образование – воздействует на душу, но при этом музическое образование включает не только музыку, но и изобразительное искусство, театр и т.п.
Система воспитания стражей подчинялась строгому контролю государства. Практически ничего не отдавалось на самодеятельность учащихся. Воспитанные таким образом стражи живут в условиях полного коммунизма, у них нет ни частной собственности, ни жен, ни детей, все должно быть общее, с тем, чтобы не было никаких частных интересов, способных привести к конфликтам между воинами. Все необходимое для жизни стражи должны получать от других, причем в оптимальном количестве (и не много, но и не мало). До золота и серебра они вовсе не должны касаться, поскольку божественное золото у них внутри. Платон, отнимая от стражей все свое, делает их более преданными государству. Все помыслы граждан должны сливаться в одно общее стремление к благу целого, поэтому нет и частной собственности и индивидуальной семьи.
|
Дети, в тотчас после рождения отбираются у матерей и воспитываются вместе – государством. При таких условиях у них будет все общее, как в одной семье. Общность он требует не для всего населения, а лишь для данного класса. Хорошо воспитанные стражи находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения – в служении общему благу, поэтому лишения всего – это лишь один из элементов следования своей цели.
При устройстве государства необходимо иметь в виду не пользу каких – то отдельных его частей, а единственно благо целого. Государство основывается, чтобы все были счастливы, а не отдельные слои, классы.
Из стражей выделяются правители (3 класс), старшие годами и обладающими определенными способностями. Данное сословие немногочисленно. Они должны показать себя образцами всех добродетелей. Правители наделяются неограниченной властью. Прежде всего, их внимание направляется на новое поколение, деторождение не отдается на волю случая и произвола в государстве, оно ставится на контроль правителей (наверно ходят по домам ночами и проверяют). Правители вербуют граждан для каждого класса в зависимости от способностей.
Правители управляют по своей воле и разуму, над ними нет закона и контроля. Их правление неограниченно. Как заботливые отцы стоят они над гражданами, опекая их как детей. Устроенное таким образом государство – есть вершина всех добродетелей, которых всего 4:
1. Мудрость – живет в правителях
2. Храбрость – живет в войнах
3. Умеренность – в низшем сословии
4. Справедливость (правда) – состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом
В этом отношении государство уподобляется отдельному человеку, состоящему из своих частей: в голове – мудрость, в сердце – храбрость, в нижних частях – умеренность. Таким образом, государство представляет единый организм, единое гармоничное целое.
Как достигнуть порядка такого? Платон считает, что лишь одно средство способно установить такой порядок – надо чтобы правителями были философы. Только философ может руководствоваться не случайными, приходящими интересами, а вечными истинами, которые одни могут дать твердое основание всему государственному устройству. Пока философы не станут правителями или наоборот не будет спасения от бедствий человеческому народу.
Действительность представляет собой отклонение от идеала. Когда правят не мудрейшие, а иные граждане, устанавливаются несовершенные формы правления. Их всего 4 (по мере удаления от идеала):
1) Тимократия
Правят не мудрейшие, но стражи (хоть и не мудрость, но смелость): Спарта
2) Олигархия
Правят не многие, но богатейшие граждане (господствующая благодетель – умеренность)
3) Демократия – лишена какой – либо благодетели.
В демократии легко жить и на первый взгляд – это лучшее из правлений. Эта легкость жизни приводит к порче нравов и полному упадку государственной жизни. На самом деле, демократия – сплошное бедствие анархии и произвола.
Государство демократическое – сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те не предоставляет должной свободы. Из крайней свободы и появляется тирания.
4) Тирания – худшая из всех форм правления.
Тиран вырастает, как ставленник беднейшего народа в борьбе с богатыми. Он дает обещания, но как приходит к власти устанавливает произвол и искореняет здоровые элементы государства.
После «Государства» прошло почти 15 лет, как он написал новый трактат. Путешествовал Платон в Сицилию для воплощения своей теории на практике. Достоверно о том, как складывались дела, неизвестно. Известно лишь, что он вернулся оттуда с разочарованием, он усомнился, что философы могут идеально править. Теперь он стремится создать такое законодательство, которое будет максимально приближено к жизни человеческой и к государству.
«Законы»
Дается изображение второго по достоинству государственного строя. Для этого он берет форму правления смешанную из монархии и демократии. Дело в том, что каждая из этих политических форм склона приводить к развалу. Монархия – начало власти, демократия – начало свободы. Оба эти начала при гипертрофированном использовании приводит к гибели.
Персидская монархия приводилась в пример и афинскую демократию. Политическая мудрость состоит в умении правителей себя воздерживать, поэтому монархия должна быть ограничена свободой граждан, а свобода граждан дабы не вырваться в анархию – началом власти, только тогда будет господствовать умеренность. Это концепция нынешней конституционной монархии.
На данной концепции строится форма правления.
Государство, которому предполагается дать наилучшие законы, должно быть удалено от прибрежья – не менее чем на 14 километров, иначе торговля ведет к богатству. Количество населения должно быть достаточным для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка – 5040 семейств. Для этого поддерживается деторождение. Каждое семейство по жребию получает участков земли, отчуждение которого не допускается. Чтобы количество дворов не уменьшалось, наследует один из сыновей, а прочие дети мужского пола усыновляются бездетными. Здесь отсутствуют коммунистические начала (нет общности имущества, жен, детей и т.д.). Устанавливается средний размер имущества назначением низшего и высшего пределов. Здесь есть частная собственность. Все что сверх предела – отнимается в казну.
Все граждане по имущественному состоянию делятся на 4 класса по имущественному цензу; в этом государстве высшим органом власти является коллегия хранителей (стражей) законов. Его составляет 37 человек, выбираемых среди граждан не моложе 50 лет и могут оставаться в должности до 70 лет. Второй орган по значению – совет (сенат) из 360 человек (по 90 от каждого класса). Сенаторы избираются в народном собрании. За неявку в сенат высших классов устанавливается штраф за неявку. Затем следуют военноначальники, избираемые войнами. Замыкает систему государственных органов Тайное ночное собрание, в которое входит 10 самых мудрых граждан причастных к божественной истине.
Сложная система выборов имеет сочетание 2 противоположных начал – монархическое и демократическое. Для Платона значение монархического начала оставалась весьма мутной, туманной. Смешение систем выборов представляет собой демократии с олигархией (а не монархией).
В этом государстве велика роль законов. Платон требует, чтобы и сами правители подчинялись законам. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы…».
Изначально Платон ставил правителей выше всего, так как предполагал у них философский склад ума; но убедившись в безуспешности этой идеи, он стремится ограничить их власть законодательством, разработанным до мелочей и при этом не меняющимся. Эти законы регламентируют все стороны проявления человеческой жизни. Платон старается не оставить никакой лазейки для свободного трактования жизни граждан. Вводится цензура над поэтическими произведениями, регламентируется духовная жизнь, преподавание, поездки за границу и даже распорядок дня и ночи. За попытки внести изменения в законы предусматривается смертная казнь. Законы регулируют все, что касается брака, религии, похорон, воспитание детей, игры, в которые можно играть и все остальное.
Поэтому вместо абсолютного правления философов мы видим здесь абсолютное правление закона. Свобода приносится в жертву единству и общему благу.
Ученик Платона, как и многие другие, критиковал идеи Платона о коммунистических началах и идеи единства государства – «Излишнее единство разрушает саму сущность государства». Аристотель отстаивает естественное право человека на собственность.