Профессиональная активность предпринимателя в книжном деле осуществляется в русле культурного процесса, деловая – в русле бизнеса. Профессиональная активность основывается на опыте работы предпринимателя с книгой, знаниях и навыках, полученных во время учебы и профессиональной деятельности, определяет систему ценностей в выбранной профессиональной области, его мировоззрение, дает глубокое осознание культурной и социальной миссии созданной и руководимой им фирмы.
В процессе развития предпринимательской деятельности происходит профессиональный рост предпринимателя, он осваивает новые направления книжного дела, углубляет свои знания по отдельным его направлениям.
Деловая активность выражается в активности на рынках финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов, планировании финансовой и хозяйственной деятельности фирмы, трансакционной деятельности, в организации производственного процесса.
Деловая и профессиональная активность в книжном деле неразрывно связаны между собой. Отбор авторских оригиналов для издания, формирование издательской программы, ассортимента книжного магазина производятся на основе синтеза миссии фирмы, целей ее деятельности, с одной стороны, и знания конъюнктуры рынка, прогноза финансовых последствий – с другой. В книжном деле появление новой книги на рынке является событием в культурной жизни общества, независимо от масштаба этого события.
Основой профессиональной активности предпринимателя в книжном деле служат:
· ориентация в литературе, являющейся объектом его предпринимательской деятельности (авторы, произведения);
· умение определить целевое назначение книги;
|
· знание принципов составления библиографических описаний и классификации литературы;
· понимание важности литературного и технического редактирования, принципов художественного оформления книги;
· знание основ производственного процесса изготовления книги.
Для профессионала в книжном деле выбор предпринимательской деятельности, переход к деловой активности осуществляются на основе осознанного мотивационного выбора. Ниже дается перечисление основ деловой активности предпринимателя:
· знание законов спроса и предложения;
· знание основ потребительского поведения;
· профессиональное владение понятиями экономики фирмы;
· умение ориентироваться в понятиях, связанных со структурой рынка;
· знание принципов менеджмента и маркетинга, логистики материальных и информационных потоков;
· знание принципов планирования и осуществления финансовых операций и бухгалтерского учета;
· знание правовых основ предпринимательской деятельности и книжного дела.
В теме 4 на рис. 4.4!!! показано, что для индивидуального предпринимателя характерна активность, связанная с решением повседневных рутинных задач, индивидуальный предприниматель принимает непосредственное участие в производственной деятельности и совмещает ее с управлением. С возрастанием масштабов деятельности фирмы и сложности управления повседневные, оперативные задачи переходят в управление менеджеров, предприниматель полностью сосредотачивается на решении стратегических задач, финансовых проблемах, обеспечении реализации философии и миссии фирмы.
|
В основе профессиональной и деловой активности находится также личный опыт предпринимателя, знания и умения, базовые мотивы для принятия решений. Все вместе они определяют имидж предпринимателя, его культуру, этику и деловую репутацию.
Деловая репутация в бизнесе
Деловая активность предпринимателя на рынке ресурсов-затрат и ресурсов-результатов включает деятельность по обеспечению трансакций, прежде всего по ведению договорного процесса. Непременное условие успешного установления связей с партнерами по бизнесу состоит в положительной деловой репутации предпринимателя.
Деловая репутация – это мнение, сложившееся о предпринимателе у его партнеров по рынку на основе оценок его деловых качеств, выявившихся в процессе его предпринимательской деятельности.
Хорошая деловая репутация основывается на следующих факторах:
· верность взятым обязательствам,
· честность во взаимоотношениях с партнерами,
· законность и легальность деловой активности,
· долговременное пребывание на рынке,
· высокий имидж фирмы,
· успешность бизнеса,
· прозрачность бизнеса (в объеме, не затрагивающем коммерческую тайну),
· приверженность «цеховым» традициям,
· умение отстаивать свои интересы.
Деловая репутация составляет часть культуры предпринимателя и выражается, прежде всего, в безукоризненной честности ведения бизнеса и верности взятым обязательствам. Она обеспечивает тот кредит доверия со стороны партнеров, который в свою очередь дает возможность получить финансовый и товарный кредит.
|
Философия «не обманешь – не продашь» противопоказана деловой репутации. Девиз «честность – лучшая политика» неотделим от предпринимательской практики. Высокая деловая репутация предпринимателя снижает риск заключения с ним сделок, формирует устойчивые деловые связи.
Значение деловой репутации подчеркивал еще Петр I. Когда в 1715 г. английский подрядчик, не дождавшись уплаты за построенные в кредит по заказу царя корабли, арестовал в Англии царского торгового агента и отказался выпустить корабли, Петр I незамедлительно отправил деньги купцу. В письме к агенту царь сообщил, что «они с избытком покроют долг», но «не так мне противно, что корабли удержали, но то, что будто мы ему не заплатили, ибо «кредит и слово дороже всего флота … ». В истории российского книжного предпринимательства можно найти яркие примеры высокой деловой репутации, а такие предприниматели, как А.Ф. Маркс и И.Д. Сытин, пользовались огромным авторитетом не только у деятелей книжного бизнеса России, но и у всей торгово-промышленной элиты страны.
Важным компонентом деловой репутации является репутация продукции фирмы, соответствие качества продукции и услуг установленным ценам. Предприниматель в книжном деле должен с уважением относиться к розничному покупателю, рассматривать его как партнера по бизнесу. Продукция издательства, ассортимент и объем услуг книжного магазина, культура обслуживания определяют имидж фирмы, укрепляют ее деловую репутацию.