Рынок – это конкуренция между производителями и между продавцами, поэтому решения предпринимателя направлены на усиление конкурентоспособности, на опережение своих конкурентов. Реакция конкурентов непредсказуема так же, как и реакция потребительского рынка. Источник риска состоит в неопределенности последствий предпринимательского решения, непредсказуемости реакции внешней среды. Всегда есть вероятность получения неблагоприятных результатов, например, книга не найдет покупателей из-за неверно оцененной конъюнктуры рынка. Риск органически присущ предпринимательству.
Издатель при подготовке издания рискует, по крайней мере, трижды:
· на этапе выбора автора,
· при выборе оформления книги,
· при определении тиража и издательской цены.
Во всех указанных случаях неблагоприятные последствия для издателя выражаются в невозможности полностью или частично возместить затраченные средства и расплатиться за кредиты.
В книготорговом предпринимательстве источниками рисков могут быть:
· выбор профиля магазина,
· определение месторасположения магазина,
· ассортиментная политика,
· ценовая политика.
Одним из основных источников риска книжной фирмы является неправильная маркетинговая политика, приводящая к неверной оценке состояния рынка и внутриотраслевой конкуренции.
Чем больше затрачено средств и чем больше надежд на ожидаемую прибыль, тем ощутимее последствия ошибок и, следовательно, тем больше степень риска.
Особую группу составляют риски, возникновение которых не связано с деятельностью предпринимателя и не зависит от его воли. Это так называемые форс-мажорные обстоятельства: техногенные катастрофы и стихийные бедствия, политические события и терроризм, инфляционные скачки и изменения в налоговой политике, уголовные преступления и биржевые операции, которые могут нанести предпринимателю большой, иногда непоправимый ущерб.
|
Для преодоления последствий рисков фирме необходимо иметь запас финансовой прочности. В связи с тем что крупные фирмы имеют обычно запас финансовой прочности больше, чем небольшие фирмы, они более устойчивы в период кризиса, вызванного теми или иными причинами.
Существует несколько видов классификаций рисков. По объектам риска в первую очередь выделяют риски, связанные с производственной деятельностью фирмы. К производственным рискам относятся (в скобках показаны источники рисков):
· риск неисполнения договоров (неплатежеспособность партнеров, недостоверная информация о партнерах);
· риск изменения конъюнктуры рынка (маркетинговая политика продаж);
· риск действий конкурентов (утечка информации, недозволенные методы конкурентов);
· риск возникновения непредвиденных затрат (увеличение цен на ресурсы-затраты, маркетинговая политика на рынках ресурсов);
· риск потери имущества фирмы (стихийные бедствия, аварии, хищения).
Коммерческий риск в книжном деле возникает в ходе реализации произведенных или закупленных книжных товаров. Источники риска: повышение издержек обращения, снижение цены реализации (точнее, торговой наценки) из-за действий конкурентов, потеря и порча товара в процессе обращения.
Финансовый риск связан с осуществлением предпринимателем финансовых сделок. Источники риска: изменение налоговой и таможенной политики государства, ограничения валютно-финансовых операций, а также источники, характерные для производственного и коммерческого риска.
|
Инвестиционный риск выражается в обесценивании инвестиционного портфеля фирмы, содержащего собственные и приобретенные ценные бумаги.
С инвестиционным риском связан рыночный риск, обусловленный колебаниями валютного курса и процентных ставок.
В зависимости от источников риски могут быть хозяйственными (финансово-хозяйственная деятельность предпринимателя), а также связанными с личностью предпринимателя или с недостатком информации о рынке, о партнерах, перспективах государственной политики.
По средствам защиты от риска различают страховые риски, допускающие страхование наступления нежелательных для предпринимателя событий (например, гибель имущества при пожаре, несчастные случаи на производстве и т.д.) и нестраховые риски. С одной стороны, страховые риски составляют самую многочисленную группу рисков, с другой – именно риски, которые не берутся страховать компании, являются источниками потенциальной прибыли предпринимателя (например, издание произведения нового автора).
По степени неблагоприятности последствий различают допустимый риск (рассчитанный риск потерять прибыль в определенных пределах), критический риск (возможность потерять прибыль и получить убыток), катастрофический риск (возможность банкротства).
Виды потерь от рисков можно классифицировать на: материальные (запасы, основные фонды, сырье и т.д.), трудовые (непроизводительные потери рабочего времени) и финансовые (прямой денежный ущерб).