Полибий (около 201-120 гг. до н.э.) – знаменитый греческий историк, политик, дипломат. Сам он руководил конницей, был гиппархом. После одной из побед римлян он был взят заложником в Рим, прожил там почти 16 лет, был принят в высшем Римском обществе, сошелся с видными политическими деятелями Рима. Принимал участие в военных походах римлян, выступал в качестве посредника между Римом и покоренной Греции, таким образом участвовал в политической реорганизации Греции. Он является автором Всеобщей истории в 40 книгах (до нас дошли 6)
Его философские воззрения основывались на теории циклизма (теория круговорота явлений), круговороте политический явлений. В соответствии с данной теорией любое явление (будь то отдельный человек или государство) развивается в соответствии с порядком природы и в своем развитии всегда проходит одни и те же этапы: зарождение, зрелость и упадок. И формы правления точно также зарождаются, достигают апогея и умирают. Данный труд Полибий посвятил выяснению того, как Риму удалось превратиться за столь малый срок (50 лет) в мировую державу. Все победы, успехи Полибий объясняет совершенством государственного строя, государственных учреждений, благодаря которому Рим оказался наиболее приспособленным к мировому владычеству.
Полибий выделяет 6 форм правления (3 правильных и 3 извращенных):
Правильные формы:
· Царство
· Аристократия
· Демократия
Они различаются по числу правящих.
Извращенные, неправильные формы:
· Тирания
· Олигархия
· Охлократия
От правильных форм они отличаются качественно: царь заботится о благе большинства, тиран о своем благе.
Первые 3 отличаются количественно, а вторые 3 – качественно.
|
Каждая из правильных форм сама собой переходит в соответствующую извращенную форму. Все они сменяются одна другой по естественному закону человеческой природы. Происходит это так: изначально люди жили наподобие животных – стадами. Ими предводительствовал сильнейший, за которым остальные следовали добровольно; мерой власти вождя была физическая сила. Способ управления в этом сообществе – единовластие (но это еще не царство – нет государства). С течением времени в сообществе происходят перемены, появляются понятия «долга», «справедливости», правды и появляются отношения, опирающиеся на общую власть, правосудие, господство отваги и силы, единовластие само собой превращается в царство. Сначала цари правили добродетельно для поданных, не встречая сопротивления, не подвергаясь злословью, зависти, но позднее они стали присваивать себе привилегии, стали отличать себя от народа, придаваться наслаждениям и стали угнетать подвластных.
Царство само собой превратилось в тиранию. Тогда значительнейшие граждане восстали против правителей и низвергли их. Возмущение исходило именно от благородных, гордых, отважных людей (те, кто не могли терпеть излишества). Народ охотно подчинился новым вождям и установилась аристократия. Но когда поколение освободителей сменилось другим, воспитанным в роскоши и богатстве, аристократия выродилась в олигархию. Переход произошел очень быстро и занял время жизни одного поколения. Тогда народ восстал уже против правителей, и не доверяя уже никаким вождям сохранил власть за собой, установилась демократия. Пока живы были люди умеренные, которые помня гнет, сдерживали толпу, все шло своим чередом, но когда привычка повела к всеобщему разгулу страстей, анархии, демократия превратилась в охлократию. Этот переход занимает жизнь 3 поколений. Происходит произвол безумной толпы, господство черни. Это не только последняя из форм государственного правления, но вместе с тем и возвращение к исходному началу. Затем начинается новый цикл.
|
Каждая из правильных форм в себе самой носит зародыш собственной гибели, так как человек по своей природе склонен употреблять во зло свою свободу и свою власть. Пока нет ничего, что сдерживало бы его волю. Отсюда несравненно лучше всех чистых форм представляется Полибию образ правления смешанной из трех простых: царства, аристократии и демократии и соединяющая вместе их преимущества. Здесь власть разделена между несколькими субъектами, каждая из которых сдерживается другими. Цари не злоупотребляют, опасаясь власти народа. Последние не выступают, опасаясь вельмож или аристократов, которые сдерживают и являются серединой, не допускающей преобладание какой-либо из групп. Это стабилизатор. В качестве примера можно назвать Спарту. В Спарте такая безупречная форма правления была установлена Ликургом. Он установил форму правления не простую, единообразную, но установил смешанную из них.
Римляне в устранении государства достигли той же цели, что и Лифург. Аристократическое начало – Сенат, демократическое – народные собрания (комиции) и в институте народных трибунов, монархический элемент – консулы. Распределение властей проведено настолько равномерно и умело, что никто не может указать, какая из властей преобладает и определяется он в совокупности. Идеал формы правления, содержащий механизм сдержек и противовесов, обеспечивающих устойчивость власти.