Крайние психологические типы деловой культуры предпринимателей




Психологические факторы "Акула" "Дельфин"
Отношение к людям Низкая оценка других людей. Люди понимают только силу. Конкурентов необходимо устранять. Принцип: если не я, то меня. Установка на агрессию Люди достойны уважения. Добром можно добиться больше, чем силой. Принцип: понять другого. Установка на взаимопонимание
Отношение к праву Выполняю только законы, выгодные для меня и помогающие мне разбогатеть Законы необходимо исполнять независимо от их выгодности
Отношение к себе Повышенная самооценка. Устраняю всех, кто мешает мне разбогатеть Я такой же, как многие, для успеха надо много учиться и много работать
Отношение к природе Реальны лишь материальные ценности. У природы надо брать возможно больше, иначе захватят другие Природа – источник жизни, необходимо ее беречь
Отношение к духовным ценностям Бизнес и мораль несовместимы. Исполнение обрядов, благотворительность нужны для репутации В бизнесе действуют те же законы морали и совести, как и в других сферах человеческой деятельности. Благотворительность и ритуалы – потребность
Отношение к делу Ориентация на быстрое обогащение, мое дело – источник моей власти Мое дело – мое призвание, оно нужно для удовлетворения потребностей людей
Отношение к риску Зависит от отношения к ожидаемой прибыли и потенциальной опасности Необходимо учитывать все аспекты, в том числе, избегать нанесения ущерба людям, сотрудникам, своему делу
Жизненная цель Жить для себя, иметь деньги, власть, авторитет, полностью удовлетворять свои потребности Оставить после себя хорошую память, пользоваться уважением, жить достойно и честно
Средства достижения цели Любые, в том числе, если это сулит большую выгоду, аморальные Ограничены принципами права и закона

Культура как инструмент управления предпринимательской деятельностью – часть деловой активности предпринимательства. Следует различать деловую культуру индивидуального предпринимателя и корпоративную культуру фирмы.

Факторы деловой культуры:

· Общечеловеческие ценности.

· Образ жизни, отражающий национально-культурные и религиозно-культурные ценности конкретной страны.

· Нормы делового поведения и общения (этикет, см. следующий подраздел).

· Отношение к труду (трудовая этика).

· Отношение к подчиненным (этика руководителя).

· Отношение к государству (правовая этика).

· Отношение к экономической деятельности (хозяйственная этика).

Исторически сложились два крайних типа деловой культуры предпринимателей: «акула» и «дельфин». Характеристики этих типов приведены в табл. 2.1.

Специфика предпринимательства в России связана с традиционным менталитетом российского общества: предпринимательство часто отождествляется с хищничеством, эксплуатацией, бескультурьем, равнодушием к судьбам людей.

В странах развитой рыночной экономики исторически сложилось иное отношение к предпринимательству: предприниматель рассматривается как элита общества, движущая сила экономики, золотой фонд нации.

Возрождение российского предпринимательства первоначально выдвинуло на первый план, так называемое «силовое» предпринимательство, связанное с криминалом, отмыванием денег, навязыванием услуг, криминальными приемами борьбы за рынок. Образ предпринимателя концентрировался в личности «нового русского», живущего по законам преступного мира и использующего прибыль на личное потребление (часто подчеркнуто демонстративное), а не на развитие своего бизнеса. Отношение большинства российского общества к предпринимательству это не улучшило. Перелом происходит в настоящее время, когда активное место в жизни начинает занимать поколение, получившее образование после 1990 г., не подвергавшееся влиянию идеологических штампов советской эпохи. Следует также отметить, что сегодня в деловой жизни значительно возросла роль предпринимателей, соответствующих западным и началу ХХ в. российским этическим стандартам.

Ясно, что к типу «акул» относятся, например, так называемые «новые русские», а также множество героев А.Н. Островского, Э. Золя, Ч. Диккенса и др. Тип «дельфина» слабо отражен в литературе, хотя именно к нему относится большинство предпринимателей всего мира, в том числе и России.

На культуру российского предпринимателя оказали влияние факторы, специфические для нашей страны, определяющие национально-культурные особенности российских предпринимателей:

· Сильное вмешательство государства в частную и деловую жизнь.

· Традиции общинного и феодального быта, отсутствие традиций, связанных с духом гражданской свободы, парламентаризмом, зависимости правительства от парламента.

· Преобладание не корпоративного, а семейного типа ведения дел.

· Природно-климатическая среда, определяющая экстенсивный тип хозяйствования, сжатый период для проведения сельскохозяйственных работ. Отсюда экстремальный «взрывной» характер труда, когда периоды «затишья» перемежаются с периодами лихорадочной работы.

· Система высшего управления, субъекты которого не связаны с предпринимательством и бизнесом, ориентирована на присвоение, а не созидание.

· Отсутствие традиций гласности в общественно-политической и деловой жизни.

· Ориентация на авторитеты, традиции подчинения, патриархальности в организации коллективов.

· Православные традиции отрицательного отношения к личному богатству и предпринимательству.

· Авторитет силы, авторитет бюрократической должности, неуважение к частной собственности, традиции бюрократической собственности («чем управляю, тем владею»).

· Приоритет государственного интереса.

Указанные факторы нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но именно они определяют менталитет, культуру российского предпринимателя, его психологические установки. Культуру российского предпринимателя в книжном деле определяют ряд специфических факторов:

· Непреходящие ценности русской литературы и всей русской культуры.

· Традиции уважительного отношения к книге, осознания ее культурной и просветительской ценности.

· Традиционный конфликт культуры и власти.

· Традиции российской интеллигенции, явления, характерного только для России.

· Многонациональный и многоконфессиональный характер культуры России.

· Духовные ценности и традиции прошлого.

· Знание и положительное восприятие литературы и культуры стран Запада.

Корпоративная культура включает миссию, философию и цели корпорации (фирмы) как целое, ее девиз определяет корпоративную психологию. Корпоративная культура -это имидж корпорации в глазах общества. Большинство понятий, охватываемых термином «корпоративная культура», раскрывается в темах 5 и 10.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: