СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ




Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти за­данное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест­ности.

Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет доволь­но продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались по­чти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого».

В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвали­дов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это спо­собствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физичес­кому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и пони­мать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориенти­рование имеет большое прикладное значение. Умение ориентировать­ся - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необхо­димые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях боль­ших физических нагрузок, быстрая реакция.

Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ори­ентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.

Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики долж­ны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффектив­ности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для даль­нейшего продвижения вперед.

Программа предусматривает обучение кружковцев, занимающих­ся в объединении спортивного ориентирования 2 года, и рассчитана на 5 лет.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологичес­кие, эстетические, морально-волевые качества.

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством заня­тий спортивным ориентированием.

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитатель­ных задач:

- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и обще­ственной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачеб­ного контроля;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки обу­чающихся;

- охрана окружающей среды;

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;

- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

- формирование представлений о межпредметных связях и полу­чение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.

Комплексность программы, рассчитанной на 5 лет обучения, осно­вывается на цикличности и круглогодичное учебно-тренировочно­го процесса. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое мес­то занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реали­зации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и при­емов дополнительного образования и воспитания.

 


Весь материал Программы разделен на три взаимосвязанных эта­па, на каждом из которых решаются свои задачи.

Первый этап - информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают позна­вать новую для них информацию по психологии физиологии, крае­ведению.

Второй этап - операционно-деятелтостный. На этом этапе фор­мируются умения обучающихся самостоятельно выполнять опреде­ленные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на сорев­нованиях.

Третий этап - практнко-ориентационный. Результатом его явля­ется овладение спецификой работы и практическая деятельность, ко­торая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональная ориентация по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель), спортивное долголетие.

Модель структуры программы. Программа состоит из объясни­тельной записки, пяти годичных циклов дополнительного образова­ния, методических рекомендаций, списка необходимого оборудова­ния и снаряжения, списка литературы.

Описание годового цикла состоит из взаимосвязанных:

- тематического учебного плана занятий объединения (с наиме­нованием тем занятий и распределением часов на изучение теорети­ческого и практического материала);

- рабочей учебной программы занятий объединения дополнитель­ного образования;

- предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методическихрекомендациях даны практические советы по ис­пользованию программы, о том, как строить учебный процесс, ка­кие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень необходимого сна­ряжения для реализации занятий объединения дополнительного об­разования.

Список литературы представлен разделами - список литературы для детей и список используемой литературы для создания программы.

Первый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 68 часов, на практические - 364. Учебный материал рассчитан на повышение уров­ня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и коорди­нации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Второй годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч-ной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 52 часа, на практические—380. Предполагается совершенствование базовых зна­ний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствова­ние техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местно­сти с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков. В течение второго года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив I юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Третий годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 42 часа, на прак­тические - 390. Предусматривается совершенствование знаний, уме­ний и навыков, полученных в 1-2-й год обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей вос­питанников; совершенствование технических и тактических приемов; приобретение опыта судейства соревнований. В течение года воспи­танники должны выполнить III взрослый разряд по спортивному ори­ентированию, сдать требования на звание «Судья по спорту».

Четвертый годичный цикл предусматривает объем учебно-трени­ровочной нагрузки 540 часов, по 15 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 40 часов, на практические - 500. Предусматривает углубление знаний, полученных на 1-3-м году обучения. Совершенствование двигатель­ных навыков, расширение функциональных возможностей организ­ма,, дальнейшее развитие специализированных восприятий ориенти-ровщика (чувства расстояния, чувства направления). В течение года воспитанники должны выполнить II взрослый разряд по спортивно­му ориентированию.

Пятый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 540 часов, по 15 часов в неделю на протяжении учебно­го года. На теоретические занятия в программе отводится 40 часов, на практические - 500. Предусматривает расширение знаний полу­ченных на 1-4-м году обучения. Совершенствование технико-такти­ческих приемов ориентирования, схем прохождения дистанций, вы­бора вариантов пути движения. В течение года воспитанники долж­ны выполнить I взрослый разряд по спортивному ориентированию.

 

Организация учебно-тренировочного процесса программой рассчи­тана на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю, а в 4 и 5-й год обучения -общий объем нагрузки 540 часов, по 15 часов в неделю. Предполагает­ся увеличение объема учебно-тренировочной нагрузки в каникуляр­ное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда обучающиеся направляются в спортивно-оздоровитель­ные лагеря юных ориентировщиков и туристов, в учебные походы.

Возраст занимающихся 12-17 лет. Начальное обучение проходят по программе В.И. Тыкула (Министерство просвещения, 1990).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

№ н/н Наименование темы занятий Всею, ч В том числе
теорети­ческих практи­ческих
1. Введение      
2. Техника безопасности      
3. История спортивного ориентирования      
4. Гигиена спортсмена     -
5. Правила соревнований по спортивному ориентированию      
б. Снаряжение ориентировщика     б
7. Судейская практика      
8. Общая физическая подготовка      
9. Специальная физическая подготовка      
10. Техническая подготовка      
11. Тактическая подготовка      
12. Контрольные нормативы   -  
13. Участие в соревнованиях      
14. Краеведение      
15. Психологическая и морально-волевая подготовка      
16. Охрана природы, памятников истории и культуры      
17. Основы туристской подготовки      
18. Медико-санитарная подготовка, врачебный контроль   б  
19. Топография      
20. Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии Вне сетки часов - -
ВСЕГО, ч      

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ» 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ -10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Организационное занятие объединения. Планирование деятель­ности объединения в учебном году. Ориентирование - средство фи­зического воспитания, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.

Практические занятия (б часов)

Знакомство с материалами наглядной агитации (видео-, фотома­териалами и т.д.). Прогулка в лес.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 8 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности. Правила дорожного движения. Меры лич­ной безопасности детей в криминальной ситуации.

Практические занятия (4 часа)

Выработка навыков и умений предотвращения криминальных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившихся по карте.

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ - 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за. рубежом. Виды спортивного ориентирования.

Практические занятия (2 часа)

Встреча с ведущими спортсменами города по спортивному ори­ентированию.

ГИГИЕНА СПОРТСМЕНА - б часов Теоретические занятия (6 часов)

Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Режим дня. Гигиена тела, одежды и обуви.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ

ОРИЕНТИРОВАНИЮ - 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Агитационное значение соревнований. Права и обязанности уча­стников. Виды и способы проведения Соревнований, характер сорев­нований.

Практические занятия (2 часа)

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.

СНАРЯЖЕНИЕ ОРИЕНТИРОВЩИКА - 10 часов Теоретические занятия (4 часа)

Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Вспомога­тельное снаряжение. Правила эксплуатации.практические занятия (6 часов) Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.

СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА - 6 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Судейская коллегия соревнований, судейские бригады, судья-конт­ролер КП, обязанности судьи-контролера КП. Оборудование старта и финиша.

Практические занятия (4 часа)

Протоколы, работа с протоколами. Протоколы старта, результа­тов. Подсчет результатов по ориентированию.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 90 часов

Теоретические занятия (6 часов)

Задачи ОФП. Систематизация круглогодичного тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, воле­вой, психологической подготовок. Разминка, заминка, их значение и содержание.

Практические занятия (84 часа)

Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени). Бег (вперед, назад, галопом влево, вправо, на носках, с изменением направления движения). Уп­ражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки, движение рук в сочетании с ходь­бой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны головы, тулови­ща). Гимнастические упражнения с предметами: скакалки, набивные мячи, палки, обручи, гантели. Акробатика (стойки кувырки перека­ты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, скамейка, бревно, перекладина, конь, гимнастическая стенка. Легкая ат­летика (бег на короткие, средние дистанции, из различных исходных положений, бег по пересеченной местности). Плавание. Лыжная под­готовка: изучение попеременных, одновременных ходов, техники по­воротов на месте и в движении, спуски, торможения. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координа­цию. Туризм: походы выходного дня, туристская полоса препятствий.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 60 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков. Характер и методика развития физи­ческих и специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентиров-щику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Практические занятия (58 часов)

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, суб­максимальная, максимальная. Фартлек - игра скоростей.

Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой закрытой забо­лоченной, бег в «гору» специально-беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого стар­та на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быст­ром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упраж­нения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перека­ты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивные мячи, амортизаторы).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 60 часов

Теоретические, занятия (4 часа)

Понятие о технике ориентирования, ее значение для достижения вы­соких результатов. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

Практические занятия (56 часов)

Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визу­ально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользова­ния компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Опреде­ление точки стояния. Движение по азимуту, Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, 00 углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 30 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке ориентировщиков. Значение тактики для достижения наилучших результатов.

Практические занятия (26 часов)

Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом го­родке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ог­раничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Под­ход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанцию.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ- 6 часов

Практические занятия (6 часов)

Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке.

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ - 20 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия уча­стников в аварийной ситуации. Основы безопасности.

Практические занятия (18 часов)

Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Первен­ствах города, области. Соревнованиях среди кружковцев ЦДЮТур, школ, клубов.

КРАЕВЕДЕНИЕ- 18 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Значение и место краеведческой подготовки в общей системе обу­чения. История города и области. Край в годы Великой Отечествен­ной войны. Замечательные земляки. Музеи и экскурсионные объек­ты города и области.

Практические занятия (14 часов)

Посещение экскурсионных объектов города и области, музеев. Просмотр фото-, видеоматериалов. Встреча с ветеранами войны. Участие в краеведческих викторинах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

ПОДГОТОВКА - 20 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи и средства морально-волевой подготовки. Психологичес­кая подготовка - одно из средств повышения спортивного мастер­ства. Участие в соревнованиях - необходимое условие для совершен­ствования и проверки моральных качеств и умения управлять эмо­циональной настройкой.

Практические занятия (16 часов)

Воспитание целеустремленности, самостоятельности, решитель­ности и смелости, выдержки, настойчивости в достижении цели- предстартовое состояние: боевая готовность, предстартовое волнение, предстартовая апатия.

ОХРАНА ПРИРОДЫИ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ-10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Важность охраны природы, памятников истории и культуры. Физико-географическая характеристика родного края. Ее особенно­сти: климат, растительность, реки, озера, животный мир. Памятные исторические места.

Практические занятия (6 часов)

Охрана природы: маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня, совершенствование снаряжения, использование которого не причиняет вреда окружающей природе. Охрана памятников.

ОСНОВЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ - 30 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена-ориентировщика. Туризм - один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др

Практические занятия (26 часов)

Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаря­жению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Турист­ские палатки: устройство, уход и ремонт. Рюкзак: виды рюкзаков, ос­новные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак. Требования к месту бивака. Снятие бивака. Уборка территории. Противопожарные меры. Узлы. Их назначение и применение.

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА - 22 часа

Теоретические занятия (6 часов)

Значение медико-санитарной подготовки, врачебного контроля

и самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Медицинская аптеч­ка. Спортивные травмы и их предупреждение.

Практические занятия (16 часов)

Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, раз­рывы связок, мышц и сухожилий, кровотечения (артериальное, ве­нозное, капиллярное), вывихи, переломы, ожог, солнечный удар, теп­ловой удар, озноб, обморожение. Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины. Приемы искусственного дыхания. Способы транспортировки пострадавшего.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 18 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты.

Практические занятия (14 часов)

Условные знаки топографических карт. Рисовка топографических знаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топографических карт. Изображе­ние высоты местности с помощью горизонталей. Определение кру­тизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАВЕРШИВШИХ 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение

Должны знать:

- значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания;

- место и время проведения занятий объединения дополнительно­го образования.

Должны уметь:

- коллективно участвовать в планировании деятельности объеди­нения дополнительного образования в учебном году.

Техника безопасности

Должны знать:

- основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;

- правила дорожного движения;

- меры личной безопасности в криминальной ситуации.
Должны уметь:

- находить выход из аварийных, криминальных ситуаций;

- искать условно заблудившихся в лесу.

История спортивного ориентирования

Должны знать:

- развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;

- виды ориентирования;

- прикладное значение ориентирования.

Должны уметь:

-давать характеристику современного состояния ориентирования.

Гигиена спортсмена

Должны знать:

- строение организма человека;

- влияние физических нагрузок на развитие организма;

- гигиену физических упражнений;

- гигиену тела, одежды, обуви.
Должны уметь:

- соблюдать меры личной гигиены;

- составлять и соблюдать режим дня.

Правила соревнований

Должны знать:

- агитационное значение соревнований;

- права и обязанности участников соревнований;

- виды соревнований;

- способы проведения соревнований;

- действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования.

Должны уметь:

- соблюдать права и обязанности участников соревнований;

- коллективно составлять программу проведения соревнований.

Снаряжение ориентировщика

Должны знать:

- вспомогательное снаряжение;

- лыжное снаряжение;

- правила эксплуатации снаряжения;

- правила хранения снаряжения;

- компас и его устройство;

- планшет и его устройство.
Должны уметь:

- правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогатель­ное снаряжение;

- хранить снаряжение;

- подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.

 

 

Судейская практика

Должны знать:

- судейскую коллегию соревнований;

- судейские бригады;

- обязанности судьи;

- оборудование старта и финиша;

- виды протоколов.
Должны уметь:

- работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнова­ний по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки;

- производить подсчет личных результатов по ориентированию.

Общая физическая подготовка

Должны знать:

- задачи общей физической подготовки;

- взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок;

-значение систематизации круглогодичного тренировочного про­цесса;

- обоснование принципов постепенности, повторное, разносто­ронности, индивидуализации в процессе тренировки;

- технику лыжных ходов;

- специфические особенности бега ориентировщика.
Должны уметь:

- выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, пле­чевого пояса, спины, живота, ног;

- передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: поперемен­ный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, спуски, торможения;

- удерживаться на плаву, плавать.

Специальная физическая подготовка

Должны знать:

- роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков;

- методику развития специальных качеств, необходимых спортсмену- ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Должны уметь:

- выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивно­сти тренировочных нагрузок;

- выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закры­тая, горная, заболоченная;

- выполнять специально-беговые упражнения;

- выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе);

- выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнения с партнером, активные и пассивные, упражне­ния с предметами);

- выполнять упражнения на развитие ловкости н прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие;

- выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгиба­ние рук в упоре, растягивание, приседания на двух и одной ногах,
приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивные ячи, амортизаторы).

Техническая подготовка

Должны знать:

- понятие о технике ориентирования;

- значение техники для достижения высоких результатов;
- разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);

- общие черты и отличия карт;

- преимущества каждого из видов карт;

- понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное риентирование;

- компас и его устройство.
Должны уметь:

- правильно пользоваться компасом;

- ориентировать карту;

- определять расстояние на карте;

- измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);

- определять стороны горизонта по компасу;

- определять точку стояния;

- двигаться по азимуту;

- определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ори­ентиров и углу схода с них;

- восстанавливать ориентировку после ее потери;

- выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.

Тактическая подготовка

Должны знать:

- понятие о тактике;

- взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориен­тировщиков;

 


- значение тактики для достижения наилучших результатов; -понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Должны уметь:

- правильно распределять силы на дистанции;

- выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта;

- выполнять действия по выбору пути движения;

- из нескольких вариантов выбрать лучший;

- последовательно осуществлять выбранный путь движения;

- правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Контрольные нормативы

Должны знать:

- методы проведения (зачет, соревнования);

- нормативные требования Должны уметь:

- выполнять нормативы по общей и специальной физической под­готовке;

- выполнять теоретические и практические умения и навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.

Участие в соревнованиях

Должны знать:

- положение о соревнованиях;

- условия проведения соревнований по спортивному ориентиро­ванию в заданном направлении;

- действия участников в аварийной ситуации;

- основы безопасности при участии в соревнованиях.
Должны уметь:

- закончить дистанцию I - II уровня.

Краеведение

Должны знать:

- значение краеведческой подготовки в общей системе обу­чения;

- историю города и области;

- историю края в годы Великой Отечественной войны;

- местонахождение экскурсионных объектов города и области.
Должны уметь:

-рассказать об истории родного края;

- посетить музеи и экскурсионные объекты города.

Психологическая и морально-волевая подготовка

Должны знать:

- значение психологической подготовки для повышения спортив­ного мастерства;

- методы и средства развития волевых качеств;

- особенности проявления волевых качеству ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности

- Охрана природы и памятников культуры

Должны знать:

-важность охраны природы памятников истории и культуры;

- место в системе образовательного процесса;

- взаимосвязь с тренировочным процессом; -памятные и исторические места.
Должны уметь:

- участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня;

- коллективно. участвовать в разработке походов выходного дня;

- принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе;

- участвовать в акциях по охране памятников.

Основы туристской подготовки

должны знать:

- туризм - одно из средств общефизической подготовки; -виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипед­ный и др.;

- основные туристские узлы, их применение и назначение: пря­мой, булинь, проводники, схватывающий, стремя, встречный, удавка и др.;

- основное групповое и личное снаряжение;

- виды рюкзаков, основные требования к ним; туристские палатки, устройство и назначение;

- требования к выбору места для организации бивака группы;

- противопожарные меры в туристском путешествии.
Должны уметь:

- укладывать рюкзак;

- составлять список личного и группового снаряжения в зависи­мости от сезона;

-осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

- устанавливать основные типы палаток;,

- убирать место привалов и биваков;

-

 

- разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.

Медико-санитарная подготовка

Должны знать:

Значение медико-санитарной подготовки;

- характерные спортивные травмы и их предупреждение;

- состав медицинской аптечки группы;

- основы первой доврачебной помощи пострадавшему;

- способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, тепловом и солнечном ударе переохлаждении, простуде, переломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях артериальном, венозном, ка­пиллярном);

- методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;

- правила промывания желудка;

- правила пострадавшего требования к носилкам. Должны уметь:

- оказывать доврачебную помощь пострадавшему; -«транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

- пользоваться групповой медицинской аптечкой;

- изготавливать носилки;

- осуществлять промывание желудка;

- производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые по­вязки;

- обрабатывать различные типы ран;
- распознавать признаки заболеваний и травм.

Топографическая подготовка

Должны знать:

- основы топографии;

- способы изображения земной поверхности;

- понятие «топографическая карта».

- понятие «масштаб».

- масштаб и их виды;

- основные типы топографических знаков;

- понятие «горизонталь».

- понятие «крутизна склона».
Должны уметь:

- читать масштабы карт

- читать и расшифровывать основные топографические знаки;

- определять крутизну и высоту склона;

- осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.

Походы, лагеря

Должны знать:'

- маршрут туристского путешествия;

- цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;

- правила поведения и техника безопасности;

- контрольные сроки проведения путешествия;

- границы полигона.
Должны уметь:
передвигаться в составе группы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

№ п/п Наименование темы занятий Всего, ч В том числе
теорети­ческих практи­ческих
1. Введение      
2. Техника безопасности      
3. Обзор развития ориентирования     -
4. Врачебный контроль, самоконтроль, медико-санитарная подготовка      
5. Правила соревнований по спортивному ориентированию      
6. Снаряжение ориентировщика      
7. Правила соревнований по другим видам спорта      
8. Судейская практика      
9. Общая физическая подготовка      
10. Специальная физическая подготовка      
11. Техническая подготовка      
12.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: