Психологические факторы | "Акула" | "Дельфин" |
Отношение к людям | Низкая оценка других людей. Люди понимают только силу. Конкурентов необходимо устранять. Принцип: если не я, то меня. Установка на агрессию | Люди достойны уважения. Добром можно добиться больше, чем силой. Принцип: понять другого. Установка на взаимопонимание |
Отношение к праву | Выполняю только законы, выгодные для меня и помогающие мне разбогатеть | Законы необходимо исполнять независимо от их выгодности |
Отношение к себе | Повышенная самооценка. Устраняю всех, кто мешает мне разбогатеть | Я такой же, как многие, для успеха надо много учиться и много работать |
Отношение к природе | Реальны лишь материальные ценности. У природы надо брать возможно больше, иначе захватят другие | Природа – источник жизни, необходимо ее беречь |
Отношение к духовным ценностям | Бизнес и мораль несовместимы. Исполнение обрядов, благотворительность нужны для репутации | В бизнесе действуют те же законы морали и совести, как и в других сферах человеческой деятельности. Благотворительность и ритуалы – потребность |
Отношение к делу | Ориентация на быстрое обогащение, мое дело – источник моей власти | Мое дело – мое призвание, оно нужно для удовлетворения потребностей людей |
Отношение к риску | Зависит от отношения к ожидаемой прибыли и потенциальной опасности | Необходимо учитывать все аспекты, в том числе, избегать нанесения ущерба людям, сотрудникам, своему делу |
Жизненная цель | Жить для себя, иметь деньги, власть, авторитет, полностью удовлетворять свои потребности | Оставить после себя хорошую память, пользоваться уважением, жить достойно и честно |
Средства достижения цели | Любые, в том числе, если это сулит большую выгоду, аморальные | Ограничены принципами права и закона |
Культура как инструмент управления предпринимательской деятельностью – часть деловой активности предпринимательства. Следует различать деловую культуру индивидуального предпринимателя и корпоративную культуру фирмы.
|
Факторы деловой культуры:
· Общечеловеческие ценности.
· Образ жизни, отражающий национально-культурные и религиозно-культурные ценности конкретной страны.
· Нормы делового поведения и общения (этикет, см. следующий подраздел).
· Отношение к труду (трудовая этика).
· Отношение к подчиненным (этика руководителя).
· Отношение к государству (правовая этика).
· Отношение к экономической деятельности (хозяйственная этика).
Исторически сложились два крайних типа деловой культуры предпринимателей: «акула» и «дельфин». Характеристики этих типов приведены в табл. 2.1.
Специфика предпринимательства в России связана с традиционным менталитетом российского общества: предпринимательство часто отождествляется с хищничеством, эксплуатацией, бескультурьем, равнодушием к судьбам людей.
В странах развитой рыночной экономики исторически сложилось иное отношение к предпринимательству: предприниматель рассматривается как элита общества, движущая сила экономики, золотой фонд нации.
Возрождение российского предпринимательства первоначально выдвинуло на первый план, так называемое «силовое» предпринимательство, связанное с криминалом, отмыванием денег, навязыванием услуг, криминальными приемами борьбы за рынок. Образ предпринимателя концентрировался в личности «нового русского», живущего по законам преступного мира и использующего прибыль на личное потребление (часто подчеркнуто демонстративное), а не на развитие своего бизнеса. Отношение большинства российского общества к предпринимательству это не улучшило. Перелом происходит в настоящее время, когда активное место в жизни начинает занимать поколение, получившее образование после 1990 г., не подвергавшееся влиянию идеологических штампов советской эпохи. Следует также отметить, что сегодня в деловой жизни значительно возросла роль предпринимателей, соответствующих западным и началу ХХ в. российским этическим стандартам.
|
Ясно, что к типу «акул» относятся, например, так называемые «новые русские», а также множество героев А.Н. Островского, Э. Золя, Ч. Диккенса и др. Тип «дельфина» слабо отражен в литературе, хотя именно к нему относится большинство предпринимателей всего мира, в том числе и России.
На культуру российского предпринимателя оказали влияние факторы, специфические для нашей страны, определяющие национально-культурные особенности российских предпринимателей:
· Сильное вмешательство государства в частную и деловую жизнь.
· Традиции общинного и феодального быта, отсутствие традиций, связанных с духом гражданской свободы, парламентаризмом, зависимости правительства от парламента.
· Преобладание не корпоративного, а семейного типа ведения дел.
· Природно-климатическая среда, определяющая экстенсивный тип хозяйствования, сжатый период для проведения сельскохозяйственных работ. Отсюда экстремальный «взрывной» характер труда, когда периоды «затишья» перемежаются с периодами лихорадочной работы.
|
· Система высшего управления, субъекты которого не связаны с предпринимательством и бизнесом, ориентирована на присвоение, а не созидание.
· Отсутствие традиций гласности в общественно-политической и деловой жизни.
· Ориентация на авторитеты, традиции подчинения, патриархальности в организации коллективов.
· Православные традиции отрицательного отношения к личному богатству и предпринимательству.
· Авторитет силы, авторитет бюрократической должности, неуважение к частной собственности, традиции бюрократической собственности («чем управляю, тем владею»).
· Приоритет государственного интереса.
Указанные факторы нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но именно они определяют менталитет, культуру российского предпринимателя, его психологические установки. Культуру российского предпринимателя в книжном деле определяют ряд специфических факторов:
· Непреходящие ценности русской литературы и всей русской культуры.
· Традиции уважительного отношения к книге, осознания ее культурной и просветительской ценности.
· Традиционный конфликт культуры и власти.
· Традиции российской интеллигенции, явления, характерного только для России.
· Многонациональный и многоконфессиональный характер культуры России.
· Духовные ценности и традиции прошлого.
· Знание и положительное восприятие литературы и культуры стран Запада.
Корпоративная культура включает миссию, философию и цели корпорации (фирмы) как целое, ее девиз определяет корпоративную психологию. Корпоративная культура -это имидж корпорации в глазах общества. Большинство понятий, охватываемых термином «корпоративная культура», раскрывается в темах 5 и 10.