Поскольку истинная цель государства – общее благо, формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. Правительство тогда хорошо, когда заботится об общем благе, и плохо тогда, когда заботится о себе. Правильная форма – общая польза, неправильная – свое личное для правителей благо.
И те и другие формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти или по числу правящих. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству граждан. Отсюда 3 правильных формы правления:
1) Монархия (царство)
Власть одного, при которой имеется ввиду общая польза
2) Аристократия
Господство немногих, лучших, правящих в общих интересах
3) Полития
Власть большинства, осуществляемая к общему благу
Каждой из правильных форм соответствует извращенная (неправильная):
1) Тирания
Власть одного, осуществляемая в его личных интересах
2) ОлигАрхия
Власть богатых, пренебрегающих интересами бедных
3) Демократия
Власть бедного большинства, игнорируя интересы богатых
В 7-8 книгах своего сочинения Аристотель дает очерк совершенного, идеального государства. Наилучшее государство – государство, в котором счастливы все его граждане, т.е. интересы государства и граждан здесь совпадают. В отличие от Платона, он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане являются счастливыми.
Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих природно-климатических условиях:
1) Государство должно быть не слишком большим и не слишком малым; в первом трудно установить порядок; второе – не имеет достаточно средств для существования. Должно быть самодостаточным. Государство должно быть легкообозримым. Это необходимо и для отправления справедливого правосудия и для избрания должностных лиц.
|
2) Наилучшее государство должно иметь сообщение с морем, что полезно, как для обороны страны, так и для снабжения государства всеми необходимыми продуктами. Аристотель выступает против торговли, как средства обогощения (чтобы государство не было рынком для всех), но непременно должно иметь выход к морю, чтобы осуществлять необходимую оборону и обеспечивать недостающими продуктами.
3) Идеальное государство предполагает благоприятные климатические условия. Климат не слишком холодный, как на севере Европы, но и не слишком жаркий, как в Азии. Холодный климат способствует укреплению мужественности, но не содействует развитию разума (интеллектуальному развитию), напротив, жаркий климат способствует развитию разума, но при этом не способствует развитию мужественности. Поэтому северные народы наделены храбростью, но не наделены разумом, а азиатские народы – умны, сообразительны, но не слишком храбры. Греки же соединяют в себе свойства обоих народов. Поэтому если бы они объединились в один союз, они могли бы править миром.
Эллинская народность занимает серединное положение.
Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя в политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели, т.е низкий образ жизни ведет к низкой мысли. Хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Занятие земледелием запрещается гражданам, т.к они должны иметь свободное время. Их исключительное занятие или призвание – служение государству. Служение государству включает:
|
a. Защиту Отечества
b. Заботу о законодательстве
c. Суд
d. Отправление религиозного культа
Поскольку юным годам принадлежит сила, а зрелым – мудрость, то младшие должны защищать Отечество, а старшие – править. Таким образом, никто не исключается из правления, а все вступают в него по очереди. В молодом возрасте все граждане проходят через военную службу, таким образом, они учатся управляться, чтобы хорошо управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство. Таким образом, все граждане разделяются на следующие сословия:
1. Военное
2. Законосовещательное
3. Жрецы – в него входят граждане, которые утомились за время службы и нуждаются в отдыхе
Необходимо, чтобы граждане были воспитаны в добродетели. Аристотель разработал систему воспитания духовного, нравственного, уделяется много внимание дошкольному образованию, игре.
Соединение молодых негативно сказывается на деторождении. Поэтому девушкам подходит более всего в 18 летнем возрасте, а мужчинам в 37. При заключении браков в данном возрасте физические силы в самом расцвете у обоих партнеров. Дети слишком молодых родителей – слабые, в основном девушки и низкие. Дети перезрелые – слабые, с умственными проблемами.
|
Разумно отстранять от ушей и глаз детей все то, что не соответствует достоинству человека, да и вообще исключить сквернословие среди граждан.
Наилучшее государство Аристотеля представляет собой Аристократию: господство немногих, равных между собой, над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов; исключается строгое равенство всех тех, кто занимается физическим трудом.
От наилучшего правления, Аристотель отличает то, которое более всего подходит к действительной жизни – Полития или средний государственный строй. Его можно назвать «условно образцовым». Полития состоит в сочетании или смешении противоположных начал. Аристотель исходит из того, что составные части всякого государства – богатые и бедные. Отсюда и противопоставление олигархии и демократии. Желательно соединение этих форм, что и достигается в политии. Лучшие черты демократии соединяются с лучшими чертами олигархии. Смягчается противоположность богатства и бедности. Преобладает средний класс. Богатые не склонны подчиняться закону, а бедные плохо управляют. Таким образом, Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих, но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство отвечает идеи политической справедливости. Очевидно, возлагая надежды на Александра, Аристотель смотрел на политию, как на будущий строй греческих полисов.
«Наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних. Те государства имеют хороший строй, где средние сильнее каждой крайности. Поэтому величайшее достоинство государство – чтобы граждане обладали средней достаточности».
Для политики характерно установление имущественного ценза, при избрании на должность жребия, сочетающегося с избранием. За исполнение судебных обязанностей неимущему выплачивается вознаграждением, состоятельные подвергаются штрафу за уклонение этих обязанностей. Таким образом, наилучшей формой является полития во главе со средним классом.
Считая данную форму правления действительной, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главной причиной падения правительств Аристотель называл стремление к равенству, поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон – и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины:
· Человеческие страсти
· Честолюбие
· Зависть
· Презрение к правителям
· Интриги
· Чрезмерное превосходство одного лица над другими
Все эти причины действуют различно в разных формах правления. Отсюда и различие в средствах, необходимых для поддержания того или иного правления. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления. Наиболее неустойчивые формы:
1) Олигархия должна по возможности облегаться в демократическую форму
Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии особенно важно соблюдать правила, благодаря которым должности не должны делаться средством обогащения. На том же основании здесь полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется отчасти честолюбие последних
2) Тирания поддерживается 2 прямо противоположными способами:
I способ – нравственное унижение подданных, возбуждение среди них взаимного недоверия, должна быть развитая сеть шпионства.
II способ – возможное приближение к царству, т.е. к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств.
Но олигархия и тирания самые шаткие из форм правления.
Аристотель после анализа причин политических переворотов заключил, что лучше всего умеренное пользование властью. Придерживается излюбленного принципа золотой середины (сейчас идет игра в подбор крайних слов к среднему). Благо политическое всегда лежит посередине между 2 крайностей. В его мысли прослеживается политика золотой середины.
Правовые взгляды Аристотеля главным образом изложены в работе Нико Махова «Этика»
Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, признаваемые всеми народами, даже если между ними нет никакой связи и соглашениями. Эти общие, неписанные законы, Аристотель называет правдой или справедливостью и они вступают в силу, когда молчит право, установленное людьми. Ими восполняется неполнота писанных законов. Неполнота последних может быть, как ненамеренная, так и намеренная. 1 имеет место тогда, когда что-либо ускользает от внимания законодателя. 2 – когда нельзя дать в законах предписание относительно данного случая. В этих случаях положительных закон должен восполняться естественным (аналогия права). Писанный закон Аристотель разделяет на 2 вида:
1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу
2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам
Таким образом, намечается деление права на частное и публичное, которое в более четкой форме будет проведено Ульпианом в Римском праве.