- участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.);
- оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);
- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
- соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;
- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
- творческие мастерские;
- пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации.
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края,
- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;
- использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;
- создание экологических троп;
- участие в работе школьного эколого-краеведческого музея;
- пропаганда эколого-краеведческих знаний;
- позитивное общение с окружающими;
- овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;
- рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
На первом году обучения основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспечению безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую экспедицию, провести занятия, тренировки.
При изучении тем, связанных с краеведением и экологией, большую пользу окажет посещение краеведческого, художественного и других музеев.
|
Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом, использовать игровую методику, приглашать на занятия известных и опытных путешественников, специалистов.
Все занятия следует строить так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы. Большое значение имеют занятия, связанные с подготовкой снаряжения, его ремонтом и хранением, работы на биваке, выполнение краеведческих заданий.
Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, соревнование на скорость определения топографических знаков и т.д.). Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображенного на карте.
Занятия по ориентированию необходимо проводить на местности, используя контрольные пункты (КП), изготовленные сначала при непосредственном участии руководителя, затем самостоятельно.
Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах.
Итогом 1-го года обучения является подготовка и проведение степенного похода на значок “Юный турист России”, участие в простейших экологических исследованиях.
На втором году обучения программа предусматривает углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков пешеходного туризма, ориентирования. Большое место также отводится обеспечению безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.
|
Успех прохождения программы зависит от уровня и количества занятий на местности и проведения походов и экспедиций. Рекомендуются доступные для учащихся самостоятельные исследования в природе при участии руководителя объединения и различных специалистов. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.
Итогом 2-го года обучения является подготовка и проведение степенного похода на значок «Турист России», оформление отчета о проведенном исследовании в виде доклада на школьной конференции или оформленного материала для стенда.
На третьем году обучения программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также природных комплексов с точки зрения биоценологии, рассматриваются взаимоотношения организмов в биоценозе. Здесь обобщается ранее изученный материал, формируется понятие о природе как о целостной динамичной системе, которое является опорным для формирования понятия об охране природы. На краеведческом материале учащиеся знакомятся с примерами рационального использования природы, ее ресурсов и природных комплексов.
Члены детского объединения приобретают начальное экологическое образование, навыки организации внеклассной туристско-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. Одновременно они продолжают формирование собственных туристско-краеведческих и экологических знаний, умений, навыков.
|
Итогами 3-го года обучения является подготовка и проведение похода I категории сложности, подготовка помощников руководителя эколого-краеведческой работы в школе, создание лекторской группы учащихся, научно-практическая работа в природе, участие в научно-практических конференциях.
Четвертый год обучения включает разнообразную организационную работу школьников в различных направлениях деятельности - туристской, краеведческой, экологической.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, соревнований.
Учащиеся, прошедшие четырехгодичное обучение могут участвовать в походах, быть помощником руководителя похода I категории сложности, в городских и областных слетах туристов-краеведов, быть организатором мероприятий внеклассной туристско-краеведческой и экологической работы, проводить исследования в природе и участвовать в научно-практических конференциях различного ранга.
Успешное освоение материала программы во многом зависит от продуманного построения учебного процесса. Теоретические занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа в течение всего года. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участие в соревнованиях, научно-практических конференциях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Уже с первого года обучения учащиеся принимают участие в полевых лагерях, а со второго года – в исследовательских экспедициях.
Продолжительность практических занятий (тренировок) на местности, экскурсий в своем населенном пункте - 4 часа, в течение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, полевого лагеря, экспедиции – 8 часов.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмом Министерства образования РФ №15-Т от 30.08.96.
Подведение итогов реализации программы проводится ежегодно. Итоги подводятся при проведении степенных и категорийных походов, туристско-краеведческих слетов и слетов юных экологов, научно-практических конференций, соревнований по туристскому многоборью, олимпиадах, викторинах, конкурсах.
По итогам года детское объединение должно познакомить учащихся школы со своей работой в фотоматериалах, стенной печати или на школьной конференции. Экологические исследовательские работы школьников выдвигаются на различные конкурсы и конференции.
Распределение учебной нагрузки по годам обучения
Год обучения | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||||||
Количество часов Наименование разделов | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика |
Подведение итогов летнего полевого сезона | ||||||||||||
Туристская подготовка | ||||||||||||
Краеведение | ||||||||||||
Топография и ориентирование | ||||||||||||
Обеспечение безопасности | ||||||||||||
Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе | ||||||||||||
Факультативные занятия | ||||||||||||
ИТОГО: |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
1-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Основы туристской подготовки | |||||
1.1 | Туристские путешествия, история развития туризма | ||||
1.2. | Туристское снаряжение | ||||
1.3. | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги | ||||
1.4. | Питание в походе | ||||
1.5. | Подготовка и организация путешествия | ||||
1.6. | Физическая подготовка туриста | ||||
2. Краеведение | |||||
2.1 | Географическое положение, природные условия и ресурсы края | ||||
2.2. | История и культура края | ||||
2.3 | Туристские возможности края | ||||
3. Топография и ориентирование | |||||
3.1 | Топографическая и спортивная карты | ||||
3.2 | Ориентирование | ||||
4. Обеспечение безопасности | |||||
4.1 | Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций | ||||
4.2 | Правила санитарии и гигиены | ||||
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | ||||
5. Организация экологической работы. Наблюдения за природой | |||||
5.1 | Наша планета – Земля | ||||
5.2 | Биосфера | ||||
5.3 | Изучение отдельных компонентов природного комплекса | ||||
5.4 | Наблюдения в природе | ||||
5.5 | Туризм и охрана природы | ||||
5.6 | Основы исследовательской работы | ||||
ИТОГО за период обучения: | |||||
Зачетные походы, лагеря, экспедиция – вне сетки часов
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
1-й год обучения
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.
Краеведение, туристско-краеведческое движение «Отечество», основные его направления.
Практические занятия
Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему «Давай познакомимся».
1.2. Туристское снаряжение
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, аптечка.
Практические занятия
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры.
Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт)
Организация ночлегов в помещении.
Игры в пути и на привале. Туристская песня.
Нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Практические занятия
Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра).
Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом.
Игры в пути и на привале.
Разучивание и исполнение туристских песен.
1.4. Питание в походе
Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода
Закупка, фасовка и упаковка продуктов
Приготовление пищи на костре.
1.5. Подготовка и организация путешествия
Права и обязанности участников похода.
Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.
Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.
Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформление собранного материала. Написание отчета.
Практические занятия
Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу
Работа с собранным материалом, его определение, систематика, оформление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.
1.6. Физическая подготовка туриста
Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание. Утренняя зарядка.
Практические занятия
Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале, лыжная подготовка. Обучение плаванию.
2. Краеведение
2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края
Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края.
Практические занятия
«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини докладов о природе родного края.
2.2. История и культура края
Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры.
Практические занятия
Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.
Творческие мастерские. Подготовка мини докладов по истории, культуре родного края.
2.3. Туристские возможности края
Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Практические занятия
Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.
3. Топография и ориентирование
3.1. Топографическая и спортивная карты.
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы.
Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.
Практические занятия
Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.
Упражнения на запоминание условных знаков.
3.2. Ориентирование
Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.
Практические занятия
Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
4. Обеспечение безопасности в походе
4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте).
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.
Практические занятия
Обучение технике вязания узлов. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
4.2. Правила санитарии и гигиены
Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от загрязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов)
Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы.
Практические занятия
Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение.
Изучение ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортировка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста.
Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся.
Правила переноски пострадавшего.
Практические занятия
Комплектование медицинской аптечки.
Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.
5. Основы экологии. Организация экологической работы
5.1. Наша планета – Земля
Наше место во Вселенной. Развитие понятий о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О.Ю.Шмидта.
Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое.
Практические занятия
Наблюдения за звездным небом.
Экологические игры.
Творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной»
Экскурсия в планетарий.
5.2 Биосфера
Понятие о биосфере. Биосфера – «живая» оболочка Земли. Границы биосферы.
Практические занятия
Экологические игры.
5.3. Изучение отдельных компонентов природного комплекса
Рельеф, почва, растения, животные Природные комплексы леса, луга, поля, водоема. Экология – наука о взаимосвязях в природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов.
Практические занятия
Изучение почвенного среза.
Изучение растений леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям.
Изучение типов взаимоотношений организмов.
Экскурсии в различные природные комплексы (по выбору) и по изучению различных форм рельефа,
5.4. Наблюдения в природе
Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.
Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.
Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.
Краеведческие наблюдения. Встречи, беседы с местным населением.
Практические занятия
Наблюдения за признаками изменения погоды в природе.
Определение скорости течения реки, ее ширины и глубины.
Сбор, засушивание растений и оформление гербария.
Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по экологической тропе.
5.5. Туризм и охрана природы
Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразовании природы. Виды природоохранной деятельности школьников.
Практические занятия
Участие в экологических акциях («Уберем мусор», «Чистый родник», «Чистый двор» и т.д.).
Изготовление и развешивание кормушек, искусственных гнездовий для птиц.
5.6. Основы исследовательской работы
Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.
Практические занятия
Выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подбор литературы, правила оформления исследовательской работы.
Исследовательская деятельность в природе.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
2-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Подведение итогов летнего полевого сезона | ||||
2. Основы туристской подготовки | |||||
2.1 | История развития туризма. Туристские путешествия. | - | |||
2.2 | Туристское снаряжение | ||||
2.3 | Туристский быт | ||||
2.4 | Питание в походе | ||||
2.5 | Туристская группа | ||||
2.6 | Подготовка и проведение туристского путешествия | ||||
2.7 | Физическая подготовка | - | |||
2.8 | Туристские слеты и соревнования | ||||
3. Топография и ориентирование | |||||
3.1 | Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний | ||||
3.2 | Ориентирование | ||||
4. Основы безопасности | |||||
4.1 | Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций | ||||
4.2 | Правила санитарии и гигиены | ||||
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | ||||
5. Краеведение | |||||
5.1 | Краеведческие объекты родного края | ||||
5.2 | Рельеф и полезные ископаемые | ||||
5.3 | Климат | ||||
5.4 | Гидрография | ||||
5.5 | Растительный мир | ||||
5.6 | Животный мир | ||||
6. Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе | |||||
6.1 | Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность | ||||
6.2 | Фенологические наблюдения | ||||
6.4 | Природный комплекс и его компоненты | ||||
6.3 | Почвы области (края). Охрана почв | ||||
6.5 | Исследовательская работа | ||||
Итого за период обучения: | |||||
Зачетные походы, лагеря, экспедиция – вне сетки часов