Двойственная природа книги обуславливает не только особую специфику предпринимательской деятельности в книжном деле, но также психологию, культуру и этику предпринимателей книжного бизнеса, их место в деловом мире страны. Книжное дело является частью культуры страны и представляет собой завершающую стадию творческого процесса создания произведения: творческий процесс создания книги не заканчивается с передачей авторского оригинала в издательство, он продолжается в подготовке оригинал-макета в издательстве, печати в типографии и торговом процессе. Многие издательства и книжные магазины в нашей стране и за рубежом именно по этой причине являются своеобразными центрами культурно-просветительской работы, а ведущие издатели и книгораспространители входят не только в бизнес-элиту, но и культурную элиту общества.
Книжное дело является динамичной частью экономики страны, и к нему применимы все понятия и параметры рыночной экономики, характерные для экономического сектора, связанного с производством и торговлей товарами народного потребления массового спроса. Предприниматель в книжном деле, осуществляя свою культурную миссию, занимается экономической деятельностью, начиная с выдвижения предпринимательской идеи, отбора книг, составления бизнес-плана и организации фирмы и осуществляя затем управление производственной и коммерческой деятельностью фирмы.
Культурный и деловой процессы не являются антагонистическими, а представляют собой две стороны одной сущности – книжного дела. В качестве примера назовем таких выдающихся деятелей книжного дела, как Н.И. Новиков, А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, А.С. Суворин, И.Д. Сытин. Обычно подчеркивается их вклад в российскую культуру, но нельзя забывать о том, что они были также выдающимися предпринимателями, прокладывавшими новые пути в книжном бизнесе, разрабатывавшими новые направления. Именно успехи в книжном бизнесе позволили им внести свой вклад в российскую культуру.
|
Современная предпринимательская практика книжного дела в России дает немало примеров органического сочетания культурного и делового процессов. Рассмотрим только несколько примеров.
Издательская группа «АСТ». Основана в 1990 г. как книготорговая фирма. Издательская деятельность начата в 1992 г. В 1994 г. она выпускает серию сентиментальных любовных романов «Шарм» и в следующем году становится лидером в этом разделе книжного репертуара (серии «Мини-Шарм», «Очарование», «Страсть», «Интрига», «Счастье» и др.). Другим ведущим направлением стала фантастика. Многие проекты осуществляются совместно с другими издательствами, в частности с «Terra Fantastica» (серии «Координаты чудес», «Далекая радуга», «Век дракона», «Миры братьев Стругацких» и др.). В 1997 г. началось издание серии детективов.
В настоящее время издательская группа «АСТ» выпускает книги свыше 2 тыс. наименований в год. Издательская группа объединяет в холдинг более 30 издательств. Деловая и культурная активность издательской группы направлена на издание книг во всех разделах литературы. Выходят комментированные собрания сочинений, серии исторической и военно-исторической тематики, альбомы по искусству, учебники. Принцип серийности в оформлении обеспечивает узнаваемость книг «АСТ», создает контингент постоянных покупателей. Привлечение других издательств проводится с сохранением их индивидуальности и издательской программы, что позволяет компании быть универсальным издательством.
|
Свою культурную миссию издатели «АСТ» видят в обеспечении литературой всех групп читателей всех регионов страны. Деловая активность в этом направлении основана на принципах максимального удешевления книги, массовых тиражах, создании собственной системы оптовой и розничной торговли. Две книготорговые дочерние фирмы «АСТ» – «Союзкниготорг» и «Пятый океан» лидируют на оптовом книжном рынке России, привлекают множество небольших издательских фирм, предлагая им услуги по оптовому книгораспространению на условиях синдиката. «АСТ» создала розничную книготорговую сеть, в том числе в Москве.
Издательство «ЭКСМО-Пресс». В последние годы делит с «АСТ» первое-второе место по количеству наименований. Основано в Москве в 1992 г. как книготорговая фирма. Первоначально ориентировалось на массовое издание дешевой детективной литературы современных авторов («Черная кошка», «Ягуар», «Детектив глазами женщины» и др.). Авторы произведений получили широкую известность и признание, положив начало устойчивому авторскому коллективу «ЭКСМО». Следующим шагом «ЭКСМО» было успешное проникновение на рынок фантастики, причем целенаправленно осваивалось направление остросюжетной фантастики, фэнтази, классики. Реагируя на конъюнктуру рынка, издательство с конца 90-х годов значительно расширило свое «присутствие» в других сегментах рынка: выпускаются научные монографии, учебники, серии комментированных изданий классики, популярной психологии и др.
|
Издательство широко использует возможности рекламы, презентаций и других современных средств промоушина. Имеет собственную полиграфическую базу, постоянные связи с изготовителями бумаги. Совместно с рядом других издателей создает книготорговую сеть, причем магазины работают по единым принципам ассортимента, классификации литературы, расстановки товара и оформления торговых залов, системы ценообразования.
Издательство «Росмэн». Создано в 1992 г. Сразу заявило о себе удачным предпринимательским проектом, взяв большой кредит и выпустив тиражом 500 тыс. экземпляров книгу «Сказки братьев Гримм». Отличное оформление издания и тогдашний дефицит на детскую литературу позволили довольно быстро вернуть кредит и прочно занять положение лидера в нише детской литературы на книжном рынке. Следующий шаг был также необычен: была закуплена лицензия на серию научно-популярной «Оксфордской библиотеки» и начат выпуск прекрасно оформленных серий альбомного формата, содержащих в доступной и наглядной форме изложение сведений по истории, технике, математике и т.д. Серии издательства пользуются большим успехом.
В 2000 г. «Росмэн» вновь удивило бизнесменов книжного дела России своей смелостью, объявив о закупке лицензии на издание пользующегося огромной мировой популярностью романа для детей в жанре фэнтази Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Для покупки лицензии издательство приняло участие в тендере, проведенном литературным агентством автора, в котором участвовало еще пять российских издательств. Только издательство «Росмэн» согласилось на финансовые условия тендера и получило право на перевод и издание книги в России. Была составлена маркетинговая программа продвижения книги на рынок с использованием не только презентаций и рекламы, но и различных сопутствующих товаров на тему книги. Финансирование всех затрат на издание учитывалось отдельной статьей. По заявлению руководителя издательства прибыль начала приходить только через полгода после выхода первого тома.
«Росмэн» прочно лидирует в издании научно-популярной литературы для детей. Выпускаются как собственные издания, так и издания, закупленные у российских и зарубежных издательств. В издательстве работают высококвалифицированные редакторы и художники книги. Создается собственная книготорговая сеть «Читай-город».
Торговый дом «Библио-Глобус». Создан в 1992 г. путем приватизации московского книжного магазина «Книжный мир». Фирма была создана в критическое для книжной торговли время, при крайнем дефиците оборотных средств. Достаточно сказать, что на торговой площади в 1500 кв. м в продаже было всего 15 тыс. наименований книг, в то же время склады были забиты неходовой литературой, которую нужно было списывать за счет фирмы. «Библио-Глобус», несмотря на все сложности, преодолел кризис, проводя последовательную политику модернизации и компьютеризации книготоргового процесса, оставаясь при этом верным своей культурно-просветительской миссии.
Торговый дом чутко реагирует на все новшества в мировой розничной торговле и первым перешел на открытый доступ к книгам, что в короткий срок позволило поднять количество наименований до 30 тыс. Магазин был также первым в разработке и внедрении информационных технологий, вложив значительные средства в закупку персональных компьютеров, сетевого оборудования, разработку программного обеспечения, обучение персонала,. Создан первый в России интернет-магазин при розничном магазине. Внедрение информационных технологий формирования заказа и автодозаказа литературы, учета продаж и остатков обеспечило подъем количества наименований до 70 тыс., позволило перейти к удаленному складу и соответственно расширить торговые площади.