Коммерческий процесс книжного дела осуществляется в форме оптовой и розничной торговли книгами. Основной материальный ресурс коммерческой деятельности – товарные запасы.
Товарные запасы различаются:
По функциональному назначению:
· текущие: основная часть запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности торгового процесса;
· страховые: запасы, позволяющие реагировать на непредвиденные колебания спроса и производства, повышение цен, скачок инфляции, изменения в налоговой и таможенной политике;
· сезонные: запасы, создаваемые для продажи в периоды повышенного спроса на определенные книги;
· неликвиды: запасы, образующиеся из книг, жизненный цикл которых завершился (потеря актуальности, появление на рынке аналогичных новых изданий, брак).
По этапам товародвижения:
· товары на складе;
· товары в торговом зале;
· товары в пути.
По финансовым признакам и формам собственности:
· товары, находящиеся в собственности фирмы;
· товары, не оплаченные фирмой поставщикам (кредиторская задолженность);
· товары, не оплаченные покупателями фирмы (дебиторская задолженность).
Издательства формируют товарные запасы за счет своей новой продукции и имеющихся запасов продукции, которые находятся в балансовом равновесии с реализованной продукцией:
,
где – стоимость запаса на начало года, ПГП – поступление готовой продукции на склад издательства в течение года, РП – стоимость реализованной продукции за год, – стоимость запаса на конец года (все в стоимостном выражении).
Товарные запасы книготорговой фирмы образуются из поставленной в течение года литературы П и находятся в балансовом равновесии с реализованной в течение года литературой (товарооборотом Т):
|
.
Величина товарных запасов выражается в натуральных показателях (в экземплярах), стоимостных (в рублях), в днях оборота. Товарный запас в днях оборота исчисляется по формуле
где в числителе – средний товарный запас за период (в денежном или натуральном выражении), в знаменателе – среднедневной товарооборот за тот же период в тех же единицах, что и запас. Среднедневной товарооборот получается делением товарооборота Т на количество рабочих дней в периоде d. Средний запас за период вычисляется как сумма мгновенных запасов, деленная на количество наблюдений за запасами (хронологическая средняя).
Величина, обратная обороту в днях, носит название товарооборачиваемости. Повышение товарооборачиваемости или, что то же самое, снижение дней оборота запасов, ускоряет оборот финансовых ресурсов, их возврат в оборот в денежной форме. Товарооборачиваемость – важнейший показатель эффективности коммерческой деятельности.
Пример 1. Товарооборот книжного магазина в течение июня (30 рабочих дней) составил 2 675 645. руб. или 27 563 экземпляров, т.е. ежедневно в среднем 89 189 руб.=2 675 645/30 или 919 экз.=27 653/30. Результаты четырех учетов товарных запасов в июне показаны в таблице:
Дата | ||||
Запас в экз. | ||||
Запас в руб. |
Средний запас за месяц в количестве экземпляров 11 025 экз.= (13 649 + +10 257+6512+15 698)/4, в стоимостном выражении 1 070 258 руб. = (1 324 908 + 995 647 + 632 120+ +1 523 805)/4. Следовательно, оборачиваемость в экземплярах в днях оборота составляет 12,5 дней = 11 025/919. Тот же самый результат и для запасов в стоимостном выражении. Товарооборачиваемость составляет 0,08=1/12,5.
|
Эффективность использования товарных запасов и поставок П может быть определена как по показателю товарооборота Т, так и по показателю прибыли Пр:
Коэффициенты и показывают суммы товарооборота и прибыли, приходящиеся на каждый рубль, вложенный в товарные запасы.
На величину товарных запасов влияют следующие факторы:
· объем товарооборота: чем больше объем товарооборота, тем больше, при прочих равных условиях, объем запаса;
· структура ассортимента: чем разнообразней ассортимент, тем больше должны быть товарные запасы;
· актуальность книг, образующих запас: книги, быстро теряющие актуальность («однодневки»), не должны занимать большое место в запасах;
· условия пополнения запасов: например, книжные магазины, открываемые в городах, находящихся далеко от центров производства и поставок книг, для обеспечения непрерывности торговли должны создавать значительные страховые запасы;
· состояние материально-технической базы: наличие складских помещений позволяет создавать большие запасы, в то же время использование информационных технологий и соответствующей технической базы дает возможность отказаться от большого склада и «торговать с колес»;
· уровень цен, дисциплина поставок и качество обслуживания.
Ускорение товарооборачиваемости книжных запасов обеспечивается:
· применением результатов маркетинговых исследований в ассортиментной и ценовой политике;
· эффективной ассортиментной политикой, учитывающей платежеспособный покупательский спрос;
|
· рациональной организацией товародвижения;
· расширением каналов книгораспространения;
· внедрением информационных технологий на всех этапах товародвижения;
· использованием методов продвижения (промоушна), основанных на рекламе и PR-технологиях;
· совершенствованием материально-технической базы;
· повышением качества обслуживания;
· своевременной ликвидацией запасов книг, не пользующихся спросом.
Анализ товарных запасов ведется в разрезе ассортимента, поставщиков, покупателей, оборачиваемости. На результатах анализа основывается планирование и нормирование запасов.
Товарные запасы издательства характеризуются преобладающей долей собственных изданий, они пополняются из производственного портфеля издательства и расходуются в оптово-розничных торговых операциях. Структура собственных товарных запасов издательства состоит из запасов готовой продукции и остатков тиражей изданий прошлых лет и соответственно структура товарных запасов издательства имеет вид
,
где – запасы готовой продукции, изданной за отчетный период, – запасы готовой продукции, изданной в периоды, предшествующие отчетному. Запасы вида включают обычно страховые и сезонные запасы и неликвиды. К страховым запасам можно отнести ранее вышедшие тома серийных и многотомных изданий, высококачественные издания (по искусству, истории, литературе и т.д.), стабильные учебники. Запасы товаров сезонного спроса создаются к школьной и новогодней кампаниям, юбилеям, событиям в общественно-политической жизни (например, предвыборная кампания). Структура издательского товарного запаса характеризуется коэффициентом новизны:
Коэффициент показывает долю новых изданий в запасах готовой продукции издательства. Коэффициент достигает 100% у издательств, начавших свою деятельность, и стабилизируется обычно на 70-80%. Снижение коэффициента ниже 50% характерно для издательско-торговых фирм.